Презентация по литературе Тема Родины в творчестве А.А. Ахматовой
Тема Родины в творчестве А.А.Ахматовой
Цель урока: развить представление о поэзии А.А.Ахматовой, неразрывно связанной с Россией, с русской культурой
«Молитва»Дай мне горькие годы недуга,Задыханья, бессонницу, жар,Отыми и ребенка, и друга,И таинственный песенный дар-Так молюсь за Твоей литургиейПосле стольких томительных дней,Чтобы туча над темной РоссиейСтала облаком в славе лучей.
Это молитва за Россию, готовность на любые жертвы.Здесь впервые с большой силой проявляется тревога за судьбу страны.Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжелые времена, начиная с первой мировой войны. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей Родины.
Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой замалчивалось, а часто и противопоставлялось именам поэтов революционной России. В 1921 году по обвинению в контрреволюционном заговоре арестован и вскоре расстрелян ее муж, поэт Н.Гумилев. В 30-е годы волна сталинских репрессий накрыла и саму Ахматову. Был арестован ее единственный сын.Но для А.А.Ахматовой слова Родина и власть никогда не были синонимами. Для нее не было выбора –уехать из России или остаться. Она считала бегство предательством.Не с теми я ,кто бросил землюНа растерзание врагам.
Вопросы:1.В каком стиле написано это стихотворение?2.Какие противопоставления мы видим в этом произведении?
Ахматова противопоставляет не только уехавших и оставшихся. «Бросившие землю» и «изгнанники» – разные люди. И отношение автора к ним различно. К первым сочувствия нет.Но вечно жалок мне изгнанник,Как заключенный, как больной.Конкретно имеются в виду , можно предположить, литераторы и философы, высланные из Советской России в качестве враждебного элемента.Однако судьба оставшихся не лучше.Мы ни единого удара Не отклонили от себя.Политический протест против высылки цвета русской интеллигенции сочетается с величественным приятием собственного жребия.
«Мне голос был. Он звал утешно…»Мне голос был. Он звал утешно,Он говорил : «Иди сюда,Оставь свой край глухой и грешный,Оставь Россию навсегда.Я кровь от рук твоих отмою,Из сердца выну черный стыд,Я новым именем покроюБоль поражений и обид».Но равнодушно и спокойноРуками я замкнула слух,Чтоб этой речью недостойнойНе осквернился скорбный дух.
Вопросы:1.Как характеризуется в стихотворении революционная Россия?2.Каким образом выражена нравственная позиция автора?3.Какими художественными средствами создается тональность произведения?
Революционная Россия в этом стихотворении – «край глухой и грешный», окровавленный и покрытый «черным стыдом».Авторская позиция сводится к следующему: готовность к худшему, невозможность поступить по-другому. Остаться - значит непременно принять и поражения, и обиды, и кровь, и стыд, и скорбь.В первой части стихотворения стиль библейский, пророческий, размеренный, он создается неторопливым, торжественным ритмом. Последнее четверостишие передает одно движение, спокойное, гордое : «руками я замкнула слух».Недостойно «скорбному духу» даже слушать подобные речи.
В годы Великой Отечественной войны Ахматова видит свое предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби. Разделить судьбу своей страны. В стихотворении «Мужество» Родина отождествляется с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться. И здесь Ахматова говорит «мы» - это голос всего народа, объединенного Словом.Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом, голосом которого по праву стала.