Технологическая карта урока по учебному предмету « Окружающий мир» в 3 классе на тему «Сохранение природы родного края. Заповедник «Полистовский»



Игнатьева Наталья Борисовна, учитель начальных классов МБОУ « Локнянская средняя общеобразовательная школа»
Технологическая карта урока по учебному предмету « Окружающий мир»
в 3 классе на тему «Сохранение природы родного края. Заповедник «Полистовский»"
Форма урока: Урок – проект.
УМК « Школа России». Автор УМК А.А.Плешаков
Тип урока: открытие нового знания, виртуальная экскурсия
Цель урока: создание условий для формирования познавательного интереса к достопримечательностям родного края и бережного отношения к природе, формирования представления детей о Полистовском заповеднике и его уникальности.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
Создать условия, позволяющие формировать экологическую культуру, нравственно-этическую ориентацию учащихся на принятые моральные нормы; понимать красоту и значение природы для самого человека и для живых существ; развитие личности учащихся, развитие психических познавательных процессов; сохранение эмоционального равновесия; воспитание чувства патриотизма.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные: содействовать развитию умений: принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; работать с разными источниками информации, выполнять исследовательскую деятельность, делать выводы, контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы.
Познавательные: создать условия для развития общеучебных УУД– выделять и формулировать тему, познавательную цель, ставить задачи для достижения цели; обеспечить ситуации, способствующие развитию умения устанавливать причинно – следственные связи, поиск и выделение информации из различных источников (текст, иллюстрация, видеофрагмент, сеть Интернет (википедия) , проводить анализ информации и выделять главное.
Коммуникативные: создать условия для формирования навыков взаимодействия при работе в группе; формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; содействовать развитию умений планировать учебное сотрудничество – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- актуализировать знания о живой и неживой природе, о природе родного края;
- создать условия для формирования навыков наблюдения за деятельностью человека в природе и анализа факторов, угрожающих живой природе.
- организовать деятельность по первичному проговариванию нового знания;
- создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению правил поведения в природе.
Оборудование: учительский компьютер, 3 компьютера для групп обучающихся со звуковыми колонками, диктофон, видеокамера, мульти-медиа проектор, видеофрагмент для визуализации знакомства с темой урока, таблички для определения темы, целей и задач урока, скриншоты материалов Википедии, видеофрагменты, фотографии и звуковые файлы для проведения мини-исследований, мох сфагнум, торф, стаканы с водой, план проведения практической работы, рабочие листы групп, знаки для групповой работы, презентация-заставка для съёмки телепередачи, костюмы героев, бейджики, цветочный горшок, почва и комнатное растение для проведения эмоциональной разрядки.
Технологическая карта урока.
№ п/п Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I Организационный момент.
2 мин.
Цель: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке, включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Создание положительного эмоционального настроя:
Положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло друг другу. Пусть наше общение станет чуточку лучше от тепла наших сердец.
До урока я просила вас написать свои опасения и страхи на листочках, давайте на время урока спрячем их в коробку, чтобы они не мешали нашему сотрудничеству.
Приветствие:
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня вы для меня действительно будете не учениками, а коллегами.
Меня зовут Наталья Борисовна. Я приехала к вам из посёлка Локня. На сегодняшнем уроке я хочу передать вам частичку своих знаний и научить вас самим добывать знания.
Я – патриот. Я горжусь своей большой и малой Родиной. Это мой жизненный принцип. Дети заранее, перед уроком, делятся на 5 групп по интересам и уже в начале урока сидят группами.
Настраиваются на работу Личностные УУД
Формирование учебной мотивации, самоопределение к деятельности.
II Целеполагание
4 мин.
Цель: визуализация и вербализация темы урока, создание условий для формулирования детьми темы, целей и задач урока Визуализация и вербализация темы урока:
Начать наше сотрудничество я хочу с замечательного стихотворения о своей малой родине и небольшого видеоролика, который подготовила при помощи моих учеников.
