Внеклассное мероприятие по литературе Урок добра
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
Разработка внеклассного мероприятия по литературе для 5 класса
«Урок добра»
Учитель русского языка и литературы:
Кудрявцева Н.В.
с.Поим
Цель мероприятия: воспитание нравственности, гражданственности.
ВЕДУЩИЙ
- В некотором царстве, в некотором государстве
Жили были два брата: Добро и Зло.
Жили в своей деревушке
В маленькой бедной избушке.
Зло распри да беды вокруг рассыпает,
А добро поступки брата исправляет.
Дел у обоих было море,
Но однажды пришло к ним большое горе
Яга Добро украла,
Утащила в лес и пропало.
Темное дело она затеяла,
Об этом даже подумать не смею я.
Да и чего ждать от нечистой силы?
В школу Баба - Яга сроду не ходила,
Никто ее с детства добром не воспитывал,
Потому только злою народ ее и видывал.
Всем детям в назиданье
Посылаю свое повествованье:
Плохи дела, коли без ума...
Но вернемся к нашей истории.
Обрадовалась пропаже сначала Зло:
Наконец-то его время пришло.
Перессорило всех, обозлило.
Целую чашу зла на мир пролило.
И пошли грабежи, убийства,
С оружием бились и врукопашную,
Аж самому ему сделалось страшно.
Но ржа ест железо, а беда - сердце.
И решило Зло найти Ягу.
Чтобы задать ей тоже перца.
Вот нашло оно избушку,
Череп у которой на макушке
ЗЛО
А ну, Яга горбатая, ступа помятая,Говори, где Добро скрываешь?БАБА - ЯГА
Какие молодые нынче пошли горячие,Злы, хвастливые, ругачие.
Старых, ну совсем уважать перестали.
А ведь мы с тобой, милок, одной крови,
Оболочку одну носили снови.
А теперь ишь ты, зазнался,
Ягу обидеть собрался.
Ну зачем нам Добро, скажи?
Все что делает оно - все миражи.
А нам от того - одна лишь морока.
ЗЛО
- Тут ты, конечно, права.
Но уж очень скучно мне без Добра.
Злоба и ненависть воцарились давно,
Делать больше нечего мне без него.
Да к тому же, он мне брат,
Рад я тому, или не рад.
И по жизни нам вместе идти дано,
А кто из нас сильнее - время покажет одно.
БАБА - ЯГА
- Ну и бери его, подумаешь - брат,Смотри, не попади только с ним в медсанбат.Посмотрим, как будете жить вы дружно,
А мне оно вовсе даже не нужно ВЕДУЩИЙ
С тех пор Добро и ЗлоНеразлучно по жизни идут,Спор меж собою веками ведут.ЗЛО
Не будь меня, не нужно людям и тебя, Добра.ДОБРО
Ну, а если б не было тебя,
Все жили бы, друг друга искренне любя. И не было бы войн, и не было б убийства, Ни воровства, ни злобы, ни кровопийства. Ты вот вытащил меня от Бабы - Яги, Значит, и ты Добро сотворил. Подумай, брат: ведь веселее жить, Коли все время добро творить. ВЕДУЩИЙ
- Так спорят они веками,
Пришла поговорить о них пора и нам с вами.
Ведь сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.
И урок этот будет вести Добро,
Спорить с ним, конечно, может Зло,
Но волю ему не дадим
Атмосферу неприятия его создадим. А на помощь в рудный час придет нам Лидия Кирилловна, бывший учитель, Наш друг и ветеран. Но что ж, начнем урок Добра Учиться радость приносить другим Пришла пора.
(Просмотр на видео отрывка из сказки «МОРОЗКО» (сцена превращения) Ивана
в медведя, а затем наоборот)
ВЕДУЩИЙ
Ну что, Добро? Какое будет слово первое твое?ЗЛО
Да какое тут еще добро?Старик парня в медведя превратил,А ведь такое красавец был.ДОБРО
Красовец, ну и что с того?Кроме себя и не видал никого.Только и знал, что собой любоваться,Стал старикам грубить да зазнаваться.Таких людей и надо учить.
Чтоб потом и они могли добро творить.
И вот вам мой первый закон:
Добро должно делаться ради самого добра,
А не ради выгоды, не ради корысти.
Делай так,
И добро к тебе вернется стократ.
Поверь: веселее жить,
Коли все время добро творить.
(прикрепляет на доску ЗАКОН №1: «Веселее жить, коли все время добро творить, но делай его не ради выгоды, не ради корысти, а просто так-ради
самого добра»)
ВЕДУЩИЙ
- А сейчас я расскажу вам притчу.Жила одна семья: мама, папа и сын.
И никто даже не подозревал, что с ними жила еще бабушка.
И не потому не знали, что она больная была, ходить не могла,
а потому, что держали они ее взаперти, в чулане.
За один стол с собой кушать не сажали, специальная чашка
в доме для нее была.
