элективный курс Христианские мотивы в русской литературе 5-8 кл
НОУРО «семеновская православная гимназия
Имени святого апостола и евангелиста Луки»
Элективные курс
Вечные истины.
Христианские мотивы в русской литературе XIX века
(Внеклассное чтение)
5-8 классы
Составитель: учитель русского языка и литературы
Горбачева Наталья Алексеевна
1 квалификационная категория
г. Семенов
2015
Пояснительная записка
5-8 классы
Преамбула.
Время, в котором мы живём, - время обилия информации, разнородной по своему содержанию и чаще всего не предусмотренной для духовного становления человека. Современные детские передачи, игры, сериалы вряд ли способны вывести наших детей к пониманию чтения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого. Мы дали детям только материальный взгляд на мир, дали миропонимание, которое привело к потере свободы духа, творчества. Это, в свою очередь, привело к равнодушию, потере читательского интереса. Следовательно, нужно пересмотреть способ общения и изложения материала. В методике литературы младшей школы, а особенно на уроках внеклассного чтения, возможно ввести элементы философии литературы, расширяя смысловой аспект художественного произведения.
Известно, что литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.
Важнейшее качество нашей отечественной словесности её православное миропонимание, религиозный характер отображения реальности. Религиозность литературы проявляется не только в связи с церковной жизнью, и не в исключительном внимании к сюжетам Священного Писания, а в особом способе воззрения на мир. Литература нового времени принадлежит светской секулярной культуре, она не может быть сугубо церковной. Однако Православие на протяжении веков так воспитывало русского человека, так учило его осмыслять своё бытие, что он, даже видимо порывая с верою, не мог до конца отрешиться от православного миросозерцания.
Именно Православие повлияло на пристальное внимание человека к своей духовной сущности, на внутреннее самоуглубление, отраженное литературой. Православие основа русского миропонимания и русского способа бытия в мире.
"Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием" (Рим. 7,22).
Духовно-нравственный потенциал русской классической литературы XIX века до сих пор восхищает читателей всего мира. И это не случайно, ибо корни художественности, - как заметил великий отечественный мыслитель и литературный критик И. А. Ильин, - кроются в тех глубинах человеческой души, где проносятся "веянья Божьего присутствия". Великое искусство всегда несет на себе "печать Божьей благодати", даже тогда, когда разрабатывает светские темы и сюжеты, не имеющие внешней связи с церковностью и религиозностью. Феномен русской литературы заключается в постановке "вечных вопросов" бытия, ответ на которые пытались дать в своем творчестве почти все отечественные писатели.
И.А. Ильин в книге "Основы художества. О совершенном в искусстве" высказал мысль о том, что корни подлинного искусства имеют духовно-религиозный характер. Говоря о русской классике, Ильин не без основания утверждал: "XIX век дал России расцвет духовной культуры. И расцвет этот был создан людьми, "окрыленными" духом Православия... И если мы пройдем мыслью от Пушкина к Лермонтову, Гоголю, Тютчеву, Л. Толстому, Достоевскому, Тургеневу, Лескову, Чехову, и далее к Блоку, Ахматовой, Платонову, то мы увидим гениальное цветение русского духа из корней Православия". Нельзя не согласиться с этой точкой зрения, поэтому творчество писателей XIX- нач. XX века будет рассмотрено под этим углом зрения. Мы считаем, что именно такой духовный подход менее всего изучен в современном преподавании литературы, а потому актуален.
Преподавание элективного курса данной тематики открывает возможности для знакомства с ключевыми текстами уже у знакомых учащимся авторов, но с христианской точки зрения, с позиции вечных истин.
Среди таких текстов на одном из первых мест стоит Библия. Знакомство с Библией в школе должно интересовать нас с точки зрения литературоведческой и лингвистической, прежде всего потому, что это один из первых письменных текстов (переводных), представляющий «довольно экономный по объёму свод текстов, включающих разные жанры. Это сочинения, в которых представлен миф о происхождении вселенной и человека, этнологические сочинения, богословские, этико-юридические, историко-политические, гимнологические, биографические, любовный канон, притчи, профетологические и военно-исторические сочинения» (Рождественский Ю.В.). Вся мировая культура – музыка, живопись, литература, театр – пронизана мотивами Библии, в той или иной степени содержит её элементы. Без знаний библейских заповедей, сюжетов, выражений невозможно в полной мере приобщиться к культуре, созданной человечеством.
В большинстве существующих ныне программ литературного образования знакомство с Библией сведено к минимуму и осуществляется только в 6-м классе. Как видим, разговор о Библии ведется лишь с учениками среднего школьного возраста.
На этом знакомство со Священным Писанием в школьном курсе заканчивается и никак не увязывается с произведениями русских писателей. Программы не предусматривают изучение влияния христианских идей, нравственного смысла христианства на формирование русской литературы, а уж тем более не задаются целью изучить воплощение христианских сюжетов и образов в творчестве русских писателей.
