Конспект урока по информатике: Калькулятор, его элементы, способы проверки вычислительных действий с помощью калькулятора»
Тема урока по информатике: Калькулятор, его элементы, способы проверки вычислительных действий с помощью калькулятора»
Тема урока по математике: Сложение и вычитание десятичных дробей.
Тип урока: комбинированный
Информатика: урок ознакомления с новым материалом
Математика: обобщения и систематизации знаний учащихся по теме Сложение и вычитание десятичных дробей
Вид урока: бинарный, информатика + математика с применением компьютерных технологий.
Технологии: информационные технологии, игровые технологии, применение элементов критического мышления.
Основная цель урока информатики: познакомить учащихся с программой Калькулятор; рассмотреть принцип действия программы; рассмотреть принцип действия программы; формирование умения выполнять вычисления с помощью Калькулятора.
Основная цель урока математики: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей
Задачи урока :
Развитие познавательного интереса, внимания, логического мышления, активизация деятельности. Реализовать межпредметные связи предметов математика, информатика, история.
Воспитывать аккуратность в записях учеников и при работе с ПК. Прививать чувство коллективизма, интерес к предмету.
Учащиеся должны знать:
приемы работы на калькуляторе
Учащиеся должны уметь:
выполнять вычисления с помощью программы Калькулятор.
находить результаты вычислений при помощи калькулятора
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный; Приемы: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа.
Оборудование: учебник «Информатика 5 класс», компьютер с программой Power Point, мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал; компьютерный класс.
Время проведения: 80 минут
Учитель: Вейс Светлана Александровна(информатика), Вейс Светлана Александровна (математика)
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Мотивационный этап
3. Этап постановки целей урока
4. Этап ознакомления с новым материалом
5. Этап применения знаний на практике
6. Этап подведения итогов урока
7. Этап постановки домашнего задания
Ход урока:
Организационный момент
Учитель информатики: Ребята! Сегодня у нас урок необычный. Мы находимся в компьютерном классе. Нас объединяет любовь к математике, и желание работать на компьютере. Поэтому сегодня урок по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей», мы проведем с помощью компьютера. Ведь компьютер предназначен не только для развлечений. Он является вашим помощником в нелёгком учебном труде. Его использование делает обучение интересным, увлекательным и объективным, потому что он оценивает только ваши знания, а не вас самих.
Девиз урока:
Думаем коллективно,
Работаем оперативно,
Спорим доказательно-
Это для всех обязательно
-Как объединить эти два понятия в одном уроке. (Учащиеся ставят цель работы на уроке.)
Актуализация знаний учащихся, практических и умственных умений:
учитель информатики: Техника безопасности (рассказ наизусть стихотворения про технику безопасности)
Начиная всё сначала,
Я хочу вам рассказать,
Что такое безопасность,
Как её нам соблюдать.
Существуют правила-
Несколько запретов!
Даже, может, больше!
Скучных, уж, пожалуй,
Но не соблюдать их
Просто не возможно!
Для начала мы возьмём:
"Время- перемена"-
Золотое времечко,
Любимое, наверное!
Прежде, чем работать,
Ты место приготовь
И правила все вспомни-
Прошедший наш урок!
Компьютер не игрушка,
За ним необходим уход:
Протри его от пыли
И работай с ним урок!
Но с мокрыми руками
Компьютер ты не трожь!
А то беда случится-
Тебе не повезёт!
Вообще, чтоб не омрачать эту атмосферу,
Правил пару или три
заучить, пожалуй, в силах ты!
Первым делом, в класс войдёшь-
Веди себя там тихо:
не кричи и не шуми, и не бегай быстро!
Делай то, что скажут.
Ну, а лучше бы совсем
Выйти из класса!
Вторым делом, так сказать,
если вдруг случилось,
что остался в классе ты,
Не ломай там ничего-
Не ищи себе проблем!
Лучше просто сядь и отдохни перед сложной темой!
Ну, и в завершении, я хочу сказать
Всем нам безопасность надо соблюдать!
Учитель математики:
-А вот основные правила, которые нужны для математики, мы с вами вспомним, используя ромашку.
Стратегия Ромашка Блума. (вопросы по математике, цель: проверить уровень усвоения теоретического материла по теме «Десятичные дроби. Действия сложения и вычитания десятичных дробей.»
- какая дробь, называется десятичной дробью
- расскажите, как вы поняли, как перевести обыкновенную дробь в десятичную дробь?
- где можно использовать действия сложения и вычитания десятичных
дробей ?
- может ли стать вашим помощником при решении задач на выполнения
арифметических действий с десятичными дробями?
- почему при вычитании десятичных дробей, необходимо в недостающих разрядах обязательно доставлять нули?
- что было бы, если бы все вычисления с десятичными дробями могли бы мы выполнить только с помощью калькулятора?
