Тренинг с родителями подростков на тему: Конфликты и пути их разрешения


Тема: Конфликты и пути их решения
Цель: ознакомить родителей с проблемой возникновения конфликтов и определить пути решения конфликтных ситуаций.
Задачи:
Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье;
Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.
Форма проведения: обучающий семинар.
Ход занятия:
Вступительное слово:
Наша встреча посвящена нам и нашим детям, сегодня мы поговорим о том, что волнует каждого родителя, какие бы ни были наши отношения с детьми, но проблема конфликтов, ссор, споров всегда присутствует в отношениях между взрослыми и детьми.
Воспитывая своего ребенка, мы желаем получить определенный результат: доброго, ласкового, понимающего и всегда прислушивающегося к нашим полезным советам. А задумывались ли Вы, каких родителей хотят наши дети?
Сегодня мы разберем причины возникновения конфликтов и выясним из-за чего вы чаще всего конфликтуете с ребенком.
1 этап – «Барометр настроения».
Эта игра поможет включиться в работу, узнать с каким настроением вы пришли сегодня на встречу.
Инструкция: при помощи цветных карандашей и явления природы изобразите, на что похоже ваше настроение.
Рисунки вывешиваются на доску.
2 этап - теоретическое ознакомление.
Конфликт – это спор, ссора, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления.
Самое страшное в конфликте – это чувства, которые испытывают люди друг к другу.
Злоба, обида, ненависть – главные чувства, которые люди испытывают друг к другу. Без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться конструктивно их решать.
3 этап – проведение тестирования «Роль родителя».
Вопросы тестирования в презентации.
4 этап – причины возникновения конфликтов.
Родителям раздаются листочки бумаги и предлагается написать причины конфликтов с детьми. Ответы вывешиваются на доску и обсуждаются.
5 этап – разбор ситуаций (слайд 17-21).
6 этап – Упражнение «Анализ общения матери с ребенком».
Ниже предлагаются высказывания матерей, направленные на ограничение или поощрение детской активности. Проанализируйте их содержание и эффективность.
Мама смотрит, как дети играют. Наверное, она будет ругаться, если они что-то натворят (ожидание негативного исхода от детской активности).
«Дети не испачкайтесь песком», «Аккуратно играйте, а то можно пораниться», «Играйте аккуратно, никуда не лазайте», «Дети, не балуйтесь, не бросайте песком друг в друга» (регламентация).
Мама их отругает и в угол поставит (наказание).
«Нельзя песок брать, он грязный» (запрет).
«Дети! Молодцы, играйте дружно» (положительная оценка).
Мама говорит: «Кидай мне мяч, а я кину тебе» (побуждение к совместной деятельности).
«Зачем ты разбросала все кубики? Иди есть, а потом все убирать» (отрицательная оценка, регламентация).
«Кубики не теряй, покупать больше не буду» (ожидание негативного исхода)
«Собирай игрушки, хватит играть» (ограничение активности).
Девочка раскидала игрушки и не хочет убирать. Мама говорит ей: «Убирай, или я твои игрушки выброшу в окно» (угроза наказания).
«Доченька, помоги мне собрать игрушки, пожалуйста» (побуждение к совместной деятельности).
«Давай с тобой вместе поиграем» (побуждение к совместной деятельности).
Мама говорит: «Ты строишь домик? Сколько этажей? Молодец, давай вместе играть» (побуждение к совместной деятельности, позитивная оценка).
«Почитай еще, не выйдешь, пока не почитаешь» (угроза наказания).
«Положи книгу, хватит читать» (запрет)
«Не трогай тетрадку, пока не порвала» (ожидание негативного исхода детской активности).
«Хватит читать! Еще не надоело? В школе начитаешься» (запрет).
«Учись, дочка, читать. В школе пригодится» (побуждение к деятельности).
«Доченька, давай с тобой почитаем» (побуждение к совместной деятельности).
«Хорошо читаешь, молодец!» (позитивная оценка).
«Зачем нам нужна эта поделка? Куда мы ее повесим?» (игнорирование).
«Почему ты так измазалась? Я тебя накажу» (угроза наказания).
«Давай мне свою поделку, я ее спрячу в сумку» (игнорирование).
Мама: «Откуда ты такой кораблик взял?» Мальчик: «Я сделал». Мама: «Зачем ты сделал?» (игнорирование).
«Спасибо, очень красивый кораблик!» (позитивная оценка).
«Спасибо, я очень рада, давай поставим его на окошко!» (позитивная оценка).
7 этап - Упражнение «Испорченный телефон».
Инструкция: Участник слушает и запоминает предложенный текст, а затем передает его по цепочке.
Текст: «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил передать вам, что если он не вернётся к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет на совещании в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И ещё, на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти обследование у психологов, которые будут работать в 20-й комнате с 10 часов утра ежедневно до 2 октября».
В конце упражнения психолог акцентирует внимание участников на том, что это упражнение демонстрирует особенности восприятия детьми требований взрослых.
8 этап - Упражнение «Материнская эмпатия».
Это упражнение является поистине незаменимым методом семейной психологической помощи детям с психологическими проблемами (нарушения поведения, гиперактивность, повышенная нервнопсихическая возбудимость) и телесными заболеваниями (от психосоматических расстройств до серьезных соматических нарушений). В исходной методике воздействие осуществляется спустя 30 минут после того, как ребенок заснул. Мать ребенка при этом произносит предварительно составленный оздоровительно-суггестивный текст (стереотипно повторяемый в дальнейшем), состоящий из коротких формул внушения, тематически объединенных в четыре блока:
Кроме того могут быть использованы практические упражнения:
I блок – выражение материнской любви;
II блок – физическое здоровье;
III блок – нервно-психическое здоровье;
IV блок – «Я забираю твою болезнь».