Для восполнения этого пробела считаю необходимым создание системы работы в этом направлении.
Система занятий курса не ставит целью дать «обзор», а тем более исчерпывающее постижение Библии. Важно, чтобы на этих занятиях учащиеся почувствовали художественное совершенство и религиозно-гуманистическое, нравственное содержание величайшего памятника мировой культуры, ощутили своеобразие художественного языка Библии, смогли определить значение Библии в контексте мировой литературы.
Кроме того, предлагаемый элективный курс даёт возможность на качественно новом уровне обобщить изучаемый материал, углубить представление учащихся о духовных истоках произведений, о духовно-нравственной позиции автора.
При изучении литературных произведений духовной проблематики необходим анализ, предполагающий углублённое изучение значений слов, потому что текст, выражающий онтологические начала, является смыслоёмким. Следовательно, обычной системы вопросов проблемного анализа для понимания природы произведений с библейскими мотивами явно недостаточно. Выбор методов при изучении художественных текстов зависит не только от возрастных особенностей учащихся, но и от специфики его художественной организации: жанра произведения, структуры текста, стиля автора и времени, в котором оно создано. Главной целью элективного курса является духовное, нравственное и литературное развитие.
Цель курса: показать влияние христианских идей, нравственного смысла христианства на формирование русской литературы, проследить, как воплотились в ней христианские сюжеты и образы; выяснить, какое влияние оказало христианское мировоззрение на становление творчества русских писателей, на поиски ими нравственного идеала, смысла жизни.
Обращаясь к изучению произведений с точки зрения использования в них христианских сюжетов и образов, решаем следующие
задачи:
приобщение учащихся к духовному наследию своего народа;
воспитание любви и уважения к Родине, к своему народу, к его духовной культуре, традициям;
формирование у учащихся умения определить своё отношение к прочитанному, к интерпретации канонического текста в творчестве того или иного писателя; умения выстраивать размышления о проблемах вечных истин в литературе и жизни.
Одним из результатов обучения данному курсу является решение задач воспитания – осмысление и присвоение школьниками системы ценностей:
ценность жизни и человека, живущего по заповеди: «Возлюби ближнего своего, как самого себя, и поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»;
ценность общения – понимание важности общения как одного из основополагающих элементов культуры;
ценность добра и истины – осознания себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями;
ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле»;
ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, доступной каждому в сфере его деятельности.
Для успешного усвоения курса «Христианские мотивы в творчестве русских писателей» учащимся необходимы следующие
знания и умения:
знания текстов Библии, житийной литературы, художественных текстов классической русской литературы
знание духовных православных традиций народа;
умение оценивать поступки героев, свои поступки через призму библейских историй, вечных христианских истин;
умение работать с текстом: анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы и обобщения, определять художественные особенности текста, выразительно читать.
Курс каждого года изучения рассчитан на 17 часов и может быть использован как в средних общеобразовательных школах, так и в лицеях, гимназиях, классах с углублённым изучением литературы, профильных гуманитарных классах.
Оценка знаний и умений проводится на основе:
1) работы учащихся на занятиях (владение грамотной и выразительной устной и письменной речью; чтение и понимание текстов художественных произведений; умение самостоятельно формулировать свои мысли, проблемные вопросы; способность к диалогу; использование теоретических знаний на практике)
2) результатов самостоятельных работ (умение анализировать художественное произведение с учётом его родо-жанровой специфики, осознавать личность автора и произведение в контексте культуры)
умение создавать мультимедийные учебные презентаций,
3) по итогам года обучения учащиеся могут выступать с докладами и сообщениями перед аудиторией
В результате усвоения программы курса обучающиеся должны:
Иметь представление:
1. Об интересных эпизодах из биографии писателя, связанные с духовным становлением личности;
2. О влиянии христианства на развитие европейской культуры.
3. О своеобразии культуры дохристианского периода.
4. О влиянии христианства на развитие литературы.
Знать:
5. Культуру и традиции своего народа.
6. Духовное наследие своего народа.
7. О влиянии библейских мотивов и образов на музыку, живопись, театр.
Уметь:
8. Определять своё отношение к прочитанному.
9. Интерпретировать канонический текст в творчестве того или иного
писателя.
10. Сопоставлять изучаемые произведения с библейскими историями.
11. Точно, грамотно и выразительно выражать свои мысли.
12. Строить логическое рассуждение.
13. Аргументировано высказывать свою точку зрения.
14. Анализировать произведение.
15. Делать сравнительный анализ произведений.
16. Самостоятельно формулировать проблемный вопрос.
17. Вести диалог.
18.Находить основания для сопоставления художественных произведений.
19. Обобщать изучаемый материал.
