Программа ВПО Держава 15-16 учебного года

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информациионных технологий «Царицыно»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Военно-патриотического объединения «Держава»
Возраст обучающихся 15 – 19 лет
Срок реализации программы 1 год
















Москва-2015

СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка.....2
Календарно-тематически план .. 9
Содержание программы.
Материально-методическое оснащение
Условия реализации программы
6.Список литературы..
1. Пояснительная записка

Обоснование необходимости разработки и внедрения программы

Сегодня в Российской Федерации сложилась ситуация, при которой среди молодежи активно распространяются наркотики, пропагандируются идеи насилия, национализма, нацизма и радикализма, различных религиозных сект. Это создает благодатную почву для любых негативных явлений среди молодёжи. Значит, самое время поразмыслить о воспитании в кризисном обществе, самое время вспомнить слова Л.Н. Толстого: «Задача состоит в том, что бы ответить на вопрос, как, живя дурно, воспитывать хороших людей». Если мы сегодня говорим, что главная задача воспитания - формирование личности, а именно ценностных ориентиров, то военно- патриотическое и гражданское воспитание и есть тот главный ценностный ориентир.
В истории нашего государства четырехлетие 1941-1945 составляет особый период. Его содержанием была защита Отечества от немецко- фашистских захватчиков. Война, навязанная Советскому Союзу гитлеровской Германией, не была обычной войной, она была небывалой по своим масштабам и ожесточенности. Германский фашизм стремился к утверждению своего мирового господства. Чтобы добиться победы над опасным и сильным противником, наша страна должна была до предела напрячь все свои силы. Мобилизация на фронт, тяжелые бои, эвакуация предприятий, тяжелейшая работа в тылу, огромные людские потери - все это легло на плечи нашего народа, и он не просто выдержал, выстоял, он победил!
Воспитание молодежи на примере героизма, проявленного советским народом при защите Отечества в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг. является приоритетным направлением в воспитании участников детского объединения.
Актуальность проблемы связана с заметной утратой нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, с распространением равнодушия, эгоизма, агрессивности, неуважительного отношения к государству и его социальным институтам. Все это обусловливает неотложность решения проблемы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Важным звеном в патриотическом воспитании молодежи, является совершенствование процесса воспитания подрастающего поколения. Отношение к патриотическому воспитанию, как к приоритетному направлению государственной и общественной политики, является важным фактором возрождения воспитательной работы в образовательных учреждениях.
Практическая значимость. Сегодня вопросы патриотического воспитания молодежи продолжают оставаться в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением патриотического воспитания для перспективного развития страны, консолидации общества, повышения обороноспособности и престижа России на международной арене, оздоровлением всех сфер социума - от экономики до культуры.
Подрастающее поколение нуждается в обновленном патриотическом воспитании. Очевидно, что при эффективной патриотической работе возможно не только укрепление любви и уважения молодых людей к Родине, своему народу, родному городу, двору, но и резкое снижение среди молодежи криминальной культуры, экстремистского поведения и иных негативных явлений.
На фоне социального излома в России возникла духовная пустота в сознании россиян, которая стала быстро заполняться не свойственными ранее россиянам качествами, такими, как индивидуализм, эгоизм, национализм, стяжательство. Значительная часть населения потеряла уверенность в завтрашнем дне и веру в справедливость. В результате общество столкнулось с девальвацией и даже утратой чувства патриотизма, гордости за свою родину, историю и культуру великой страны.
Опасным для общества является появление псевдопатриотических националистических движений, в том числе фашистского толка, среди молодежи распространяются алкоголизм и наркомания, падает нравственность. Все это угрожает национальной безопасности страны.
С целью изменить ситуацию, реализовывается Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Восстановлению системы патриотического воспитания уделяется внимание и в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. В ней отмечается, что развивающемуся обществу нужны люди, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Образование называется одним из важнейших факторов национальной безопасности страны. Оно должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, обеспечении устойчивого развития личности с гражданско-правовой культурой. В перечне важнейших задач на первом месте стоит формирование у учащейся молодёжи гражданской ответственности. Рабочая программа объединения дополнительного образования ВПО «Держава» построена на основании изложенных в Московских и государственных документах положениях, образовательной программы «Юный патриот Москвы» объединения дополнительного образования ГВПО «Трудовые резервы Москвы» и является образовательной реакцией на происходящие в стране негативные явления.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: формирование гражданско-патриотического сознания обучаемых, чувства сопричастности к судьбе Отечества через вовлечение в военно-патриотическую работу, проводимую в Москве.