Для первого блока, в частности, рекомендуется следующий набор внушений (Драпкин Б.З., 2002):
а) Я тебя очень сильно люблю.
б) Ты самое дорогое и родное, что у меня есть.
в) Ты моя родная частичка, родная кровинушка.
г) Я без тебя не могу жить.
д) Мы все тебя очень сильно любим.
Упражнение проводится во время засыпания ребенка, в переходном состоянии между сном и бодрствованием. При этом «прелюдией» служит любой занимательный для ребенка сказочный текст. Переход к суггестивному тексту производится после достижения состояния «вегетативного резонанса».
Последовательность вхождения в рабочее, «резонансное» состояние:
а) Телесный контакт. Мать может обнимать ребенка либо, если в течение дня у ребенка были какие-либо телесные жалобы, нежно прикладывать ладонь к больному месту.
б) Релаксация. Матери необходимо предварительно освоить навык релаксации: расслабляющие поглаживания (до состояния поверхностного расслабления не более чем за 2–3 минуты).
в) Синхронизация дыхания матери с дыханием ребенка (обычно в течение одной минуты).
г) Наблюдение матерью за телесными ощущениями, «индуцированными» невербальным общением с ребенком. Подобное сенсорное осознавание обычно в течение 2-3 минут приводит к достижению состояния телесно-эмоционального резонанса.
Затем матери следует перейти к негромкому, проникновенному и прочувствованному произнесению заготовленного текста, сохраняя состояние резонанса и поддерживая все составляющие его элементы. Объем текста должен быть таким, чтобы при однократном проговаривании он укладывался в 2-3 минуты. Количество повторений – от 3 до 5.
9 этап – подведение итогов.
Что дала встреча.
Пожелания родителям:
Не принимайтесь за воспитание в плохом настроении.
Не подсказывайте ребёнку готовых решений.
Не унижайте ребёнка словами типа «не дорос меня ещё учить», «пока живёшь с нами и ешь наш хлеб, будешь поступать так, как мы скажем»
Не вымогайте обещаний. Для ребёнка они ничего не значат.
Оценивайте поступок. А не личность, лучше сказать: «Ты поступил плохо», а не «Ты плохой»
Не требуйте сразу многого, не предъявляйте непосильных требований.
После сделанного замечания прикоснитесь к ребёнку и дайте понять, что вы верите в него.
Дать выход своим чувствам
Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте.
Поставить себя на место ребёнка
Осознавать право, что существует другая точка зрения.
Быть твёрдым, говоря о проблеме и мягким с людьми.
Заставить себя слышать доводы ребёнка.
Не унижайте ребёнка словами.
Оценивайте поступок, а не личность.
После разговора прикоснитесь к ребёнку и дайте понять, что вы верите в него.
Причины, возникновения конфликтов.
Хотелось бы что-то дорисовать, изменить в своем рисунке?
Домашнее задание. Записать в дневнике, когда в течение недели вы испытывали счастливые минуты и с чем они были связаны?
Спасибо за работу! До свидания!!!
Презентация:
Slide 1. Семинар для родителей
Slide 2. Тема собрания: «Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения»
Slide 3.Цели собрания: 1. Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье. 2. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё. 3. С помощью теста дополнить представление о себе как о родителе.
Slide 4.Повестка дня
Slide 5. От любви до ненависти один шаг, от ненависти к любви – километры шагов. Сенека.
Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны, что её интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона. Уильям Линкольн
Slide 6. Главная способность в конфликте – способность к конфронтации – объяснению. Это - умение: Отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу»; Стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, её содержание, а не человеческие качества своего партнёра; Стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.
Slide 7. Тестирование. «Роль родителя» Родители – главные «проектировщики, конструкторы и строители» личности ребёнка. Вот почему важно знать, насколько успешно мы справляемся с такой сложной ролью.
Slide 8. Можете ли вы? (варианты ответов: могу и всегда так поступаю – 3 балла; могу, но не всегда так поступаю-2 балла; не могу – 1 балл): 1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком? 2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст? 3. Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?
Slide 9. 4. Извиниться перед ребёнком в случае соей неправоты? 5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя? 6. Поставить себя на место ребёнка? 7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (добрый волшебник)?
Slide 10. 8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете? 9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка? 10. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?
Slide 11. 11. Выделить ребёнку один день, когда он может делать что пожелает, а вы не будете ни во что вмешиваться? 12. Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?
Slide 12. 13. Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз, мимолётная прихоть?
Slide 13. Результаты теста: 30 – 39 баллов: Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
Slide 14. Результаты теста: 18 – 30 баллов: Забота о ребёнке для вас – вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
Slide 15. Результаты теста: Менее 18 баллов: У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания сделать ребёнка личностью, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, ознакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Slide 16. Не забывайте слова И.-В Гёте: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках»
Slide 17. Ситуация 1 Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ — «это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся» Как вы поступите в такой ситуации?
Slide 18. Ситуация 2 Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?» Ваше решение в подобной ситуации?
Slide 19. Ситуация 3. У вас много уроков, необходимо написать сочинение, но родители неумолимы. «Собирайся, поедем к бабушке, там будешь готовиться к урокам и немного поможешь нам!» Никакие доводы не помогают. Главный довод родителей — «мы не оставим тебя одного. Мало ли что может произойти?!» Как решить подобную ситуацию?
Slide 20.Ситуация 4 После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать». Как поступить в такой ситуации?
Slide 21.Ситуация 5 Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома. Как поступить в подобном конфликте?
Slide 22.Четыре объятия – для выживания, восемь - для счастья. Вирджиния Сатир
Slide 23.Спасибо за работу. Благодарю всех за внимание.