Внеклассное мероприятие по литературе Урок добра


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа









Разработка внеклассного мероприятия по литературе для 5 класса


«Урок добра»






Учитель русского языка и литературы:
Кудрявцева Н.В.





















с.Поим
Цель мероприятия: воспитание нравственности, гражданственности.
ВЕДУЩИЙ
- В некотором царстве, в некотором государстве
Жили были два брата: Добро и Зло.
Жили в своей деревушке
В маленькой бедной избушке.
Зло распри да беды вокруг рассыпает,
А добро поступки брата исправляет.
Дел у обоих было море,
Но однажды пришло к ним большое горе
Яга Добро украла,
Утащила в лес и пропало.
Темное дело она затеяла,
Об этом даже подумать не смею я.
Да и чего ждать от нечистой силы?
В школу Баба - Яга сроду не ходила,
Никто ее с детства добром не воспитывал,
Потому только злою народ ее и видывал.
Всем детям в назиданье
Посылаю свое повествованье:
Плохи дела, коли без ума...
Но вернемся к нашей истории.
Обрадовалась пропаже сначала Зло:
Наконец-то его время пришло.
Перессорило всех, обозлило.
Целую чашу зла на мир пролило.
И пошли грабежи, убийства,
С оружием бились и врукопашную,
Аж самому ему сделалось страшно.
Но ржа ест железо, а беда - сердце.
И решило Зло найти Ягу.
Чтобы задать ей тоже перца.
Вот нашло оно избушку,
Череп у которой на макушке
ЗЛО
А ну, Яга горбатая, ступа помятая, Говори, где Добро скрываешь? БАБА - ЯГА
Какие молодые нынче пошли горячие, Злы, хвастливые, ругачие.
Старых, ну совсем уважать перестали.
А ведь мы с тобой, милок, одной крови,
Оболочку одну носили снови.
А теперь ишь ты, зазнался,
Ягу обидеть собрался.
Ну зачем нам Добро, скажи?
Все что делает оно - все миражи.
А нам от того - одна лишь морока.
ЗЛО
- Тут ты, конечно, права.
Но уж очень скучно мне без Добра.
Злоба и ненависть воцарились давно,
Делать больше нечего мне без него.
Да к тому же, он мне брат,
Рад я тому, или не рад.
И по жизни нам вместе идти дано,
А кто из нас сильнее - время покажет одно.
БАБА - ЯГА
- Ну и бери его, подумаешь - брат, Смотри, не попади только с ним в медсанбат. Посмотрим, как будете жить вы дружно,
А мне оно вовсе даже не нужно ВЕДУЩИЙ
С тех пор Добро и Зло Неразлучно по жизни идут, Спор меж собою веками ведут. ЗЛО
Не будь меня, не нужно людям и тебя, Добра. ДОБРО
Ну, а если б не было тебя,
Все жили бы, друг друга искренне любя. И не было бы войн, и не было б убийства, Ни воровства, ни злобы, ни кровопийства. Ты вот вытащил меня от Бабы - Яги, Значит, и ты Добро сотворил. Подумай, брат: ведь веселее жить, Коли все время добро творить. ВЕДУЩИЙ
- Так спорят они веками,
Пришла поговорить о них пора и нам с вами.
Ведь сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.
И урок этот будет вести Добро,
Спорить с ним, конечно, может Зло,
Но волю ему не дадим
Атмосферу неприятия его создадим. А на помощь в рудный час придет нам Лидия Кирилловна, бывший учитель, Наш друг и ветеран. Но что ж, начнем урок Добра Учиться радость приносить другим Пришла пора.
(Просмотр на видео отрывка из сказки «МОРОЗКО» (сцена превращения) Ивана
в медведя, а затем наоборот)
ВЕДУЩИЙ
Ну что, Добро? Какое будет слово первое твое? ЗЛО
Да какое тут еще добро? Старик парня в медведя превратил, А ведь такое красавец был. ДОБРО
Красовец, ну и что с того? Кроме себя и не видал никого. Только и знал, что собой любоваться, Стал старикам грубить да зазнаваться. Таких людей и надо учить.
Чтоб потом и они могли добро творить.
И вот вам мой первый закон:
Добро должно делаться ради самого добра,
А не ради выгоды, не ради корысти.
Делай так,
И добро к тебе вернется стократ.
Поверь: веселее жить,
Коли все время добро творить.
(прикрепляет на доску ЗАКОН №1: «Веселее жить, коли все время добро творить, но делай его не ради выгоды, не ради корысти, а просто так-ради
самого добра»)
ВЕДУЩИЙ
- А сейчас я расскажу вам притчу. Жила одна семья: мама, папа и сын.
И никто даже не подозревал, что с ними жила еще бабушка.
И не потому не знали, что она больная была, ходить не могла,
