Педагогический проект Практические приёмы коучинга, при реализации программы дополнительного образования естественно-научного направления
Министерство общего и профессионального обучения Свердловской области
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Станция юных натуралистов»
Асбестовского городского округа
Педагогический проект
"Практические приёмы коучинга, при реализации программы дополнительного образования естественно-научного направления".
Исполнитель:
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
МБОУДО СЮН
Бабенкова Алёна Ивановна
Асбест
2016 г.
Аннотация работы
Данная работа рассматривает вопросы применения такой инновационной технологии обучения, как коучинг в творческом объединении учреждения дополнительного экологического образования. Даётся определение и суть коучинг - технологий. На примерах показывается организация занятий и воспитательной работы с помощью коучинга. Также приводятся методы организации индивидуальной работы с обучающимися в проектной деятельности с применением ПЛР (плана личного развития). Показывается мониторинг качества образования при помощи таких средств коучинга, как шкала самооценки и диагностические игры.
Введение
В Концепции развития дополнительного образования говорится: ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада, школы, техникума или вуза. Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.
Коучинг – новая методика, созданная на стыке психологии, менеджмента, философии и логики, используемая как раз для повышения эффективности и раскрытия потенциала человека и его мотивации к саморазвитию. Он распространён во всех экономически развитых странах и особенно широко использован в сфере управления человеческими ресурсами. Многие из принципов коучинга могут быть успешно задействованы в педагогике. Данные принципы позволяют создать новый подход к процессу обучения, внести интерактивные элементы, новый смысл, как для педагогов, так и для учеников, создать вовлеченность в процесс, повысить мотивацию и ответственность за результат.
Именно технология коучинга даёт педагогическую и психологическую поддержку ребенка, развивает мотивацию и нацеливание его на конкретный результат, а это инструментарий требуемого от нас индивидуально – личностного подхода.
Цель данной работы: Распространение педагогического опыта по применению коучинга в деятельности педагога дополнительного образования.
Задачи:1. Рассказать об организации занятий и воспитательной работы в творческом объединении с помощью коучинга. 2. Показать организацию индивидуальной и проектной работы с обучающимися при помощи коучинга. 3.Показать примеры мониторинга качества образования при помощи коучинга.
Основная часть
Организация занятий с элементами коучинга в творческом объединении
Коучинг – это метод поиска оптимального решения в какой-либо ситуации с помощью вопросов, которые задает коуч своему собеседнику. То есть у ребёнка есть проблема или вопрос, который он хочет решить и педагог-коуч не дает ему советов – сделай так-то и так-то, а задает вопросы, и уже сам ребёнок, отвечая на них, самостоятельно находит решение своей проблемы.
При реализации программы дополнительного образования педагогу лучше использовать те стили и техники, которые соответствуют ситуации. Применяемые методики обучения помимо адекватности обучаемому должны соответствовать личным навыкам педагога. Самыми важными являются навыки предоставления обратной связи, активного слушания и задавания правильных вопросов. Возможности для коучинга возникают при стечении многих различных обстоятельств в ходе обучения, и важно использовать их по мере появления. На занятиях я использую ненавязчивую корректировку целей, мотивов, намерений детей. Определяющим моментом является соблюдение принципа коучинга: помочь научится самостоятельно помогать себе. Педагог-коуч должен уметь слушать и задавать дальнейшие вопросы.
При изучении новой темы я задаю интересные вопросы, ответ на которые хотел бы знать каждый обучающийся, и вот уже дети смотивированны, внимание к новой теме повышается. Например, такая трудная и скучная в целом тема, как "Систематика растений и бинарная номенклатура" проходит у меня на одном дыхании, благодаря вопросам:
"Представьте, что вы зашли в большую комнату, полную валяющихся игрушек, и вас попросили разложить их в коробки, по каким то одинаковым признакам, то есть систематизировать раскладку игрушек. По каким признакам вы их будете раскладывать?" Обучающиеся обычно отвечают: "Мягкие игрушки, резиновые, куклы, конструкторы, мячи, и т.д." Я продолжаю: "А теперь представьте, что вы учёный и зашли в лес, полный необыкновенных растений, и вам необходимо систематизировать эти растения, то есть разобрать их по каким то признакам на родственные группы. Какие признаки растений вы возьмёте за основу?" Дети обычно отвечают: "По росту, по листве, по цвету, по цветкам..." Я говорю: "Верно, цветок - самая оригинальная и сложная часть растения. Все растения делятся на группы - семейства по строению цветка. А знаете, кто догадался до этого первым?"
