Интегрированный урок биологии и литературы на тему Человек и природа в лирике С.Есенина
Интегрированный урок литературы и биологии на тему:
<< Природа и человек в лирике С. Есенина>>
Цели урока: 1. Образовательная: дать понять как связан человек и природа в лирике С. Есенина; показать напевность его стихотворений; показать, что любовь к природе имеет важное значение в произведениях С. Есенина. Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний по литературе и биологии, связанных с временами года, показать красоту родной природы в разные времена года.
2. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе и человеку.
3. Развивающая: развивать навыки анализа текста, умение внимательно относится к слову, как услышанному, так и прочитанному; развивать коммуникативные навыки.
В стихах моих читатель
должен главным
образом обращать
внимание на лирическое
чувство...
С. Есенин
Ход урока.
1. Организационный момент (7 минут).
На фоне музыки П. Чайковского <<Времена года>> идет презентация с временами года и звучат отрывки из стихов С. Есенина.
Зима
Я по первому снегу бреду.
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.
Весна
Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Лето
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленькой матке
Зеленое вымя сосет.
Осень
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
***
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым,
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! Ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
- О каком поэте пойдет речь на нашем уроке?
- С чем неразрывно связана лирика С. Есенина? ( С природой, взаимоотношения человека и природы).
- Итак, тема нашего урока «Человек и природа в лирике С. Есенина.
Цель урока посмотреть, как связаны природа и лирика Есенина. Мы будем говорить о стихах Есенина, бережном отношении к природе, анализировать стихи.
2. Новый материал. Дети разделены на 4 группы, у каждой на столе распечатки стихов Есенина с заданиями.
Учитель биологии:
- Что такое природа?
Предполагаемый ответ: Природа – материальный мир Вселенной, в сущности основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).
- Какое значение имеет природа для человека?
Предполагаемый ответ:
1. Производственное и экономическое значение природы заключается в том, что любые потребляемые человеком продукты, в конечном счёте, создаются использованием природных ресурсов.
2. Научное значение природы вытекает из того, что она - источник всех знаний. Наблюдая и изучая, человек открывает объективные законы, руководствуясь которыми, использует в своих целях естественные силы и процессы.
3. Оздоровительное значение природы. На здоровье человека благотворно действуют чистый воздух, хорошая питьевая вода, отдых в лесу, морские купания, экскурсии в горы и т.д.
4. Воспитательное значение природы. Общение с природой благотворно влияет на человека в любом возрасте, разносторонне развивает мировоззрение у детей. Находясь среди природы ребёнок начинает испытывать потребность постоянного с ней общения, любить её, и эта любовь умело направленная, переходит в любовь к окружающему миру.
5. Эстетическое значение природы.
- Почему поэты писали о природе?
Предполагаемый ответ:
1. Потому что природа их вдохновляет, а они пытаются передать это читателям прекрасными стихами. Природа красива и они в отличие от других людей, это замечают. Несмотря на то, что человек в какой-то степени и отделен от природы, но он все же является ее частью.
2. Потому что все поэты романтики, они замечают прекрасное и это вызывает у них вдохновение. Природа прекрасна и неповторима, поэтому поэты описывают в своих стихах природу.
- Какова особенность природы нашего региона?
Предполагаемый ответ: Смена времен года.
Учитель литературы:
Тема времен года всегда была популярна в искусстве. Объясняется это несколькими факторами.
Во-первых, она давала возможность средствами данного конкретного искусства запечатлеть события и дела, наиболее характерные для того или иного времени года.
Во-вторых, она всегда наделялась определенным философским смыслом: смена времен года рассматривалась в аспекте смены периодов человеческой жизни, и в таком аспекте весна, то есть пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала юность, а зима - конец пути - старость.
Зима - суровое время года, особенно в умеренных широтах. Сильные морозы, метели, оттепели - каждый русский человек знаком со всеми << прелестями>> этого времени года. Сколько пословиц связано с зимой, сколько наблюдений, примет. И все - таки в народе любили зиму за возможность отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение, Масленицу.
Чтение учеником (Соломина Вика) стихотворения << Поет зима - аукает>>, написанного Есениным в 15 лет.
Поет зима аукает...
Поет зима аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Предполагаемый ответ: Образ зимы в начале стихотворения ассоциируется с ласковой матерью, которая баюкает свое дитя - в данном случае <<мохнатый лес>>, но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой образ - жестокой мачехи, которая наказывает нерадивых детей. Именно такими - несчастными, жалкими - выглядят << воробышки игривые>>. Недаром поэт сравнивает их с <<сиротливыми детками>>, которые прижались у окна, чтобы хоть как- то согреться.
Таким образом, зима у Есенина, словно двуликий Янус: то одним лицом повернется, то другим. На этом противопоставлении и строится все стихотворение. Так метелица << ковром шелковым стелется>>, но << больно холодна>>. А вьюга, которая с << бешеным ревом>> стучит по ставням и << злится все сильней>>, своей суровостью противостоит <<ясной красавице весне>>, снящейся пташкам, голодным и усталым.
Зима сравнивается со старухой, косматой и седой. Стихотворение наполнено различными звуками. Слышен и << стозвон сосняка>> - чисто есенинская метафора; вьюга издает<<бешеный рев>> и стучит ставнями. Эпитеты в свойственной народным произведениям манере, являются постоянными: ковер - шелковый, облака - седые, рев - бешеный, весна - ясная.
Необычность звучанию придает особое построение строк. Каждая строфа состоит из двустиший, объединенных парной рифмой.