Владеть:
20. Анализом и сравнительным анализом художественных произведений с учётом их родо-жанровой специфики.
Дидактические принципы организации занятий элективного курса.
Принципы отбора содержания курса:
1. Художественно-эстетический. Для изучения взяты художественно-эстетические тексты русской классики с христианской тематикой.
2. Возрастной. Учитываются закономерности психического развития детей, сензитивность разных возрастных периодов к становлению тех или иных психологических особенностей.
3. Деятельностного подхода. На занятиях элективного курса ученик не является простым слушателем, а становится «творцом». Предполагается его участие в различных видах деятельности.
4. Преемственности. Сохраняется преемственность с курсом внеклассного чтения «Вечные истины», изученным в начальной школе.
5. Православный. На протяжении всего курса в каждом классе изучаются темы, связанные с русскими традициями, православными праздниками. Для изучения отобраны тексты с православной тематикой, православных авторов, а также тексты, в которых просматриваются добродетели, заповеди и т.д.
Условия реализации программы. Курс «Вечные истины. Христианские мотивы в русской литературе XIX века»– это отдельный факультативный предмет. Курс факультатива предназначен для обучающихся 5 - 8 классы, поэтому программа, самостоятельно составленная учителем, содержит ещё дополнительный материал, соответствующий принципам православного воспитания. Основной принцип реализации данной программы: обучение через действие, понимание через познавание и освоение положительного духовного опыта.
Прогнозируемые результаты
Реализация данной программы предполагает формирование у учащихся определённых итоговых знаний и умений.
Обучающиеся научатся:
1) отличать на основе семантико-стилистического анализа учебный, информативный и иной прозаический текст от художественного;
2) находить главное и второстепенное в тексте, делить текст на значимые части, определять основную мысль автора и озаглавливать текст;
3) читать в нужном темпе и тоне духовную литературу на церковно-славянском языке и читать небольшие тексты, пользуясь современной кириллической азбукой;
4) различать речевые жанры: описание, послание, поучение, представленные в форме притчи, пословицы, прямых «уроков жизни», а также тексты-инструкции;
5) понимать и объяснять иллюстрации к тексту, создавать презентации в PowerPoint на заданную тему;
6) пользоваться ссылками Интернет-сети, электронными словарями, сервисами для создания кроссвордов, рисунков, музыкальных открыток и т.д.
Обучающиеся должны уметь:
Внимательно воспринимать публицистические и духовно-нравственные тексты, не оставляя не понятным ни одного слова;
Определять на слух и в процессе чтения самостоятельно главный смысл текста, проникать в замысел автора;
Находить необходимую для своего духовного и интеллектуального возраста литературу, пользуясь библиотекой;
Внимательно и осознанно слушать произведения в исполнении других людей;
Задавать вопросы в соответствии с предметом высказывания, в правильной и корректной форме, пользуясь разными видами вопросов и соответствующих обращений;
При чтении художественных текстов выявлять эстетические категории, ощущать и оценивать их, проникая в подтекст; уметь любоваться и восторгаться красотой слова и мысли;
В процессе воспроизведения текста контролировать выразительность;
Уметь самостоятельно работать с информацией, данной в тексте;
Накапливать ценные духовные впечатления и делать их достоянием окружающих в яркой и действенной форме.
Результаты освоения курса «Христианские мотивы в русской литературе».
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
Личностные результаты:
возможность и способность обучающихся к духовно-нравственному саморазвитию, к построению межличностных отношений;
освоения личностного смысла учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута;
сознательная мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности по овладению духовным и культурным наследием Отечества;
оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России.
Предметные результаты:
включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности для получения нового знания в рамках курса, его преобразованию и применению в учебных, учебно – проектных и социально – проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Метапредметные результаты:
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с заданными целями и задачами;
осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
составление текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
знание и соблюдение норм информационной избирательности и собственной сетевой безопасности;
знать произведения различных писателей и интересных эпизодов их биографии;
включают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками.
Регулятивные результаты:
постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий: понять, запомнить, воспроизвести;
умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;
формирование рефлексивной самооценки своих возможностей управления;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
Познавательные результаты:
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, ведения многоаспектного диалога;
узнать фольклорные и художественные произведения расширенного круга жанров краеведческого характера;
узнать особенности работы с рассказом, стихотворением, притчей.
Знать основные православные праздники, их историю, особенности, традиции.
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров.
Краткое содержание программы.
Структура курса
5 класс
Тема № 1 Библия . Библия – книга книг. Вечные истины на страницах Библии.
Тема № 2. СВЯТАЯ РУСЬ
1.Истоки духовно-нравственного воспитания в памятниках древнерусской литературы ( на примере «Жития Сергия Радонежского»)
2. Земли Русской украшение. «Житие Серафима Саровского»
Тема № 3 ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ В РУССКОЙ СКАЗКЕ. 1.Христианские мотивы в народных сказках.
