Статья на тему Сущность проектного обучения
Статья на тему:
Сущность проектного обучения
Современные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ГОС СПО) Донецкой народной республики, которые представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования образовательными учреждениями, заложен компетентностный подход.
Компетентность будущего специалиста среднего звена включает в себя общие и профессиональные компетенции. Общие компетенции представляют собой совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Профессиональные компетенции – способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности.
Общие компетенции формируются в процессе учебной и внеучебной деятельности обучающихся при изучении учебных дисциплин и профессиональных модулей.
Выбор приемов и методов формирования и развития общих компетенций является актуальным и важным для эффективной организации учебной деятельности обучающихся.
Одним из успешных методов формирования и развития общих компетенций является метод проектов, который способствует развитию самостоятельности и ответственности личности, ориентирован на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию.
Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.
Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
В России идеи проектного обучения возникли практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе - запрещено.
Существовало несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя:
- не было учителей, способных работать с проектами;
- не было разработанной методики проектной деятельности;
- чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения;
- «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»;
- отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.
В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в таких странах как США, Канада, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия Бельгия, Германия, Италия, Нидерланды, Финляндия - применяли активно и весьма успешно.
Со временем, метод проектов изменился, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов». Таким образом, метод проектов постепенно и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Однако, суть его остается прежней - стимулировать интерес обучающихся к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен учебного учреждения.
В современной педагогике под методом проектов понимается совокупность приемов, операций, которые помогают овладеть определенной областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Общие сведения о проектном обучении
Слово «проект» означает (от лат. projectus; буквально - брошенный вперед):
- совокупность документов (расчетов, чертежей для создания какого-либо объекта (сооружения, изделия);
- предварительный текст какого-либо документа;
- замысел, план.
Проектирование - процесс создания проекта - прообраза предполагаемого или возможного объекта.
Сущность метода проектов - это решение какой-либо проблемы (задачи) на основе самостоятельной деятельности обучающихся при использовании соответствующих способов, средств, знаний, включая междисциплинарные и наддисциплинарные, интеллектуальных и практических умений, а также реализации творческого потенциала для получения конкретного результата.
В основе реализации метода проектов в обучении дисциплинам лежит технологический подход.
Технология - целенаправленный, алгоритмический процесс, который обеспечивает получение точного, ожидаемого результата.
Основными элементами педагогической технологии являются - проблема, цель, задачи, содержание, методы, ресурсы, результат, оценка. Следовательно, метод проектов можно представлять как педагогическую технологию, так как его реализация соответствует целевому, содержательному, процессуальному, технологическому и результативно-оценочному аспекту педагогической деятельности
Таким образом, проектная технология требует последовательного поиска решения проблемы (задачи).
Рекомендуемая последовательность действий:
- определение проблемы (задачи);
- формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы);
- подбор методов и средств решения проблемы;
- проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы;
- получение и анализ данных;
- оформление данных в виде текста (схемы, рисунка);
- обсуждение и корректировка данных;
- выражение ожидаемого результата.
Особенности технологии проектного обучения
Главные отличительные признаки технологии проектного обучения:
- формирование личностно значимых способов учебной работы;
- овладение способами самообразования;
- обеспечение перевода обучающегося в режим саморазвития;
- стимулирование самостоятельной работы обучающегося;
- приобретение опыта социального взаимодействия;
- развитие коммуникативных способностей обучающегося;
- приобретение инициативности.
Технологические подходы технологии проектного обучения:
- деятельностный;
- личностно ориентированный;
- компетентностный;
- гуманистический;
- культурологический;
- ценностный.