Олицетворения: << зима аукает и баюкает>>, << метелица ковром шелковы стелется>>, а << вьюга злится все сильней>>. Все это отголосок народных представлений о природе, наделенной духами.
Таким образом, в стихотворении Есенина противопоставлено чувство нежной материнской любви и ощущение сиротливого одиночества, любования суровой красотой русской природы и тоски по светлому идеалу, безнадежности и надежды.
Учитель литературы: А эту надежду даёт весна, т.к. весной просыпается и природа, и душа человека.
Чтение учеником (Кудрявцева Таня) стихотворения << Черемуха>>, написанного в 1915 году.
Черемуха
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Предполагаемый ответ: Окружающий мир передан здесь во всех оттенках, красках и звуках, запахах, в движении. Поэт в стихотворении делится собственными впечатлениями о природе. Сюжета как такового в произведении нет, однако поэт с логической последовательностью рассказывает о природе, используя рефрены.
Написано двустопным ямбом, рифма перекрестная, не разделено на строфы.
Эпитеты ( душистая, золотая, медвяная, пряная и т. д); сравнения ( ветки, что кудри; в серебре - в росе и т. д); олицетворения ( черемуха завила) деревце предстает юной девушкой. Это черемуха в период расцвета, когда наступает долгожданная весна. <<Сползает, будто роса>> ощущается пряный запах зелени. В следующих строках автор возвращается к главной героине стихотворения и вновь повторяет первую строку. Черемуха стоит развесившись, золотистая зелень горит, нагревается на солнышке. Завершается стихотворение описанием ручья, который обдает волной ветки черемухи, поет ей песни.
Так Сергей Есенин рассказал читателям о красоте ручья, весенней зелени, прекрасной черемухе. Весной просыпается не только природа, но и душа человека.
Учитель биологии:
Смотри, как роща зеленеет,Палящим солнцем облита,А в ней какою негой веетОт каждой ветки и листа!
Учитель литературы: Лето - это, пожалуй, самая яркая и самая увлекательная пора. чтение учеником ( Полковников Максим) стихотворения <<С добрым утром>>.
С добрым утром!
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Предполагаемый ответ: Написано в 1914 году. После прочтения стихотворения, душа чувствует летний рассвет, когда вместе с природой просыпается все живое. Такое чувство, что радость крепчающих с каждым днем березок, чувствуется в каждом листочке, в каждом прутике. Стихотворение описывает рассвет. Насыщено художественными средствами: - аллитерация ( з - ж, зж)- ощущение легкой дрожи и ряби, пробегающей по воде; - глаголы ( динамика) - улыбнулись, растрепали, горят; - кульминация третья строфа; много олицетворений - обрядилась, шепчет. Природа ожила, сонное настроение сию минуту развеется.
- Эпитеты( золотая, серебряная, шелковые) характеризуют природную красоту как драгоценную, олицетворения << звезды задремали, березки улыбнулись>> делают все вокруг живым, ничуть не меньше, чем человек. Березки описаны словно подружки, деревенские девчонки.
- метафоры исключительно точны и выразительны. <<Зеркало затона>> сразу рисует замерзшую водную гладь с отражением неба, << сетка небосклона>>, которую<< румянит свет>> - россыпь розовых перистых облаков на востоке.
-Пятистопный ямб, перекрестная рифма. После прочтения стихотворения остается чувство, будто автор не только нарисовал перед читателями совершенную картину, но и заставил его побывать там, проникнуться предрассветной тишиной и благодатным покоем. И название << С добрым утром!>>, повторенное в финале, призывает к добру и наполняет душу предвкушением радости.
Учитель биологии:
Главная особенность природы - это её цикличность, последовательная смена сезонов, где пробуждаемые процессы постепенно сменяют замедляющие, от фазы роста и развития в фазу сна и замедления процессов.
- О каком времени года пойдёт речь?
Чтение учеником ( Еплеева Настя) стихотворения<<Отговорила роща золотая>>, написанного в 1924 году
Отговорила роща золотая...
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.
Предполагаемый ответ: В стихотворении раскрывается сложное психологическое состояние лирического героя. Для Есенина характерно очеловечивание природы. Образ героя соотносится с образом березовой рощи. Есть параллелизм - сопоставление природных явлений с событиями жизни человека. По жанровым признакам это стихотворение можно считать элегией - грустным размышлением о смысле жизни человека, его истинном предназначении на этой земле. Неприкрытая грусть звучит в каждой строке: <<отговорила, журавли, печально пролетая..>>. Все эти слова придают стихотворению неспешную интонацию, позволяющую читателю не только проникнуться этим состоянием, но задуматься над тем, для чего он живет на этом свете, почему каждый в мире только странник? - Аллитерация: <<в саду горит костер рябины красной>>. Написано пятистопным ямбом.
Таким образом, философский план стихотворения представляют раздумья о жизни. Песенность данного стихотворения Есенина подчеркивается с помощью кольцевой композиции, повторение строки << отговорила роща золотая>>
- Как связаны природа и лирика Есенина?
3. Вывод: в поэзии Есенина человек и природа неразрывно связаны. Они представляют собой одно гармоничное единство, которое нельзя нарушить ни плохим настроением, ни ворчанием вьюги, ни прекрасной и невинной воробьиной песней.
4. Рефлексия: - хокку (Ха
·йку жанр традиционной японской лирической поэзии вака, известный с XIV века. В самостоятельный жанр эта поэзия, носившая тогда название хокку, выделилась в XVI веке; современное название было предложено в XIX веке поэтом Масаока Сики.
- метод пяти пальцев.
5. Домашнее задание: - анализ стихотворения << Отговорила роща золотая>>; «С добрым утром».
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915