2.Размышления о добре и зле в сказке Жуковского «Спящая царевна»
3. Знакомство с христианским праздником Рождество на примере поэмы В.А. Жуковского «Светлана»
4. А.С.Пушкин Христианские мотивы в «Сказке о мертвой царевне»
5. Народная мораль, нравственность, красота внешняя и внутренняя в сказках «Спящая царевна » В.А. Жуковского и «Сказке о мертвой царевне» А.С. Пушкина
6. «Всеобщее спасение. Грех и его осознание».К.Г. Паустовский «Теплый хлеб».
Тема № 4 УРОКИ МУДРОСТИ
1. Христианские мотивы в баснях И.А. Крылова. ("Откупщик и Сапожник", "Крестьянин и лошадь", "Стрекоза и Муравей" ).
Тема №5 РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
1. Истинное слово –великая сила (Церковнославянская лексика в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк»)
2. Жизнь простых людей с позиции христианских вечных истин в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»
3. Истинное добро и зло в повести И.С. Тургенева «Муму»
4. Утверждение вечных истин в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
Тема №6 ЛЕТО ГОСПОДНЕ ДЛЯ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА
На Святую Седмицу (по роману И. Шмелева «Лето Господне»)
Тематическое планирование курса
5 класс
Тема
Кол-вочасов
Форма проведения
Деятельность обучающихся
БИБЛИЯ
3
1. Библия –книга книг.
2
Урок-экскурсия
Работа в группах
2. Вечные истины на страницах Библии.
1
Урок-диалог
Чтение и обсуждение, работа в парах
СВЯТАЯ РУСЬ
2
1 Истоки духовно-нравственного воспитания в памятниках древнерусской литературы ( на примере «Жития Сергия Радонежского»)
1
Беседа
Выступления детей, учебная презентация
2. Земли Русской украшение. «Житие Серафима Саровского»
1
Беседа
Выступления детей, учебная презентация
ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ В РУССКОЙ СКАЗКЕ
6
1. Христианские мотивы в народных сказках.
1
Беседа
Чтение, обсуждение, групповая работа
2.Размышления о добре и зле в сказке Жуковского «Спящая царевна»
1
Урок-диалог
Чтение, обсуждение, групповая работа
3. Знакомство с христианским праздником Рождество на примере поэмы В.А. Жуковского «Светлана»
1
Урок-игра
Работа в группах
4. А.С.Пушкин Христианские мотивы в «Сказке о мертвой царевне»
1
Урок-поиск
Чтение, обсуждение
5. Народная мораль, нравственность, красота внешняя и внутренняя в сказках «Спящая царевна » В.А. Жуковского и «Сказке о мертвой царевне» А.С. Пушкина
1
Урок-исследование
Сопоставительный анализ
6. «Всеобщее спасение».
К.Г. Паустовский «Теплый хлеб».
1
Урок-диалог
Чтение, обсуждение, учебная презентация
УРОКИ МУДРОСТИ
1
1. Христианские мотивы в баснях И.А. Крылова. ("Откупщик и Сапожник", "Крестьянин и лошадь", "Стрекоза и Муравей" ).
1
Урок-поиск
Чтение, обсуждение, учебная презентация
РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
4
1. Истинное слово –великая сила (Церковнославянская лексика в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк»)
1
Интегрированный урок
анализ стихотворения
2. Жизнь простых людей с позиции христианских вечных истин в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»
1
Урок -диалог
Чтение, обсуждение, выступление учащихся
3. Истинное добро и зло в повести И.С. Тургенева «Муму»
1
Синтетический урок с элементами комментированного чтения
Чтение, обсуждение, выступления учащихся
4. Утверждение вечных истин в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
1
Урок с элементами исследовательского поиска
Чтение, обсуждение, работа в группах
ЛЕТО ГОСПОДНЕ ДЛЯ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА
2
1. На Святую Седмицу (по роману И. Шмелева «Лето Господне»)
1
Урок-исследование
Анализ произведения, чтение, обсуждение, групповая работа
Итого:
17 час
Структура курса
6 класс
Тема №1 Библия
1. Введение. О Библии. Ее содержание. Библейские мотивы в русской и мировой культуре.
2. Чтение и комментирование библейских историй: «Кто сотворил мир?», «Кто сотворил человека?», «Каин и Авель», «Ной», «Ковчег», «Потоп», «Вавилонская башня».
3. Нравственное содержание библейских историй.
Тема №2 СВЯТАЯ РУСЬ
1. Литература XVII столетия.
2. «Сказание о роскошном житии и веселии» как символ внутреннего стремления человека.
3. «Повесть о Горе- Злочастии»- отвержение сокровищ на земле
4. «Повесть об Ульянии Осоргиной»- стремление прозреть небесное.