Правильным методом работы я считаю систему опыт - рефлексия - вывод - действие, этот метод применим почти ко всем ситуациям, возникающим в процессе занятий с применением коучинга, которые я когда-либо проводила. Коучинг я использую как средство формирования информационных, коммуникативных и здоровьесберегающих компетенций. Время, которое я провожу на занятиях коучингом, рассматриваю как инвестиции, в виде дивиденда от которых я получаю гораздо большее количество времени, сбереженного благодаря мотивации обучающихся. Именно мотивация, формирующаяся на занятиях, и осознанное усилие по применению полученных знаний и навыков, обладают особой важностью.
Организация воспитательной работы с помощью коучинга
В этой работе мне хотелось рассказать о методе воспитания детей с помощью коучинга. Предлагаю рассмотреть пример – так будет проще понять сам метод и его использование. Ребенок что-то делает не так, например, отвлекается на занятии. Стандартное поведение педагога: «Семён, не отвлекайся, слушай внимательно!». При этом ребенок не думает, а просто выполняет приказ, отданный педагогом. С точки зрения развития личности – это минус.
Технология коучинга: Педагог говорит: «Семён, как ты думаешь, что будет, если все ребята будут вести себя также, как ты?» Тогда ребенок начинает думать. Педагог продолжает задавать наводящие вопросы: «Услышат ли они меня?», "Узнают ли что-то новое и интересное, или многое пропустят?" И тогда ребенок думая, исследуя, сам приходит к нужному для педагога решению. Когда он пришел к нему сам – это совсем по-другому влияет на него. Это не навязанное сверху без объяснений решение, это его собственное, самостоятельное решение, выбор, оно намного весомее, понятнее и полезнее.
Может быть это слишком примитивный пример, и это не очень повлияет на воспитание и формирование ребенка, но если этот метод применять регулярно, его значение и влияние на личность ребенка сложно переоценить. Ребёнок начинает жить осознанно, приучается думать о своих поступках, своём поведении, нести за них ответственность.
Также, в целях самовоспитания навыков целеполагания и планирования, я провожу различные коуч-игры. Например игра "Цветок мечты или цветик - семицветик": я предлагаю ребёнку написать в серединке цветка свою мечту, а на лепестках, то что для этого надо сделать. Например, мальчик пишет в серединке цветка:"Иномарка", тогда на лепестках начинает писать: "получить права", "заработать денег", "найти хорошую работу",
"закончить ВУЗ", "хорошо закончить школу", "сдать ЕГЭ", "хорошо учиться в школе". Так ребёнок начинает жить осознанно, "с широко открытыми глазами..."
Индивидуальная работа с обучающимися при помощи коучинг -технологиий.
Индивидуальный подход и умение слушая слышать обучающегося, раскрытие потенциала ребёнка – это ключевая задача и основной результат работы педагога.
Коучинг - это сотрудничество и сотворчество с целью раскрытия ресурсов ребёнка и научении его учиться и жить осознанно.
Доказано, что обучение и развитие будут эффективными только тогда, когда обучающийся принимает на себя ответственность за результаты. Первым этапом выработки ответственности обучающегося является планирование. Если предпочитаемым подходом является самоуправляемое обучение, планирование жизненно необходимо.
Составление Плана личного развития (ПЛР) позволяет лучше определить необходимые действия. Хороший ПЛР должен отвечать на следующие ключевые вопросы: Чего именно необходимо достигнуть? Как это будет происходить? Где это будет происходить? Когда этот процесс начнется и когда завершится? Кто будет вовлечен в этот процесс? С кем необходимо согласовывать этот план?
