Программа ВПО Держава 15-16 учебного года
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информациионных технологий «Царицыно»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Военно-патриотического объединения «Держава»
Возраст обучающихся 15 – 19 лет
Срок реализации программы 1 год
Москва-2015
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка.....2
Календарно-тематически план .. 9
Содержание программы.
Материально-методическое оснащение
Условия реализации программы
6.Список литературы..
1. Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки ивнедрения программы
Сегодня в Российской Федерации сложилась ситуация, при которойсреди молодежи активно распространяются наркотики, пропагандируютсяидеи насилия, национализма, нацизма и радикализма, различныхрелигиозных сект. Это создает благодатную почву для любых негативныхявлений среди молодёжи. Значит, самое время поразмыслить о воспитании вкризисном обществе, самое время вспомнить слова Л.Н. Толстого: «Задачасостоит в том, что бы ответить на вопрос, как, живя дурно, воспитыватьхороших людей». Если мы сегодня говорим, что главная задача воспитания -формирование личности, а именно ценностных ориентиров, то военно-патриотическое и гражданское воспитание и есть тот главный ценностныйориентир.
В истории нашего государства четырехлетие 1941-1945 составляетособый период. Его содержанием была защита Отечества от немецко-фашистских захватчиков. Война, навязанная Советскому Союзу гитлеровской Германией, не была обычной войной, она была небывалой по своим масштабам и ожесточенности. Германский фашизм стремился к утверждению своего мирового господства. Чтобы добиться победы над опасным и сильным противником, наша страна должна была до предела напрячь все свои силы. Мобилизация на фронт, тяжелые бои, эвакуация предприятий, тяжелейшая работа в тылу, огромные людские потери - все это легло на плечи нашего народа, и он не просто выдержал, выстоял, он победил!
Воспитание молодежи на примере героизма, проявленного советскимнародом при защите Отечества в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. является приоритетным направлением в воспитании участниковдетского объединения.
Актуальность проблемы связана с заметной утратой нашимобществом традиционно российского патриотического сознания, сраспространением равнодушия, эгоизма, агрессивности, неуважительного отношения к государству и его социальным институтам. Все это обусловливает неотложность решения проблемы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Важным звеном в патриотическом воспитании молодежи, являетсясовершенствование процесса воспитания подрастающего поколения.Отношение к патриотическому воспитанию, как к приоритетномунаправлению государственной и общественной политики, является важным фактором возрождения воспитательной работы в образовательных учреждениях.
Практическая значимость. Сегодня вопросы патриотическоговоспитания молодежи продолжают оставаться в центре вниманияобщественности и государства. Это связано с приоритетным значениемпатриотического воспитания для перспективного развития страны,консолидации общества, повышения обороноспособности и престижаРоссии на международной арене, оздоровлением всех сфер социума - отэкономики до культуры.
Подрастающее поколение нуждается в обновленномпатриотическом воспитании. Очевидно, что при эффективнойпатриотической работе возможно не только укрепление любви и уважения молодых людей к Родине, своему народу, родному городу, двору, но и резкое снижение среди молодежи криминальной культуры, экстремистского поведения и иных негативных явлений.
На фоне социального излома в России возникла духовная пустота в сознании россиян, которая стала быстро заполняться не свойственными ранее россиянам качествами, такими, как индивидуализм, эгоизм, национализм, стяжательство. Значительная часть населения потеряла уверенность в завтрашнем дне и веру в справедливость. В результате общество столкнулось с девальвацией и даже утратой чувства патриотизма, гордости за свою родину, историю и культуру великой страны.
Опасным для общества является появление псевдопатриотическихнационалистических движений, в том числе фашистского толка, средимолодежи распространяются алкоголизм и наркомания, падает нравственность. Все это угрожает национальной безопасности страны.