5. Литература XVIII столетия.
6. Феофан Прокопович- первый последовательный просветитель России.
Тема №3 УРОКИ МУДРОСТИ
1.Православное мироощущение в баснях Эзопа, И.А. Крылова, Дмитриева...
Тема №4 РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
1. Литература XIX столетия.
2. И. И. Козлов. Анализ стихотворения «Молитва»
3. Особые духовные понятия и духовное состояние А.С. Пушкина. Анализ стихотворения «Странник»
4. М.Ю. Лермонтов. Анализ стихотворения «Пророк».
5. Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева, А. А. Фета
ТЕМА № 5 ЛЕТО ГОСПОДНЕ ДЛЯ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА
Тема покаяния в святочном рассказе Н.С. Лескова «Зверь».
Тематическое планирование курса
6 класс
Тема
Кол-вочасов
Форма проведения
Деятельность обучающихся
БИБЛИЯ
3
1. Введение. О Библии. Ее содержание. Библейские мотивы в русской и мировой культуре.
1
Урок-презентация
Комментированный анализ
2. Чтение и комментирование библейских историй: «Кто сотворил мир?», «Кто сотворил человека?», «Каин и Авель», «Ной», «Ковчег», «Потоп», «Вавилонская башня».
1
Беседа
Чтение и обсуждение, групповая работа
3. Нравственное содержание библейских историй.
1
Урок-исследование
Чтение и обсуждение, групповая работа
СВЯТАЯ РУСЬ
6
1. Литература XVII столетия.
1
Урок-путешествие
2. «Сказание о роскошном житии и веселии» как символ внутреннего стремления человека к прекрасному.
1
Беседа
Чтение и обсуждение
3. «Повесть о Горе- Злочастии»- отвержение сокровищ на земле
1
Урок-поиск
Чтение и обсуждение, групповая работа
4. «Повесть об Ульянии Осоргиной»- стремление прозреть небесное.
1
Урок-беседа
Чтение и обсуждение
5. Литература XVIII столетия.
1
Урок-экскурсия
Учебная презентация
6. Феофан Прокопович- первый последовательный просветитель России.
1
Урок –беседа
Чтение и обсуждение
УРОКИ МУДРОСТИ
1
1. Православное мироощущение И.А. Крылова. Анализ некоторых басен.
1
Урок-исследование
Поиск, чтение и обсуждение
РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
5
1. Литература XIX столетия.
1
Урок-путешествие
Учебная презентация, выступления учащихся
2. И. И. Козлов. Анализ стихотворения «Молитва»
1
Мелоурок
Анализ стихотворения
3. Особые духовные понятия и духовное состояние А.С. Пушкина. Анализ стихотворения «Странник»
1
Урок-поиск
Анализ стихотворения, чтение и обсуждение
4. М.Ю. Лермонтов. Анализ стихотворения «Пророк».
1
Беседа
Анализ стихотворения
7. Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева, А. А. Фета
1
Мелоурок
Чтение и анализ стихотворения
ЛЕТО ГОСПОДНЕ ДЛЯ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА
1
1. Тема покаяния в святочном рассказе Н.С. Лескова «Зверь».
1
Урок- диалог
Чтение и обсуждение
2. Обобщение материала
1
Урок-игра
Работа в группах
Итого
17 ч
Структура курса
7 класс
Тема №1 СВЯТАЯ РУСЬ
1.Литература XVII столетия
2. «Слово о Бражнике». Понятие о покаянии.
3. «Житие протопопа Аввакума»- шедевр русской литературы
Тема №2 УРОКИ МУДРОСТИ
1.М.В.Ломоносов. Противопоставления научного знания и духовных исканий.
2. Поэтическая мощь и совершенство поэзии Г. Р. Державина.
Тема №3 РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
1. Сопоставительный анализ стихов И.И. Козлова «Молитва», Вяземского П.А. «Молитвенные думы», Д. В. Веневитинова «Моя молитва».
2. А.С. Пушкин стих-е «Безверие» как раскрытие внутреннего состояния
3. «Борис Годунов» - русская православная душа поэта. Анализ сцены в келье Чудова монастыря)
4. Христианские мотивы повести «Скупой рыцарь» А.С. Пушкина.
5. Ранние поэмы М.Ю. Лермонтова («Исповедь», «Ангел смерти», «Боярин Орша»)- пыл страстей
6. Н.В. Гоголь как православный человек
7. «Тарас Бульба»- пафос противостояния натиску мира
8. Ф. И. Тютчев Православие и понятие Святая Русь.
