Сценарий внеклассного мероприятия Птицы-наши друзья
Габбасова Р.Р. –воспитатель группы продленного дня , МБОУ «СОШ №3 п.г.т.Кукмор» Республики Татарстан
Сценарий внеклассного мероприятия «Перелетные птицы»
Цели: познакомить учащихся с многообразием пернатых; научить выделять признаки сходства и различия у птиц; формировать понятия о происхождении названия некоторых птиц; прививать любовь к родной природе.
Оборудование: фотографии и рисунки птиц, магнитофон, кроссворд «Берегите птиц», запись «Голоса птиц».
Ход мероприятия.
Учитель. Ребята, давайте отправимся с вами за чудесами!
Читает учитель
Что ни шаг, то для вас новое чудо!
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой,
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром
Знакомство с многообразием названий птиц.
Учитель. Птицы везде – над нами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.
Звучит запись «Голоса птиц»
Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.
- Синь – синь! – посвистывает синица.
- Чи – чи! Чи – чи! – вторит ей чиж.
-Сквор – сквор! – поют скворцы.
- Ку – ку! Ку – ку! – зовет кукушка.
Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.
Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научится летать зародились у людей при взгляде на птиц.
Помните, ребята, что нельзя разорять гнезда птиц, стрелять в них из рогаток! Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти урожая.
Пусть прилетят, чтоб торопливо
С утра до ночи хлопотать.
Я двум скворцам приют счастливый
Хочу до осени создать.
Быть может, им на чужбине снился
Мой домик среди ветвей густых.
Пусть доброе гостеприимство
В краю знакомом встретит их.
Мы рады, что к нам летят наши верные пернатые друзья!
В класс входят в театральных костюмах ребята, изображающие разных птиц.
Звучит запись «Голоса птиц».
Представление птиц.
Грач.
Меня вы забыли?
Переносье с белым кругом,
Важно я хожу за плугом,
Огороду, полю – врач,
Глянцевитый черный грач.
Мы спешили к вам. Ребята, на праздник. Весна идет. Пора браться за дела: заселять домики, приготовление вами, устраивать гнезда, высиживать и растить птенцов.
Скворец.
На шесте – дворец,
Во дворце певец,
А зовут меня … (скворец).
Посмотрите на мое массивное тело и короткую шею, я вам покажусь неуклюжим, тяжелым, хотя я вешу всего 75граммов. Мы очень большую пользу приносим выкармливая птенцов. Летом за долгий световой день мы прилетаем к гнезду в 300 раз! Вот и представьте, сколько гусениц, жуков и червяков уничтожит одна пара скворцов. В моих концертах можно услышать не только голоса других птиц и их песенки, но и кваканье лягушек, рычание собаки и даже скрип тележного колеса.
Сова.
Я съедаю за ночь 7 – 8 мышей. Только одна моя семья уничтожила за год 10 тысяч мышей и таким образом спасла 20т зерна.
Синица.
Я круглый год отыскиваю на деревьях вредных насекомых, их яйца и личинки. Трудно нам, синицам, бывает зимой, когда деревья покрыты снегом. Не можем мы в это время найти насекомых, и если бы не вы, юннаты, то умерли бы от голода.
Ученик.
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный сой дворец
Темно – бронзовый скворец.
Учитель.
Солнцем залита опушка,
Загорелся только день,
И проказница – кукушка
Куковать уселась в тень
Где она? Никто не знает,
На каком сидит суку,
В прятки с солнышком играет
И кричит ему …
Дети: Ку – ку!
Кукушка.
Я съедаю за день 39 кузнечиков, 43 гусеницы, 5 личинок майского жука, 3 куколки бабочки, 4 паука и много муравьиных яиц.
Ученик.
Кукушка ты нам дорога!
Уничтожаешь гусениц мохнатых
И охраняешь леса и поля.
Учитель. Большое спасибо нашим птицам! Просим вас остаться на нашем празднике и оценить знания наших ребят.
Игра «Наши пернатые друзья».
1 задание: «Разминка».
- Какие птицы прилетают к нам с юга первыми?
- Какие птицы выводят птенцов зимой?
- Какая птица самая большая в мире?
- Какая из наших птиц быстрее всех летает?
- Какая птица самая маленькая в мире?
2 задание: «Почтовый ящик».
Учитель. Ребята, на наш адрес пришло три письма. Угадайте, кто их написал.
Описание первое:
«У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко – желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?»
Ответ: синица.
Описание второе:
«Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда – сюда, вверх – вниз по дереву, мне крылья – то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня очень заметная. Кто же я?»
Ответ: поползень.
Описание третье:
«Я необыкновенно нарядная птица. В моей окраске присутствуют цвета: красный, черный, коричневый, желтый, белый. Чаще всего можно меня увидеть на кустиках репейника и чертополоха, где я кормлюсь.
Я изумительно пою. Мои звонкие трели преображают лес. Кто же я?»
Ответ: щегол.
3 задание: «Как зовут вас, детки?».
Я называю птиц, а вы хором должны ответить, как зовутся птенцы:
Сова - … (совята)
Скворец - …
Ласточка - …
Зяблик - …
Грач - …
Кукушка - …
Иволга - …
Игра «Прилетели птицы».
А сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что – то другое, то нужно хлопать. Начнем.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи … (Дети хлопают.)
Что неправильно, почему?
Продолжим.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны … (Дети хлопают.)
Начинаем снова.
Прилетели птицы:
Голуби, куницы … (Дети хлопают.)
Продолжим.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки… (Дети хлопают.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки,
Лебеди, скворцы…
- Все вы молодцы!
4 задание: «Птичьи разговоры».
Гуси - … (гогочут)
Соловьи - …
Журавли - …
Утки - ...
Вороны - …
Ласточки - …
Голуби - …
Синицы - …
Совы - …
Учитель. Молодцы, ребята! Мы увидели, что вы очень много знаете о птицах и узнали о них много интересного. Ребята, дружите с птицами, никогда не трогайте их!
Литература
Классные часы: 2 класс / Авт.- сост.Т.Н. Максимова. – М.:ВАКО,2009.
Арсенина Е.Н. Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе. Издательство Глобус, 2008.
Персидская И.В., Фонова Г.А. и др. Классные часы - Волгоград: Учитель, 2007.