Желательно, чтобы План личного развития был связан и с учебными целями, и с устремлениями обучающегося. Для того чтобы ПЛР, реализующийся посредством коучинга, был наиболее эффективным, он должен фокусироваться лишь на одной или двух специфических целях развития, которые необходимо достигнуть в сравнительно короткие сроки, возможно, например, в течение следующих трех месяцев. Очень важно, чтобы каждая цель развития, стоящая в ПЛР, была конкретной, измеримой, достижимой, уместной в данных условиях и рассчитанной по срокам достижения. ПЛР необходимо пересматривать ежемесячно, и, таким образом, он становится интегрирующей частью процесса управления обучения и воспитания.
Мониторинг — это регулярная проверка процесса реализации Плана личного развития ребёнка. Оценка - это обзор Плана личного развития сразу же после его окончательного выполнения.
Ключевые вопросы здесь следующие: Достигнуты ли цели развития? Работали ли различные компоненты ПЛР в тех направлениях, для которых они были разработаны? Какие были сделаны изменения в ПЛР и почему? Был ли ПЛР рентабельным? Появились ли неожиданные результаты? Что бы вы сделали по-другому в следующий раз? Нужен ли новый План личного развития для дальнейшего усовершенствования ? Очевидно, что если на последний вопрос получен положительный ответ (что, вероятно, будет случаться, так как обучающийся постоянно нуждается в развитии, то необходимо заново запускать весь процесс коучинга.
Организация проектной деятельности при помощи коучинга.
С обучающимся мы анализируем самостоятельную работу над проектом, иногда когда запланированное не было совершено, хотя и было очень важным.
Вопросы: Почему ты это не сделал? Что мешало? - не эффективны, если работать на «развитие, изменение». Они заводят в тупик, формируют страх, схожи с наказанием.
Но именно тогда, когда ребёнок свободен от внешних оценок, от стороннего мнения, от страха «не быть успешным», получаются самые лучшие проекты, происходят самые лучшие моменты в жизни – это то, что делалось по велению сердца, без напряжения, не задумываясь над последствиями и над мнениями.
Организация проектной деятельности при помощи коучинга задаёт ключевые вопросы: Чего ты пытаешься достичь и то ли это, чего ты достигаешь? А что, если попробовать?.. Что ты собираешься сделать прямо сейчас, чтобы достигнуть того, чего ты хочешь достичь? Обучающийся должен чувствовать, что педагог уверен в его способностях. Следует принимать во внимание опыт учеников, но не делать прогнозов и предположений, особенно если состояние ученика и его результаты меняются.
Я предлагаю обучающимся такое упражнение: вспомните три сильных качества, которые присущи вам и выделяют только вас. Этими качествами могут быть и умение шутить, умение возражать, умение конструировать так, как никто другой, умение дружить или кидать мяч.
Я спрашиваю ребёнка о том, что помогло ему добиться хорошего результата? Как использовать его ресурс в других ситуациях? Что еще можно сделать, чтобы улучшить результат? Кто или что может помочь тебе в этом? Надо помнить, что именно осознанность помогает нам увидеть путь роста. Осознанность помогает жить в полную силу, тратя минимум энергии на очень важные вещи и получать достойный результат. Обучающиеся моего творческого объединения регулярно и успешно участвуют в проектной деятельности на муниципальном и региональном уровнях (Приложение №3 и №4).
Примеры мониторинга качества образования при помощи коучинга
В коучинге существуют различные инструменты применения, и одной из технологий применения является технология шкалирования.
Шкалирование – графический метод представления ситуации. Инструмент позволяет на основе визуального представления ситуации увидеть собственные зоны развития. Такое представление помогает осознать уровень «приближения» ситуации к максимально желанной в данный момент времени. Я разработала шкалу знаний ассортимента кактусов, суккулентов и комнатных растений, деревьев и кустарников, декоративно-цветочных растений. А также шкалу выполнения исследовательской работы, личного участия в мероприятиях.
Когда я начинаю занятие по новой теме, то предлагаю ребятам оценить имеющиеся знания по шкале, и после занятия вновь обратиться к шкале, чтобы оценить занятие, и сделать вывод о полученных знаниях и о своих успехах. Причем это может быть не только запись. Это может быть стикер, может быть заранее заготовленный номерок и т.д. Шкала выдаётся обучающемуся на учебный год, хранится в кабинете, и каждый раз посещая занятие, обучающийся может улучшать показания на шкале. (см. Приложение № 1и №2)
Шкалирование может применять и сам педагог в своей работе, чтобы оценить своих обучающихся по какому-либо критерию.
