Цветопись в лирике С. Есенина

Тема: «Слова с цветовой семантикой в лирике С. А. Есенина
Введение
Видение мира в цвете – одно из сильнейших ощущений человека. Мы довольно легко запоминаем краски, а языковые средства обозначения цвета, доступны не только разуму, но и чувству, они располагают очень большими изобразительными возможностями, и мы попробуем это доказать.
Работа основывается на лирических произведениях, написанных С. А. Есениным в период с 1910 по 1925 гг.: полностью цикл «Москва кабацкая».Цель нашего исследования – это попытка определить роль цветовой гаммы в создании художественных образов стихотворного текста и с помощью этого приблизиться к пониманию мировосприятия автора и отражения его в поэтике лирических произведений.

Психологическое воздействие цвета
Психологи выяснили, что люди люди в разных возрастах предпочитают определенные цвета, а еще цвет говорит многое о психическом состоянии человека.

Возраст
Предпочитаемый
цвет
Цвет, вызывающий негативное отношение
Преобладающее психическое состояние

4-10 лет
Красный, пурпурный, розовый, бирюзовый
Черный, серый, телесно-коричневый
Пребывание в мире сказок

11-12 лет
Зеленый, желтый, красный
Оливковый, лиловый
Преобладание чувственного восприятия

13-16 лет
Ультрамарин, синий, оранжевый, зеленый
Фиолетовый, лиловый
Рациональный подход к восприятию мира, развитие самопознания

17-19 лет
Красно-оранжевый
Пурпурный, розовый
Интенсивное целенаправленное восприятие мира


Существует определенная классификация поведения человека ,так называемый цветовой тип поведения человека, которую придумал современный психолог М. Люшер.
Наименование цветов
Элемент
Самоощущение
Вид поведения

Люшеровский красный (желто-красный цвет)
Огонь
Оживленное, деятельное, воодушевленное
Активное

Люшеровский синий (темно-синий цвет)
Вода
Довольное, удовлетворение
Спокойное

Люшеровский зеленый (темный сине-зеленый цвет)
Земля
Серьёзное, строгое, важное
Настойчивое

Люшеровский желтый (светло-желтый цвет)
Воздух
Веселое, радостное
Общительное, отзывчивое

О цветовой картине мира в поэзии Есенина
Цветопись является обязательным элементом в стихотворениях Есенина. Это значит, что цветовые обозначения специально отбираются и распределяются в тексте так, чтобы средствами языка воссоздать зрительно ощутимую картину мира. Как же это делает Есенин?
Цветовые значения в лирике Есенина могут быть выражены разными частями речи.
1.Ядром цветовых обозначений являются прилагательные. Одни из них прямо называют цвет:
Я целую синими губами И на голову надела
Черной тенью тиснутый портрет. Полушалок голубой.
«День ушел, убавилась черта» «Сиротка»

Очень много встречается сложносоставных прилагательных.
Вечер морозный, как волк, темно-бур.
«Ус»

И треплет ветер под косынкой
Рыжеволосую косу.
«Опять раскинулся узорно»

Распустила крылья белые
Белоснежная лебедушка.
«Лебедушка»
2. Встречаются и существительные, в лексическом значении которых есть косвенное указание на цвет предмета, который они называют: «мак зари», «золото холодное луны», «вдали озерный купорос», «небо сметаной обмазано».
3. Глаголы с цветовым значением используются поэтом в тех случаях, когда нужно указать цвет в изменении, акцентирующие цвет как нечто неустойчивое, непостоянное:
«В прозрачном воздухе заголубели долы», т.е. начали голубеть;
«Свет румянит сетку небосклона» - про свет, слегка разливающийся по поверхности.
4. Эту же функцию выполняют и причастия:
«В синеющий залив
Упала смоль»

