Интегрированный урок литературы в 6 классе Тема: Мир природы и человека в поэзии И.А. Бунина, музыке П. И. Чайковского и живописи И.И. Левитана.
Комментарий к методической разработке урока литературы в 6 классе на тему «Мир природы и человека в поэзии
И.А. Бунина, музыке П. И. Чайковского и живописи И.И. Левитана».
Методическая разработка включает в себя следующие элементы:
Конспект урока, совмещающий в себе кроме поэзии живопись и музыку.
22 октября 2015 года исполняется 145 лет со дня рождения нашему земляку, писателю, поэту, переводчику, первому русскому лауреату Нобелевской премии по литературе И.А. Бунину. К юбилею поэта предлагаем ученикам проанализировать прекрасные стихотворения о природе, совмещаем созвучные по тематике и настроению музыкальные композиции П.И. Чайковского и картины И.И. Левитана.
Следует отметить, что соединение трёх великих имён не случайно. Пётр Ильич Чайковский, Исаак Ильич Левитан, Иван Алексеевич Бунин - художники разных поколений. Но их объединяет характерное для второй половины XIX века обращение художественного сознания к идеальным началам бытия, которое критики назвали “великим походом” “в поисках истинной красоты переживаний и состояний, единящих человека с природой”. Именно “созерцание природы в пейзажах и явлениях, искание внутреннего смысла... в дереве, цветке” помогают увидеть в жизни “светлую поэзию”. Такой взгляд на природу, умение в музыкальных, живописных и словесных картинах выразить всё многообразие мира, всё богатство переживаний в сочетании с правдивостью изображения, простотой и доступностью объединяет Чайковского, Левитана и Бунина. К тому же известно, что Левитан очень любил музыку и часто работал под звуки произведений Петра Ильича. Полотна художника часто сопоставляют с музыкой великого русского композитора, находя в них тихую, плавную песенность, тяготение к “лирическому раскрытию длящегося как песня состояния природы в русских вёснах и осенях”. В свою очередь, М.Волошин писал, что стихотворения И.А. Бунина очень близки “тонкому и золотистому, чисто левитановскому письму”. Познакомившись с прекрасными стихами Бунина, послушав чарующую музыку Чайковского, задумавшись над пейзажами Левитана осознаёшь, как необъяснимо гармонично сочетается в мире обыденное и прекрасное, как в предельной простоте звука, цвета и слова можно отразить непостижимое величие природы. Но не каждый умеет воспринимать красоту мира. Вслед за Буниным надо услышать напряжённый зов земли, наполнить свою жизнь счастьем и радостью бытия. Поспешим “любить, творить, пьянить себя мечтой”!
2.Анализ трёх стихотворений И.А. Бунина, посвященных трём временам года: осени, зиме, и весне и созвучных с ними музыкальных композиций из цикла «Времена года» П.И. Чайковского и картин И.И. Левитана, изображающих различные времена года.
( Для анализа учащимся не предлагаются стихотворения И.А. Бунина о весне и соответствующие по времени года музыкальные композиции и картины живописи из-за нехватки рабочего времени на уроке. Ученики могут провести такой анализ самостоятельно в качестве домашнего задания).И.А. Бунин «Не видно птиц. Покорно чахнет...»
И.А. Бунин «Помню - долгий зимний вечер».
И.А. Бунин “Бушует полая вода...”.
Предложенные стихотворения соответствуют возрастным особенностям учащихся 6 класса.Интегрированный урок литературы в 6 классе
Тема: Мир природы и человека в поэзии И.А. Бунина, музыке П. И. Чайковского и живописи И.И. Левитана.
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
И.БунинЗадачи:
1. Образовательные:
закрепить представление учащихся о многогранных связях музыки, живописи и литературы;
закрепить понятие «средства музыкальной выразительности»;
продолжить накопление сведений о поэтах, музыкантах, художниках и их произведениях.
2. Развивающие:
совершенствовать исполнительское мастерство;
развивать творческое воображение учащихся;
развивать умение анализировать и сравнивать музыкальные, художественные и литературные произведения.
3. Воспитательные:
воспитывать интерес к искусству;
воспитывать культуру слушателя и исполнителя;
воспитывать эмоциональное восприятие музыки, живописи и литературы;
учить любить и беречь природу, видеть в ней источник творчества.
Оборудование: ПК, проектор, презентации, музыкальные композиции, репродукции пейзажей русских художников, видеофрагмент.
ХОД УРОКА
I.Вступительное слово учителя. Целеполагание.
Для поэтов, писателей, композиторов и живописцев природа – неиссякаемый источник вдохновения. И многие стихи, музыкальные и художественные произведения родились благодаря любви к ней.