Классификация проектов
Проекты классифицируют по определенным признакам:
- по количеству учащихся: индивидуальные и групповые (парные, звеньевые, бригадные);
- по содержанию и привязке к учебным дисциплинам: онопредметные, межпредметные и надпредметные;
- по продолжительности: краткосрочные (мини-проекты: от 1 до 3 учебных занятий - неделя), среднесрочные (от 1 до 4 недель) и в) долгосрочные (от 4 недель до 1 года);
- по доминирующему виду деятельности: информационные (предполагают сбор, обработку и анализ информации к какой-либо учебной проблеме; поиск информации, ее обобщение, ранжирование, структурирование и представление в виде реферата, доклада, таблицы, логической схемы, графиков и видеоматериалов); исследовательские (предполагают моделирование ситуаций реального научного поиска на основе его логики и структуры; определение проблемы, темы, объекта, цели, задач, гипотезы, методов, этапов, новизны, практической значимости исследования; представление результата в виде отчета исследовательской работы); творческие (предполагают создание ситуаций для развития творческих способностей; представление результатов в виде сценария, выпуска газеты, радиопередачи, видеофильма, выставки);
- по характеру контактов: внутригрупповые, внутриколледжские, региональные, республиканские и международные.
Формирование темы проекта
Тема проекта выбирается и формулируется с учетом определенных обстоятельств, а именно:
- учитывается содержание программ учебных дисциплин (профессиональных модулей, междисциплинарных курсов);
- учитывается возраст и уровень подготовки обучающихся;
- учитываются интересы и потребности обучающихся (познавательные, прикладные, творческие, ценностные и др.);
- учитываются особенности личности преподавателя;
- учитывается практическая значимость ожидаемых результатов.
Темы проектов могут заранее формулироваться специалистами различных отраслей науки, могут выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по учебной дисциплине (профессиональному модулю, междисциплинарному курсу), а также могут предлагаться самими обучающимися.
Формулировка темы должна быть краткой, понятной, проблемной, смыслосодержащей.
Формулировка цели и задачи проекта
Цель проекта - это обоснованное представление об общих, конечных результатах совместных действий участников проектирования.
Цель всегда формулируется в соотношении с темой проекта.
Цель рекомендуется формулировать, начиная с глаголов, например: выяснить, сформулировать, обосновать, создать, разработать, организовать, провести, оказать помощь, апробировать
Цель проекта развертывается в совокупности задач. Задачи - это, как правило, конкретизированные или более частные цели.
В ходе выполнения проекта реализуются различные категории задач, содержание которых раскроем ниже.
Познавательные задачи связаны с изучением особенностей объектов (предметов) окружающего мира, способов (методов) решения проблем; овладением умениями работы с источниками; постановкой эксперимента (организация и проведение опытов).
Коммуникативные задачи связаны с ознакомлением и усвоением способов речевого взаимодействия между участниками проекта (анализ, аргументация, преобразование информации, ее грамотное выражение, культура речи и отношений между партнерами).
Кооперативные задачи связаны с усвоением умений работать в парах, группе, ориентированных на совместное достижение ожидаемого результата проектирования.
Преобразовательные задачи связаны с усвоением умений практического характера, направленных на улучшение состояния объектов окружающего мира.
Задачи самообразования связаны с усвоением знаний и умений для самостоятельного решения возникающих учебных и других проблем.
Творческие задачи связаны с реализацией потенциала личности учащихся, необходимого для создания оригинальных результатов проектирования - сочинения, схемы, конструкции, модели.
Организационные задачи связаны с усвоением умений самоорганизации: грамотной постановки задач, определения методов их решения, планирования собственной работы, определения своей роли при групповой деятельности
Для выражения задач, как и в случае целей лучше использовать глаголы:
- изучить литературу по теме и выяснить ;
- определить категории ;
- ознакомиться с методами
- создать модель (методику) ;
- провести серию опытов ;
- апробировать модель (методику) ;
- разработать рекомендации ;
- сформулировать ;
- предложить способы решения .
Система взаимодействия участников в ходе работы над проектом
При использовании проектного метода обучения существенно изменяются и роли участников педагогического процесса: преподаватель не является экспертом, он - демократичный руководитель, консультант, помощник; соответственно, обучающийся выполняет роль активного участника процесса проектирования.
Работа над проектом предполагает обязательную рефлексивную деятельность: оценку того, что каждый приобрел в процессе выполнения учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как их можно избежать в будущем.
Система взаимодействия участников на разных стадиях работы над проектом приведена в таблице 1.
