Урок литературы в 6 классе Библейские мотивы в творчестве А. Пушкина
Урок литературы в 6 классе.
Тема: Библейские мотивы в творчестве А. Пушкина.
Образовательные цели:
продолжить знакомство уч-ся с циклом «Повести Белкина»;
расширить знания уч-ся об особенностях творчества А. Пушкина;
формировать понимание реализации библейских мотивов в повести;
подвести уч-ся к пониманию трагедии Самсона Вырина;
проконтролировать уровень знания текста
Развивающие цели:
развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь;
развивать долговременную память в процессе деятельности;
развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы
Воспитательная цель: воспитывать понимание значимости семейных ценностей
Ход урока.
Постановка познавательных задач.
Контроль знания текста: викторина с взаимопроверкой в парах по ключу.
В каком году рассказчик познакомился со станционным смотрителем? (1816)
Имя и фамилия станционного смотрителя (Самсон Вырин)
Какую историю изображали картинки на стенах в доме станционного смотрителя? (история блудного сына)
Сколько времени проло между 1-й и 2-й встречами рассказчика и станционного смотрителя? (3-4 года)
Имя гусара который увез Дуню с собой (Минский)
Куда он увез Дуню? (в Петербург)
Что сунул за рукав станционному смотрителю этот герой? (деньги)
Отчего умер станционный смотритель, по словам жены пивовара? (спился)
Сколько детей было у Дуни? (3)
Имя мальчика, провожавшего рассказчика на кладбище (Ванька)
Словарная работа (контроль домашнего задания)
тракт – дорога
подорожная – письменное удостоверение для проезда куда-либо
сей – этот
лекарь – врач, доктор
почтмейстер – почтальон
Анализ композиции повести
- В чем особенность композиции повести? (троичность возвращения в одно и то же место со значительными промежутками времени, начинается с вступления-рассуждения о роли и месте в обществе станционных смотрителей, рассказ в рассказе, два рассказчика)
5. Самостоятельная работа с последующим групповым обсуждением по рядам: анализ встреч рассказчика и станционного смотрителя
приезд Время года, состояние природы Состояние рассказчика Внешность смотрителя и дочери Обстановка в доме
1 Май
Весна
Жарко
дождь Молод
Вспыльчив
Не хочется расставаться Дуня – маленькая кокетка Смиренная, но опрятная обитель (*монастырь; высок./насмеш. место проживания)
2 Печальное предчувствие Постарел, небритый, хилый старик Ветхость и небрежение, всё так и не так
3 Осень серая, холодная
Промозглый закат солнца Сначала жаль поездки и истраченных денег, потом нет Дуня – прекрасная, славная барыня, плакала, узнав о смерти отца Голое место, очень печальное кладбище
- Какими приемами описывается жизнь главного героя? (детали – природа, обстановка, внешность)
6. Решение проблемного вопроса
- Зачем Самсон Вырин отправляется в Петербург?
- Почему он не смог вернуть Дуню?
7. Работа с диаграммой Венна: сопоставление библейской истории блудного сына и повести
Библейская история общее «Станционный смотритель»
На первом месте сын
Сын теряет материальные блага
Сцена всепрощения и радости Мотив
Тема отцов и блудных детей На первом месте отец
Дочь становится богатой
Сцена горя
- Как реализует Пушкин библейские мотивы в повести? (не прямая иллюстрация библейской истории, переосмысление)
8. Слово учителя
У Пушкина практически всегда финал неоднозначен: от признания счастливой развязки до утверждения драматического финала, не счастливого ни для отца, ни для дочери. Слонимский: «Таких полутонов не знали ни классическая, ни романтическая школа».
9. Методика «Углы» с последующей творческой работой: Можно ли назвать финал повести счастливым?
10. Обобщение и систематизация.