Однажды родители увидели, как их сын что-то сосредоточено лепит из песка.
«Что ты делаешь?» - спросили они.
«Чашку, - ответил тот, - когда вы станете старенькими, я вас из нее кормить
буду».
ДОБРО
- Что ж, все правильно: как ты к людям относишься, так и к тебе относитсябудут.
ЗЛО
- Ты что это такое говоришь?
Ты же Добро: слово ласковым должно быть твое. А ты Лешего в сказке защищаешь, То на родителей жало выпускаешь. ДОБРО
- Нет у меня никакого жала.Я через зло Добро искало.Порок наказан должен быть,Если хотим в согласии жить.А потому запомнить надо:
ЗАКОН №2: Если хочешь, чтобы к тебе с добром шли, сам с добром к людям
спеши.
ВЕДУЩИЙ
А сейчас мы предлагаем посмотреть сказку «Про Кузю» (сценка прилагается)ДОБРО
Всего лишь один участливый взгляд,И счастьем глаза у щенка уж горят
И весело всем, а не только ему, Потому что Добро причиной тому. ЗЛО
- Ха - ха - ха! Сейчас они скажут,Что животных надо беречь,Поди уже заготовили целую речь.Красивые слова говорить мы все умеем,Только животных бродячих все равно не жалеем.Вон их сколько по улицам бродит.
В чем же ваше добро выходит? Да что говорить вот у вас по весне мальчик поджег гнездо хоть кто-нибудь Из вас осудил его? ВЕДУЩИЙ
- Ну, что, ребята, неужели нам в самом деле нечего на это ответить злу?Неужели и вправду мы такие равнодушные.
И некогда не помогали беззащитным животным и птицам?
Говорят ребята
ДОБРО
- Что ж думаю: пора мне подвести итогИшь, какие он тут споры разжег.
Зло оно, конечно, было, есть и будет.
Вряд ли и со временем оно убудет.
Но пусть не от тебя оно исходит,
С тобой добро лишь в мир, пускай проходит.
И если каждый это поймет.
Зло со временем, может быть, все же уйдет.
(вывешивает на доску ЗАКОН №3: Зло было, есть и будет, но пусть оно
исходит не от тебя).
ВЕДУЩИЙ
- А теперь я вам расскажу историю,
Очень похожую на ту, что мы только просмотрели.
И действующие лица здесь - ребята, такие же, как и вы.
И закончиться она не так радостно. А очень даже грустно.
И это уже совсем не сказка, потому буду говорить прозой, а не стихами.
глава «Урок» из книги Е.Богата «Ничто человеческое...» ЗЛО
- Разборки - это дело мое,Тут уж я как раз возьму свое.
Ни одного дня у ребят не проходит без драки,
Даже девчонки стали все забияки.
Ничего, скоро я всех вас так к рукам приберу,
Забудете даже маму свою.
ДОБРО
- А ну-ка остановись!
Хоть с детьми-то немного уймись. А я ребятам постараюсь помочь, Только надо им злобу в себе превозмочь. Ведь от чего дурные поступки они совершают? Потому что руки и ум их дела не знают Ребятам этим надо чем-то заняться, За учебу, за книги, за игры хорошие взяться. А потому вот вам мой четвертый закон.
ЗАКОН №4: Не ищи в людях зла, лучше дело найди для себя.
ВЕДУЩИЙ
- А теперь на правах старшего, учителя, мне хотелось бы,
чтобы вы все задумались и сейчас, когда пойдете домой над вопросами:
- Стараюсь ли я познать себя? Какое кому сегодня сделал я добро? Напрасно ли прошел этот день? Интересовался ли я делами друга, учителя?
Вот об этом давайте сейчас и поговорим: об отношении учеников и учителей.
Последняя тема сегодняшнего разговора о добре: благодарность.
читается отрывок из книги Е.Богата «Понимание» стр. 18 («Первый раз столкнулись с ненавистью» до слов «... он по прежнему рисовал»)
Как вы думаете, почему я прочла именно этот отрывок? Были ли у вас похожие
ситуации? Отчего они могут возникнуть? Что в такой ситуации должен был
чувствовать учитель?
А теперь продолжите описанную ситуацию по вашему выбору.
В ваших предложениях вы отдаете инициативу учителю. Почему?
А не кажется ли вам, что привыкли к пассивности собственной позиции как
ученика? Пассивность - отсутствие поступка. Отсюда неуверенность, страх
перед чьей-либо добротой.
В данной ситуации мальчик испытал именно это чувство
читаем дальше (от слов «Тот мальчик мучил ее стр.24 и стр.19)
А вы как относитесь к своим учителям?
Всегда ли справедливы в своих чувствах?
Какие выводы мы можем сделать?
Обратимся вновь к монологу Е.Богата, к размышлениям его героини о
благодарности (стр.31).
Как бы вы определили это слово? Как ее надо выражать? Кому вы чувствуете
себя благодарными?