Таблица 1 - Система взаимодействия участников проекта
Этапы работы над проектом
Содержание
работы
Деятельность
обучающихся
Деятельность
преподавателя
1. Выдвижение идеи проекта
Предварительное формулирование
темы и основных целей выполнения проекта
Обсуждают идею, собирают информацию, выдвигают свои формулировки тем
Разъясняет смысл проектирования, участвует в обсуждении идеи, помогает формулировать тему и цели
2. Составление письменного плана выполнения
проекта
Определение источников информации, выбор методов выполнения и формы представления отчета, распределение обязанностей между участниками проекта, составление плана действия
Вырабатывают конкретный план индивидуальных и совместных действий, формулируют задачи
Разъясняет смысл планирования, корректирует планы работы, помогает сформулировать задачи
3.Выполнение проекта
Осуществление действий по сбору необходимой информации
Выполняют работу по проекту, советуются между собой и преподавателем, накапливают материал
Наблюдает за работой и косвенно руководит (корректирует действия)
4.Завершение проекта
Предварительный анализ полученной информации, или оценка созданного объекта
Анализируют информацию, выясняют ее недостатки, оценивают созданный собственным трудом объект
Помогает выполнить анализ, участвует в оценке созданного объекта как рядовой участник
Продолжение таблицы 1
Этапы работы над проектом
Содержание
работы
Деятельность
обучающихся
Деятельность
преподавателя
5. Подготовка отчета по проекту
Работа по оформлению отчета в соответствии с выбранной формой
Работа над отчетом- читают, считают, анализируют, оформляют отчет, готовят выступление
Помогает составлять отчет, корректирует окончательный вариант отчета и выступления
6. Представление отчета и его оценка
Определение ценности выполненного проекта
Отчитываются о результатах своей работы, обсуждают, оценивают достоинства и недостатки проекта
Слушает, задает вопросы, оценивает усилия учащихся, креативность и качество использования источников, выступления, проект в целом
Критерии оценки проектной работы
Особое место в образовательном процессе отводится оценке, так как именно она, выполняет роль обратной связи и несет функцию регуляции процесса обучения.
Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования.
Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
- способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий;
- сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
- сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в трудных ситуациях;
- сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
Для оценки групповых проектов, наряду с перечисленными критериями следует дополнительно вводить такой критерий как сформированность навыков работы в коллективе и команде.
С критериями оценивания проектов обучающиеся знакомятся заранее. Также они сами могут предложить какие-либо дополнения в содержание критериев или даже дополнительные критерии, которые, на их взгляд, необходимо включить в критериальную шкалу. Критерии оценивания являются своего рода инструкцией при работе над проектом. Кроме того, обучающиеся, будучи осведомленными о критериях оценивания их проектной деятельности могут улучшить отдельные параметры предлагаемые для оценивания, тем самым получить возможность достижения наивысшего результата.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Блинова Е.Р. Создание на уроке проблемной ситуации с помощью контекстной задачи /Е.Р. Блинова //Образование в современной школе. -2003. -№11. –С.21-33.
2. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Васильев В. Проектно-исследователькая технология: развитие мотивации /В.Васильев // Народное образование. - 2008. - №9. - С. 177-180.
4. Даниленкова Г.Г. Педагогическое проектирование учебного процесса / Г.Г. Даниленкова // Сб. научи, ст. / Калинингр. ун-т. - 2008. - С. 25-27.
5. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005.
6. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Материалы для специалистов образоват. учреждений. – СПб.: КАРО, 2002. – 368с.
7. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
8. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61
9. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003.
10. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы / Н.Ю. Пахомова //Методист. -2004. -№3. –С.44-49.
11. Педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2007. - 217 с.6.
12. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4
13. Сибирская Н.П. Проектирование педагогических технологий / Н.П. Сибирская // Энциклопедия профессионального образования в 3 т. - М., 2009.-Т.2.-С. 344-345.
14. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. Чечель // Директор школы. - 2008. - №4. - С. 3-10.
13PAGE 15
13PAGE 14215
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315