Урок по изобразительному искусству Зимующие птицы родного края (2класс)


МБОУ «Арская начальная общеобразовательная школа №3 »





Урок изобразительного искусства «Зимующие птицы родного края»



Учитель:Хасанова З. Д.


Тема урока: «Зимующие птицы родного края»
Цели урока: 1. Обобщить и дополнить знания детей о зимующих птицах края;
2. развивать наблюдательность, аккуратность, точность выполнения;
3. воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи: Рассмотреть иллюстрации птиц зимующих в нашей местности.
Проанализировать последовательность рисования птицы.

Оборудование: презентация к уроку, акварельные краски, кисти, палитра, вода,
карандаш, салфетки.
План урока:
Организация урока. (Подготовка рабочего места)
Вводная беседа.
– Мир птиц очень красочный и разнообразный. В природе их очень много. В лесу, в поле, на реке – везде живут птицы. Они все нарядные. Какое разнообразие красок и оттенков! И каждая из них красива по-своему. Описывать разнообразие птичьих нарядов можно не только красками, но еще и словом.
Стихотворение Т.Зайцевой.
Улетели птичьи стаи, Лес в сугробах до ветвей. Вот тогда мы и дождались Наших северных гостей. Зимний лес не спит, а дремлет, Серебром окутан весь. Не покинув эту землю, Много птиц осталось здесь.
- А сейчас отгадайте загадки.

Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи собирает.
Воробей.
 Спинка зеленоватая, Животик желтоватый, Черненькая шапочка И полоска шарфика.
Синица.
Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать. С первым снегом на рябине Он появится опять! Снегирь.


У. Птицы, которые остаются у нас зимовать или прилетают к нам зимой с севера, называются зимующими. А каких еще зимующих птиц вы знаете?
Д. Воробей, ворона, сорока,дятел, синица, снегирь, клест, поползень, глухарь, тетерев, чечетки, рябчики.
– Поют ли птицы зимой?
Д. Да, но нет такого многоголосья.
У. Чем питаются птицы зимой?
Д. Плодами деревьев, семенами, хвоей, почками.

- Художники, которые в своих картинах рисуют животных (а также птиц, насекомых, рыб) называются анималистами («animal» - по – английски «животное»). А жанр рисования - анималистическим. Он является самым древним. Первобытные люди оставляли на стенах пещер красочные рисунки оленей, зубров, мамонтов. Во все времена и эпохи человек любил, приручал животных, наблюдал за ними, а свои наблюдения отражал в произведениях искусства: картинах,  скульптурах, росписи предметов быта.
Художник-анималист должен быть очень терпеливым и наблюдательным. Ведь ему приходится часами сидеть в лесу или зоопарке, изучая внешний облик животного, его повадки и среду обитания. Видным художником-анималистом был Евгений Иванович Чарушин. С его иллюстрациями к книгам о животных мы уже знакомились.
III. Актуализация знаний
- Чтобы удачно выполнить задание урока, нам как и анималистам нужно представить  конкретную птицу. Каждый из вас не раз любовался ими  в парке, в лесу, на улицах города. Все ли птицы одинаковы?
- Чем одни птицы отличаются от других?
- Птицы различаются по среде обитания, способу питания ну и конечно внешне – по величине, расцветке оперения, строению тела, форме клюва, хвоста.
- Какая пора года самая тяжёлая для этих представителей царства животных?
В зимнее время птицам очень холодно и голодно  Перелётные птицы на этот период улетают, но некоторые остаются. Как мы называем таких птиц? Зимующие птицы могут найти себе корм и в это время. Насекомые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов, заборов, сухие листья деревьев, полакомиться ими сможет только дятел.  А вот на ветках деревьев и кустарников остались почки, на некоторых растениях даже  плоды и семена. Этими спрятавшимися насекомыми, плодами, семенами, почками кормятся зимой птицы. И все же зимующим птицам бывает очень тяжело. Им  трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тяжело приходится птицам, когда деревья покрыты изморозью (инеем), так как почти невозможно добраться до спрятавшихся насекомых и почек. В такую погоду много птиц погибает от голода, не дожив до весны.  Поэтому птиц повсеместно подкармливают. Вы тоже не забывайте каждый день насыпать корм в птичью кормушку.
-  Предлагаю вам сегодня изобразить птицу, которая считается в нашей местности именно гостем, а не хозяином. О ком я говорю? 
- Рассмотрим снегиря.  Какую другую птицу по форме туловища он напоминает? У этой птицы на голове – черная шапочка. Черный также подбородок и передняя часть лица. Хвост и крылья – блестяще черные, спина и плечи – прекрасного светло-серого цвета, а шея, грудь, передняя часть брюшка и бока головы – красные. На хвосте и задняя часть брюшка –белые. Обратим внимание на его клюв - он коротенький и широкий. Грудка и щеки у снегиря- самца  красные, а у самочки  –серые. Он постоянно живёт в лесах. Питается ягодами рябины, калины, черёмухи и других растений. 
IV. Планирование работы
Композиция рисунка.
- Обсудим композицию рисунка.
- Каким должен быть рисунок? Почему крупным?
- Где правильно расположить рисунок? (В центре листа.)
- Как расположим лист?
-  Чтобы рисунок был крупным и выразительным, с чего надо начинать рисунок? (Ответы учащихся.)
-Правильно, необходимо тонкими вспомогательными линиями отметить положение предмета, его размеры, а затем проверить композиционное решение.
Прежде чем рисовать птицу, нужно обратить внимание на её внешний вид. Это:
1) размер самой птицы и ее туловища;
2)длинные или короткие ноги;
3)длинная или короткая шея;
4)форма, размер хвоста и крыльев; Это  самец. Видите, они выделяются не только окраской, но и шикарным хвостом.
5) форма клюва, лапок и когтей;
6) вид оперения и его окраска.
V. Самостоятельная работа
Пока дети выполняют работы, учитель ходит по рядам, смотрит и при необходимости дает советы.
VI. Анализ работы
VII. Итог урока. Оценка работ.
- Выставка работ учащихся.
 - Обобщение изученного материала.
-  Что нового вы узнали на уроке?
- Понравилось ли вам рисовать птиц?