Заповедный край:
Северо-запад. Псковская земля
Локнянский и Бежаницкий районы.
Леса, озёра, реки и поля
Похожи на другие регионы.
Но есть прекрасный край, затерянный в лесах,
Между реальностью и сказкою посредник,
Где даже взрослый верит в чудеса.
Все это Полистовский заповедник.
Взгляни вокруг! В неброской красоте
Увидишь мир, таинственный, чудесный.
Там стрекоза на золотом цветке
Сверкнёт крылом, а ты услышишь песню.
Прислушайся! В ней сотни голосов:
Клик журавля и жаворонка лепет.
И так понятна бесполезность слов,
И так силён в груди сердечный трепет,
Земля родная! Псковская земля!
Пусть заповедный край не тронут годы.
И человек, живое всё любя,
Не потревожит хрупкий мир природы.
Определение темы урока:
-Как вы считаете, для решения какой проблемы современного мира создаются заповедники ( для сохранения природы)
Давайте определим тему нашего сегодняшнего урока
Тема урока: Сохранение природы родного края. Заповедник «Полистовский».
Определение цели урока:
Сегодня я позволю себе выступить в роли директора заповедника, а вам предлагаю побыть моими сотрудниками.
Как вы считаете, чтобы сохранить предмет своей гордости – малую родину, нужно ли изучать её географию, флору и фауну, думать о сохранении экологического равновесия на её территории?
Патриоты Псковской области планируют создание сетевого проекта «Любим Псковщину», одной из страниц которого будет запись телепередачи для детей «С кочки на кочку» для развития одного из направлений работы заповедника- познавательного туризма. И я, как директор заповедника, предлагаю вам поучаствовать в создании этой телепередачи.
Давайте определим цель нашего урока: запись телепередачи для детей «С кочки на кочку» (презентация продукта)
Определение задач для достижения цели:
Цель нашего урока- это вершина лестницы. Давайте продумаем задачи, которые мы будем решать для достижения цели.
Что же необходимо сделать, чтобы начать изучение нового (вспомнить, что мы уже знаем)
1 ступенька нашей лестницы знаний – актуализация знаний
До урока вы уже начали выполнять этот этап
2 ступенька- распределение ролей
Как мы с вами сможем провести мониторинг, не выезжая на территорию заповедника (используя разные источники информации)
3 ступенька- работа с источниками информации
Второе направление работы заповедника – это научные исследования.
Какое исследование мы можем провести в рамках урока?
4 ступенька- мини-исследования
5 ступенька –создание сценария для телепередачи
6 ступенька – презентация работы (запись телепередачи)
Формирование учебной мотивации:
А теперь прочитайте, пожалуйста, пословицу, записанную на доске: Каждый прожитый день делает нас чуточку мудрее.
В конце урока мы вернёмся к этой пословице и сделаем вывод, как нужно прожить день, чтобы стать мудрее.
Настраиваются на работу.
Определяют тему, цель урока.
Определяют алгоритм работы (задачи для достижения цели)
Личностные УУД
Нравственно – этическая ориентация, формирование учебной мотивации
Познавательные логические УУД – анализ темы и цели урока для составления алгоритма работы
Регулятивные УУД- умение осознавать и формулировать цель с помощью учителя. принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий.
III Актуализация знаний:
3 мин.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”. Заполнение кластера знаний:
Заполнение кластера «Заповедник»( индивидуальная работа, устная проверка)
Заполняют кластер, проверяют, дописывают
Регулятивные УУД:
Оценка, выделение и осознание имеющихся знаний.
Личностные УУД
Нравственно – этическая ориентация
Познавательные УУД Общеучебные – поиск и выделение информации.
IV Распределение ролей
1 мин.
Цель: сформировать группы для работы, выяснить цели и задачи работы групп До урока я предложила вам распределиться на 5 групп, в зависимости от ваших интересов.
