Презентация по литературе Природа и человек в лирике Есенина


Природа и человек в лирике Сергея Есенина Цель урока: Углубление представления о есенинской поэтике в одном из ее важнейших аспектов;Совершенствование навыков выразительного чтения и анализа стихотворения. Этапы урока: «Береза»;«Гой ты, Русь, моя родная…»«Неуютная жидкая лунность…» «Береза» В 1914 году в детском журнале «Мирок» напечатано первое произведение С.А.Есенина «Береза» В программной статье «Ключи Марии» С.А.Есенин писал: «Все от древа- вот религия мысли нашего народа…Древо- жизнь…» ... - Рисуется простая реалистичная картиназимнего пейзажа, увиденного из окна. Используются простые художественные средства: определения и сравнения. Метафоры только намечаются.Это начальный ученический период твор-чества. Нет ярких красок, библейских обра-зов,все просто , почти натуралистично. Проверь себя: В сердце Есенина с юных лет запали ветровые слезы России, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский разинский дух и кандальный сибирский звон, церковный благовест и сельская тишина, веселый девичий смех и горе матерей, потерявших сыновей на империалистический войне. Стихотворение было написано в 1914 году. Проверь себя: Природа воспринимается поэтом как божественный храм.Поэт ввел в стихотворение библейские образы.Лирический герой сопоставляется поэтом с богомольцем.Бог, деревенский пейзаж и родина сливаются, образуя единую картину мира.В стихотворении используются разнообразные художественные средства: олицетворения, метафоры, эпитеты, оксюморон, аллитерации, сравнения. «Неуютная жидкая лунность…» Стихотворение написано в 1925 году. От Руси полевой, патриархальной, уходящей в прошлое, к России Советской- таков исторический путь, пройденной поэтом вместе со своей Родиной, со своим народом. Вопросы: .Прочитайте стихотворение и назовите природные образы, используемые автором..Определите художественные средства, с помощью которых поэт создает здесь образ природы..Сравните описание природы во всех стихотворениях..Есть ли в стихотворении библейские, религиозные образы?.Есть ли в стихотворении связь между природным и социальным миром?.Изменилось ли отношение поэта(его лирического героя) к природе? Проверь себя: Лирический герой уже не испытывает восторга от любования природойВ стихотворении используется прием антитезыБиблейские образы исчезают. Вопросы: Прочитайте стихотворение и назовите природные образы.Определите художественные средства, с помощью которых поэт создает природные образы.Назовите цветовую гамму стихотворения.Есть ли в стихотворении библейские, религиозные образы? Почему поэт их использует?Есть ли в стихотворении связь между природным и социальным миром? Выводы Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэт использует различные художественные средстваЕсенин сочетает описательность и лиризм для непосредственного выражения чувств лирического героя.Тема природы для Есенина – это средство раскрытия иных тем: Родины, революции, жизни и смерти, любви и ненависти и других философских проблем.