Пушкинские мотивы в романе «Идиот»


Пушкинские мотивы в романе «Идиот»
Весь творческий путь Ф.М. Достоевского неотрывно связан с именем великого русского классика А.С.Пушкина. Федор Михайлович сам не раз подтверждал, что Пушкин стал для него духовным отцом. Написанные литературные произведения Достоевский считал своими лишь наполовину, другая половина принята им, как готовое наследие, созданное и сохраненное его «творческим родителем». Пушкину, по мнению Федора Михайловича, как никому ранее удалось подчеркнуть главную особенность русского человека – «способность ко всемирной отзывчивости». Духовное качество «всечеловечности» российского народа Достоевский трактовал как его основную миссию – братское единение в одно целое.
Пушкинский материал Достоевский вводил в свои произведения в различной форме: в виде цитаты, эпиграфа, реминисценции, параграфа. В романе «Идиот» цитатный фон обогащается чтением пушкинского «Рыцаря бедного». Главная героиня произведения2 – Аглая, читает пушкинское стихотворение «о рыцаре бедном». Действие происходит в Павловске, на даче Лебедева, где отдыхает Лев Николаевич Мышкин. Гости ведут беседу «о рыцаре бедном», подразумевая под ним Мышкина. Аглая смело заявляет о том, что сначала также не понимала и смеялась, а после полюбила «рыцаря бедного», а главное стала уважать его подвиги. Чтобы избежать конфликта Лизавета Прокофьевна Епанчина просит Аглаю прочитать стихотворение.
Чтение пушкинского отрывка несет в себе две функции. Во-первых, цитата является ключевой к образу Аглаи. Сцена, где героиня воодушевленно декламирует А.С.Пушкина, является частью ее философского диалога с Мышкиным о романтическом каноне красоты, в котором Аглая интерпретирует образ князя через призму западной культурной традиции: для нее он одновременно и «рыцарь бедный» крестовых походов и Дон Кихот Ламанчский. Пушкинский текст в «Идиоте» в сокращенном варианте дает возможность говорить об оригинальной трактовке этого сюжета Достоевским: за «рыцарем бедным» стоит образ Христа. В данном контексте цитирование стихотворения Пушкина приводит к снижению жанра духовных стихов – народной религиозной поэзии. Отказ Аглаи от принципов православной веры отражается в двусмысленном отношении героини к тем «духовным» стихам, которые она декламирует. Таким образом, Достоевский указывает на несостоятельность мировоззренческих взглядов Аглаи: девушка не погружена всецело ни в православие, ни в католицизм, вот почему пытается ассоциировать себя с божеством.
Во-вторых, пушкинская баллада помогает наиболее точно раскрыть образ главного героя Мышкина. Дон Кихот упомянут в романе не случайно, ведь он также, как и Мышкин любит окружающих всей душой, в его груди стучит благородное сердце, сильная воля и дух, но без рассудка и такта действительности. О себе он думает в последнюю очередь, его дела и мысли направлены на бескорыстную помощь людям. В ответ получает насмешки и злорадство. За литературными сравнениями стоит самое главное: Дон Кихота и «рыцаря бедного» объединяет идея «князя-Христа» – великая идея благородного, честного, открытого, сгоревшего в идеале человека. Использованный Достоевским литературный прием проведения параллели придает высокой идее оттенок обреченности. Мышкин повторяет судьбу Дон-Кихота. Соприкасаясь своей светлой душой с закореневшей, грубой, строптивой материи, герой не способен ее преобразовать и в результате становится комической фигурой, над которой усмехается общество.
Однако, в отличии от Дон Кихота князь Мышкин понимает истинный смысл происходящих событий, делает все осознанно, оценивает и понимает последствия своих поступков. Лев Николаевич борется не оружием, а сердцем. Он бескорыстно готов служить людям, олицетворяет доброту, чуткость, жертвенное начало и мученический ореол.
Эпизод чтения пушкинского стихотворения в романе «Идиот» пронизан светлым чувством. Достоевский не раскрывает нам мысли героев, не обнажает их души, а описывает лишь происходящее, лишая читателя авторского комментария, заставляет стать одним из участников диалога.