Одно из главных направлений, реализуемых сотрудниками заповедника- это экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды), Я нашла это определение в –онлайн-словаре:
Мониторинг - это комплексное наблюдение за состоянием окружающей среды.
Мы с вами будем проводить: (представление групп)
1.Мониторинг территории. Кто проводит? (географы)
2. Мониторинг мхов (биологи)
3.Мониторинг уникальной болотной растительности (ботаники)
4.Мониторинг редких птиц (орнитологи)
5.Мониторинг безопасности(инспекторы охраны) Личностные УУД
Нравственно – этическая ориентация
Познавательные УУД Общеучебные – поиск и выделение информации.
Коммуникативные УУД
планирование учебного сотрудничества
V Открытие нового знания. 15 мин.
Цель: создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения,
устранение возникшего затруднения.
Учитель организует работу в группах с целью открытия нового знания.
Уважаемые сотрудники! Начинам работу.
Для сотрудничества мы будем пользоваться условными знаками:
Знак «песочные часы» означает окончание работы.
Знак «SOS» подаётся, если вам нужна моя помощь.
Руководители групп возьмите рабочие листы 1, внимательно прочитайте план работы.
Затем выполняйте все задания по плану. Сценарий заполняйте сразу во время работы.
Для презентации работы выбирайте тех, кто умеет быстро, выразительно читать, артистичен.
На обсуждение, работу с информацией, исследования, анализ и подготовку телепередачи отводится 15 минут. Для презентации работы каждой группе даётся не более 2 минут.
Каждая группа работает по заданному плану ( учитель оказывает группам консультационную помощь)
Работа в группах:
обсуждают учебную проблему: анализируют ситуацию, данную в текстовом источнике, в видеосюжетах, звуковых файлах, фотографиях, описаниях,
проводят мини-исследования, выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами, наблюдают,
готовят сценарий
телепередачи. Коммуникативные УУД
Формирование навыков учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем.
Познавательные УУД
Логические Установление причинно – следственных связей.
Общеучебные – поиск и выделение информации.
VI Презентация работы группы.10 минут ( 2 минуты каждая группа).
Цель: визуализация и вербализация нового знания. Учитель организует выступление каждой группы, оценку работы групп.
Уважаемые сотрудники! Мы снимаем телепередачу, попрошу вас читать громко, выразительно, постарайтесь быть артистичными. Время презентации продукта каждой группы не более 2 минут.
Группы отчитываются о проделанной работе по предложенному сценарию-схеме, заполненными во время работы. Регулятивные:
Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.
Познавательные:
Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
Коммуникативные:
Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме
VII Итог урока:
рефлексия и снятие эмоционального напряжения. 5 мин.
Цель:
определение эффективности урока, эмоциональная разгрузка.
Учитель организует рефлексию деятельности на уроке, предлагает ответить на вопросы:
Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки.
У. - Нашей зелёной планете угрожает опасность. Когда вы станете взрослыми, то только вы сможете её защитить. Вы согласны её сберечь?
Каждый заповедник - природный музей. Какие правила нужно соблюдать во время экскурсии по заповеднику? (При посещении заповедных территорий следует все оставлять нетронутым, и ничего с собой не брать.)
Почувствовали ли вы во время записи передачи гордость за свою малую родину? Я рада что в ряду патриотов сегодня прибыло.
Давайте вспомним нашу пословицу. Стали вы чуточку мудрее после нашего урока? Почему? Где можно применить новые знания?
Оцените свою работу на уроке (Палец вверх или вниз)
Все-все
На свете нужны!
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны
Нельзя обойтись
Без чудовищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых
Нужны все на свете,
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки
Да! Если мы с кем-то не очень дружны
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
Повернитесь к соседу справа и скажите:
Я с тобой дружен, ты мне очень нужен!
Спасибо за работу! Мне очень приятно было с вами общаться!