Тонкое и острое ощущение цвета в его различных оттенках и тонах вызывает у Есенина ассоциативные связи между цветом и его личными переживаниями. Цветовые названия иногда употребляются не для обозначения цвета, а для обозначения эмоционального состояния: Сравните,
«И с рассветом в сад сиреневый
Мотыльком порхнула весело».
Здесь слово «сиреневый» обозначает сад, или заросший сиренью, или сиреневый по цвету. То есть можно сказать, что оно употреблено в прямом смысле. Но уже в следующем тексте:
«Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь» - эпитет «сиреневый» обозначает, конечно, не цвет, а такое состояние души: волнение, радостную грусть, чувства, которые вызывает весна, когда цветет сирень.
Попробуем обозначить некоторые функции цвета:
Поэт использует цвет как обычное средство для образного воспроизведения действительности;
Использует цвет, чтобы рассказать о своих чувствах, чтобы ввести читателя в круг тех вопросов, которыми живет сам;
При помощи цвета поэт дает эстетическую оценку изображаемой им действительности.
Цвет в цикле «Москва кабацкая»
Мы заметили, что определенным периодам жизни Есенина соответствуют «свои настроения», которые поэт выражает в стихотворениях красками. «Москва кабацкая» построена на эмоциональном контрасте, на борьбе двух тем - «черной» и «белой». И действительно: мы видим не только и не столько нравственное падение лирического героя, сколько его духовное возрождение, пробуждение и утверждение в его душе и сердце вновь светлого чувства любви и надежды.
Именно поэтому, нам кажется, в стихотворениях этого цикла чаще встречаются такие цвета: белый, желтый, голубой. Например, белый здесь символизирует чистоту, добродетель, радость.
Нашей задачей является: проследить смену настроений лирического героя через цветопись «Москвы кабацкой», определить, какие тона доминируют в цикле.
В лирике Есенина слова со значением цвета многочисленны и разнообразны. Они представляют цветовое поле, т.е. класс слов, объединенных общностью цветовой гаммы. В анализируемом тексте встретилось 18 слов с цветовой семантикой, которые составили 40 употреблений. Наиболее часто встречаются прилагательные (76%) и реже существительные (24%). Других частей речи с цветовым значением в данных стихотворениях не обнаружено.
В цикле представлено 6 цветовых микрополей:
белый, белесый, выбель, олово (дождей), стеклянный (5)
желтый, золотой, золото, злато-карий, медь (5)
синий, синь, голубой (3)
багряный, розовый, ржавый(3)
зеленый (1)
черный (1)
Диаграмма 3 (Приложение 3) наглядно показывает, что наиболее богатыми по количеству оттенков оказываются микрополя белого, желтого и, пожалуй, красного цветов.
Наиболее употребительными в стихотворениях являются микрополя желтого (13), белого (7), синего (8).
Из отдельно взятых цветов преобладает золотой (4), голубой (5), синий (3).
Рассмотрим отдельно каждое микрополе. Белый цвет не отличается разнообразностью оттенков. Есенин не стремится вкладывать в значение белого цвета какой-то особый смысл.
Итак, микрополе белого цвета.
Если отбросить нейтральные употребления слов «белый» («Все пройдет как с белых яблонь дым») и «белесый» («Эта прядь волос белесых»), то можно увидеть мощное опредмечивание. Например, казалось бы, отвлеченная осенняя серость у Есенина называется оловом: «Дождевое осеннее олово».

Вот такие неожиданные переходы от ожидаемой абстракции к конкретике и наоборот очень характерны для Есенина. То же самое с прилагательным «стеклянный»:
Твоих волос стеклянный дым Видно, видел он дальние страны,
«Пускай ты выпита другим» И стеклянную хмарь Бухары.
«Эта улица мне знакома»
Примечателен с точки зрения словообразования пример с существительным «выбель»:
Так испуганно в снежную выбель
Заметалась звенящая жуть.
Есенин создал впечатляющее по своей масштабности и лексической значимости слово. Но употребил он его опять в непривычном контексте - «рыхлая выбель». Рыхлость заметна с близкого расстояния, т.е. прилагательное «рыхлый» сужает пространство, а существительное «выбель» одновременно его расширяет. Нулевой суффикс и окончание придают оттенок безграничности (синь, ширь, даль), плюс еще приставка «вы», которая усиливает это значение. Опять непредсказуемый переход от мелкого к крупному, от конкретного к абстрактному.
В некоторых случаях белый цвет у Есенина свободен от традиций, он не несет в себе значения невинности и не является антонимом черного. Скорее, даже дополняет его и служит для создания атмосферы призрачности, печальности. Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» - грусть по уходящей молодости.
Много ассоциаций вызывает одна из строк:
«Все пройдет как с белых яблонь дым»
Она внушает мысль, что молодость прекрасна, но недолговечна. В нашем воображении возникает сад в пору весеннего цветения, с ветками, чуть прокрытыми белым цветом. И вместе с тем сад представляется зыбким, окутанным дымкой, туманом, словно в каком-то сказочном виденье или во сне.
Цветовое микрополе черного цвета представлено одним прилагательным (3 словоупотребления).
Семантика черного цвета у Есенина традиционна – это ночь и смерть: «мрачный», «устрашающий»
В черной луже прозрачный фонарь, Здравствуй ты, моя черная гибель.
Отражает безгубую голову. «Мир таинственный, мир мой древний
«Сторона ль ты моя, сторона»