9. И. С. Никитин – образ истинного христианского отношения к жизни. Анализ стих-й «Молитва », «Молитва дитяти», «Сладость молитвы»
10. А.К. Толстой Нравственно-религиозное осмысление жизни. Поэма «Грешница»
11 Самопожертвование в рассказе И. А. Бунина «Лапти»
Тема №4 ЛЕТО ГОСПОДНЕ ДЛЯ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА 1. Традиции святочного рассказа в новелле Н.С.Лескова «Святая ложь»
Тематическое планирование
7 класс
Тема
Кол-вочасов
Форма проведения
Деятельность обучающихся
СВЯТАЯ РУСЬ
3
1.Литература XVII столетия
1
Урок-экскурсия
Учебная презентация
2. «Слово о Бражнике». Понятие о покаянии.
1
Беседа
Анализ произведения, работа в парах
3. «Житие протопопа Аввакума»- шедевр русской литературы
1
Беседа
Анализ произведения
УРОКИ МУДРОСТИ
2
1.М.В.Ломоносов. Противопоставления научного знания и духовных исканий.
1
Урок-поиск
Выступления учащихся, учебная презентация
2. Поэтическая мощь и совершенство поэзии Г. Р. Державина.
1
Урок-исследование
Чтение и обсуждение
РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
11
1. Сопоставительный анализ стихов И.И. Козлова «Молитва», Вяземского П.А. «Молитвенные думы», Д. В. Веневитинова «Моя молитва».
1
Комбинированный урок
сопоставительный анализ стихотворений, работа в группах
2. А.С. Пушкин стих-е «Безверие» как раскрытие внутреннего состояния
1
Урок-исследование
Анализ произведения, выступления учащихся
3. «Борис Годунов» - русская православная душа поэта. Анализ сцены в келье Чудова монастыря)
1
Беседа
Анализ произведения
4. Христианские мотивы повести «Скупой рыцарь» А.С. Пушкина.
1
Беседа
Анализ произведения
7. Ранние поэмы М.Ю. Лермонтова («Исповедь», «Ангел смерти», «Боярин Орша»)- пыл страстей
1
Беседа
Анализ произведения
8. Н.В. Гоголь как православный человек
1
Урок-экскурсия
Учебная презентация, выступление учащихся
9. «Тарас Бульба»- пафос противостояния натиску мира
1
Беседа
Анализ произведения
10. Ф. И. Тютчев Православие и понятие Святая Русь.
1
Урок-экскурсия
Учебная презентация
11. И. С. Никитин – образ истинного христианского отношения к жизни. Анализ стих-й «Молитва », «Молитва дитяти», «Сладость молитвы»
1
Комбинированный урок
Анализ стихотворений
12. А.К. Толстой Нравственно-религиозное осмысление жизни. Поэма «Грешница»
1
Беседа
Анализ произведения
13. Самопожертвование в рассказе И. А. Бунина «Лапти»
1
Урок- диалог
Чтение и обсуждение
ЛЕТО ГОСПОДНЕ ДЛЯ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА
1
1. Традиции святочного рассказа в новелле Н.С.Лескова «Святая ложь»
1
Урок-диалог
Чтение и обсуждение
Итого
17 ч
Структура курса
8 класс
Тема №1 БИБЛИЯ
Введение. Библия как памятник культуры и литературы. Библейские образы в русской литературы.
Тема № 2 СВЯТАЯ РУСЬ
1. Литература XVII столетия. Переводные произведения эпохи («Повесть о Бове Королевиче», «Повесть о Еруслане Лазаревиче»)
2. Моральный кодекс временив «повести о карпе Сутулове и премудрой жене его»
Тема № 3 РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
1. Литература начала XIX века
2. Сопоставительный анализ стихотворений Вяземского «Любить. Молиться. Петь.», Веневитинов «Моя молитва»
3. Стихотворения А.С.Пушкина и первоисточники.
«Дар напрасный, дар случайный» и Книга Иова (гл.1 ст.1, 6, 8, 12; гл.7 ст.17, 18, 20, 21)
«Воспоминание» и Псалтирь (псалом 50) , (Заповеди Блаженства)
4. «Блажен, кто смолоду был честен»( А.С.Пушкина повесть «Капитанская дочка»)
5. Библейские мотивы в стихотворениях М.Ю.Лермонтова
6. Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Пророк», М.Ю.Лермонтова «Пророк».
7. Поэзия Н.А. Некрасова- любовь, сострадание к простым людям, к Русской земле. «Мороз, Красный нос»
8. Н.А. Некрасов «Тишина»- духовно-нравственные и эстетические ценности.
9. Божеское и человеческое.
Праведники Л.Н. Толстого (Рассказ «Алеша Горшок»)
10. Мифологические и христианские мотивы в пасхальных рассказах А. П. Чехова "Студент" и "Святой ночью"
Тема № 5 ЛЕТО ГОСПОДНЕ ДЛЯ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА
1.Н. С. Лесков. Святочные рассказы. «Запечатленный ангел». Православная вера героя- рассказчика.