Домашнее задание:
Заполнить до конца кластер знаний. По желанию нарисовать плакаты об опасности торфяных пожаров в заповеднике. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, степень ее результативности.
Снимают эмоциональное напряжение.
Регулятивные УУД
осознание качества и уровня усвоения, планирование последующей деятельности.
Личностные УУД
Нравственно – этическая ориентация
VIII Внеурочное сотрудничество
Цель: снятие эмоционального напряжения. Упражнение: «Расстанемся со страхами»
Ребята, у меня есть для вас сюрприз, останьтесь на 5 минут.
Я в благодарность за вашу работу, хочу забрать ваши страхи.
Высыпаем ваши страхи в горшок, засыпаем землёй и посадим чудесный цветок. Вы будете его поливать, а ваши страхи станут перегноем и дадут сил цветку. Всё в мире взаимосвязано. Круговорот- основа жизни. Записывают свои страхи на листочках бумаги(визуализация) Приложение 1.
Рабочий лист 1.
Группа «Географы»
Мониторинг территории.
1.1 человек подходит к учителю для выбора транспорта для движения по экологическому маршруту.
2.Внимательно прочитайте статью Википедии о Полистовском заповеднике.
3.Заполните сценарий телепередачи.
4.Выберите того, кто будет озвучивать, возьмите бейджики и костюм.
5.Прорепетируйте в группе
Рабочий лист 1.
Группа «Биологи»
Мониторинг мхов.
1.1 человек подходит к учителю для выбора транспорта для движения по экологическому маршруту.
2.Посмотрите обучающий фильм о сфагнуме.
3.Проведите практическую работу, используя рабочий лист 2.
4.Заполните сценарий телепередачи (внесите результаты мини-исследования и информацию, полученную из фильма.)
5.Выберите того, кто будет озвучивать, возьмите бейджики и костюм.
6.Прорепетируйте в группе.
Рабочий лист 1.
Группа «Ботаники»
Мониторинг уникальной болотной растительности.
1. 1 человек подходит к учителю для выбора транспорта для движения по экологическому маршруту.
2.Рассмотрите фотографии и ознакомьтесь с флорой заповедника. Соотнесите фотографии с описанием растений. Сделайте коллаж (наклейте карточку с описанием и названием растения в нижний правый угол фотографии). Растения, занесённые в Красную Книгу пометьте значком.
3. Заполните сценарий телепередачи.
4.Выберите того, кто будет озвучивать, держать коллаж во время записи телепередачи позади выступающего. Возьмите бейджики и костюм.
5.Прорепетируйте в группе.
Рабочий лист 1.
Группа «Орнитологи»
Мониторинг редких птиц заповедника.
1. 1 человек подходит к учителю для выбора транспорта для движения по экологическому маршруту.
2. Разделитесь на 2 подгруппы.
3. 1 подгруппа:
Рассмотрите фотографии и ознакомьтесь с птицами, обитающими в заповеднике. Соотнесите фотографии с описанием птиц. Сделайте коллаж (наклейте карточку с описанием и названием растения в нижний правый угол фотографии). Птиц, занесённых в Красную книгу пометьте значком.
3. 2 подгруппа:
Послушайте голоса птиц. Соотнесите голоса с фотографиями (названия птиц указаны на обратной стороне фотографий)
4. Заполните сценарий телепередачи.
5.Выберите того, кто будет озвучивать, держать коллаж во время записи телепередачи позади выступающего. Возьмите бейджики, распределите 5 фотографий для озвучивания голосов птиц.
6.Прорепетируйте в группе.
Рабочий лист 1.
Группа «Инспекторы охраны»
Мониторинг безопасности.
1. 1 человек подходит к учителю для выбора транспорта для движения по экологическому маршруту.
2.Проведите практическую работу, используя
рабочий лист 2.
3. Заполните сценарий телепередачи.
4.Выберите того, кто будет озвучивать, возьмите бейджики.
5.Прорепетируйте в группе.
