УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВНОЙ ВИД МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПО
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВНОЙ ВИД МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПО
Ю.С. Тимошенко
Структурное подразделение филиала ФГБОУ ВО ИРНИТУ в г. Усолье-Сибирском, usyryh@mail.ru
Основным инструментом организации образовательного процесса СПО является учебно-методическое обеспечение, которое непосредственно отражает как способы построения образовательного процесса, так и дает достаточно полное представление об объеме содержания обучения. С точки зрения содержания, методическое обеспечение – это учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной и воспитательной деятельности педагогических работников системы образования.
При всем возможном многообразии функционально учебно-методический комплекс представляет модельное описание педагогической системы и выступает в качестве инструмента системно-методического обеспечения учебного процесса по взятой дисциплине (профессионального модуля), его предварительного проектирования. Учебно-методический комплекс объединяет в единое целое различные дидактические средства обучения, подчиняя их целям обучения и воспитания. Не только фиксирует, но и раскрывает требования к содержанию изучаемой дисциплины (профессионального модуля) в соответствии ФГОС СПО, к умениям и навыкам обучающихся, и тем самым способствует его реализации, а так же служит накоплению новых знаний, новаторских идей и разработок, стимулирует развитие творческого потенциала педагогов.
Разработка учебно-методического комплекта дисциплины (профессионального модуля) является основным видом методической работы преподавателей Структурного подразделения филиала ФГБОУ ВО ИРНИТУ в г. Усолье-Сибирском.
Разработка и реализация УМК осуществляется на основе следующих принципов:
- обеспечение всех видов занятий, предусмотренных рабочей программой дисциплины(профессионального модуля), всеми необходимыми методическими, информационными и другими материалами, позволяющими освоить дисциплину (профессиональный модуль) в отведенное учебным планом время;
- преемственность в преподавании, на основе учета предшествующего уровня образования и профессионального опыта обучающихся;
- наличие в методических указаниях описания процессов и процедур, необходимых для выполнения всех работ и заданий, указанных в рабочей программе дисциплины (профессионального модуля);
- достаточность объема и содержания учебно-методических и информационных материалов;
- достаточность материалов для самостоятельного выполнения всех заданий и работ, предусмотренных рабочей программой дисциплины (профессионального модуля) на уровне требований ФГОС, чтобы обучающиеся самостоятельно могли работать с учебно-методическими материалами при консультационной поддержке со стороны преподавателя и при индивидуальном постоянном контроле результатов обучения;
- доступность для обучающихся всех компонентов УМК дисциплины (профессионального модуля) (кроме экзаменационных материалов);
- обеспеченность обучающихся средствами самоконтроля уровня освоения дисциплины (профессионального модуля);
- обязательное применение в преподавании дисциплины (профессионального модуля) и отражение в УМК дисциплины (профессионального модуля) инновационных методов и технологий.
К структурным составляющим учебно-методического комплекса Структурного подразделения филиала ФГБОУ ВО ИРНИТУ в г. Усолье-Сибирском относятся:
- рабочая программа дисциплины (профессионального модуля, в том числе, программы практик, если они предусмотрены учебным планом);
- календарно- тематический план дисциплины (междисциплинарного курса);
- планы учебных занятий;
- методические указания по выполнению практических работ;
- методические указания по выполнению лабораторных работ;
- методические указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ;
- методические указания по выполнению курсового проекта (курсовой работы);
- комплект контрольно-оценочных средств текущего контроля по дисциплине (ПМ);
- комплект контрольно-оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине;
- комплект контрольно-оценочных средств промежуточной аттестации по профессиональному модулю.
В УМК дисциплины (профессионального модуля) могут быть включены методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (рекомендации по изучению конкретных тем, конспекты лекций, различный дидактический материал, обучающие, тренировочные задания, упражнения, и др).
Литература
1. СТО ИРНИТУ 052-2016.
2. Безматерных, О.П. Методическая деятельность [Текст] / О.П., Безматерных.- Словарь – справочник.- Ленинград , 1991.