а потому, что держали они ее взаперти, в чулане.
За один стол с собой кушать не сажали, специальная чашка
в доме для нее была.
Однажды родители увидели, как их сын что-то сосредоточено лепит из песка.
«Что ты делаешь?» - спросили они.
«Чашку, - ответил тот, - когда вы станете старенькими, я вас из нее кормить
буду».
ДОБРО
- Что ж, все правильно: как ты к людям относишься, так и к тебе относится будут.
ЗЛО
- Ты что это такое говоришь?
Ты же Добро: слово ласковым должно быть твое. А ты Лешего в сказке защищаешь, То на родителей жало выпускаешь. ДОБРО
- Нет у меня никакого жала. Я через зло Добро искало. Порок наказан должен быть, Если хотим в согласии жить. А потому запомнить надо:
ЗАКОН №2: Если хочешь, чтобы к тебе с добром шли, сам с добром к людям
спеши.
ВЕДУЩИЙ
А сейчас мы предлагаем посмотреть сказку «Про Кузю» (сценка прилагается) ДОБРО
Всего лишь один участливый взгляд, И счастьем глаза у щенка уж горят
И весело всем, а не только ему, Потому что Добро причиной тому. ЗЛО
- Ха - ха - ха! Сейчас они скажут, Что животных надо беречь, Поди уже заготовили целую речь. Красивые слова говорить мы все умеем, Только животных бродячих все равно не жалеем. Вон их сколько по улицам бродит.
В чем же ваше добро выходит? Да что говорить вот у вас по весне мальчик поджег гнездо хоть кто-нибудь Из вас осудил его? ВЕДУЩИЙ
- Ну, что, ребята, неужели нам в самом деле нечего на это ответить злу? Неужели и вправду мы такие равнодушные.
И некогда не помогали беззащитным животным и птицам?
Говорят ребята
ДОБРО
- Что ж думаю: пора мне подвести итог Ишь, какие он тут споры разжег.
Зло оно, конечно, было, есть и будет.
Вряд ли и со временем оно убудет.
Но пусть не от тебя оно исходит,
С тобой добро лишь в мир, пускай проходит.
И если каждый это поймет.
Зло со временем, может быть, все же уйдет.
(вывешивает на доску ЗАКОН №3: Зло было, есть и будет, но пусть оно
исходит не от тебя).
ВЕДУЩИЙ
- А теперь я вам расскажу историю,
Очень похожую на ту, что мы только просмотрели.
И действующие лица здесь - ребята, такие же, как и вы.
И закончиться она не так радостно. А очень даже грустно.
И это уже совсем не сказка, потому буду говорить прозой, а не стихами.
глава «Урок» из книги Е.Богата «Ничто человеческое...» ЗЛО
- Разборки - это дело мое, Тут уж я как раз возьму свое.
Ни одного дня у ребят не проходит без драки,
Даже девчонки стали все забияки.
Ничего, скоро я всех вас так к рукам приберу,
Забудете даже маму свою.
ДОБРО
- А ну-ка остановись!
Хоть с детьми-то немного уймись. А я ребятам постараюсь помочь, Только надо им злобу в себе превозмочь. Ведь от чего дурные поступки они совершают? Потому что руки и ум их дела не знают Ребятам этим надо чем-то заняться, За учебу, за книги, за игры хорошие взяться. А потому вот вам мой четвертый закон.
ЗАКОН №4: Не ищи в людях зла, лучше дело найди для себя.
ВЕДУЩИЙ
- А теперь на правах старшего, учителя, мне хотелось бы,
чтобы вы все задумались и сейчас, когда пойдете домой над вопросами:
- Стараюсь ли я познать себя? Какое кому сегодня сделал я добро? Напрасно ли прошел этот день? Интересовался ли я делами друга, учителя?
Вот об этом давайте сейчас и поговорим: об отношении учеников и учителей.
Последняя тема сегодняшнего разговора о добре: благодарность.
читается отрывок из книги Е.Богата «Понимание» стр. 18 («Первый раз столкнулись с ненавистью» до слов «... он по прежнему рисовал»)
Как вы думаете, почему я прочла именно этот отрывок? Были ли у вас похожие
ситуации? Отчего они могут возникнуть? Что в такой ситуации должен был
чувствовать учитель?
А теперь продолжите описанную ситуацию по вашему выбору.
В ваших предложениях вы отдаете инициативу учителю. Почему?
А не кажется ли вам, что привыкли к пассивности собственной позиции как
ученика? Пассивность - отсутствие поступка. Отсюда неуверенность, страх
перед чьей-либо добротой.
В данной ситуации мальчик испытал именно это чувство
читаем дальше (от слов «Тот мальчик мучил ее стр.24 и стр.19)
А вы как относитесь к своим учителям?
Всегда ли справедливы в своих чувствах?