Также принцип шкалы я использую в диагностических играх, например придуманная мною игра "Солнце кактусов": дети встают вплотную вокруг меня. Я веду рукой по кругу и каждый обучающийся называет один вид кактуса и отходит на один шаг назад. Круги следуют один за другим и обучающиеся, называя всё новые виды кактусов отходят всё дальше от центра, таким образом постепенно получается широкий круг или "солнце". Игра может варьироваться: "Солнце деревьев", "Солнце цветов",и т.д. Игра даёт возможность педагогу в игровой форме проверить знания обучающихся, а детей мотивирует учить названия, чтобы не остаться в центре и быть "обожжённым солнцем".
Заключение
Коучинговый подход в обучении и воспитании вызывает все больший интерес как у педагогов, так и у родителей, так как позволяет развивать у детей осознанность, самостоятельность, инициативу, навыки целеполагания и планирования. С помощью коучинга мы можем способствовать формированию позитивного мышления, направленного на успех, поддерживать у учащихся уверенность в своих силах и в свои возможности, что ведет к высокой учебно-познавательной мотивации и формированию ответственности за свою учебу, и результаты такого подхода становятся заметны очень быстро. Педагог с помощью коучинга помогает ребенку открыть собственные возможности и цели, превращая проблемы в задачи.
В заключение хочется сказать, что коучинг – это технология, требующая большого опыта и серьезного подхода со стороны педагога, это целая система поддержки воспитанника, и, хотя ее масштабное применение требует предварительного обучения и подготовки педагога, отдельные элементы мы можем применять успешно в различных сферах дополнительного и основного образования.
Литература
1. Концепция развития дополнительного образования. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва
2.Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. . Алексеева// Учитель. – 2004. – № 3. – с. 28.
3.Грант Э. Коучинг принятия решений/ Э. Грант.ю Дж. Грин. СПб., 2005.
4.Дилтс Роберт - Коучинг с помощью НЛП с англ. С. Комарова, М., 2004.
5. Майлз Дауни «Эффективный коучинг», М: Добрая книга, 2015.
6. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В. И. Загвязинский// Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. – Тюмень, 1990. – с.
7. Э. Парслоу, М. Рэй. Коучинг в обучении: практические методы и техники. — СПб.: Питер, 2003. — 204 с: ил. — (Серия «Практическая психология»).
Приложение №1
Шкала самооценки знаний ассортимента
декоративно-цветочных растений
№
п/пОднолетник Двулетник Многолетник Само-оценка1 у
2 д3 о
4 в
5 л.
6 х7 о
8 р9 о
10 ш11 о
12 о
13 т
14 л
15 и
16 ч
17 н18 о
Приложение № 2
Шкала оценивания знаний ассортимента
кактусов и суккулентных растений
№ п/пНазвание кактуса Название суккулента Само-оценка1 у
2 д3 о
4 в
5 л.
6 х7 о
8 р9 о
10 шо11 о
12 т
13 л
14 ич15 но
Приложение №3
Таблица №1. Мониторинг проектно-исследовательской деятельности
в ТО "Созвездие кактусов" в муниципальных и региональных конкурсах
"Юные исследователи природы Среднего Урала" и "ЮНЭКО".
№ п/пНазвание работы Исполнитель Возраст Дата
награда
1. «Испытание различных видов стимуляторов роста на укоренение черенков кактусов» Хусаинова
Елена 13лет 2010г.
