Урок литературы по лирике А.Фета «Душа ваша — пейзаж»
Конспект урока литературы в 10 классе.
«Душа ваша - пейзаж»
Импрессионизм в поэзии «чистого искусства». Лирика А.А. Фета.
Учитель: Юлаева Ирина Алексеевна.
Цель урока: способствовать вовлечению всех обучающихся в процесс познания.
Задачи урока:
1) образовательная: учить критически мыслить, сопоставляя и анализируя информацию;
2) развивающая: развивать навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация);3) воспитательная: воспитывать эстетические чувства в процессе соприкосновения с высоким искусством, литературный вкус, любовь к литературе, поэзии.
Ведущая технология: критическое мышление.
Форма организации деятельности обучающихся: самостоятельно – поисковая (при подготовке к уроку); работа в паре, в малой группе.
ИКТ сопровождение: презентации к уроку.
Межпредметные связи: МХК, музыка, живопись.
Примечание: длительность урока- 2 часа.
Ход урока.
I. Импрессионизм в искусстве. Работа с презентацией.
1. Сообщение темы урока, согласование целей с обучающимися. Создание эмоционального настроя: прослушивание музыкального фрагмента « Сады под дождём» К. Дебюсси. Задание для обучающихся: какое настроение создала в вас музыка? Запишите своё настроение, возникшее в начале урока.
2. Слово учителя (создание проблемной ситуации на основе формулировки проблемных вопросов для обучающихся): сегодня речь пойдёт об удивительном явлении в искусстве, получившим название импрессионизм, что в переводе означает… Чем удивительно это искусство? Какими эпитетами можно его охарактеризовать? Как «прочесть» тему урока - слова французского поэта Поля Верлена «Душа Ваша - пейзаж»? Что написать на месте многоточия? На эти вопросы вам предстоит найти свой ответ. (Напоминаем, что девиз нашего урока - мнение каждого ценно).
3. Работа с презентацией «Импрессионизм в искусстве».
а) выразительное чтение стихотворения Б.Пастернака «Импрессионизм»;
б) рассматривание картины К.Моне «Сирень на солнце»;
в) задание для обучающихся: определить (обсудив в паре, группе) и кратко записать свои впечатления от увиденного и прослушанного, сравнив текст Пастернака и изображённое на картине Моне (чувства, краски ,звуки, образы, настроение; впечатления от увиденного самим художником; единство образов; мироощущение и мировосприятие; радость бытия и т.п.). Обмен впечатлениями и мнениями; обсуждение и открытие нового. Определение: импрессионизм - это…
4. Реализация индивидуального домашнего задания (малая группа №1 - на основе работы с различными, в том числе интернет - источниками). Определение « импрессионизм - это…» (сравнение официального варианта и определений, данных обучающимися). Краткая справка «Как всё начиналось. Клод Моне «Впечатление. Восход солнца».
5. Особенности импрессионизма в живописи (малая группа №2). Рассматривание картин К.Моне, К.Писсарро, К.Коровина, И.Грабаря, И.Левитана, К.Юона. Запись в виде словоряда собственных впечатлений. Ответы на вопросы, поставленные в начале урока. Обмен материалами, мнениями; обсуждение, высказывания.
6. Письменная миниатюра (2-3 предложения) на тему «Душа ваша-пейзаж». (Как я понимаю смысл высказывания?).
II. Импрессионизм в поэзии « чистого искусства».
1.Переход ко второй части урока. Создание проблемной ситуации. Можно ли и почему связать слова П.Верлена с искусством слова? С поэзией « чистого искусства» и лирикой А.А.Фета в частности?
2. Повторение и обобщение материала предыдущих уроков по лирике А.А.Фета, а именно:
а) особенности поэзии « чистого искусства»;
б) основные темы лирики А.А.Фета;
в) природа в лирике А.А.Фета.
(Реализация домашней самостоятельной работы: работа с таблицами, составленными обучающимися при подготовке к уроку по материалам предшествующих уроков)
3. Обобщение пройденного: мир прекрасного, гармонии и красоты тесно связан в лирике Фета с миром природы. Пейзажная лирика Фета - «великая и возвышенная книга природы».
4. Выразительное прочтение учеником стихотворения « Целый мир от красоты»- эмоциональный лейтмотив для последующей работы в паре. Анализ стихотворения «Весенний дождь».
Цель работы: найти в стихотворении приёмы, характерные для искусства импрессионизма.
5. Просмотр слайдов презентации к стихотворению (иллюстрации к тексту)
6. Самостоятельная работа в паре (группе). Памятка «Как работать в паре».
Вопросы для анализа лирического стихотворения (свои наблюдения и версии обучающиеся фиксируют в тетради в виде словоряда):
а) почему объектом лирического изображения выбран дождь ( выдвижение индивидуальных гипотиз);
б) какими красками «рисует» поэт;
в) как работает приём звукописи, аллитерации;
г) изобразительно - выразительные средства (найти и выписать или подчеркнуть в распечатке текста), их роль: метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты
д) роль односоставных предложений в поэтике стихотворения.
Вывод: что же «подошло» к саду – и к сердцу - поэта? Что разбудило душу и побудило написать этот маленький шедевр?
7. Рефлексия: небольшая письменная работа в стиле эссе.
8. Чтение работ, созданных обучающимися.
9. Подведение итогов. Ответ на вопрос, обозначенный в начале урока: импрессионизм в поэзии «чистого искусства».
10. Самооценка «степень удовлетворённости уроком».
11. Домашнее задание: подготовить к прочтению наизусть стихотворение А.А.Фета с обоснованием собственного выбора (в устной или письменной форме).
Приложение
Памятка «Как работать в паре».I. Восприятие стихотворения
1. Внимательно перечитайте стихотворение.
2. Прочитайте (не мешая остальным) стихотворение друг другу.
3. Поделитесь друг с другом первыми впечатлениями от прочитанного, запишите в виде словоряда:
тема (о чём);
тональность;
настроение;
впечатление.
4. Запишите (коротко) ваше первичное впечатление.
II. Выпишите из произведения
непонятные слова;ключевые слова.
Что представляет собой «словарь» поэта?
III. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения:
отметьте слова, которые необходимо логически и интонационно выделить;
расставьте паузы (длинные и короткие); продумайте «характер» прочтения.