Какие выводы мы можем сделать?
Обратимся вновь к монологу Е.Богата, к размышлениям его героини о
благодарности (стр.31).
Как бы вы определили это слово? Как ее надо выражать? Кому вы чувствуете
себя благодарными?
Есть ли среди тех кому вы благодарны учителя? В чем то благо которое они вам
подарили?
Запомните слова Богата, которыми он заканчивает монолог:
«Неблагодарность страшна не потому, что она обижает тех, кто отнесся к нам с пониманием и добротой, она обделяет, обедняет нашу собственную
душу»
А сейчас мне хотелось бы сказать слова благодарности своему наставнику Л.Х.
Бурмистровой.
А вы никому не хотите их сказать?
ДОБРО
- Время пришло объявить мой последний закон.
ЗАКОН №5: Учись быть благородным: цени благо, дарованное тебе другими
Читаем стихотворение А.Дементьева «Доброта».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сценка
КУЗЯ: Какое солнышко теплое! И утро чудесное! А мне грустно... А почему сейчас поймете. Я об этом песенку сочинил (напевает)
Жил-был на свете грустный щенок. Доброй руки найти не мог. Добрые руки, чтоб взяли его И не бросали, только всего А беда в том, что не очень красивый... Вернее, совсем не красивый. Какой-то
разноцветный... Лохматый... Но как мне хочется кому-нибудь понравиться!
Чтобы меня погладили. Почесали мне за ушком. Просто позвали: «КУЗЯ!»
Возьмите меня, пожалуйста! Я вас очень буду любить...
Появляется девочка. Кузя тянется к ней. Девочка хочет его погладить. МАМА: Ты что? С ума сошла? Посмотри, как щенок оскалился. Может он
бешенный? Идем скорее, (уводит девочку) КУЗЯ {с отчаяньем)'. Я не оскалился. Это я улыбаюсь. И я никогда никого не
кусал и не укушу. Возьмите меня, пожалуйста, возьмите. Идет прохожий с палкой. Останавливается. ПРОХОЖИЙ: Развели собак! В деревне их надо держать! В конуре! А в городе
бы я их всех... (замахивается на Кузю, тот прячется за скамейку) АВТОР: За что вы его? Неужели вам не жалко щенка? Вы никого не любите? Ни
собак, ни кошек, ни птиц? Может рыбок любите? ПРОХОЖИЙ (сердито): Я порядок люблю! И дисциплину! Ясно? {уходит
стуча палкой) Развели собачье... Всех их надо... МАЛЬЧИК: Ах, какой смешной пес! Сейчас я тебя сфотографирую! Да ты не
бойся! Поди сюда. Я тебе ничего не сделаю. Просто ты очень смешной и
хорошо получишься! Ну-ка постой!
(наводит объектив) подходит мама. МАМА: Нашел кого снимать! Бродячего пса! МАЛЬЧИК: Мамочка, очень очень хороший! Ты погляди, какие у него умные
глазки! Он все понимает. Возьмем его? МАМА: Кого? Вот этого страшилу? МАЛЬЧИК: Он не страшила он забавный. Таких в мультиках показывают. Одно
ушко вверх, другое вниз. МАМА: Вот именно беспородная дворняга. Учись без троек, и мы купим тебе
породистого щенка с медалью.
МАЛЬЧИК: Я не хочу щенка с медалью, я хочу этого. МАМА: Да мало ли чего ты хочешь? Говорю, щенка с медалью купим. Идем.
(уходят) АВТОР: Извините, пожалуйста, но ведь с медалью щенки не рождаются, их
вырастить, выучить нужно. А этот любить вас будет не меньше. Поверьте! МАМА: А вы чего ввязывайтесь не в свое дело? АВТОР: Да трудный случай! Бедняга Кузя и не говорит больше. Не просит,
чтобы его взяли. КУЗЯ (тихо вздыхает): А зачем? Все равно я никому не нужен. Никому...
Появляется слепой старик, которого ведет мальчик. ВНУК: Садись дедушка, здесь скамейка. Отдохни. Ой, дедушка! Какой
симпатичный щенок. Где же его хозяин? КУЗЯ: Я ничей...
ВНУК: Дедушка, слышишь? Он ничей. Возьмем его? Пожалуйста! ДЕДУШКА: А уроки когда делать будешь? Тебе и со мной хлопот хватает... Эх,
и жалко-то ведь его!
КУЗЯ: Возьмите меня! Я вырасту, и вы будете ходить со мной на прогулку, я вас буду водить. ДЕДУШКА: Ишь, какой заботливый! А ты добрый пес! Ну, раз ничей. Будешь
нашим. Вот ведь как получилось. Из дому вышли вдвоем, а вернемся втроем
(гладит Кузю). Ты будешь верным другом, я знаю.
ВСЕ ПОЮТ
Жил-был на свете добрый щенок, Добрые руки найти он не мог. Добрые руки, чтоб взяли его И не бросали только всего. Пес наш хозяев хороших нашел. Дружбу он с ними надолго завел. Будем им долго и верно служить, Дедушку сам на прогулку водить.
15