Приложение 2.
Рабочий лист 2. (Биологи)
Практическая работа: Мох сфагнум.
Опыт 1. Кустик мха помещают в стакан, наполненный водой, так чтобы верхушки выступали из стакана. Стакан ставят на блюдце.
Понаблюдайте, что происходит с верхушками стебля.
Заполните пропуски:
Вскоре верхушки стебля становятся______________и _______________ под
тяжестью __________. Капли воды ___________ с верхушек мха.
Опыт 2.
Рассмотрите снимки клеток сфагнума, увеличенные под микроскопом. Вспомните из фильма и объясните, в чем особенности строения листьев сфагнума. Заполните пропуски.
Сфагнум состоит из ____________ и _____________клеток.

.
Рабочий лист 2.(Инспекторы охраны)
Практическая работа: Торф
Опыт . Определение свойств торфа.
Возьмите коробку, откройте.
Внимательно рассмотрите содержимое. Положите небольшой кусочек торфа в стакан с водой, понаблюдайте.
Заполните таблицу.
Что исследуем? Как выполнить? Вывод: свойство торфа Где применяется?
из чего состоит рассматриваем и выделяем фрагменты Получается из
легче или тяжелее воды кладём в стакан с водой: если легче воды, значит плавает сверху, если тяжелее воды, значит тонет _____
воды как впитывает воду кладём в стакан с водой и смотрим, что происходит с водой
горючесть посмотрите видеофрагмент
Приложение 3.
Группа «Географы» Сценарий
Директор:
Здравствуйте, дорогие ребята! Наш заповедник создан в _______году. И теперь он совсем взрослый, ему исполнится __ года. Я здесь главный - директор заповедника «Полистовский» Михаил Сергеевич __________.
Кикимора: (появляется из-за кочки)
Как же, ты тут главный, ничего подобного, я тут уже 200 лет живу, а ты всего 22.
Директор:
Создан наш заповедник с целью _____________природных процессов и явлений, фонда ____________________________мира, отдельных видов ________________________________, уникальных экологических систем.
Кикимора:
Да, да, и таких уникальных Кикимор, как я!
Директор:
Общая площадь территории находящейся под охраной почти ______гектаров. На территории заповедника запрещена любая _________________, противоречащая задачам заповедника.
Кикимора:
Вот за это вам спасибо, спокойно можно жить, браконьеров не бояться.
Директор:
Я предлагаю вам посетить 1 экологический маршрут на гексокоптере. Это довольно быстрый, лёгкий и почти бесшумный летательный аппарат.
Кикимора:
Я похвастаюсь: наши полистовские болота являются одной из крупнейших и наиболее хорошо сохранившихся болотных систем в ____________.
Директор:
Во время полёта мы также увидим ___________________ болото и озеро____________________.
Кикимора:
Оно даже меня старше и является природным памятником.
Группа «Биологи» Сценарий
Учёный:
Я биолог- научный сотрудник заповедника. Приглашаю вас на следующий маршрут. Поедем мы вглубь болота на вездеходе. Кто это здесь?
Мох Сфагнум:
Я везде, где влажно. И везде делаю одно и тоже: впитываю влагу, как __________. Меня так и прозвали: мох-__________. А чтобы звучало загадочней перевели на греческий: ___________________.
Учёный:
Скучный ты какой-то, невзрачный.
Мох Сфагнум:
А вот и неправда. В моих листьях тайна скрыта. Клетки листа у меня 2 видов: узкие (______________) и широкие (____________). В них-то весь секрет. Внутри них спиральки, которые как каркас держат клетку, через поры ____________ проникает в водоносные клетки. Так мы впитываем и сохраняем ___________.
Учёный:
Да. Так и есть. Мы провели опыт и увидели, что сфагнум работает как ______________ станция.
Он способен поглощать воду даже из _____________________.
Мох Сфагнум:
Вот- вот, там, где я, там и болото.