Попробуем при помощи контекстных поддержек глубже проникнуться значением слова «черный». В этом нам поможет уже выявленное ассоциативное окружение лексического значения этого слова.
Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
«Русь»
В приведенном примере слово «черный» является народно-поэтическим эпитетом. Кроме того, «черные» логически и грамматически связано со словом «вороны». В устном народном творчестве ворон – помощник злых, темных сил. Отсюда и специфика его ассоциативного окружения, которое в основном образуется сочетанием ассоциатов отрицательного эмоционального плана («страшный», «зловещий»).
Отрицательных эмоций слово «черный» может и не вызывать. Это имеет место, например, в следующем контексте:
Кудри черные змейно трепал ветерок
«Подражанье песне»
В следующем контексте мы не увидели контрастности противопоставления. Черный и белый – это цвета безрадостности, безнадежности, печали. И то, что в стихотворении одно находится рядом с другим, только усиливает это значение:
Вижу сон. Дорога черная,
Белый конь.
Наиболее многочисленно микрополе желтого цвета. Желтый цвет производит теплое и приятное впечатление. Желтый цвет - цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный свет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев.
Общий цвет дан лишь в трех примерах.
Снова пьют здесь, дерутся и плачут. Ведь не осталось ничего,
Под гармоники желтую грусть. Как только желтый тлен и сырость.
«Снова пьют здесь, дерутся и плачут» «Мне грустно на тебя смотреть»
Здесь очень явно присутствует метонимический перенос, семантика цвета осложняется эмоционально-оценочным значением под влиянием соседнего существительного и как бы уходит на задний план.
Значение желтого цвета в цикле «Москва кабацкая» - это грусть, вызванная неизбежным упадком, тлением приближением неминуемой смерти.
Оттенок желтого связан с употреблением слов-метафор с корнем -золот-.
Золотой – это «блестяще-желтый», т.е. повышенная светлота, четкость, яркость, конкретность («золотая моя голова», «это золото осеннее», «золото овса»)
Именно цветовое прилагательное «золотой» служит характеристикой Азии, а следовательно, и России:
Золотая дремотная Азия
Опочила на куполах.
«Да! Теперь решено. Без возврата»
Характерная черта творчества Есенина – использование металлов для обозначения цвета.
Знать, только ивовая медь Тихо льется с кленов листьев медь
Нам в сентябре с тобой осталась. «Не жалею, не зову, не плачу»
«Мне грустно на тебя смотреть»
Мы считаем, что одна из причин использования в желтом цветовом поле наименования металлов – связь с деньгами. Золото и медь – это светская жизнь и пьянки в кабаках. Медь – «металл красновато-желтого цвета». Это определение показывает отсутствие четкой границы между желтым и красным цветовым полем.
Микрополе красного цвета представлено тремя прилагательными: «ржавый», «багряный», «розовый».
«Ржавый» (красно-бурый):
Я на всю эту ржавую мреть
Буду щурить глаза и суживать.
«Сторона ль ты моя, сторона!»
«Багряный» (красный густого, темного оттенка):
И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы.
«Пускай ты выпита другим»
«Розовый» (белый с оттенком красного):
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне
«Не жалею, не зову, не плачу»
Розовый здесь уже собственно не цвет. Это символ того душевного состояния поэта, когда он полон надежд, ожиданий. Это эмоциональный оценочный эпитет, который выражает настроение поэта. С розовым цветом связывают обычно представление обо всем нежном, светлом, радостном («розовые мечты», «розовое детство», «видеть в розовом цвете»). Розовый конь, на котором пронеслась жизнь, вызывает у нас мысль о том прекрасном, ничем не омраченном, что бывает в детстве и юности, но навсегда уходит прошлое. «Проскакал на розовом коне» - трагический знак уже отшумевшей жизни. И далее строки о бренности всего земного, а розовый цвет переходит в холодную, почти траурную медь:
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь.
Микрополе синего цвета. Цвет любви и детства у Есенина – синий и голубой. Эти цвета целительно воздействуют на поэта, смягчая остроту восприятия жизни, хотя «синий» и «голубой» традиционно считаются холодными тонами:
«Май мой синий! Июнь голубой!»
« Вижу сад в голубых накрапах»
«Разметался пожар голубой»
Любовь идет на смену кабацким настроениям. Поражает богатство ассоциаций. «Пожар» - традиционная в литературе метафора, обозначающая сильную любовь («горячая любовь», «жар души», «пожар сердца»). Необычным нам показалось сочетание слова «пожар» с эпитетом «голубой». Мы уже отметили, что голубой дает возможность почувствовать большую силу и большую нежную любовь.
Мы считаем эти цвета полностью абстрактными, не конкретизированными, потому что чувства, которые они обозначают, нельзя разложить на составляющие, нельзя понять их методом мысленного прослеживания.
И несколько слов о сочетаемости цветов в стихотворениях Есенина. Между цветовыми полями у Есенина нет четкой границы. Его произведения словно радуга (один цвет переходит в другой): красный и желтый очень близки; черный, белый, серый дополняют друг друга; сочетания желтого и синего используются для контраста.
Опираясь на некоторые классификации цветов (по признаку психологического воздействия), мы можем отметить: в цикле «Москва кабацкая» доминируют теплые тона (желтый, красный); они же и являются по ассоциациям тяжелыми.
Анализируя тексты цикла «Москва кабацкая», мы убедились, что цветовая лексика у Есенина – это и средство живописного изображения мира, и средство эмоционального воздействия на читателя, и средство изображения внутреннего состояния лирического героя.
























Заголовок 115