Задачи:
Обучающие:
изучить основные вехи военной истории России;
изучить развитие Вооружённых сил и других силовых структур России;
освоить основные навыки допризывной подготовки.
Воспитательные:
сохранение и увековечение памяти погибших при защите Отечества;
формирование активной жизненной позиции;
- формирование позитивного сознания у подростков по отношению к истории страны, современному обществу, сверстникам, взрослым патриотам и единомышленникам.
Развивающие:
- развитие познавательных интересов обучающихся, потребности в познании культурно-исторического наследия своей страны;
получение опыта социально значимой деятельности через привлечение обучаемых к участию в мероприятиях военно-патриотической направленности, направленные на сохранение духовно-нравственных ценностей;
-формирование навыков коллективной деятельности.

1.3. Особенности возрастной группы подростков, которым адресована программа.

Воспитанники военно-патриотического объединения на 80% относятся к подросткам группы риска. Возраст: 15-19 лет.
Принцип формирования групп: преимущественно по учебным подразделениям с учётом возраста и желания воспитанников. Количество детей в группах:-1 группа (1-й взвод -15 чел.)
-2-группа (2-й взвод-15 чел)
1.4. Режим занятий.

Программа рассчитана на 180 учебных часов за 1 учебный год. В неделю планируется проведение 2-х учебных занятий по 3 часа (всего 6 часа), при этом занятия организуются преимущественно по схеме: одно практическое занятие - по строевой, физической подготовке или ориентированию и одно теоретическое занятие (возможны варианты).

1.5. Прогнозируемые образовательные результаты,
способы их диагностики и оценки.

Обучающиеся должны знать:
организацию и содержание деятельности ВПО;
современную и историческую государственную и военную символику России;
основные вехи военной истории России;
порядок организации поисковой и патриотической деятельности;
содержание деятельности силовых структур государства. Обучающиеся должны уметь:
носить военную форму в соответствии с действующими правилами;
различать чем занимаются, какие звания и награды имеют военнослужащие различных силовых структур государства (ветераны) Вооружённых сил;
оказывать первую медицинскую помощь;
ориентироваться и передвигаться по местности с преодолением искусственных и естественных препятствий;
действовать в строю и при участии в ритуалах;
пропагандировать результаты своей патриотической деятельности. Обучающиеся должны владеть:
основными туристическими навыками;
военно-прикладными навыками: стрельбы, защиты от нападающего, разборки-сборки автомата, надевания общевойскового защитного комплекта;
навыками действий при пожаре;
навыками выполнения прикладных физических упражнений. Ожидаемые воспитательные результаты:
повышение культурного уровня обучающихся;
развитие их гражданственности и патриотических чувств, осознанного стремления служить в рядах Российской армии;
восполнение существующих пробелов в дисциплине и нравственном воспитании;
выработка стремления к здоровому образу жизни. Итоги изучения программы подводятся:
на текущих опросах по усвоению тем;
по результатам участия обучаемых в конкурсах, конференциях, военно-прикладных соревнованиях, патриотических акциях и поисковых экспедициях;
-на итоговом зачёте, проводимом в конце учебного года.

