Урок Цветопись в лирике Есенина


Сценарий урока «Цветопись в лирике Сергея Александровича Есенина»
Учитель Горшкова Марина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Цель урока:
Ввести учащихся в поэтический мир Есенина, раскрыть сложность и драматизм жизненного и творческого пути; помочь оценить глубочайшую искренность поэта и его способность чувствовать мир во всем его многоцветии.
Оборудование:
портрет Есенина
презентация
оформление классной доски
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Как известно, у каждого человека существуют определенные ассоциации, связанные с цветом. Более того, у каждого народа есть своё восприятие цвета и его символика. Ещё в устном народном творчестве мы встречаем яркие цветовые эпитеты, ставшие постоянными: «золотые кудри», «соболиные брови», «алые губы» и т. д. Поэтому необходимо рассматривать восприятие цвета, учитывая национальные особенности, культурные традиции, содержание и вполне определенные факты и явления из жизни.
Именно так и попробуем проанализировать некоторые произведения С. А. Есенина, который, по словам А. Марченко, читателя «пленил тем, что повел по забытой … земле, заставляя сберегать в глазах её краски». Какие же краски использовал поэт Есенин, чтобы показать свой мир, близкий и дорогой ему? (слайд №1)
Нужно прежде всего сказать о том, что цвет у Есенина непостоянен, переливчат и подвижен. Его смысловая нагрузка меняется время от времени, приобретая подчас совершенно противоположное значение. Чтобы убедиться в этом, разделим творчество поэта условно на три этапа: раннее творчество (1910-1917гг), период тяжелых душевных мук и исканий (1918-1923гг.), последние годы жизни (1924-1925гг.). Распределение цвета в эти периоды различно и наполненность им неодинакова.
Выступление представителей 3 творческих групп с индивидуальными исследованиями и презентацией.
1 выступающий. В ранние годы явно заметно преобладание трёх основных цветов: красного со всеми возможными оттенками, синего и зеленого. Все они на этом этапе имеют мажорную трактовку: это цвета юности, радости, счастья и гармонии. (слайды № 2 -14)
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Кленёночек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
(1910)
…В терем темный, в лес зелёный
…вплоть до маковой зари
(1911)
Удивителен в данном контексте оттенок красного – «маковый», яркий, чистый, нежный, отправляющий нас к фольклору: «маков цвет». И важно то, что он подчеркнут зеленым, усиливающим трогательный оттенок красного. Подобных примеров у раннего Есенина очень много: «красной рюшкой», «алым венчиком», «малиновы меха», «с алых губ», «алый свет зари». Тут же и зеленый в различных оттенках: «дорога мне зеленая ширь», зеленый, смешанный с голубым: «васильками сердца светится, горит в нем бирюза».
Интересно и то, что цветовое значение в лирике Есенина имеют не только прилагательные, но и глаголы, и существительные, в том числе образованные бессуффиксным способом: «зелень в цвету и росе», «шаль с каймою зеленеет на ветру», «я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», «в мягкой зелени поля», «в зелени озер», «в алостях зари».Стихи этого периода напоены сочными красками. Одна из которых – синяя. Есенин очень любит этот цвет. Неслучайно ему и в самом слове Россия «видится синее что-то». А ведь почти все стихи его о России, ей он «бесповоротно посвятил свою жизнь». А потому и разлит он у него: «голубеет небесный песок», «синь туманится», «там синь и полымя воздушней», «я смотрел из окошка на синий платок», «в просини я таю», «роща синим мраком…». Для поэта синий со всевозможными оттенками в этот период творчества – символ его Родины, близкой и трогательной.
Нередко встречаются в лирике этого времени и желтый цвет. Но в оттенках «солнечного», «золотого», «рыжего», очень радостного, наполняющего мир вокруг гармонией:
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду...
Вяжут кружево над лесом
В желтой пене облака…
Осень – рыжая кобыла- чешет гриву…
А иначе и быть не может. Нет земли без цветов (красный), травы (зеленый), неба (синий) и солнца (желтый)!Очень редок в ранних стихах поэта белый цвет. Чаще он выражен опосредованно, через образы берез, зимы, снега, метели.
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
Поет зима – аукает…
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется.
Этот цвет нейтрален, лишен какой бы то ни было эмоциональной нагрузки. В нем нет экспрессии.
Есть у Есенина и такие стихотворения, где все четыре цвета соединяются, создавая уникальную картину мира, наполняя ее философским смыслом:
О красном вечере задумалась дорога,Кусты рябин туманней глубины.Изба-старуха челюстью порогаЖует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кроткоКрадется мглой к овсяному двору;Сквозь синь стекла желтоволосый отрокЛучит глаза на галочью игру.
