Презентация по литературе на тему: Особенности развития западноевропейской литературы


Французская литература
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y Французская литература занимает центральное положение в интеллектуальном и художественном развитии всей Европы. Уже в XII веке ей принадлежало передовое значение. Песня о национальном французском герое Роланде заполонила воображение и итальянцев, и скандинавов, и англичан, и немцев. Идеал особой любви, требовавшей служения даме подвигами доблести , возникнув у трубадуров и труверов, произвёл целый переворот в немецкой поэзии миннезингеров; в Италии он лёг в основу высокого философского платонизма Гвидо Гвиницелли, Данте и Петрарки. У пёстрой новеллы раннего итальянского Возрождения, доведённой до совершенства у Боккаччо, учителями оказываются шутливые авторы французских фабльо. Титул одного из первых изданий «Гаргантюа и Пантагрюэля» (Лион, 1571).Средневековая французская литература формировала поэзию Средневековой Европы на развалинах античного мира…Франсуа Рабле. . Пьер де Ронсар. Мишель де Монтень В эпоху Возрождения лидирующие позиции в литературе закрепились за Италией. Французские поэты учились у итальянских гуманистов. Обогащённая новыми литературными теориями из Италии, черпая вдохновение в испанской поэзии, французская литература в век Людовика XIV приобрела те своеобразные классические черты, ставшие эталоном для всего образованного мира. Даже на родине Шекспира классический французский театр считался образцом. В России лучшей похвалой для драматургов служило их сравнение с Корнелем и Расином.Пьер Корнель. Поль Скаррон.Блез ПаскальГоспожа де Севинье. Просветительские идеи XVIII века, в значительной степени заимствованные в Англии, с лёгкостью распространялись по всей Европе.Каждое событие в духовной жизни Франции приобретало мировое значение. Национальное самосознание получило отражение в немецкой поэзии после появления Руссо. Немецкий романтизм получил распространение в Италии, Испании, Польше и России только после его признания во Франции. Правда, реализм Диккенса и Теккерея, Гоголя, Достоевского и Толстого возник без участия французского гения, а драматические приёмы Ибсена и Гауптмана основаны не на перипетиях французского театра. Бельгийская поэтическая школа также возникла под влиянием английских и немецких романтиков.Вольтер. Жан-Жак Руссо. В XIX веке Франция перестала главенствовать в мировом литературном движении, оставив за собой последнее слово в создании всемирной литературной славы. Однако значение слова Франции показал успех во Франции Максима Горького, мгновенно распространившийся на Англию, Испанию и Италию.Виктор Гюго. Франсуа-Рене де Шатобриан Шарль Пьер БодлерВсемирно известные персонажи французской литературыВ хронологическом порядке выхода литературных произведений . Благородные образыКвазимодо — главный герой романа Викто́ра Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1831).д'Артаньян, Атос, Арамис и Портос из «Трёх мушкетёров» Александра Дюма-отца (1844).Эдмон Дантес из «Графа Монте-Кристо» того же автора (1844—45).Жан Вальжан и Гаврош из романа Виктора Гюго «Отверженные» (1862).Капитан Немо и Жак Паганель из романов Жюля Верна (1867, 1869).Арсен Люпен — джентльмен-грабитель, герой романов Мориса Леблана (издавались в 1907—1937 гг.).Нарицательные образыПанург, или пройдоха — недоучившийся студент из «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1533—1564).Прюдомм, или пошлый человек — тип самодовольного и ничтожного буржуа, созданный Анри Моннье (1830 и позже).Растиньяк, или успешный выскочка — из романа Бальзака «Отец Горио» (1834).Рокамболь, или авантюрист — из романов Понсона дю Террай (1859—1884).ЗлодеиФантомас — гениальный преступник, скрывающий своё лицо, социопат и садист из 32 романов, написанных Алленом и Сувестром, и 11 романов, написанных Алленом после смерти соавтора Викто́р Мари́ Гюго́Жизнь и творчествоИмя при рождении:Виктор Мари ГюгоДата рождения:26 февраля 1802Место рождения:Безансон, Первая французская республикаДата смерти:22 мая 1885 (83 года)Место смерти:Париж, Третья французская республикаГражданство (подданство): ФранцияРод деятельности:Писатель (поэт, прозаик и драматург) Детство Виктор Гюго был младшим из трёх братьев (старшие — Абель, (1798—1865) и Евгений, (1800—1837)). Отец писателя, Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго (1773—1828), стал генералом наполеоновской армии, его мать Софи Требюше (1772—1821) — дочь нантского судовладельца, была роялисткой-вольтерьянкой.