Внеклассное мероприятие по творчеству А. Фета в 10 классе Фет загадочный
Игра как форма урока, использование приёмов активизации мыслительной деятельности учащихся во время игры.
Методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству А.А.Фета «Своя игра».
Учитель МБОУ «СОШ № 23» города Находки Приморского края Тесникова Людмила Николаевна.
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Технология игровых методов обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, она – самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения. Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.
Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).
В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.
Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в воображаемую обстановку и ощущают себя частью изучаемого литературного процесса или произведения.
Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).
Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках литературы и усиливает желание изучать предмет.
В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает не поиск ответа.
В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решения познавательных задач.
На уроках литературы имеет место интеллектуальная игра различных видов. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д.
Игры можно использовать как элементы урока, так и как целый урок. Автор предлагает систематизированные материалы на основе литературных викторин, изданных в различных методических пособиях и взятых из личного опыта. «Своя игра» - удачная форма урока в условиях ФГОС
Условия игры: В игре принимают участие 3 команды по 7 человек, остальные ребята следят за организацией процесса игры. 3 человека ведут подсчёт очков, каждый закреплён за своей командой, 2 человека закрывают стикерами окна выбранных вопросов. Игра проводится в 3 раунда. В первых двух команды по очереди выбирают тему и вопрос, стоимость каждого обозначается баллами. Стоимость вопросов и номинации приведены в таблицах. В красном раунде цена вопроса возрастает вдвое.
Вопрос зачитывает учитель, на обдумывание 5-7 секунд. При правильном ответе команда получает баллы в соответствии со стоимостью вопроса, при неправильном - такое же количество баллов снимается. Если команда , выбравшая вопрос, не ответила, то отвечает та команда, члены которой первыми подняли руку. Учитываются все баллы, заработанные командами. Если ни ода из команд на вопрос не ответила, то ответ зачитывается ведущим.
Каждый раунд заканчивается, когда выбраны все вопросы. После синего раунда пауза, за время которой объявляется количество баллов, заработанное командами, и представляются номинации красного раунда. В первых двух раундах предусмотрено по 1 вопросу «кот в мешке», такой вопрос команда передаёт для ответа другой команде.
В красном раунде предусмотрен один вопрос «Своя игра». Команда, получившая такой вопрос , делает свою ставку, не превышающую суммы заработанных баллов, другие команды тоже делают ставки, отвечает та команда, у которой ставка выше.
В 3 раунде все команды письменно отвечают на один вопрос. Предварительно каждая команда делает ставку, не превышающую суммы заработанных баллов. Через минуту объявляется итог игры.
Хорошо, если есть независимый эксперт, это может быть библиотекарь или ещё один учитель. Подобные мероприятия мы часто проводим во время Недели русского языка и литературы, когда команды из параллельных классов, то накал игры острее.
Синий раунд
Номинации Цена вопроса
Превратности судьбы 10 20 30 40 50
Мир цветов и трав 10 20 30 40 50
Мир насекомых 10 20 30 40 50
Мир деревьев 10 20 30 40 50
Мир птиц 10 20 30 40 50
Красный раунд
Номинации Цена вопроса
Фетовские эпитеты 20 40 60 80 100
Немного философии 20 40 60 80 100
Художественные средства 20 40 60 80 100
Мир загадок 20 40 60 80 100
О чём речь? 20 40 60 80 100
Перед игрой учащиеся получают задание повторить по учебнику сведения о Фете и прочитать стихотворения поэта (Список прилагается в конце.) Отрывки из стихотворений лучше показывать на экране.
Вопросы и номинации синего раунда
Превратности судьбы.
10 Какую личную трагедию пережил подростком Фет? ( его сочли незаконнорождённым сыном, лишили прав дворянства, и он стал стал подданным Германии)
20 Чего всю жизнь добивался Фет и в конце концов добился, как он решал эту проблему, какие превратности его ожидали? (Возвращения фамилии Шеншин и права на дворянство. Для этого решил пойти в армию, но 2 раза менялся закон о праве на дворянство, сначала было достаточно первого офицерского чина, а с 1845 года нужно было звание майора. В 1856 году он должен был получить чин майора, но издали новый указ, нужно было звание полковника. Отчаявшись, уходит в отставку, и только поэзия вернула титул. В 1873 году Александр 2 распорядился вернуть Фету наследственные права.)30 Кому посвящены фетовские строки: «Та трава, что вдали на могиле твоей, /Здесь, на сердце, чем старе оно, тем свежей. И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить, /Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить»? Почему, любя эту девушку всей душой, Фет на ней не женился? ( Мария Лазич была бедной, девушка заживо сгорела от несчастного случая.) (кот в мешке)
40 Что случилось с обещанным Фету состоянием дяди? Речь идёт о 100 000 рублях, хранившихся в железном сундуке. (Деньги пропали.)
