Внеклассное чтение. Стихотворения русских поэтов «Поэзии прекрасные страницы».
Урок подготовила старший учитель начальных классов высшей категории
Равская Любовь Степановна
Предмет: Литературное чтение.
Тема: Внеклассное чтение. Стихотворения русских поэтов «Поэзии прекрасные страницы».
Планируемые предметные результаты: расширить представление о жизни, о творчестве поэтов классиков; развивать память, внимание, творческие способности детей; воспитывать любовь к поэзии, расширять связи школы и семьи.
Оборудование: портреты писателей, выставка книг русских поэтов, толковый словарь С.И.Ожегова.
Ход урока
I. Организационный момент.Класс делится на 5 команд. Выбирают капитанов. Каждая команда представляет поэта и его поэзию.
- Все ли готовы к уроку?
Передадим хорошее настроение своему соседу по парте улыбкой и прикосновением руки.
- Как вы думаете, ребят, что нам пригодится для успешной работы на уроке? (Знания, умение рассуждать, взаимовыручка и самооценка)
Желаю всем удачи на уроке.
Сегодня мы с вами через поэзию постараемся почувствовать красоту родной земли, природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров музыки, поэзии, пейзажной живописи. У художников-краски, у композиторов - только звуки, у поэтов слова.
II. Актуализация опорных знаний.
Сегодня мы завершаем путешествие по миру поэзии.
- Как вы /думаете, что такое поэзия? (ответы учащихся: стихотворное творчество: стихи, написанные поэтами)
Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова
Поэзия - изящество и красота, возбуждающее чувства очарования.
Известный педагог Василий Сухомлинский писал:
«Кто был глух к природе с детства, в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, тому потом с трудом достучится прекрасное чувство поэзии, а может быть и просто человечность».
Закончив знакомство с очередной поэтической тетрадью, мы еще раз обратимся к поэзии конца XIX.....- начале XX вв.
Будем говорить о Б.Пастернаке, С.Есенине, С.Клычкове, Д.Кедрине, Н.Рубцове и слушать их произведения, наполненные любови, гордости, нежности, патриотизма, тоски за свою Родину, природу.
Ребята сегодня представят свое домашнее задание.
А.С.КЛЫЧКОВ
Сергей Антонович Клычков родился в 1889 году в семье сапожника в Тверской губернии. Учился в земской школе, в реальном училище в Москве, на разных факультетах Московского университета. Был знаком с С.А.Есениным.
Сказочные герои населяют условный мир его стихов.
Земные, конкретные образы встречаются только в описании природы.
Сборник «Потаенный сад».
Чтение стихотворения «Весна в лесу»
Сборник «Кольцо Лады».
Чтение стихотворения «Весенний гром».
Сборник «Дубравна».
Чтение стихотворения «В частной роще...»
Сборник «Домашние песни».
Чтение стихотворения «В лесу на проталой полянке».
(см. Приложение 1)
С.А. Клычков служил в Финляндии, на Западном фронте, в Крыму, но военные впечатления отразились только в прозе. (Показ книг]Занимался переводами грузинских и киргизских поэтов. В 1937 году Сергея Антоновича Клычкова не стало.
Б.Л.ПАСТЕРНАК
«Огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, красивый и звучный голос» - это Борис Леонидович Пастернак.
Б.Л.Пастернак родился 10 февраля-1890 года в известной московской семье.
Отец, академик, преподаватель Училища живописи, художник - иллюстратор, портретист.
Мать - пианистка.
Борис начал заниматься литературой в 22 года, окончил философский факультет Московского университета.
В 1914 году завершил свою первую книгу «Поверх барьеров».
Чтение стихотворения «Весеннею порою льда».
Его стихи причудливы, сложные по языку.
Чтение стихотворения «Никого не будет в доме».
Чтение стихотворения «Весна».
Много времени Б.Л.Пастернак уделял переводам английских, немецких и французских классиков.
В 1958 г. ему была присуждена Нобелевская премия.
30 мая 1960 году Бориса Леонидовича не стало.
Чтение стихотворения «Быть знаменитым...»
(СМ Приложение 2)
Физкультминутка
Поднимает руки класс - это раз,
Повернулась голова - это два,
Руки вниз, вперед смотри - это три
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать - это пять,
Всем ребятам тихо сесть - это шесть.
Дружно встанем, тихо сядем
И закроем все глаза.
Наступает, наступает
Наступает тишина.
С.А.ЕСЕНИН
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии в крестьянской семье. Учился в церковно-приходской школе.
В 1912 году приезжает в Москву. Здесь занимается самообразованием, ходит на лекции в народный университет им. А.Л.Шанявского, много читает.