Раннее детство Гюго протекает в Марселе, на Корсике, на Эльбе (1803—1805), в Италии (1807), в Мадриде (1811), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж[2]. Путешествия оставили глубокое впечатление в душе будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание.В 1813 году мать Гюго, Софи Требюше, имевшая любовную связь с генералом Лагори, разошлась с мужем и обосновалась с сыном в Париже. Юность и начало литературной деятельностиС 1814 по 1818 год учился в Лицее Людовика Великого. В 14 лет начал творческую деятельность. Пишет свои неопубликованные трагедии: «затем печатает ультрароялистическую сатиру «Телеграф», впервые обратившую на него внимание читателей. В 1819—1821 издаёт Le Conservateur littéraire, литературнoe приложение к роялистическому католическому журналу Le Conservateur. Заполняя сам под различными псевдонимами своё издание, Гюго опубликовал там «Оду на смерть герцога Беррийского», надолго установившую за ним репутацию монархиста.В октябре 1822 года Гюго женился на Адель Фуше (1803—1868), в этом браке родилось пятеро детей:Леопольд (1823—1823)Леопольдина, (1824—1843)Шарль, (1826—1871)Франсуа-Виктор, (1828—1873)Адель (1830—1915). В 1823 году был опубликован роман Виктора Гюго «Ган Исландец» (Han d’Islande), получивший сдержанный приём. Пьеса Гюго «Кромвель»[ (Cromwell) вызвала бурные споры. В предисловии к драме автор отвергает условности классицизма, особенно единство места и времени, и закладывает основы романтической драмы.. В 1829 году выходит «Последний день приговорённого к смерти» (Dernier Jour d’un condamné), в 1834 — «Клод Ге» (Claude Gueux). В этих двух коротких романах Гюго выражает своё отрицательное отношение к смертной казни. Роман «Собор Парижской Богоматери» был опубликован в 1831 году. Посвящённые театру годыС 1830 по 1843 год Виктор Гюго работает почти только для театра, тем не менее, он публикует в это время несколько сборников поэтических произведений: «Осенние листья» (Les Feuilles d’automne, 1831), «Песни сумерек» (Les Chants du crépuscule, 1835), «Внутренние голоса» ( Les Voix intérieures, 1837), «Лучи и тени» (Les Rayons et les Ombres, 1840). В «Песнях сумерек» Виктор Гюго возвеличивает с великим восхищением Июльскую революцию 1830 года.В 1841 году Гюго избран во Французскую академию, в 1845 году получил звание пэра[3]. В 1848 году избран в Национальное собрание. Гюго был противником государственного переворота 1851 года и после провозглашения Наполеона III императором находился в изгнании. В 1870 году вернулся во Францию, а в 1876 году был избран сенатором.  Козетта. Иллюстрация Эмиля Баяра Как и на многих молодых писателей его эпохи, на Гюго большое влияние оказал Франсуа Шатобриан, известная фигура в литературном течении романтизма и выдающаяся фигура Франции начала XIX века. В молодости Гюго решил быть «Шатобрианом или никем», и что его жизнь должна соответствовать жизни его предшественника. Как и Шатобриан, Гюго будет содействовать развитию романтизма, будет иметь весомое место в политике как лидер республиканизма, и будет сослан в ссылку благодаря своим политическим позициям.Рано зародившаяся страсть и красноречие первых работ Гюго принесли ему успех и славу на ранних годах его жизни. Его первый поэтический сборник «Оды и разные стихи» (Odes et poésies diverses) был опубликован в 1822 году, когда Гюго было только 20 лет. Королём Людовиком XVIII было пожаловано ежегодное денежное содержание для писателя. Хотя стихами Гюго восхищались из-за их спонтанного пыла и беглости, за этим собранием сочинений последовало собрание «Оды и баллады» — Odes et Ballades, написанное в 1826 году, через четыре года после первого триумфа. Odes et Ballades представило Гюго как великолепного поэта, настоящего мастера лирики и песни.