-
2. «Влияние ростовых веществ на маточники старых кактусов» Каприелова Виктория 13 лет 2010
-
3. "Народные средства в борьбе с вредителями роз" Кузюрина Наталья 13 лет 2010
-
4. "Сохранение генофонда редких кактусов в частных коллекциях" Каприелова Виктория 13 лет 2011
-
5. "Исследование культуры литопсов (Lithops N.E.Br.) в комнатных условиях на Урале" Каприелова Анжелика12 лет 2011
2 место
6. «Современные проблемы формирования экологической культуры через развитие интереса к естественным наукам у школьников г. Асбеста» Каприелова Виктория 14 лет 2012
-
7. «Род адениум (Adenium) в комнатной культуре» Каприелова Анжелика13 лет 2012
-
8. "Система улучшения памяти без таблеток" Каприелова Виктория
15 лет 2013
-
9. "Фитодизайн и макулатура" Каприелова Анжелика14 лет 2014
-
10. "Универсальный проект сада лёгкого ухода для Среднего Урала"
Киселёва Варвара 11 лет 2014
1 место
11. «Род адениум (Adenium ) в комнатной культуре» Качан Ирина 13 лет 2015
1 место
12. "Универсальный проект сада лёгкого ухода для Среднего Урала"
Киселёва Варвара
12 лет 2015
3 место
13. "Декоративные кашпо из бумажных отходов"
Качан Ирина 13 лет 2016
2 место
14. "Сад для отдыха и здоровья" Киселёва Варвара
12 лет 2016
1 место
Приложение №4
Таблица №2. Мониторинг участия ТО "Созвездие кактусов"
в региональных конкурсах
"Юные исследователи природы Среднего Урала" и "ЮНЭКО".
№ п/пНазвание работы Исполнитель Возраст Дата
Награда
1. Номинации аранжировок из живых цветов: композиция «Лучшая отметка» Каприелова Виктория 13 лет 2010г.
2. Номинация изобретений: "Садовая дорожка из пластиковых пробок" Соловьёв Кирилл 12 лет 2010г.
грамота
3. Номинация аранжировок из живых цветов: композиция «Звёздный путь» Каприелова
Анжелика12 лет 2011г.
4. Номинация изобретений "Изготовление водостока для сбора воды с крыши" КантиновАлександр 12 лет 2011г.
5. Номинация рекламы новых сортов: "Сеньоры - помидоры" Минин Дмитрий 12 лет 2011г.
6. "ЮНЭКО-2012" номинация поделок из отходов: "Сумка и букет цветов" Тюменцева Евгения 13 лет 2012г.
7. Номинация аранжировок из живых цветов: композиция «Осенняя симфония» Каприелова
Анжелика13 лет 2012г.
9. Номинация изобретений "Ажурная беседка для отдыха на даче" Ганина Марина 17 лет 2012г.
1 место
10. Номинация рекламы нового сорта: "Фиолетовый картофель" Баллет Кирилл 9 лет 2012
11. "ЮНЕКО-2013" номинация поделок из отходов: "Фитодизайн и макулатура" Качан Ирина 12 лет 2013г.
12. Номинация аранжировок из живых цветов: композиция «Бабочки» Каприелова Анжелика14 лет 2013г.
13. Номинация изобретений "Пергола с капельным поливом" Мордвинов Евгений 15 лет 2013г.
3 место
14. Номинация рекламы нового сорта: "Японская тыква сорта Хоккайдо" Сычёв Артём 14 лет 2013г.
15. Номинация изобретений "Механический насос с ручным приводом" Самойлов Александр 14 лет 2014г.
2 место
16. Номинация аранжировок из живых цветов: композиция «Фонтан вдохновения» Мазина Дарья 15 лет 2014г.
17. Номинация макет по ландшафтной архитектуре
Тюменцева Евгения 14 лет 2014г.
18. Номинация изобретений "МФУ для дома и сада"
Баров Сергей 16 лет 2015г.
19.
Номинация макет по ландшафтной архитектуре
Киселёва Варвара 12 лет 2015г.
2 место
20. Номинация рекламы новых сортов томатов Сибирской селекции. Мазина Дарья 16 лет 2015г.
Приложение №5
Фотоматериалы с занятий с элементами коучинга
Фото №1 Ответы на жизненные вопросы знают все!
Фото №2 Мотивационная коуч - игра "Цветок желаний"
Фото №3 Заполнение шкалы самооценки
Фото №4 Новый проект - причина интенсивного самообразования
Фото №5 Свободное творчество на доске без страха "неуспеха",
"по велению сердца"
Фото №6 Успехи коуч -технологии в проектной деятельности
Фото №7 Свободная проектная деятельность - в радость
Фото №8 Мотивационный коуч -проект
"Способы повышение умственных способностей"