С целью изменить ситуацию, реализовывается Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Восстановлению системы патриотического воспитания уделяетсявнимание и в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. В ней отмечается, что развивающемуся обществу нужны люди, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Образование называется одним из важнейших факторов национальной безопасности страны. Оно должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, обеспечении устойчивого развития личности с гражданско-правовой культурой. В перечне важнейших задач на первом месте стоит формирование у учащейся молодёжи гражданской ответственности. Рабочая программа объединения дополнительного образования ВПО «Держава» построена на основании изложенных в Московских и государственных документах положениях, образовательной программы «Юный патриот Москвы» объединения дополнительного образования ГВПО «Трудовые резервы Москвы» и является образовательной реакцией на происходящие в стране негативные явления.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: формирование гражданско-патриотического сознания обучаемых, чувства сопричастности к судьбе Отечества через вовлечение в военно-патриотическую работу, проводимую в Москве.
Задачи:
Обучающие:
изучить основные вехи военной истории России;
изучить развитие Вооружённых сил и других силовых структур России;
освоить основные навыки допризывной подготовки.
Воспитательные:
сохранение и увековечение памяти погибших при защите Отечества;
формирование активной жизненной позиции;
- формирование позитивного сознания у подростков по отношению кистории страны, современному обществу, сверстникам, взрослымпатриотам и единомышленникам.
Развивающие:
- развитие познавательных интересов обучающихся, потребности впознании культурно-исторического наследия своей страны;
получение опыта социально значимой деятельности через привлечениеобучаемых к участию в мероприятиях военно-патриотическойнаправленности, направленные на сохранение духовно-нравственныхценностей;
-формирование навыков коллективной деятельности.
1.3. Особенности возрастной группы подростков,которым адресована программа.
Воспитанники военно-патриотического объединения на 80% относятсяк подросткам группы риска. Возраст: 15-19 лет.
Принцип формирования групп: преимущественно по учебным подразделениям с учётом возраста и желания воспитанников. Количество детей в группах:-1 группа (1-й взвод -15 чел.)
-2-группа (2-й взвод-15 чел)
1.4. Режим занятий.
Программа рассчитана на 180 учебных часов за 1 учебный год. В неделю планируется проведение 2-х учебных занятий по 3 часа (всего 6 часа), при этом занятия организуются преимущественно по схеме: одно практическое занятие - по строевой, физической подготовке или ориентированию и одно теоретическое занятие (возможны варианты).
1.5. Прогнозируемые образовательные результаты,
способы их диагностики и оценки.
Обучающиеся должны знать:
организацию и содержание деятельности ВПО;
современную и историческую государственную и военную символикуРоссии;
основные вехи военной истории России;
порядок организации поисковой и патриотической деятельности;
содержание деятельности силовых структур государства.Обучающиеся должны уметь:
носить военную форму в соответствии с действующими правилами;
различать чем занимаются, какие звания и награды имеют военнослужащиеразличных силовых структур государства (ветераны) Вооружённых сил;
оказывать первую медицинскую помощь;
ориентироваться и передвигаться по местности с преодолением искусственных и естественных препятствий;
действовать в строю и при участии в ритуалах;
пропагандировать результаты своей патриотической деятельности.Обучающиеся должны владеть:
основными туристическими навыками;
военно-прикладными навыками: стрельбы, защиты от нападающего, разборки-сборки автомата, надевания общевойскового защитного комплекта;
навыками действий при пожаре;
навыками выполнения прикладных физических упражнений.Ожидаемые воспитательные результаты:
повышение культурного уровня обучающихся;
развитие их гражданственности и патриотических чувств, осознанного стремления служить в рядах Российской армии;
восполнение существующих пробелов в дисциплине и нравственномвоспитании;
выработка стремления к здоровому образу жизни.Итоги изучения программы подводятся:
на текущих опросах по усвоению тем;
по результатам участия обучаемых в конкурсах, конференциях, военно-прикладных соревнованиях, патриотических акциях и поисковых экспедициях;
-на итоговом зачёте, проводимом в конце учебного года.
2. Календарно-тематический план на 2014-2015 учебный год
№п/п
Тема
Теория(часов)
Прак-тика(часов)
Всего(ч)
1.
Система работы, программа и символикамолодёжного военно-патриотическогообъединения (ВПО).
4
-
4
2.
Роль и место государства, общественных
искусства в воспитании патриотов – 1интернационалистов, защитников Отечества.
