Урок Тема: “Мотивы пути и дороги в русском искусстве”
«Лирические образы в музыке»
Цель урока: формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа на примере музыкальных произведений Л.В.Бетховена, развитие активного, осознанного восприятия музыки учащимися на основе выявления в ней музыкальных образов, определение их характера, содержания и построения.
Задачи урока: сформировать представление о лирическом образе, как форме художественного мышления; развивать навык ассоциативного мышления в процессе слушания и исполнения лирических произведений Л. Бетховена, побуждать к более глубокому осознанию своего внутреннего пространства.
Методы : поисковый с элементами исследования, беседа, репродуктивный, практический, метод погружения.
Ход урока:
Учитель: Ребята, здравствуйте!
Продолжаем знакомиться смыслом понятия художественного образа в искусстве, музыке и его разновидности. Мы выяснили, что художественный образ – одно из центральных понятий в искусстве. Объясните, пожалуйста, что значит – художественный образ?
(ответы учащихся)
Учитель: Художественным образом называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении, например, образ воина, образ народа.
Учитель: Мы выяснили, что образы в художественном произведении различны, к примеру, обратимся к нашему песенному творчеству: если я вам скажу, что сейчас прозвучит ваша любимая песня “Две подружки ”, какой образ вы себе представите?
(ответы учащихся)
Учитель: А если я скажу, что звучит песня “Папа может”
( ответы учащихся)
Учитель:Почему же образы разнообразны?
( ответы учащихся)
Учитель: Наша жизнь разнообразна, значит и образы, отображающие жизнь разнообразны. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении. Любой человек может определить, где звучит музыка, а где просто шум. Но услышать в звуках музыки отражение серьезных, глубоких переживаний дано не каждому. Сегодня мы попытаемся поучиться: слышать, чувствовать, понимать. Послушайте небольшую пьесу и постарайтесь понять: какое настроение, состояние возникает у вас при прослушивании пьесы.
Звучит пьеса В. Ребикова. “Вечерние огни”.
Учитель: Какие настроения вы услышали в музыке?
( ответы учащихся)
Учитель: В этом музыкальном произведении звуками передаётся состояние – грусти, горечи, уныния, безнадежности, глубокой печали, тоски . Образ какого человека показал автор пьесы.
( ответы учащихся)
Теперь я могу назвать тему нашего урока – лирические образы в музыке. Это образы, которые передают личные переживания автора. Давайте попробуем дать определение этому понятию.
"Лира" – это древний инструмент, на котором играли певцы , повествуя о различных событиях и пережитых эмоциях. Лирика – монолог героя, в котором он повествует о своих переживаниях.
. В лирическом произведении нет никаких событий, в отличие от драмы и эпоса – только исповедь лирического героя, его личное восприятие различных явлений.
Выделим главные свойства лирики: чувство, настроение, отсутствие действия.
Чтобы глубже раскрыть понятие лирического образа в музыке, обратимся к творчеству великого одинокого человека – Людвига ван Бетховена.
Ученик:. В творчестве Бетховена классическая музыка достигла своей вершины. Современник событий французской революции конца XVIII века, провозгласившей свободу, равенство и братство людей, Бетховен сумел показать в своей музыке, что творцом этих преобразований является народ. Через всю жизнь он пронес идеалы своей молодости – идеалы свободы, равенства, братства. “
Учитель: С какими произведениями вы познакомились в прошлом году, подтверждающими эти слова. ( ответы учащихся)
Учитель: В этих произведениях мы слышим какие образы? Чему была посвящена 7 симфония?
( ответы учащихся)
Учитель: Прослушайте фрагмент девятой симфонии с ее финальным призывом – “Обнимитесь, миллионы”! – стала идейным завещанием композитора человечеству. Творчество этого композитора – многогранно и Бетховен умело создавал не только героические, но и лирические образы.
Лирика – это чувственное восприятие мира, значит, мы продолжаем учиться слышать, чувствовать, понимать.
Сейчас будем слушать одно из ранних произведений Бетховена – соната для скрипки и фортепиано.Во время прослушивания, в тетради напишите по 4 слова, отражающие чувства, которые вы будете испытывать слушая.
Звучит “Весенняя соната”
Учитель: Теперь работаем в тетрадях .Опишите, что вы почувствовали.
( ответы учащихся)
Учитель: Жизнерадостный характер, изящество, красота – вот что характеризует эту сонату. Это произведение имеет название – “Весенняя”. Известно, что Бетховен лишь в редких случаях давал своим произведениям названия.
Ученик: Бетховен был глухим, но писал музыку. Глухим он стал не сразу. Проблемы со слухом у композитора появились в 28 лет. Какой ужас должен испытывать человек, для которого способность слышать – самое важное в жизни. “День и ночь у меня беспрерывный шум и гудение в ушах” – писал в те годы Бетховен. Обращения к врачам не приносили облегчения. Глухота делалась очевидной.
Учитель: Ужас от прогрессирующей глухоты сменило счастье от встречи с юной аристократкой Джульеттой Гвиччарди. Тогда ей не было и семнадцати, но жизнелюбие и очарование молодой девушки покорили тридцатилетнего композитора, он влюбился пылко и страстно. Он был уверен, что и в сердце этой юной особы зародились такие же нежные чувства. В письме своему другу Бетховен подчеркивал: “Эта чудесная девушка так сильно любима мною и любит меня, что я наблюдаю поразительную перемену в себе именно из-за нее.
Ученик: Бетховен в начале июня получил письмо, оно содержало слова, означавшие крушение всех надежд. Глаза глохнущего музыканта пробегали по строчкам и наполнялись слезами. Письмо кончалось жестокими словами: "Я ухожу от гения, который уже победил, к гению, который еще борется за признание. Я хочу быть его ангелом-хранителем". Джульетта предпочла ему бездарного композитора графа Галленберга, Бетховен уехал в имение своего друга. Он искал одиночества. Он долго бродил по лесу, не возвращаясь домой. Ни одной жалобы никто не услышал от него, все было сказано музыкой. Вы услышали историю создания поистине шедевра музыкального фортепианного искусства – сонаты, которую после его смерти назовут “Лунной”.
Учитель: Теперь поговорим о средствах выразительности этого произведения.
Ученик :Первая часть – сумрачная, довольно скорбная музыка. Нежность, печаль, раздумье. Исповедь страдающего человека. В музыке, которая как бы рождается и развивается на глазах у слушателя, сразу улавливаются три линии: нисходящий глубокий бас, мерное укачивающее движение среднего голоса, как бы кружение на месте, показывающее безысходность положения и умоляющая мелодия, возникающая после краткого вступления, падает в бездну, и тогда бас печально завершает движение. Выхода нет. Кругом покой безнадежного отчаяния.
Учитель: Сейчас будем слушать фрагмент сонаты. (Звучит “Лунная” соната.)
Подведем итоги: Что нового узнали? Какая тема сегодняшнего урока ?
Ученик : Мы познакомились и узнали, что такое лирические образы в музыке.
Домашнее задание: нарисовать рисунки по теме урока.