3. Изучение нового материала
Учитель информатики:
а) «Корзина мыслей» (рисунок корзины). Цель: систематизация имеющихся знаний учащихся по теме урока.- запишите в течение 2 минут, как можно больше слов, которые связаны с понятием калькулятор. В течение 2-х минут обсудите эти понятия с вашими друзьями, выберите совпадающие и более точные ответы. б) Индивидуальная работа учащихся: Синквейн «Калькулятор»1 строка – 1 существительное2 строка – 2 прилагательных3 строка – 3 глагола4 строка – предложение ваше мнение о калькуляторе5 строка -1 существительное
Учитель информатика:
Учащиеся готовят презентацию о этимологии понятия калькулятор и о видах калькуляторов.
Учитель информатики: Мы с вами сейчас познакомимся с калькуляторами, которые сейчас используются в быту, науке, образовании.
Работа учащихся с Интернет страницами: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
(составление технологической карты по теме «Калькулятор. Запуск программы. Элементы программы. Виды калькуляторов, сфера их использования). Сегодня на уроке для нас с вами более нужные калькуляторы связанные с обучением – математические и школьные. Рассмотрим окно программы «Калькулятор».
А) Запуск программы: заполнить кластер: Пуск – программы – стандартные - калькуляторы
Б) Список команд и назначение кнопок
-Заполнение кластера «Калькулятор»(используем учебник «Информатика»
В).Тестирование тест «Калькулятор»(цель усвоение элементов программы Калькулятор»
4. Физкультминутка/ валеопауза на ослабления напряжения глазУпражнения выполняются, не вставая с кресла, легко, без напряжения. Примите удобное положение, спина прямая, глаза открыты, взгляд устремлен прямо.
Снимаем нагрузку с мышц, участвующих в движении глазного яблока:Взгляд влево - прямо, вправо - прямо, вверх - прямо, вниз - прямо, без задержки в отведенном положении. Круговые движения глаз -от 1 до 10 кругов влево и вправо. Сначала быстрее, потом - как можно медленнее.
Изменение фокусного расстояния: Посмотрите на кончик носа, затем вдаль. Посмотрите на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, затем вдаль. Повторите упражнение несколько раз. Сожмите веки, затем моргните несколько раз.
Закончить гимнастику необходимо массажем век: Мягко поглаживайте веки указательным и средним пальцами в направлении от носа к вискам, а затем потрите ладони и легко, без усилий, прикройте ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (на 1 минуту). Представьте себе погружение в полную темноту.
IV. Первичное закрепление изученного материала.
Учитель математики:
А) Заполнение кластеров по теме
а) 1 группа: запись обыкновенных дробей в виде десятичной дроби
б) 2 группа: сравнение десятичных дробей
в) 3 группа: сложение десятичных дробей(1 ученик рассказывает алгоритм)
г) 4 группа: вычитание десятичных дробей (1 ученик рассказывает алгоритм)
Б) дидактическая игра «Найди ошибку»
Выполните вычислительные действия и проведите самопроверку, используя калькулятор.
Какие ошибки были допущены в примерах:
А
Б
В
Г
Д
45,34
+ 73,5
200,3
+ 5,62
450,2
– 20,01
160,45
– 45,50
1 3 8
- 3,5
526,9
205,65
430,21
115,95
10,3
Ответ:
А. Неправильный ответ может получиться, если при сложении не уравняли количество знаков после запятой. Чтобы не ошибиться числа надо записывать так, чтобы запятая оказалась под запятой.
Б. Были отдельно сложены целые и дробные части чисел.
В. При вычитании не уравняли количество знаков после запятой.
Г. Забыли о том, что был занят разряд десятков.
Д. При вычитании натуральное число не представили в виде десятичной дроби.
Учитель информатики:
Б). Игра «Угадай число» (выполнить алгоритм на калькуляторе)
1) А сейчас немного магии.
Задумайте любое трехзначное число.
Запишите его в поле ввода
Умножьте задуманное число на 3
К ответу прибавьте 9
К ответу прибавьте 15
Из ответа вычтите 3
Разделите ответ на 3
Вычтите из ответа задуманное число.
-ответ учителя: У вас получилось число 7.
-Можно задумать другое число и повторить все действия с самого начала. Результат будет тот же. Можете ли вы объяснить это.
2) Задумайте произвольное число, связанное с темой урока. Прибавьте к задуманному числу 2,5. К ответу прибавьте 12,5. Из ответа вычтите 3,6. Из ответа вычтите задуманное число. К ответу прибавьте 5. Из полученной суммы вычтите 3. Назовите полученный результат.
Учитель математики:
3) задание на развитие памяти, сложение десятичных дробей и Калькулятор. Как только будет найден ответ, я прошу вас поднять руку.
(Для быстрой проверки правильности ответа, карточки составлены таким образом, что верный ответ получается вычитанием из первого числа с карточки номера варианта).