Обняв трубу, сверкает по поветиЗола зеленая из розовой печи.Кого-то нет, и тонкогубый ветерО ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
Кому-то пятками уже не мять по рощамЩербленый лист и золото травы.Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,Целует клюв нахохленной совы.
Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,Дорога белая узорит скользкий ров...И нежно охает ячменная солома,Свисая с губ кивающих коров.
(1916)
Интересно то, что здесь белый цвет имеет двойственное значение: это и просто цвет покрытой инеем дороги, и аллегоричное напоминание о жизненном пути, что вообще свойственно философской лирике поэта.
2 выступающий. В период тяжелых душевных испытаний поэзии Есенина меняется. (слайды № 15-18). Не только иные образы наполняют её, не только надрыв слышится в каждом поэтическом откровении, но и цветовая тональность становится иной. Уменьшается использование красного цвета (цвета радости и силы), усиливается желтый с оттенками до «ржавого», «медного»: « все мы, все мы в этом мире тленны, тихо льется с кленов листьев медь». Но и «золотой», прочно связанный с образом лирического героя, занимает подобающее место в стихотворениях этого периода: «увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым». Мысли об ушедшей юности тоже связаны у поэта с оттенками желтого: «со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда». Примечателен в данном примере переход прилагательного из разряда относительных в качественное (овсяный как оттенок желтого). И это тоже излюбленный прием поэта.
Совершенно особое место в поэзии второго периода занимают синий и голубой цвета. Они подчеркивают грусть поэта по родным местам и утраченной молодости: «Май мой синий! Июнь голубой!». Именно поэтому с истечением времени голубой и синий становятся у Есенина символом юности, чистоты, ушедших надежд и прошлого в целом. Желтый же, появляющийся в «безоттеночном» цвете, усиливает атмосферу болезненности, печали и подавленности:
Снова пьют здесь, дерутся и плачут
Под гармоники желтую грусть…
Совершенно непривычно для лирики поэта появляется серый цвет: «в эту серую морозь и слизь…», «тех волос золотое сено превращается в серый цвет». Что это, как не разбеленный черный? Именно он и завершает совсем уж безрадостную картину, лишая мир яркости и радости. Именно таким и было мироощущение поэта в эти годы.
3 выступающий.
Вновь всплеск в использовании цветовых тонов появляется в последние годы жизни поэта. Лидирующее положение у синего цвета. И опять его значение претерпевает эволюцию. Это и «ситец неба голубой», и «голубая родина Фирдоуси», и «воздух прозрачный и синий». Этот доминирующий цвет – спасение для поэта, с ним ему яснее и легче становится на душе. (слайд № 19-20)
Хочется сказать еще о двух цветах, занявших в поэзии последних лет особое место: белом и черном. Сами по себе они антагонистичны, но в поэзии Есенина тесно связаны и дополняют друг друга. Так в поэме «Черный человек» черный цвет (раньше, кстати, весьма редко появлявшийся в стихах) является олицетворением зла, всего мерзкого и страшного в человеческой жизни и душевном мире. Белый же в это время не является противоположностью черному, а лишь его дополнением: «вся равнина покрыта сыпучей и мягкой известкой» (опять опосредованно выражен цвет). И от этого слияния становится особенно грустно. Не спасает от этой грусти даже синий цвет («синеет рассвет»), потому как он напрочь лишен радости.
Слово учителя. Итак, проанализировав несколько поэтических текстов Есенина, можно с уверенностью заявить, что у поэта на цвете построено все. Но восприятие у него особенное: с одной стороны, уходящее к истокам устного народного творчества, а с другой, отражающее его мироощущение, связь с жизнью, с природой, с мечтами и разочарованиями. (слайд № 21)
Заполнение учащимися таблицы.
Время создания стихотворения Основные цвета Примечания, выводы.
Практическая работа в парах с дальнейшим заполнением таблицы. Для анализа предоставлены стихотворения: «В том краю, где желтая крапива» (1915), «Закружилась листва золотая» (1918), «Хулиган» (1919), «»Не жалею, не зову, не плачу» (1921), «Низкий дом с голубыми ставнями» (1924), «Русь» (отрывок 1-2 гл.)(1914)
Итоги урока.
Домашнее задание. Сочинение-рассуждение 5-10 предложений «Как цвет помогает понять ведущее настроение стихотворения «Песнь о собаке»