50 Смерть Фета, она ли не парадокс? ( Хотел покончить жизнь самоубийством, а умер от разрыва сердца)
Мир цветов и трав.
10. Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил своё чело.
Дохнул сентябрь, и ………………
Дыханьем ночи обожгло
(Георгины)
20 Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица ………..,
Благоуханна и пышна.
(Роза)
30 Порвёшь случайно повилику
Неторопливою ногой –
И вдруг откроешь ……………….. ,Красней и слаще, чем весной
(Землянику)
40 Выйдешь – поневоле
Тяжело – хоть плачь!
Смотришь – через поле
………………….. – ………..
Прыгает, как мяч.
(Перекати-поле)
50 О первый ……, из-под снега
Ты просишь солнечных лучей .Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей
(Ландыш)
Мир насекомых.
10 Как ………….. зарёю,
Крылатые звуки толпятся:
С любимой мечтою
Не хочется сердцу расстаться.
(Мошки)
20 Жду я, тревогой объят,
Жду тут на самом пути:
Этой тропой через сад
Ты обещалась прийти.
Плачась ………….. пропоёт,
Свалится плавно листок,
Слух, раскрываясь, растёт,
Как полуночный цветок.
(Комар)
30 Словно струну оборвал
………… , налетавший на ель;
Хрипло подругу позвал
Тут же у ног коростель.
(Жук)
40 А там, вдали, сверкает воздух жгучий
Колебляся, как будто дремлет он.
Так резко-сух снотворный и трескучий
…………………. неугомонный звон.
(Кузнечиков)
50 Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила.
Сердце ноет, слабеют колени,
В каждый гвоздик душистой сирени
Распевая, вползает …………….. .
(Пчела)
Мир деревьев.
10. Нет, постой же! С тоскою моею
Здесь расстанусь. …………….. спит,
Ах опять эти пчёлы под нею!
И никак я понять не умею,
На цветах ли, в ушах ли звенит.
(Черемуха)
20 Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот;
Смотри: из-за дремлющих …………..
Как будто пожар восстаёт.
(Сосен)
30 Уж ………… вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
(Верба)
40 ………. рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.
(Ель)
50 Как здесь свежо под …………… густою.
Полдневный зной сюда не проникал,
И тысячи висящих надо мною
Качаются душистых опахал.
(Липою)
Печальная ……………
У моего окна
И прихотью мороза
Разубрана она. (Береза)
Мир птиц.
10 Природы праздной соглядатай,
Люблю, забывши всё кругом,
Следить за ………………….. стрельчатой
Над вечереющим прудом (Ласточкой)
20 Этот цветов обмирающий зов,
Этот теней набегающий кров,
Этот предательский шёпот ручья,
Этот рассыпчатый клич ……………… ( Соловья)
30 Жди ясного на завтра дня.
…………….. мелькают и звенят.
Пурпурной полосой огня
Прозрачный озарён закат. ( Стрижи)
40 Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё …………… летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой. ( Грачи)
50 Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
…………….. летят. ( Журавли)
Вопросы и номинации красного раунда
Фетовские эпитеты
20. Стоит красавица степная с румянцем …………… на щеках. (Сизым)
40. Гонит ветер ………………. золотые переливы. (Прихотливый)
60. Лишь на миг смежает небо ……………… око. (Огнедышащее) (кот в мешке)
80. ………………. чибис прокричал. (Плаксивый)
100. В ………………тучках пурпур розы. (Дымных)
Немного философии
20. Восторженным поклонником какого немецкого философа стал Фет в зрелые годы? -(Шопенгауэр.) А в молодости? ( Гегеля и Шеллинга)
100. Формула мирового устройства по Фету: «Соловьи клюют...». Кого (или что)? ( Бабочек) Это не означает, что нет гармонии, нет красоты и идеала . «Красота разлита по всему мирозданию, и, как все дары природы, влияет даже на тех, которые её не сознают…но она ускользает, поэтому нужно её ловить.