Первая зрелая работа Виктора Гюго в жанре художественной литературы «Последний день приговорённого к смерти» была написана в 1829 году и отразила острое социальное сознание писателя, что продолжилось в его последующих работах. Повесть Le Dernier jour d’un condamné (Последний день приговорённого к смерти) оказала большое влияние на таких писателей как Альбер Камю, Чарльз Диккенс и Ф. М. Достоевский. Claude Gueux, короткая документальная история о реально существовавшем убийце, казнённом во Франции, увидела свет в 1834 и впоследствии была расценена самим Гюго как предвестник его великолепной работы о социальной несправедливости Отверженные. Но первым полноценным романом Гюго станет невероятно успешный Notre-Dame de Paris (Собор Парижской Богоматери), который был опубликован в 1831 году и быстро переведён на многие языки по всей Европе. Одним из эффектов романа было привлечение внимания к запустелому Собору Парижской Богоматери, который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали активно беречь. Самый известный роман Виктора Гюго«Человек, который смеётся» (фр. L'Homme qui rit) — один из самых известных романов Виктора Гюго, написанный в 60-х годах XIX века. Точкой отсчёта в сюжете романа является 29 января 1690 года, когда в Портленде при таинственных обстоятельствах оказывается брошен ребёнок. Работу над романом Гюго приступил в июле 1866 года в Брюсселе. По письму к парижскому издателю Лакруа роман должен был называться «По приказу короля», но по совету друзей, останавливается на заглавии «Человек, который смеётся». Он был закончен 23 августа 1868 года, а 19 апреля — 8 мая 1869 года вышел в свет у Лакруа. Действие сюжета происходит в 1688 по 1705 год. Перед написанием, Гюго в течение нескольких месяцев собирал материалы по истории Англии конца XVII до начала XVIII века.Иллюстрация Даниеля Вирга в французском издании романа «Человек, который смеётся» в 1876 Последние годы жизни Надгробие в парижском ПантеонеГюго умер 22 мая 1885 года в возрасте 83 лет от пневмонии. Церемония похорон продолжалась десять дней. В его похоронах участвовало около миллиона человек. После пышных национальных похорон его прах был помещён в Пантеоне. Английская литературасредние века Англо-саксонская литература обыкновенно начало английской литературы относят к началу англосаксонского периода.первые крупные памятники англосаксонской литературы — памятники латинские — принадлежат представителям духовенства Беда Достопочтенный в средневековой рукописи'

Самым замечательным памятником древней английской поэзии является поэма о Беовульфе .В ней описываются события, относящиеся к первой половине VI века, эпохе борьбы франков с готами.«Золотой век» англо-саксонской литературы до нашествия норманнов—эпоха Альфреда Великого, победителя датчан, в течение почти двух веков опустошавших Британию. Альфред много сделал для восстановления разрушенной культуры, для поднятия образованности, сам был писателем и переводчиком (перевёл, в том числе, на англо-саксонский язык «Церковную историю» Беды, написанную на латыни).
Литература социального протестаВ середине XIII века появляется поэзия политического и социального протеста, бичующая пороки дворянства и духовенства, протестующая против налогов, против злоупотреблений чиновников и даже короля, прикрывающего своих фаворитов и распускающего для этой цели парламент. Эта сатирическая литература, возникающая из среды народа, находит своё завершение в XIV веке в поэме Ленглэнда «Видение о Петре пахаре».С обострением социальной борьбы литература в XIV веке приобретает большой общественный интерес.К XIV веку формируется новый английский язык, объединивший элементы англо-саксонского и французского языков. Нормандцы сыграли большую роль в распространении кельтских сюжетов («Сказания о короле Артуре») во всей европейской поэзии.
Чосер и ВиклифДжеффри Чосер Чосер делал общее дело со своим знаменитым современником Джоном Виклифом (1320—1384). Виклиф примыкает к обличительной литературе, направленной против духовенства, но он, предшественник Реформации, идёт дальше, переводит Библию на английский язык, обращается к народу в своей борьбе с папством. Виклиф и Чосер своей литературной деятельностью вызывают интерес к земной природе человека, к личности.В следующем веке отмечается большой интерес к живой народной поэзии, которая существовала уже и в XIII, и в XIV веках. Но в XV веке эта поэзия проявляет особенно активную жизнь, и наиболее старинные образцы её, сохранившиеся до нашего времени, принадлежат этому веку. Большой популярностью пользовались баллады о Робине Гуде.