2. Календарно-тематический план на 2014-2015 учебный год

№ п/п
Тема
Теория (часов)
Прак- тика (часов)
Всего (ч)


1.
Система работы, программа и символика молодёжного военно-патриотического объединения (ВПО).
4
-
4




2.
Роль и место государства, общественных
искусства в воспитании патриотов – 1 интернационалистов, защитников Отечества.
2
-
2



3.
Основные вехи истории Трудовых резервов Москвы.
2
-
2



4.
Воинские звания, знаки различия и отличия военнослужащих и участников ВПО, правила ношения военной формы одежды.
3
1
4



5.
Вооружённые силы и другие силовые структуры России на современном этапе, порядок прохождения службы и уставы Вооружённых сил РФ.
4

2
6




6.
Военная и государственная символика, награды России - история и современность.
4
-
4



7.
Основные вехи военной истории России.
15
5
20



8.
Великая Отечественная война.
15
5
20



9.
Военно-прикладная физическая подготовка.
2
20
22



10.
Оружие массового поражения и защита от него.
2
13
15




11.
Строевая подготовка.
2
28
30



12.
Стрелковое оружие и стрельба.
3
17
20



13.
Ориентирование по карте и на местности.
2
6
8



14.
Основы медицинской подготовки.
4
6
10



15.
Основные туристические навыки.
2
6
8



16.
Основы противопожарной подготовки.
2
2
4



17.
Зачетные занятия
2
2
4




За учебный год:
60
120





Всего:


180






4. Методическое обеспечение


Обучение проводится в форме групповых теоретических и практических занятий в условиях учебного корпуса, класса, спортивного зала и на местности. Для изучения программы используются учебные, художественные и документальные видеофильмы, карты, учебные плакаты и экспонаты.
Формы работы:
- беседы и диспуты о военно-исторических и политико-экономических событиях;
практические занятия по овладению прикладными навыками;
походы и поисковые экспедиции, поездки в составе «Поездов памяти» по местам боёв Великой Отечественной войны в Подмосковье и другие регионы страны;
встречи с ветеранами, участниками военных событий;
благоустройство воинских захоронений, проведение ритуально-памятных мероприятий;
выезды на экскурсии в военные музеи, воинские части;
участие в общественных патриотических мероприятиях.

5 . Условия реализации программы


Внутренними условиями реализации программы являются: наличие необходимого для занятий военно-прикладной и патриотической деятель- ностью снаряжения, инвентаря и помещений для теоретического и практического курса обучения.

6. Список литературы.

6.1. Историко-публицистическая и энциклопедическая литература.
Козлов М.М. Великая Отечественная война 1941-1945 (энциклопедия). Москва «Советская энциклопедия», 1985.
Жилин В.А. Битва иод Москвой. Хроника, факты, люди. (Архив) Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2001.

6.2. Методическая и специальная литература
Верховский А. Опасные находки. Меры безопасности при проведении работ на территории боевых действий ВОВ. Москва Госкомитет РФ по молодежной политике. 1999.
Сборник под редакцией Бруднова А.К. нормативных и правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе. Москва «Внешкольник», 2000.
Сборник нормативных правовых документов и материалов по поисковой деятельности в системе образовательных учреждений Российской Федерации. Москва, 2001.
Наставление по физической подготовке и спорту в Вооружённых Силах Российской Федерации (НФП-2001). Москва. Редакционно- издательский центр Генерального штаба ВС РФ. 2001.
Требования по проверке и оценке состояния физической подготовленности военнослужащих ВС РФ. Москва. Редакционно- издательский центр Генерального штаба ВС РФ. 2001.
Сборник нормативов по боевой подготовке сухопутных войск. Книга 1. Для мотострелковых... подразделений. Москва. Военное издательство. 1984.
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008.

6.3. Рекомендуемая литера тура для детей.

1. Дамаскин И., Кошель. Великая Отечественная война 1941-1945 (энциклопедия для школьников). Москва «Олма - пресс», 2001.
2. Ржешевский О.А. Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Москва «Республика», 2000.









13PAGE 15



«УТВЕРЖДАЮ»
Директора колледжа ______________ Н.Н.СЕДОВА
«___» ___________2015г.


«СОГЛАСОВАНО»
Заместитль директора колледжа по УВР ______________Л.А. Яблокова
«___» ___________2015г.


Преподаватель дополнительного
образования: Г.С.Лучинин




15