80. По мнению Фета, «художнику дорога только одна сторона предметов: их...»? «смотрят Сикстинскую Мадонну, слушают Бетховена и читают Шекспира не для получения следующего места ...». ( Красота)
40. Чему советовал учиться у растений Фет: «Учись у них — у дуба, у берёзы»? (Терпению и вере)
60. По какому поводу Тургенев произнес известную фразу: «Как Фет, Вы имели имя, как Шеншин, Вы имеете только фамилию»? ( Поэт Фет значимее человека Шеншина)
Художественные средства
20 Какая ночь! Алмазная роса
Живым огнём с огнями неба в споре. ( Метафора, эпитет)
40 Серый день ползёт лениво,
И болтают нестерпимо
На стене часы стенные
Языком неутомимо. ( Олицетворение )60 Пруд, как блестящая сталь,
Травы в рыдании,
Мельница, речка и даль
В лунном сиянии. ( Сравнение, метафора, эпитет )80 Ни петь, ни славить, ни молиться… ( Градация )
100 Муки блаженства…
Улыбка томительной скуки… ( Оксюморон)
Бриллианты в свете лунном,
Бриллианты в небесах,
Бриллианты на деревьях,
Бриллианты в небесах. ( Анафора)
Мир загадок
20 Как Фет видоизменил свою фамилию в студенческие годы? Каким псевдонимом подписал свой первый сборник стихов « Лирический пантеон» 1840 год? ( Фёт . А.Ф.)
40 Кому принадлежит такая оценка Фета: …» хороший поэт» и …»пишет пустяки», …» идиот», но « с поэтическим талантом» ( Н.Г.Чернышевскому. )
60 За что Фет был избран членом-корреспондентом Академии наук? ( За переводы римских поэтов: Горация, Овидия, Катулла, Ювенала, Вергилия. ) Своя игра
80 С кем подружился Фет в старости, кто относился к нему как ученик к учителю и печатал свои стихи под псевдонимом К. Р.? ( Великий князь Константин Романов.)
100 Кто из поэтов 20 века считал Фета своей путеводной звездой и фетовскими словами « За гранью прошлых дней» назвал свой сборник стихов? ( А.Блок.)
О чём речь?
100. Кто «спит во гробе ледяном очарованная сном, — спит, нема и холодна, вся во власти чар она»? ( Зимняя природа « Глубь небес опять ясна»)
80. «Опять серебряные змеи /Через сугробы поползли». Что это за «змеи»? (Снежная позёмка)
60. «На доске этой шаткой вдвоём/ Мы стоим и бросаем друг друга». Какая доска имеется в виду? (Качели) «На качелях»
40. Что описывает поэт: «Тускнеют угли. /В полумраке Прозрачный вьётся огонёк./ Так плещет на багровом маке/ Крылом лазурный мотылёк»? ( Догорающий огонь в камине «У камина»)
20. А это: «Две капли брызнули в стекло, /От лип душистым мёдом тянет, /И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит»? ( Весенний дождь)
Вопрос третьего раунда
Философско-эстетические взгляды Фета в течение жизни менялись, неизменным оставалось представление об этом. О чём? Вставив слово в первую строчку стихотворения, вы ответите на этот вопрос.
Целый мир от ............,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать её начало.
Что такое день иль век,
Перед тем, что бесконечно!
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, - человечно. (Красоты. Представление о красоте)Или: Какую часть речи Фет старался меньше употреблять в своих стихотворениях? Есть даже такое определение Фет .... . Какой? (Безглагольный)
Использованная литература:
Л.Л. Бельская. «Литературные викторины». М. «Просвещение» 2007
Д.Д.Благой. «Фет – поэт и человек».( Интернет).
Учебник литературы 10 класс, любой автор.
А.А.Фет. Стихотворения: «Ласточки» 1844, «Чуя внушённый другими ответ» 1890, «Ласточки пропали» 1847, «Ещё весны душистой нега...» 1854, «Зреет рожь над жаркой нивой» конец 50-х годов, «Ещё! Ещё! Ах, сердце слышит...» 1882, «Шёпот, робкое дыханье...» 1850, «Ещё майская ночь...» 1857, «Осень.» 1847, «В лунном сиянии...» 1885, «Пришла, и тает всё вокруг...» 1886, «В страданье блаженства стою пред тобою...» 1844, «Глубь небес опять ясна...» 1862, «Какая грусть! Конец аллеи...»1862, «На качелях.» 1890, «У камина» 1856, «Весенний дождь.» 1857, «Улыбка томительной скуки.» 1844, «Осенняя роза.» 1855, «Первый ландыш.» 1854, «Как мошки зарёю...» 1844, «Жду я, тревогой объят...» 1886, «Как здесь свежо под липою густою..» 1854, «Пчёлы» 1854, «Какая холодная осень!» 1854, «Уж верба вся пушистая...» 1844, «Ель рукавом...» 1891, «Печальная берёза...» 1842, «Учись у них- у дуба...» 1883, « Целый мир от красоты...» 1847-1866.