Эпоха просвещения Идеалы Возрождения в литературеВильям ШекспирВ XVI веке развитие капитализма идёт быстрыми шагами. Землевладельцы предпочитают шерстяную промышленность обработке земли. Разведение овец ведёт к обезземелению крестьян. Открытие Америки, рост промышленности и городов всё более толкают Англию на борьбу за первенство на морях и скоро дадут возможность Шекспиру в «Венецианском купце» говорить о богаче-коммерсанте, корабли которого развозят товары по всему миру.

У начала XVI века и у начала следующего стоят два великих литературных памятника: это «Утопия» Томаса Мора и «Novum Organum» Фрэнсиса Бэкона.Томас МорXVI век — время расцвета английского гуманизма, который возник здесь позднее, чем в Италии, встретился с Реформацией. Классическая литература и итальянская поэзия оказывают большое влияние на английскую литературу.Расцветает форма сонета, введённого Томасом Уайеттом и вслед за ним более талантливо разработанного графом Сурреем.Джон Лили пишет роман «Эвфуес», который положил начало эвфуизму. Лучший роман в этом стиле—"Розалинда" Томаса Лоджа.Характерный для эпохи Ренессанса пастушеский роман получает большое распространение в Англии. Один из известнейших романов этого рода—"Аркадия"—написан Филиппом Сиднеем. Славу Сиднея, которому подражали десятки поэтов в течение целого века, делил Эдмунд Спенсер, автор знаменитой «Королевы фей», поэмы, привлекавшей его современников не глубиной содержания, а причудливой пестротой и яркостью красок, запутанной и сложной интригой, необычайной фантастичностью сюжета, великолепием картин и образов. Театральные произведенияНо наибольшего блеска английская литература эпохи Ренессанса достигает в области театра. Эдмунд СпенсерАнглийский национальный театр вобрал в себя самые разнообразные формы, начиная с мистерий и кончая театром классическим и формами, выработанными в Италии и Франции. В Англии театр был действительно народным видом искусства, открыт всем, был одновременно и газетой и клубом..Первый королевский патент был выдан труппе графа Лейстера в 1574, первый театр был построен в Лондоне в 1576.
Елизаветинская эпохаВ эпоху Елизаветы театр достигает такого расцвета, какого не знает история, отвечает вкусам всех классов общества, изображая и трагические моменты английской истории, трагедии королей и аристократии, и семейные драмы буржуазии, и грубые нравы городских низов, вводя и шутки и юмор, одинаково увлекающие и аристократию и городскую толпу. Большинство драматургов елизаветинского времени отмечены печатью оригинальности и таланта, отражают преобладающие вкусы той или другой группы населения:Лили [1554-1606]Роберт Грин [1560-1592]Кристофер Марло [1563-1593]Бен Джонсон [1574-1637]Вебстер [1575-1624]
Все эти имена были затемнены именем Шекспира. Шекспир был глубочайшим выразителем основной тенденции Возрождения, его интересов к земной человеческой природе, к человеческой личности, к её страстям и чувствам, к личности инициативной, предприимчивой, борющейся за лучшее место в жизни. Шекспир — поэт аристократии в период начинающегося сотрясения её могущества, её психики, в тот период, когда она подвергается напору со стороны агрессивной торговой буржуазии («Венецианский купец»). Человеческие страсти —любовь («Ромео и Джульетта»),ревность («Отелло», «Зимняя сказка»),властолюбие («Макбет»),мстительность и алчность («Венецианский купец»),самодурство,неблагодарность,раскаяние («Король Лир»),меланхолия,жажда справедливости («Гамлет»)— озарены гениальным драматургом так глубоко, что до последнего времени шекспировский театр остаётся непревзойдённым материалом для актёрской игры. Эпохи Кромвеля и РеставрацииДжон МильтонПоэзия уступила место прозе. Жестокая политическая борьба привела к исчезновению литературы для развлечения и дала толчок развитию литературы политической. Писатели и мыслители эпохи Кромвеля (правившего до 1658 года) и Реставрации — Джон Мильтон (1608—1674), Томас Гоббс (1578—1679), Джон Локк (1632—1704) — ставили важнейшие проблемы народовластия, церкви, воспитания, свободы печати, веротерпимости и т. д. Именно это просветительное движение оказало в следующем столетии могучее влияние на французских философов, откуда распространилось по всей Европе.