2. Россия, которую мы потеряли.
Тематическое планирование
8 класс
Тема
Кол-вочасов
Форма проведения
Деятельность обучающихся
БИБЛИЯ
1
1 Введение. Библия как памятник культуры и литературы. Библейские образы в русской литературы.
1
Урок-экскурсия
Учебная презентация , работа в парах
СВЯТАЯ РУСЬ
2
2. Литература XVII столетия. Переводные произведения эпохи («Повесть о Бове Королевиче», «Повесть о Еруслане Лазаревиче»)
1
Урок-путешествие
Учебная презентация, чтение, обсуждение
4. Моральный кодекс временив «повести о карпе Сутулове и премудрой жене его»
1
Урок-беседа
Чтение о обсуждение
РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
12
1. Литература начала XIX века
1
Урок-путешествие
Учебная презентация
2. Сопоставительный анализ стихотворений Вяземского «Любить. Молиться. Петь.», Веневитинов «Моя молитва»
1
Комбинированный урок
Сопоставительный анализ стихов
3. Стихотворения А.С.Пушкина и первоисточники.«Дар напрасный, дар случайный» и Книга Иова (гл.1 ст.1, 6, 8, 12; гл.7 ст.17, 18, 20, 21)«Воспоминание» и Псалтирь (псалом 50) , (Заповеди Блаженства)
1
Урок-сопоставление
Чтение и обсуждение избранных стихотворений
4. «Блажен, кто смолоду был честен» ( А.С.Пушкина повесть «Капитанская дочка»)
2
Интегрированный урок
Групповая работа, обсуждение
5. Библейские мотивы в стихотворениях М.Ю.Лермонтова
1
Урок-поиск
Анализ стихотворного текста, работа в парах
6. Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Пророк», М.Ю.Лермонтова «Пророк»,
1
Урок-исследование
Групповая работа, анализ произведения
7. Поэзия Н.А. Некрасова- любовь, сострадание к простым людям, к Русской земле. «Мороз, Красный нос»
1
Урок-диалог
Чтение о обсуждение
8. Н.А. Некрасов «Тишина»- духовно-нравственные и эстетические ценности.
1
Урок-диалог
Чтение о обсуждение
9. Божеское и человеческое.
Праведники Л.Н. Толстого (Рассказ «Алеша Горшок»)
1
Урок-исследование
Чтение о обсуждение, работа в парах
10. Мифологические и христианские мотивы в пасхальных рассказах А. П. Чехова "Студент" и "Святой ночью"
1
Урок-экскурсия
Учебная презентация , обсуждение
ЛЕТО ГОСПОДНЕ ДЛЯ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА
2
1. Н. С. Лесков. Святочные рассказы. «Запечатленный ангел». Православная вера героя- рассказчика.
1
Урок-путешествие
Работа в группах, анализ произведения
2. Россия, которую мы потеряли
1
Литературно-музыкальная композиция
Итого
17 ч.
Важнейшим средством реализации целей, поставленных учителем, станет разумное сочетание традиционной и развивающей методологии:
-репродуктивной;
-объяснительно-иллюстративной;
-эвристической;
-исследовательской;
-проблемного изложения.
Используя их и учитывая уровень обученности школьников, педагог изберёт необходимую для организации занятий стратегию, осуществляя которую, привлечёт для совместной с обучающимися деятельности современные технологии проблемно-диалогического, личностно ориентированного, интерактивного, проектного обучения. Игровые, диалоговые, парные, групповые, классные и внеклассные формы занятий позволят учащимся «открыть себя» для овладения новыми знаниями и приобрести новый опыт.
Мониторинг.
В основе мониторинга результатов лежат следующие принципы:
1.Вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
2. Объектом оценки выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах.
3. Результативность складывается из промежуточных и итоговых показателей.
4. Комплексный подход к оценке результатов образования позволяет вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных
5.При оценке соблюдается уровневый подход.
Создание учителем КИМов для оценивания предметных, личностных, и метапредметных результатов.
Оценка знаний и умений проводится на основе:
1) работы учащихся на занятиях (владение грамотной и выразительной устной и письменной речью; чтение и понимание текстов художественных произведений; умение самостоятельно формулировать свои мысли, проблемные вопросы; способность к диалогу; использование теоретических знаний на практике)
2) результатов самостоятельных работ (умение анализировать художественное произведение с учётом его родо-жанровой специфики, осознавать личность автора и произведение в контексте культуры)
умение создавать мультимедийные учебные презентаций,
3) по итогам года обучения учащиеся могут выступать с докладами и сообщениями перед аудиторией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Мы нередко в школе говорим о физическом здоровье детей, забывая о том, что тело - еще не весь человек, что у нас есть еще душа и дух. А вот русским классикам XIX века было очень хорошо известно, что причины всех нестроений человеческой жизни кроются в духовной сфере.