1 вариант
2 вариант
3 вариант
4 вариант
5 вариант
1,1+8,9=____
___-4,4=____
___-5,4=____
___+0,15=___
___-0,25=___
2,2+1,8=____
___+2,3=____
___-6,06=___
___-0,19=___
___+0,15=___
3,3+2,7=____
___-1,2=____
___-4,4=____
___+0,05=___
___-0,15=___
4,4+4,6=____
___-6,4=____
___-2 =____
___+0,05=___
___-0,25=___
5,5+1,5=____
___+0,34=____
___-7,04=____
___-0,05=___
___+0,25=___
6 вариант
7 вариант
8 вариант
9 вариант
10 вариант
6,1+3,9=____
___-3,6=____
___-6,2=____
___+0,31=___
___-0,41=___
7,2+3,8=____
___-6,3=____
___-4,2=____
___+0,05=___
___-0,35=___
8,3-7,1=____
___+3,8=____
___-4,4=____
___-,45=___
___+0,15=___
9,4+0,6=____
___-7,2=____
___+1,4=____
___-4,16=___
___+0,36=___
10,5-8,3=____
___+4,8=____
___-3,8=____
___-3,15=___
___+0,45=___
Один из вариантов можно решить совместно. Ответы:
1 вариант
2 вариант
3 вариант
4 вариант
5 вариант
1,1+8,9= 10
10-4,4= 5,6
5,6-5,4= 0,2
0,2+0,15=0,35
0,35-0,25=0,1
2,2+1,8= 4
4+2,3= 6,3
6,3-6,06=0,24
0,24-0,19=0,05
0,05+0,15=0,2
3,3+2,7=6
6-1,2= 4,8
4,8-4,4= 0,4
0,4+0,05=0,45
0,45-0,15=0,3
4,4+4,6=9
9-6,4=2,6
2,6-2 =0,6
0,6+0,05=0,65
0,65-0,25=0,4
5,5+1,5=7
7+0,34=7,34
7,34-7,04=0,3
0,3-0,05=0,25
0,2+0,25=0,5
6 вариант
7 вариант
8 вариант
9 вариант
10 вариант
6,1+3,9=10
10-3,6=6,4
6,4-6,2=0,2
0,2+0,31=0,51
0,51-0,41=0,1
7,2+3,8=11
11-6,3=4,7
4,7-4,2=0,5
0,5+0,05=0,55
0,55-0,35=0,2
8,3-7,1=1,2
1,2+3,8=5
5-4,4=0,6
0,6-,45=0,15
0,15+0,15=0,3
9,4+0,6=10
10-7,2=2,8
2,8+1,4=4,2
4,2-4,16=0,04
0,04+0,36=0,4
10,5-8,3=2,2
2,2+4,8=7
7-3,8=3,2
3,2-3,15=0,05
0,05+0,45=0,5
Физкультминутка
Мы все вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу,
Вправо, влево повернемся (повороты влево - вправо)
И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо)
Все идеи победили,
Вверх взметнулись наши руки. (поднимают руки вверх - вниз)
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим путь науки. (встряхнули кистями рук)
V. Повторение изученного материла:А) Дидактическая игра: «Что лишнее?»
Почему? . ... и ... являются ...., в то время как .... - .....
1) х – 324,87 = 204,9
2) 125,87 + х = 320,276
3) 200 – х =135,729
- первое и третье уравнение на нахождение суммы двух значений
- в то время, как во втором уравнений для решения используется действие вычитание
Б) Дидактическая игра: «Какая разница»
... является ..., в то время как.... - .....
В)тестирование(работа по индивидуальной карточке, проверить с использованием Калькулятора»
С) Работа за компьютером. Программа «Калькулятор».
Уровень А: Индивидуальные задания: работа с учебником «Информатика», стр.
Уровень В: Задание с конкурса иноурок:С помощью исполнителя «калькулятор», нужно решить арифметическое выражение: « (a+b)*c – d/f ». Какая последовательность команд приводит к решению задачи (MS – записать в память, MR – прочитать из памяти, MC – стереть память)?
MC (a + b) * с = MS d / f – MR =;
MC (a + b) * с = MR d / f – MS =;
MC d / f = MS (a + b) * с = – MR =;
MC d / f = MS (a + b) * с MR – =.
Уровень С: Решение текстовых задач(самопроверка на калькуляторе»)
1)Скорость лодки по течению реки 10 км/ч, а скорость течения реки 2,5км/ч. Какова скорость лодки в стоячей воде?
2) скорость катера против течения реки 7 км/ч. Скорость течения реки 1,8км/ч. Какова скорость катера в стоячей воде?
3)Периметр треугольника равен 45,9см. Длина одной стороны равна 10,9см, длина другой – 15см. Найдите длину третьей стороны.
Программа «Лови ответ», проверить оформление решения и результат.
VI. Домашнее задание инструктаж по его выполнению.
Составить задание связанное калькулятор и предмет, который больше всего нравиться изучать в школе.
VII. Итог урока. Рефлексия.
Понимание материала: Выберите и нажмите большой палец, как вы сегодня поняли материал
(я понял все, я понял не все; я тему не понял)
Литература и интернет источники:
Е.А. Вьюшкова, Н.В. Параскун «Информатика»/Астана: Арман-ПВ, 2013.
Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих. Д. А.Поспелова.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Энциклопедический словарь юных математиков. А. П.Савин М: Педагогика, 198с.: ил.
У
529,77
64,271
194,406
Заголовок 315