Августинская эпохаСэмюэл Ричардсон.После 1688, с установлением конституции, тон литературе задаёт буржуазия, влияние которой ясно ощущается и в романах и на сцене. Новый потребитель требует своей литературы, изображения семейных добродетелей, честных купцов, чувствительности, природы и т. д. Ему нужна сатира на распущенные светские нравы. Самюэль Ричардсон [1689-1761], автор «Памелы», «Клариссы» и «Грандиссона» выводит добродетельных мещанских девушек и противопоставляет их распущенным аристократкам, идеализирует мещанские добродетели и заставляет исправляться развращённых представителей жирующей золотой молодёжи.
Джонатан СвифтИ в драме Англия является пионером и создаёт не только сентиментальный театр, но и его теорию. Даниель Дефо с его прославленным романом «Робинзон Крузо» — наиболее законченный идеолог средней буржуазии, выражает её желания и то представление, какое она имеет о себе и о своём месте в государстве. Джонатан Свифт [1667-1745] в знаменитых «Путешествиях Гулливера» едко осмеивает современное английское общество.
РомантизмРоберт БёрнсРомантизма — как школы — не существовало в Англии. Здесь не было, как во Франции и Германии, группы писателей, объединившихся на романтической платформе. И тем не менее ряд типичных признаков романтизма, отличавших английскую литературу в первые десятилетия XIX в., дают право говорить о романтическом направлении в Англии. Большую роль в английской поэзии романтического периода играют революционные настроения, увлечение французской революцией, политический радикализм. Певцом деревни, республиканцем и поклонником французской революции был Роберт Бёрнс [1759-1796].
Реализм и рубеж вековЧарльз ДиккенсДиккенс [1812-1870], наиболее прославленный писатель этой эпохи, развёртывает широкую картину жизни буржуазно-капиталистического общества в своих известных романах: «Тяжёлые времена», «Давид Копперфильд», «Домби и Сын», «Пиквикский клуб», «Николай Никкльби» и др., создаёт галерею типов капиталиста. Его цель — трогать человеческие сердца зрелищем страдания, а не будить ненависть и звать к восстанию. Более озлоблен, более саркастичен и жесток в своей критике дворянско-буржуазного общества Теккерей [1811-1863], автор романов «Ярмарка тщеславия», «Пенденнис».
Уильям Сoмерсет МoэмБританский писатель, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х годов, автор 78 книг, агент британской разведки.Уильям Сомерсет Моэм родился в Париже и был младшим (шестым) сыном юриста британского посольства. Французский стал для него первым родным языком. В возрасте 10 лет он лишился родителей, его отправили в Англию, где он жил в семье дяди, викария, в городе Уитстебл. Учился в школе Кингс, в Кентербери, а потом в гейдельбергском университете, затем шесть лет изучал медицину в Лондоне. В 1897 году он получил диплом доктора, но оставил занятия медициной после того, как его первые романы и пьесы стали пользоваться успехом.

Моэму принадлежат легкие комедии характеров и положений, злые сатиры на нравы и социально-психологические драмы типа «За заслуги» (1932) с острым конфликтом и точной прорисовкой исторического времени. Его пьесы — в 1903-1933 их было поставлено около 30 — отличаются динамичным действием, тщательной разработкой мизансцен, компактным живым диалогом. Однако главный вклад писателя в литературу— это новеллы, романы и эссеистика, в т. ч. книга «Подводя итоги» (1938), в которой свободное эссе о литературе и искусстве, осторожная авторская исповедь и эстетический трактат сплавлены в примечательное художественное целое.
«Театр»Самый знаменитый роман Сомерсета Моэма. Изящный, едко-ироничный роман, повествующий о жизни блистательной, умной актрисы.В нём есть место улыбке и печали, быту и глубочайшей философии, любви и предательству, низости и наивности, нищете и роскоши, корысти и преданности…Его лучшие романы

"Узорный покров" Знаменитый роман "Узорный покров" - полная трагизма история любви
Прекрасная и печальная книга легла в основу голливудского фильма "разрисованная вуаль", главные роли в котором исполнили великолепные Наоми уоттс И Эдвард нортон. «Бремя страстей человеческих» Один из наиболее известных романов писателя.Написан в 1915 году
«Луна и грош»Основные сюжетные вехи романа "подсказаны" фактами человеческой и творческой судьбы французского художника Поля Гогена (1848-1903), который довольно поздно обратился к живописи.Тем не менее нет никаких оснований рассматривать это произведение Моэма как романизированное жизнеописание Гогена.