Учёный:
Действительно, Сфагнум обладает большой впитываемостью и применяется как перевязочный материал вместо _________. Он обладает ранозаживляющим и антисептическим действием. Для перевязок используют марлевые подушечки, набитые __________.
Мох Сфагнум:
За это свойство мне даже памятник хотели поставить. Многих раненых __________ я во время войны спас.
Группа «Ботаники» Сценарий
Флора:
А я красавица Флора, покровительница и хранительница всех ____________. Приглашаю вас в путешествие на болотоступах.
Водятся в моём царстве русалки, которые днём спят, превратившись в прекрасные цветы. Тот, кто бережно относится к ним, находится под защитой водяного царя и может путешествовать по болоту на вездеходе, куда захочет. Это _____________________. Они занесены в Красную книгу!
А сегодня водяной царь подарил мне северную орхидею- пальчатокоренник балтийский. Но я его отругала, _______________растения, занесённые в Красную книгу срывать.
Не обошлось у нас без ______________________, у которых и хлорофилла-то своего нет. Осторожно, Петров крест ещё и ядовит.
А ещё я вам по секрету расскажу, нет- лучше покажу. Росянка наша – растение-_________________________, посмотрите, как муху слопала (видеосюжет). Берегитесь!
Группа «Орнитологи» Сценарий
Я старший орнитолог заповедника.
Наш маршрут пеший (птицы шума не любят). Хотя сами не против погалдеть.
Скопа, беркут, чернозобая гагара, чёрный аист, золотистая ржанка, белая куропатка, сорокопут, большой подорлик – все они занесены в__________________________ и гнездятся в болотах заповедника благодаря тишине и отсутствию _________________.
А большого кроншнепа у нас ___________ пар – самая большая популяция в Европе.
Тихо, птицы, не галдеть, по порядку стройсь!
Вы знаете, что птицы могут хоркать, трубить, реветь, курлыкать и даже трещать, как трещотки?
Послушайте сами.
Я-Серый журавль, курлыкаю.
Я – белый аист, трещу.
Я- вальдшнеп, хоркаю.
Я- большая выпь, меня не видно, зато реву как.
Я- лебедь-кликун, трублю о том, что всего 2 пары нас осталось, совсем можем исчезнуть.
Группа «Инспекторы охраны» Сценарий
Здравствуйте, я бизнесмен, прокатился я на вашей дрезине в те места, где торф добывали.
Изучил свойства торфа и решил бизнес организовать, буду торфяные горшочки для ________________делать, торф для ________________ в брикеты фасовать, на ферму для _______________________ продавать. Пришёл к вам разрешение оформлять
Инспектор:
Вы, что не знаете, что на территории заповедника всякая хозяйственная деятельность запрещена, всё находится под строгой охраной, чтобы сохранить и восстановить популяцию животных и растений. Вход разрешён только сотрудникам или учёным, туристам можно только по 5 маршрутам путешествовать и то под строгим контролем. У нас даже дети это знают.
Бизнесмен:
Извините меня! Давайте я лучше заповеднику помощь окажу для борьбы с торфяными пожарами, ведь их тушить очень трудно.
А ребята пускай плакаты нарисуют об опасности торфяных пожаров!
Инспектор:
Дорогие ребята! Вот и подошла к концу наша телепередача! Приезжайте к нам в Полистовский заповедник! Попрыгаем с кочки на кочку! Только, чур, тихо! ( показать)
Используемые ресурсы:
1.Официальный сайт заповедника «Полистовский» http://polistovsky.ru/2.Википедия о Полистовском заповеднике https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA3.Растения-хищники http://animalworld.com.ua/news/Hishhnyje-rastenija-mastera-izjashhnyh-ubijstv4.Видеозапись выпуска новостей http://filmlar.ru/video/XihW1eD9x2k5.Хищные птицы http://parkrusever.ru/skopa-pernatyiy-hishhnik-zanesennyiy-v-krasnuyu-knigu.html