2
-
2
3.
Основные вехи истории Трудовых резервовМосквы.
2
-
2
4.
Воинские звания, знаки различия и отличиявоеннослужащих и участников ВПО, правиланошения военной формы одежды.
3
1
4
5.
Вооружённые силы и другие силовыеструктуры России на современном этапе,порядок прохождения службы и уставыВооружённых сил РФ.
4
2
6
6.
Военная и государственная символика,награды России - история и современность.
4
-
4
7.
Основные вехи военной истории России.
15
5
20
8.
Великая Отечественная война.
15
5
20
9.
Военно-прикладная физическая подготовка.
2
20
22
10.
Оружие массового поражения и защита отнего.
2
13
15
11.
Строевая подготовка.
2
28
30
12.
Стрелковое оружие и стрельба.
3
17
20
13.
Ориентирование по карте и на местности.
2
6
8
14.
Основы медицинской подготовки.
4
6
10
15.
Основные туристические навыки.
2
6
8
16.
Основы противопожарной подготовки.
2
2
4
17.
Зачетные занятия
2
2
4
За учебный год:
60
120
Всего:
180
4. Методическое обеспечение
Обучение проводится в форме групповых теоретических и практических занятий в условиях учебного корпуса, класса, спортивного зала и на местности. Для изучения программы используются учебные, художественные и документальные видеофильмы, карты, учебные плакаты и экспонаты.
Формы работы:
- беседы и диспуты о военно-исторических и политико-экономическихсобытиях;
практические занятия по овладению прикладными навыками;
походы и поисковые экспедиции, поездки в составе «Поездов памяти» поместам боёв Великой Отечественной войны в Подмосковье и другие регионыстраны;
встречи с ветеранами, участниками военных событий;
благоустройство воинских захоронений, проведение ритуально-памятныхмероприятий;
выезды на экскурсии в военные музеи, воинские части;
участие в общественных патриотических мероприятиях.
5 . Условия реализации программы
Внутренними условиями реализации программы являются: наличиенеобходимого для занятий военно-прикладной и патриотической деятель-ностью снаряжения, инвентаря и помещений для теоретического и практического курса обучения.
6. Список литературы.
6.1. Историко-публицистическая и энциклопедическая литература.
Козлов М.М. Великая Отечественная война 1941-1945 (энциклопедия). Москва «Советская энциклопедия», 1985.
Жилин В.А. Битва иод Москвой. Хроника, факты, люди. (Архив)Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2001.
6.2. Методическая и специальная литература
Верховский А. Опасные находки. Меры безопасности при проведенииработ на территории боевых действий ВОВ. Москва Госкомитет РФ помолодежной политике. 1999.
Сборник под редакцией Бруднова А.К. нормативных и правовыхдокументов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовкеобучающихся к военной службе. Москва «Внешкольник», 2000.
Сборник нормативных правовых документов и материалов по поисковойдеятельности в системе образовательных учреждений РоссийскойФедерации. Москва, 2001.
Наставление по физической подготовке и спорту в Вооружённых СилахРоссийской Федерации (НФП-2001). Москва. Редакционно-издательский центр Генерального штаба ВС РФ. 2001.
Требования по проверке и оценке состояния физическойподготовленности военнослужащих ВС РФ. Москва. Редакционно-издательский центр Генерального штаба ВС РФ. 2001.
Сборник нормативов по боевой подготовке сухопутных войск. Книга 1.Для мотострелковых... подразделений. Москва. Военное издательство.1984.
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.Ростов-на-Дону. «Феникс», 2008.
6.3. Рекомендуемая литера тура для детей.
1. Дамаскин И., Кошель. Великая Отечественная война 1941-1945 (энциклопедия для школьников). Москва «Олма - пресс», 2001.
2. Ржешевский О.А. Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Москва «Республика», 2000.
13PAGE 15
«УТВЕРЖДАЮ»
Директора колледжа ______________ Н.Н.СЕДОВА
«___» ___________2015г.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитль директора колледжа по УВР ______________Л.А. Яблокова
«___» ___________2015г.
Преподаватель дополнительного
образования: Г.С.Лучинин
15