Конспект по МХК «Русь, Россия, родина моя …»
Урок изобразительного искусства 5 класс учитель: Бабикова С.А.
Тема «Русь, Россия, родина моя …»
Цель:
расширить представление уч-ся о стране, о родном городе;
воспитывать любовь к родному краю, Родине;
воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к природе,
уважительное отношение к себе, к людям
Задачи
Предметные:
выполнить работу любыми материалами с учётом расположения
композиции
Метапредметные:
развивать умение высказывать оценочное суждение в процессе
обсуждения выполненных работ;
уметь организовать учебное сотрудничество и совместную
деятельность со сверстниками, овладевая основами самоконтроля
Личностные:
применять полученные знания при выполнении задуманного
сюжета; формировать особое отношение к природе, родному краю,
Родине
Наглядное пособие:
таблицы с произведениями «Грачи прилетели», «Три богатыря»,
Ход занятия:
- Организационный момент
- Сообщение нового материала
Прослушивание песни «С чего начинается Родина» слова поэта В.М. Кириченко
Сообщение темы, цели, задачи
Работа с репродукциями, стихами
Объяснение пословиц
- Последовательного выполнения работы
- Самостоятельная работа
- Итог, выставка работ
Урок я хочу начать с фрагмента песни «С чего начинается родина» слова поэта В.М. Кириченко, послушайте её.
Фрагмент песни определяет тему нашего урока «Русь, Россия, родина моя …»
Ребята ответьте на вопрос «Что же такое для человека Родина? Что вы считаете своей родиной: страну, в которой живёте, дом, где родились, бёрезку у родного порога, место, где жили ваши предки? (молодцы, я с вами согласна)
То, что вы сейчас сказали, наверное, всё это и есть Родина, то есть родное место.
Художники в своих работах тое же по - своему изображали родину Россию. Давайте посмотрим на репродукции, которые находятся на доске. Это репродукция «Лёд прошёл» С.В. Герасимова, «Три богатыря» В.М. Васнецова, «Московский дворик» В.Д. Поленова
Ребята, я вас просила приготовить и подобрать в книгах стихи о природе, о богатырях, о Родине. Опишите, пожалуйста, эти репродукции при помощи стихотворений, которые вы приготовили.
Репродукция Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик», привлекает нас чистотой и звучностью цвета, создаёт настроения покоя и тишины.
В репродукции «Три богатыря» Виктор Михайлович Васнецов передаёт чувство уважения к нашей Родине, к нашим защитникам и к нашей истории. Пейзаж «Лёд прошёл» Сергея Васильевича Герасимова, передаёт чувства, мысли и настроение автора. Им изображена простая и непритязательная природа.
(спасибо, вы точно описали эти картины при помощи стихотворений).
Посмотрите ёще раз на эти картины внимательно.
Можно ли о них сказать словами «Родная природа»? (да)
А почему именно мы можем сказать о ней – родная природа? (Художники изобразили пейзажи нашей родины России).
Ответьте мне тогда «Пейзаж это вид или жанр изобразительного искусства?» (жанр)
А какому виду изобразительного искусства отнесём эти картины? (к живописи).
Сейчас я хочу прочитать вам стихотворение поэта Ивана Савича Никитина, а вы послушайте внимательно и подумайте, почему поэт называет Русь матерью?
И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.
И во всех концах
Света белого
Про тебя идёт
Слава громкая.
И уж есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью
Это стихотворение названо автором «Русь»
Так почему поэт называет Русь матерью? (наверное, правильный ответ нам подскажет половица)
Одна у человека мать, одна у него и Родина
Как вы её понимаете?
(Да, Родина у каждого человека, как и мать – одна.)
Ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос
Как же каждый из нас должен относиться к Родине? (беречь богатство земли, любить, уважать её …)
Отношение народа к России выражено не только в музыке, стихах поэтов, в картинах художников, но и в пословицах. Прочитайте пословицы о Родине и объясните, как вы их понимаете (пословицы выписаны на доске):
Нет в мире краше Родины нашей.
Везде хорошо, но милее Родины нет.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
(молодцы)
Объяснение последовательного выполнения работы.
А сейчас мы перейдём к работе. Что вы хотели бы нарисовать на своих альбомных листах, на какие темы можно выполнить композиции? («Мой отчий дом», «Мой любимый уголок природы», «Природа моего края», «Мой город» и т.д.)
Прежде чем вы приступите к работе, посмотрите на таблицу, которая находится на доске, она поможет последовательно и правильно выполнить работу.
1 этап. Располагаем правильно лист бумаги и определяем величину изображения от композиционного замысла.
2 этап. Сначала тонкими линиями намечаем композицию, а затем уточняем и прорисовываем детали.
3 этап. Последовательное выполнение работы в цвете, ведётся от общего к частному, от нанесения основного цвета объектов к проработке деталей. Так как работа выполняется цв. карандашами, мелками, то фон можно выполнить в начале работы или в конце.
Те знания, которые вы получили, в течение занятия будут необходимы вам, так как в конце урока каждый представит свою работу на выставку.
Ну, а теперь вы на альбомных листах нарисуете композицию на тему «Русь, Россия, родина моя …»
Работать будете под классическую музыку Антонио Вивальди «Времена года»
Самостоятельная работа.
Итог.
Ребята, мы заканчиваем работу над вашими композициями. Вы должны самостоятельно оценить свою работу. На доске находятся цветные кружочки, под которыми вы сейчас будете размещать работы. Посмотрите внимательно, если вы оцениваете свою работу на «отлично», то размешаем свою работу под красным кружочком, если оцениваете себя на «хорошо», то под зелёным, на «удовлетворительно» под «жёлтым». И так мы видим прекрасную выставку ваших работ «Русь, Россия, родина моя …»
Посмотрите на работы, и ответьте, «Какие чувства вы испытывали, когда рисовали работу? (гордости…)
В чём на ваш взгляд, может проявляться служение Родине? (служба в армии, готовность каждого человека в трудную минуту встать на защиту Родины, добросовестный труд на благо Родины, бережное отношение к природе, природным богатствам …)
Ребята, в чём может проявляться служение Родине у вас, как маленьких граждан? (хорошо учиться, бережно относиться к школьному имуществу, расти добрыми, отзывчивыми, беречь и защищать окружающую природу и т.д.)
На нашей планете много разных государств. Есть большие по площади, есть и совсем крошечные, но каждый человек, являясь гражданином той или иной страны, гордится своей родиной, любит её, старается сделать всё возможное, чтобы она была ещё богаче и прекрасней.
И хотя вы ещё маленькие дети, но уже являетесь гражданами большого и могучего государства, имя которому Россия.
Стих. Васильева «Россия»
Россия …
Как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа –
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь.
Стих. Васильева «Что мы Родиной зовём?»
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги, по которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды –
Звёзды мира над Кремлём
Сильные, могучие богатыри
На славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю Русскую!
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит не шелохнётся! Стихотворение Исаковского
«Солдат Российской армии»
Одной большой семьёй живут народы, крепка страна Россия, как гранит.
На страже мира, счастья и свободы
Солдат Российской армии стоит.
Нам не страшны любые не погоды!
Есть у страны труда надёжный щит –
Учись! Работай! Молодые годы
Твоя страна лелеет и хранит.