Творческое долголетие Моэма впечатляет: начав свой путь в пору растущей известности поздних викторианцев - Гарди, Киплинга и Уайльда, он закончил его, когда на литературном небосклоне зажглись новые звезды – Голдинг, Мэрдок, Фаулз и Спарк. И на каждом витке стремительно меняющегося исторического времени Моэм оставался современным писателем. «Я не родился писателем, я им стал»140 лет со дня рождения Уильяма Сомерсета МОЭМА
Уильям Сомерсет Моэм скончался от пневмонии 16 декабря 1965 года, в Кап-Ферре, во Франции. Урна с его прахом, согласно воле самого писателя была захоронена у стены созданной на его деньги и носящей его имя библиотеки школы «Кингз Скул».
Немецкая литература:Прошлое и настоящее
Немецкой литературе были свойственны те же этапы становления, что и другим европейским литературам, но со своими особенностями, определявшимися историческими этапами формирования германского государства. Пережив трагическую судьбу германии с её постоянной раздробленностью, страшный кризис при фашизме, литература тем не менее не потеряла своего лица, вступив после войны в новый, современный этап развития.
Условия существования немецкой литературы с самого начала не были простыми. Первые авторы – преимущественно монахи – придерживались догматических требований при создании литературных произведений. Но и во времена строгих аскетических нормативных установлений церковной литературы, и в период Возрождения, когда представилась возможность сбросить ранее ограничивавшие развитие оковы, немецкая литература обладала яркими национальными особенностями – прямотой и аналитическим началом. Великие гуманисты и реформаторы Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Ульрих фон Гуттен, Ганс Сакс немало способствовали сохранению ментальных характеристик, таких как сила характера и освобождённое или, во всяком случае, стремящееся к свободе мышление, и их реализации. Из глубины вековОдним из первых свидетельств литературного опыта древних германцев, дошедшим до нас, стали знаменитые “Мерзебургские заклинания”, явившиеся примером германской магической поэзии Х века. Обращённые к высшим силам, но отражающие практические потребности людей .
“Песнь о Хильдебранте” жанра героической песни – единственный памятник того времени (дошедший до нас, к сожалению, в отрывке) и средневековый героический эпос “Песнь о Нибелунгах” уже содержат нравственные постулаты морали и норм поведения. По глубине же замысла и масштабности изображения немецкий эпос мог конкурировать с французским (“Песнь о Роланде”) и испанским (“Песнь о Сиде”). В XII–XIII веках в немецкой литературе появляется куртуазная лирика – миннезанг, разрабатывающая, наряду с темой любви к прекрасной даме, сюжеты о крестовых походах, природе, религии и т. д. Это уже прямой пролог к рыцарскому роману, который вводит в литературу героя нового типа – рыцаря. Величайшими создателями этого жанра были Вольфрам фон Эшенбах, Вернер-Садовник, Готфрид Страсбургский. Рыцарский роман сыграл немаловажную роль в развитии немецкой литературы, так как носил новаторский характер: авторы пытались найти компромисс между привязанностью к земной жизни и ориентацией на потусторонний мир.