Писать стихи начал с 9 лет.
В 1914 года его имя появляется на страницах журналов, а в 1919 году выходит его первая книга «Радуница».
Чтение стихотворений «Береза», «Черемуха».
Противоречивая натура самого поэта ярко отразилась в его стихах. Чтение стихотворений «Не жалею, не зову, не плачу».
«Отговорила роща золотая».
(СМ Приложение 3)
В возрасте 30 лет С.Л.Есенина не стало, а его творчество до сих пор волнует души разных поколений.
Д.Б.КЕДРИН
Дмитрий Борисович Кедрин родился в 1907 году в Донбассе в семье считовода. Детство и юность прошли в Днепропетровске.
В 1924 году окончил два курса техникума путей сообщения, работал в редакции днепропетровской комсомольской газеты. Начал печататься в 1924 году.
В 1931 году переехал в Москву, работал в газете, а позже был литературным консультантом в издательстве «Молодая гвардия».
В 1940 году вышел первый и единственный прижизненный сборник его стихов «Свидетели».
Чтение стихотворения «Бабье лето».
В 1943 году ушел добровольцем в Советскую Армию. Работал в газете Северо-Западного фронта. Вернувшись в 1945 году в Москву, был убит неизвестными в пригородном поезде.
Д.Б.Кедрин был не только мастером исторической поэмы и баллады, но и превосходным лириком.
Чтение стихотворения «Красота».
Чтение стихотворения «Аленушка».
(СМ Приложение 4)
Н.М.РУБЦОВ
Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года в селе Емец Архангельской область.
В 1940 году семья переехала в Вологду, где их застала война. В 1941 году отец ушел на фронт и погиб, а в 1942 году мать умерла и мальчика направили в детский дом, где в 1 950 году он окончил 7 классов.
Памяти матери посвящены стихотворения «Аленький цветочек», «Детство».
В 1956 году был призван в армию и проходил службу на Северном фронте, начал печататься.
В 1956 был призван в армию, работал, занимался в литобъединении, жил в общежитии и учился в вечерней школе.
Сборник стихов «Волны и скалы» был представлен Рубцовым на творческий конкурс в Литературный институт в Москве, куда и поступил позже.
Чтение стихотворения «Березы» - 1957 г,
В 1967 году вышла книга «Звезда полей».
Чтение стихотворения «Природа».
В 1969 году вышла третья книга «Дупла хранит».
Чтение стихотворения «Во время грозы».
В 1970 году выходит четвертая книга «Сосен шум».
Чтение стихотворения «В лесу на проталой полянке».
(СМ Приложение 5)
В этом сборнике было стихотворение «Я умру в крещенские морозы» и оно оказалось пророческим.
В ночь на 19 января 1971 года в крещенские морозы П.М.Рубцов погиб.
После смерти были опубликованы сборники «Последний пароход», «Избранная лирика», «Стихотворения».
III. Закрепление и обобщение знаний. Конкурс
«Назови произведение».
- Ребята, сейчас вам нужно по двум строчкам узнать произведение и его автора.
«И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка...» («Золотая осень», Б.Л.Пастернак)
«И когда гроза скрываласяСнова бегали — резвилися...» («Лебедушка», С.А.Есенин)
«Солнечный блеск твой чудесный
С нашей играет рекой...» («Сентябрь», Н.М.Рубцов)
«Завтра хлынет дождик быстрый
Тучей солнце заслоня...» («Бабье лето» Д.Б.Кедрин)
«Как гуляет перед бором
Чудный странничек в кустах...» («Весна в лесу» С.А.Клычков)
«И ничего не желаю,
И ничего не хочу...» («Сентябрь», Н.М.Рубцов)
«Паутинок легких пряжа
Обвилась вокруг сучка...» («Бабье лето» Д.Б.Кедрин)
«Липы обруч золотой
Как венец на новобрачной...» («Золотая осень», Б.Л.Пастернак)
«Загорелись мягким пламенем
Сосны старые, могучие...» («Лебедушка», С.А.Есенин)
«Над опушкою лесною
Растут звезды наверху...» («Весна в лесу» С.А. Клычков)
IV. Подведение итогов урока.
- Сегодня мы с вами еще раз окунулись в мир поэзии.
- Какие чувства она развивает в человеке?
(Ответы детей - нежность, доброту, уважение к окружающим, любовь к природе, к Родине и т.д.)
Когда по родному краю иду
И песнею сердце полно,
Березок листва и песни слова
Сливаются в чувство одно.
Такие просторы полей и лесов!
И небо такой высоты!
И рек синева, и лугов трава,
И все это, Родина, ты!