Урок по изобразительному искусству Зимующие птицы родного края (2класс)
МБОУ «Арская начальная общеобразовательная школа №3 »
Урок изобразительного искусства «Зимующие птицы родного края»
Учитель:Хасанова З. Д.
Тема урока: «Зимующие птицы родного края»
Цели урока: 1. Обобщить и дополнить знания детей о зимующих птицах края;
2. развивать наблюдательность, аккуратность, точность выполнения;
3. воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи: Рассмотреть иллюстрации птиц зимующих в нашей местности.
Проанализировать последовательность рисования птицы.
Оборудование: презентация к уроку, акварельные краски, кисти, палитра, вода,
карандаш, салфетки.
План урока:
Организация урока. (Подготовка рабочего места)
Вводная беседа.
– Мир птиц очень красочный и разнообразный. В природе их очень много. В лесу, в поле, на реке – везде живут птицы. Они все нарядные. Какое разнообразие красок и оттенков! И каждая из них красива по-своему. Описывать разнообразие птичьих нарядов можно не только красками, но еще и словом.
Стихотворение Т.Зайцевой.
Улетели птичьи стаи,Лес в сугробах до ветвей.Вот тогда мы и дождалисьНаших северных гостей.Зимний лес не спит, а дремлет,Серебром окутан весь.Не покинув эту землю,Много птиц осталось здесь.
- А сейчас отгадайте загадки.
Маленький мальчишкаВ сером армячишкеПо дворам шныряет,Крохи собирает.
Воробей.
Спинка зеленоватая,Животик желтоватый,Черненькая шапочкаИ полоска шарфика.
Синица.
Красногрудый, чернокрылый,Любит зернышки клевать.С первым снегом на рябинеОн появится опять! Снегирь.
У. Птицы, которые остаются у нас зимовать или прилетают к нам зимой с севера, называются зимующими. А каких еще зимующих птиц вы знаете?
Д. Воробей, ворона, сорока,дятел, синица, снегирь, клест, поползень, глухарь, тетерев, чечетки, рябчики.
– Поют ли птицы зимой?
Д. Да, но нет такого многоголосья.
У. Чем питаются птицы зимой?
Д. Плодами деревьев, семенами, хвоей, почками.
- Художники, которые в своих картинах рисуют животных (а также птиц, насекомых, рыб) называются анималистами («animal» - по – английски «животное»). А жанр рисования - анималистическим. Он является самым древним. Первобытные люди оставляли на стенах пещер красочные рисунки оленей, зубров, мамонтов. Во все времена и эпохи человек любил, приручал животных, наблюдал за ними, а свои наблюдения отражал в произведениях искусства: картинах, скульптурах, росписи предметов быта.
Художник-анималист должен быть очень терпеливым и наблюдательным. Ведь ему приходится часами сидеть в лесу или зоопарке, изучая внешний облик животного, его повадки и среду обитания. Видным художником-анималистом был Евгений Иванович Чарушин. С его иллюстрациями к книгам о животных мы уже знакомились.
III. Актуализация знаний
- Чтобы удачно выполнить задание урока, нам как и анималистам нужно представить конкретную птицу. Каждый из вас не раз любовался ими в парке, в лесу, на улицах города. Все ли птицы одинаковы?
- Чем одни птицы отличаются от других?
- Птицы различаются по среде обитания, способу питания ну и конечно внешне – по величине, расцветке оперения, строению тела, форме клюва, хвоста.
- Какая пора года самая тяжёлая для этих представителей царства животных?
В зимнее время птицам очень холодно и голодно Перелётные птицы на этот период улетают, но некоторые остаются. Как мы называем таких птиц? Зимующие птицы могут найти себе корм и в это время. Насекомые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов, заборов, сухие листья деревьев, полакомиться ими сможет только дятел. А вот на ветках деревьев и кустарников остались почки, на некоторых растениях даже плоды и семена. Этими спрятавшимися насекомыми, плодами, семенами, почками кормятся зимой птицы. И все же зимующим птицам бывает очень тяжело. Им трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тяжело приходится птицам, когда деревья покрыты изморозью (инеем), так как почти невозможно добраться до спрятавшихся насекомых и почек. В такую погоду много птиц погибает от голода, не дожив до весны. Поэтому птиц повсеместно подкармливают. Вы тоже не забывайте каждый день насыпать корм в птичью кормушку.
- Предлагаю вам сегодня изобразить птицу, которая считается в нашей местности именно гостем, а не хозяином. О ком я говорю?
- Рассмотрим снегиря. Какую другую птицу по форме туловища он напоминает? У этой птицы на голове – черная шапочка. Черный также подбородок и передняя часть лица. Хвост и крылья – блестяще черные, спина и плечи – прекрасного светло-серого цвета, а шея, грудь, передняя часть брюшка и бока головы – красные. На хвосте и задняя часть брюшка –белые. Обратим внимание на его клюв - он коротенький и широкий. Грудка и щеки у снегиря- самца красные, а у самочки –серые. Он постоянно живёт в лесах. Питается ягодами рябины, калины, черёмухи и других растений.
IV. Планирование работы
Композиция рисунка.
- Обсудим композицию рисунка.
- Каким должен быть рисунок? Почему крупным?
- Где правильно расположить рисунок? (В центре листа.)
- Как расположим лист?
- Чтобы рисунок был крупным и выразительным, с чего надо начинать рисунок? (Ответы учащихся.)
-Правильно, необходимо тонкими вспомогательными линиями отметить положение предмета, его размеры, а затем проверить композиционное решение.
Прежде чем рисовать птицу, нужно обратить внимание на её внешний вид. Это:
1) размер самой птицы и ее туловища;
2)длинные или короткие ноги;
3)длинная или короткая шея;
4)форма, размер хвоста и крыльев; Это самец. Видите, они выделяются не только окраской, но и шикарным хвостом.
5) форма клюва, лапок и когтей;
6) вид оперения и его окраска.
V. Самостоятельная работа
Пока дети выполняют работы, учитель ходит по рядам, смотрит и при необходимости дает советы.
VI. Анализ работы
VII. Итог урока. Оценка работ.
- Выставка работ учащихся.
- Обобщение изученного материала.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Понравилось ли вам рисовать птиц?