К середине XVII века немецкая литература попадает под французское влияние и обретает новое направление – классицизм, в рамках которого произведения создавались по французским образцам, служившим немцам ориентиром. Классицизм обязан своим появлением ещё и проникновению в Германию “высокого” театра (в противовес существовавшему немецкому “народному”, “низкому”, “площадному”, то есть барочному). Классицизм и барокко сталкиваются друг с другом в творчестве целого ряда писателей: Мартина Опица, Андреаса Грифиуса, Гриммельсхаузена, Фридриха фон Логау и других.Мартина Опица Андреас Грифиус
В последующий период – эпоху Просвещения – возросшее нравственное самосознание немецкой интеллигенции вылилось, в частности, в литературное движение, отвергавшее нормативную эстетику классицизма. Оно получило название “Буря и натиск” (Sturm und Drang) по заглавию драмы Ф.М. Клингера, одного из самых ярких его представителей. Для творчества писателей-штюрмеров, входивших в него (теоретика движения И.Г. Гердера, Я.М.Р. Ленца, Г.Л. Вагнера, И.Г. Фосса и др.), характерны отказ от рационализма, культ незаурядной, свободной личности, изображение сильных страстей и героических деяний. В целом движение просуществовало десять лет. Эпоха “Бури и натиска” была чрезвычайно интенсивной и насыщенной: она дала немецкой литературе новые имена, возможность использовать найденные художественно-стилистические средства и свободно продвигать революционные и новаторские идеи. Одно из значимых явлений оказался “Веймарский классицизм”, рождённый, собственно, из переписки Гёте и Шиллера, в которой постепенно выкристаллизовывалась теоретическая, нормативная база литературы, что и определяет его исключительное значение. Гёте вводит в обиход понятие мировой литературы. Теперь немецкая литература перестаёт восприниматься только как национальная – она начинает существовать в контексте всемирной литературы в качестве её составляющей.
Другое литературное направление – романтизм – зародилось в Германии раньше, чем за её пределами. Этот во многом парадоксальный факт объясняется, видимо, тем, что благодатной почвой для возникновения романтизма послужила мощнейшая философская системная база, которой изначально обладал институт философии в Германии. Именно поэтому у романтиков была своя концепция личности, концепция общества, взгляд на исторический процесс, философия искусства. В романтизме не существовало единообразия и нормативности. Этот век дал миру великих романтиков Новалиса и Л. Тика, Ф. Шлегеля и Г. Клейста, Э.Т.А. Гофмана и А. Шамиссо, а также прелестные сказки Клеменса Брентано, братьев Гримм, Вильгельма Гауфа. Эпоха романтизма продолжалась вплоть до 30-х годов XIX века.Гофман Бр.Гримм
Переход от романтизма к качественно новому художественному методу – реализму – намечается в творчестве Генриха Гейне (1797–1856), обличавшего в своем творчестве филистерскую Германию.
По существу, в Германии, как и во всей предвоенной Европе, в первой половине XX века существовало множество порой противоречивых, сопровождаемых междоусобной борьбой литературных течений: невероятные сочетания неоромантизма и символизма, натурализма и сюрреализма, модернизма и реализма были обусловлены фантазией авторов и духом времени. Но неизменно в немецкой литературе присутствовала философская глубина. Идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, З. Фрейда нашли своё отражение в творчестве авторов, произведения которых по праву считаются вершиной немецкой литературы первой половины XX века (предвоенной литературы). Это т. Манн (“будденброки”, “волшебная гора”, “доктор фаустус”) и г. Манн (“учитель гнус”, трилогия “империя”, “молодые годы короля генриха iv”, “зрелые годы короля генриха iv”), г. Фаллада (“что же дальше, маленький человек?”, “Волк среди волков”, “каждый умирает в одиночку”), э.М. Ремарк (“на западном фронте без перемен”, “возвращение”, “три товарища”, “триумфальная арка”, “искра жизни”, “время жить и время умирать”), ф. Кафка (“процесс”, “замок”, “америка”, новеллы “в исправительной колонии”, “приговор”), с. Цвейг (“нетерпение сердца”, новеллы “письмо незнакомки”, “амок” и др.).РемаркС.Цвейг КафкаТ.Манн

Если говорить о немецкой литературе второй половины XX века в целом, можно без сомнения констатировать, что, при всех различиях или схожести писателей, с социально-исторической точки зрения за послевоенные полвека с небольшим они создавали литературу, созвучную своему времени: новый реализм во времена новых свершений. С той же несомненностью можно говорить и о её неоднородном развитии. С одной стороны, как ни хотелось немецким писателям начать с нуля, они многое восприняли от литературы послевоенного времени, 1950–60-х годов, с другой — налицо процесс если не отторжения, то суровой переработки всей многовековой предшествующей литературной традиции, “перемалывания” её в русле новых веяний.
Иога́нн Во́льфганг фон Гёте (нем. Johann Wolfgang von Goethe немецкое произношение имени (инф.); 28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне — 22 марта 1832, Веймар) — немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель.