Душевные недуги порой оказываются не менее тяжелыми и глубокими, нежели наши телесные немощи. А может быть, и более опасными для жизни человека, т.к. могут привести к тяжелым и необратимым последствиям.
В современных условиях душевное и духовное здоровье молодого поколения вызывает постоянную и все возрастающую тревогу. Когда оказались размытыми нравственные ориентиры, когда факты вопиют о чудовищном росте тяжелых пороков человека, - невольно задаешься вопросом: «А что мы можем противопоставить духовному растлению наших детей, как мы можем защитить их души?»
Русская литература дает богатый материал для разговора о нравственных и духовных ценностях, формирует представления о добре и зле, дает четкие нравственные ориентиры в жизни.
Курс, на мой взгляд, помогает учащиеся от ступени к ступени подниматься все выше и выше к духовно-нравственным истокам русской литературы, понимать значимость христианской морали.
Список использованной литературы
Арденс Н.Н. (Н.Апостолов). Творческий путь Л.Н.Толстого.-Москва,1962.
Борисова Т.С. Русская словесность. – М.: Орлов и сын, 1994.
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические в русском переводе с параллельными местами. - Издание "Новая Жизнь" Кэмпус Крусэйд фор Крайст Интернэшнл,1991.
Буслакова Т.Н.Как анализировать лирическое произведение.-Москва,2005.
Воропаев, В.А. Гоголь над страницами духовных книг: Научно-популярные очерки.- М.: Макариевский фонд, 2002 г.
Вячеслав Резников (священник) Размышления на пути к вере (о поэзии А. С. Пушкина), М.: отпечатано в АО «Красногорская типография», 1997 г.
Гоголь, Н.В. Духовная проза – издательство «Отчий дом», М.: 2001 г.
Давыдова, Н.В. Евангелие и древнерусская литература / учебное пособие для учащихся среднего возраста./ М.:Мирос, 1992 г.
Духовные истоки воспитания. Православная культура в школе. Уроки русской литературы / учебное пособие, 2003 г.
Духовно-нравственное воспитание в современной школе / сборник материалов- М.: ООО «Самшит-издат», 2006 г.
Дунаев, М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII –XX веках.- М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003 г.
Дунаев М.М. Православная и русская литература / учебное пособие для студентов духовных академий и семинарий. В 5 частях. Ч.1- М.: Христианская литература, 1996 г.
Евсин, И.В. Судьба и вера Сергея Есенина- Рязань: «Зерна»,2006 г.
Залётова Т.В. Уроки нравственности. - С.-П.: 1999.
Калашникова Г.А. "Благослови на путь и правды и любви". Урок внеклассного чтения по стихотворению И.Бунина "Ангел". - Литература в школе. №12, 2006.
Карпов И.П. Человек творящий. В 2 частях. Ч. 1: православные традиции в русской литературе XIX века: методическое пособие / И.П. Карпов- М.: Дрофа, 2007 г.
Касаткина В.А. Круглый год. – Н.Н.: при поддержке экологического фонда, 2002.
Качурин, М. Г. Библия и русская литература: хрестоматия / «Каравелла», С-Пб., 1995 г.
Конспекты уроков для учителя литературы: 5-11 классы: А.М.Горький, И.С..Шмелев, Б.К.Зайцев: Пособие для учителя.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2002.
Конспекты уроков для учителя литературы: 6-10 классы: Н.В.Гоголь, Н.С.Лесков, Л.Н.Толстой: Пособие для учителя. - .:Гуман..изд.центр ВЛАДОС,2002.
Котельников В.А. О христианских мотивах у русских поэтов.- ж. «Литература в школе». 1994, №2,3
Коровина В.Я. Пушкин в школе. Пособие для учителей.-Москва,1978.
Лесков Н.С. Христианские предания и сказки. – М.: Афон, 2000.
Никифоров-Волгин В. Светлая заутреня. – с. Николо – Погост: Духовный сад, 2003.
Православная церковь и русская литература. Н.В. Гоголь и Православие- Издательство «Отчий дом»- М.: 2004 г.
Православная церковь и русская литература. А.С.Пушкин: Путь к православию - Издательство «Отчий дом»- М.: 1996 г.
Путешествие к Чехову. Повести. Рассказы. Пьеса. Размышления о писателе. - Москва,1996.
Ревякин А.И. История русской литературы XIX века. Первая половина.-Москва,1981.
Рыбакова С. Настоящее счастье. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2007.
Тарасов А. Какую правду проповедовал Толстой? - Литература в школе.№3, 2003.
Топелиус З. Колокола. – С.-П.: Сатисъ, 2005.
Шмелев, И. С. Лето Господне – М.: издательство Сретенского монастыря, 2007 г.
15