Есть ли среди тех кому вы благодарны учителя? В чем то благо которое они вам
подарили?
Запомните слова Богата, которыми он заканчивает монолог:
«Неблагодарность страшна не потому, что она обижает тех, кто отнесся к нам с пониманием и добротой, она обделяет, обедняет нашу собственную
душу»
А сейчас мне хотелось бы сказать слова благодарности своему наставнику Л.Х.
Бурмистровой.
А вы никому не хотите их сказать?
ДОБРО
- Время пришло объявить мой последний закон.
ЗАКОН №5: Учись быть благородным: цени благо, дарованное тебе другими
Читаем стихотворение А.Дементьева «Доброта».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сценка
КУЗЯ: Какое солнышко теплое! И утро чудесное! А мне грустно... А почему сейчас поймете. Я об этом песенку сочинил (напевает)
Жил-был на свете грустный щенок. Доброй руки найти не мог. Добрые руки, чтоб взяли его И не бросали, только всего А беда в том, что не очень красивый... Вернее, совсем не красивый. Какой-то
разноцветный... Лохматый... Но как мне хочется кому-нибудь понравиться!
Чтобы меня погладили. Почесали мне за ушком. Просто позвали: «КУЗЯ!»
Возьмите меня, пожалуйста! Я вас очень буду любить...
Появляется девочка. Кузя тянется к ней. Девочка хочет его погладить. МАМА: Ты что? С ума сошла? Посмотри, как щенок оскалился. Может он
бешенный? Идем скорее, (уводит девочку) КУЗЯ {с отчаяньем)'. Я не оскалился. Это я улыбаюсь. И я никогда никого не
кусал и не укушу. Возьмите меня, пожалуйста, возьмите. Идет прохожий с палкой. Останавливается. ПРОХОЖИЙ: Развели собак! В деревне их надо держать! В конуре! А в городе
бы я их всех... (замахивается на Кузю, тот прячется за скамейку) АВТОР: За что вы его? Неужели вам не жалко щенка? Вы никого не любите? Ни
собак, ни кошек, ни птиц? Может рыбок любите? ПРОХОЖИЙ (сердито): Я порядок люблю! И дисциплину! Ясно? {уходит
стуча палкой) Развели собачье... Всех их надо... МАЛЬЧИК: Ах, какой смешной пес! Сейчас я тебя сфотографирую! Да ты не
бойся! Поди сюда. Я тебе ничего не сделаю. Просто ты очень смешной и
хорошо получишься! Ну-ка постой!
(наводит объектив) подходит мама. МАМА: Нашел кого снимать! Бродячего пса! МАЛЬЧИК: Мамочка, очень очень хороший! Ты погляди, какие у него умные
глазки! Он все понимает. Возьмем его? МАМА: Кого? Вот этого страшилу? МАЛЬЧИК: Он не страшила он забавный. Таких в мультиках показывают. Одно
ушко вверх, другое вниз. МАМА: Вот именно беспородная дворняга. Учись без троек, и мы купим тебе
породистого щенка с медалью.
МАЛЬЧИК: Я не хочу щенка с медалью, я хочу этого. МАМА: Да мало ли чего ты хочешь? Говорю, щенка с медалью купим. Идем.
(уходят) АВТОР: Извините, пожалуйста, но ведь с медалью щенки не рождаются, их
вырастить, выучить нужно. А этот любить вас будет не меньше. Поверьте! МАМА: А вы чего ввязывайтесь не в свое дело? АВТОР: Да трудный случай! Бедняга Кузя и не говорит больше. Не просит,
чтобы его взяли. КУЗЯ (тихо вздыхает): А зачем? Все равно я никому не нужен. Никому...
Появляется слепой старик, которого ведет мальчик. ВНУК: Садись дедушка, здесь скамейка. Отдохни. Ой, дедушка! Какой
симпатичный щенок. Где же его хозяин? КУЗЯ: Я ничей...
ВНУК: Дедушка, слышишь? Он ничей. Возьмем его? Пожалуйста! ДЕДУШКА: А уроки когда делать будешь? Тебе и со мной хлопот хватает... Эх,
и жалко-то ведь его!
КУЗЯ: Возьмите меня! Я вырасту, и вы будете ходить со мной на прогулку, я вас буду водить. ДЕДУШКА: Ишь, какой заботливый! А ты добрый пес! Ну, раз ничей. Будешь
нашим. Вот ведь как получилось. Из дому вышли вдвоем, а вернемся втроем
(гладит Кузю). Ты будешь верным другом, я знаю.
ВСЕ ПОЮТ
Жил-был на свете добрый щенок, Добрые руки найти он не мог. Добрые руки, чтоб взяли его И не бросали только всего. Пес наш хозяев хороших нашел. Дружбу он с ними надолго завел. Будем им долго и верно служить, Дедушку сам на прогулку водить.
15