Бюргера Иоганна Каспара Гёте (1710—1782). Отец его был императорским советником, бывшим адвокатом. Мать, Катарина Элизабет Гёте (урождённая Текстор, нем. Textor, 1731—1808), была дочерью городского старшины. Родился в старом немецком торговом городе Франкфурте-на-Майне в семье зажиточного2. Дом Гёте был хорошо обставлен, там была обширная библиотека, благодаря которой писатель рано познакомился с «Илиадой», с «Метаморфозами» Овидия, прочитал в оригинале сочинения Вергилия и многих поэтов-современников. Это помогло ему восполнить пробелы в несколько лишённом системы домашнем образовании, которое началось в 1755 году с приглашением в дом учителей. Мальчик выучился, кроме немецкого языка, ещё французскому, латыни, греческому и итальянскому.3. Иоганн также получил уроки танцев, верховой езды и фехтования. Его отец был из тех, кто не удовлетворив собственные амбиции, стремился предоставить больше возможностей детям и дал им полноценное образование.

В 1765 году отправился в Лейпцигский университет, круг своего высшего образования завершил в Страсбургском университете в 1770 году, где защитил диссертацию на звание доктора права.В 1775 году Гёте был приглашён, как автор «Страдания юного Вертера», к Карлу Августу, герцогу Саксен-Веймар-Эйзенах. Гёте таким образом поселился в Веймаре, где он оставался до конца своей жизни.14 октября 1806 года Иоганн узаконил отношения с Кристианой Вульпиус. К этому времени они уже имели несколько детей.Гёте умер 22 марта 1832 года в Веймаре. Творчество.Первым значительным произведением Гёте этой новой поры является «Гёц фон Берлихинген» (первоначально «Gottfried von Berlichingen mit der eisernen Hand»), (1773) — драма, произведшая на современников огромное впечатление. Она выдвигает Гёте в первые ряды немецкой литературы, ставит его во главе писателей периода «Бури и натиска». Своеобразие этого произведения, написанного прозой в манере исторических хроник Шекспира, не столько в том, что оно реабилитирует национальную старину,— сколько в том, что эта драма, возникая за пределами литературы рококо, вступает также в противоречие с литературой Просвещения.«Страдания юного Вертера» (1774) — роман в письмах, самое совершенное создание Гёте периода «Бури и натиска». Если «Гёц фон Берлихинген» сделал имя Гёте широко известным в Германии, то «Вертер» дал автору мировую славу.
Произведения: «Клавиго» (1774)«Страдания юного Вертера» (1774)«Ифигения в Тавриде» (1779 - 1788)«Торквато Тассо» (1780 - 1789)«Лесной царь» (1782)«Эгмонт» (1788)«Опыт о метаморфозе растений» (1790)«Рейнеке-лис[de]» (1792)«Герман и Доротея[de]», (1794)«Фауст» (1774—1832)«К теории цвета» (нем. Zur Farbenlehre), (1810)«Западно-восточный диван[de]» (1819)
Наиболее известным созданием Гёте является его трагедия «Фауст», над которой он работал в течение всей жизни. Трагедия, писавшаяся в течение почти 60 лет (с перерывами), была начата в период «Бури и натиска», окончена же в эпоху, когда в немецкой литературе господствовала романтическая школа. Естественно, что «Фауст» отражает все те этапы, по которым следовало творчество поэта.1774—1775 — «Urfaust» (Прафауст),1790 — издание «Фауста» в виде «отрывка»,1806 — окончание первой части,1808 — выход в свет первой части,1825 — начало работы над второй частью,1826 — окончание «Елены» (первый набросок — 1799),1830 — «Классическая Вальпургиева ночь»,1831 — «Филемон и Бавкида», окончание «Фауста».Основные даты творческой истории «Фауста»:
Память:В честь Гёте названы кратер на Меркурии и минерал гётит. В честь героини поэмы Гёте West-östlicher Diwan назван астероид (563) Зулейка (англ.)русск., открытый в 1905 году. В Санкт-Петербурге установлен бюст литератора. В Швейцарии, в городе Дорнах, построено здание, названное в честь Гёте — Гётеанум, являющееся центром Антропософского движения, названного исследователем наследия Гёте и основателем антропософии, Рудольфом Штейнером «гётеанством 20 века», и объявленное памятником архитектуры.