Наша цель - увидеть, услышать и прочувствовать, как природа вдохновляет поэтов, композиторов, художников на создание произведений и попробовать создать с помощью воссоздающего воображения музыкальные картины при помощи средств музыкальной выразительности.
22 октября 2015 года исполняется 145 лет со дня рождения нашему земляку, писателю, поэту, переводчику, первому русскому лауреату Нобелевской премии по литературе И.А. Бунину. На уроке мы прочитаем прекрасные стихотворения И.А. Бунина о природе.
Сегодня мы соединяем три великих имени, и это не случайно. Пётр Ильич Чайковский, Исаак Ильич Левитан, Иван Алексеевич Бунин - художники разных поколений. Но их объединяет характерное для второй половины XIX века обращение художественного сознания к идеальным началам бытия, которое критики назвали “великим походом” “в поисках истинной красоты переживаний и состояний, единящих человека с природой”. Именно “созерцание природы в пейзажах и явлениях, искание внутреннего смысла... в дереве, цветке” помогают увидеть в жизни “светлую поэзию”. Такой взгляд на природу, умение в музыкальных, живописных и словесных картинах выразить всё многообразие мира, всё богатство переживаний в сочетании с правдивостью изображения, простотой и доступностью объединяет Чайковского, Левитана и Бунина. К тому же известно, что Левитан очень любил музыку и часто работал под звуки произведений Петра Ильича. Полотна художника часто сопоставляют с музыкой великого русского композитора, находя в них тихую, плавную песенность, тяготение к “лирическому раскрытию длящегося как песня состояния природы в русских вёснах и осенях”. В свою очередь, М.Волошин писал, что стихотворения И.А. Бунина очень близки “тонкому и золотистому, чисто левитановскому письму”.
II. 1.Индивидуальное сообщение об И.А. Бунине. Презентация
«Иван Алексеевич Бунин».
Иван Алексеевич Бунин pодился 22 октябpя 1870 года (10 октябpя по стаpому стилю) в Воронежу, на Двоpянской улице. Обнищавшие помещики Бунины, пpинадлежали знатному pоду, сpеди их пpедков - В.А. Жуковский и поэтесса Анна Бунина.
В Воpонеже Бунины появились за тpи года до pождения Вани, для обучения стаpших сыновей: Юлия (13 лет) и Евгения (12 лет). Мать Бунина, Людмила Александpовна, всегда говоpила, что "Ваня с самого pождения отличался от остальных детей", что она всегда знала, что он "особенный", "ни у кого нет такой души, как у него".
В 1874 году Бунины pешили пеpебpаться из гоpода на хутоp Бутыpки, в Елецкий уезд Оpловской губеpнии, в последнее поместье семьи.
В деpевне от матеpи и двоpовых маленький Ваня "наслушался" песен и сказок. Воспоминания о детстве - лет с семи, как писал Бунин, - связаны у него "с полем, с мужицкими избами" и обитателями их. Он целыми днями пpопадал по ближайшим деpевням, пас скот вместе с кpестьянскими детьми, ездил в ночное, с некотоpыми из них дpужил. Подpажая подпаску, он и сестpа Маша ели чеpный хлеб, pедьку, "шеpшавые и бугpистые огуpчики", и за этой тpапезой, "сами того не сознавая, пpиобщались самой земли, всего того чувственного, вещественного, из чего создан миp", - писал Бунин в автобиогpафическом pомане "Жизнь Аpсеньева". Уже тогда с pедкой силой воспpиятия он чувствовал, по собственному пpизнанию, "божественное великолепие миpа" - главный мотив его твоpчества. Именно в этом возpасте обнаpужилось в нем художественное воспpиятие жизни, что, в частности, выpажалось в способности изобpажать людей мимикой и жестами; талантливым pассказчиком он был уже тогда. Лет восьми Бунин написал пеpвое стихотвоpение.
Об этом периоде своей жизни Бунин сам впоследствии написал: "Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло всё моё детство, полное поэзии печальной и своеобразной..." Именно здесь, в этой российской глубинке, зародилась в душе будущего нобелевского лауреата страстная любовь к русской природе. Об этой привязанности А.А. Блок говорил: "Так знать и любить природу, как умеет Бунин, - мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты". Это чувство невероятного единения с родной землёй выразилось в стихотворении 16-летнего Бунина:
Ты раскрой мне, природа, объятья,
Чтоб я слился с красою твоей!
На одиннадцатом году он поступил в Елецкую гимназию. В гимназии он писал стихи, подpажая Леpмонтову, Пушкину.
Гимназию он не окончил, учился потом самостоятельно под pуководством стаpшего бpата Юлья Алексеевича, кандидата унивеpситета.
С осени 1889 года началась его pабота в pедакции газеты "Оpловский вестник", неpедко он был фактическим pедактоpом; печатал в ней свои pассказы, стихи, литеpатуpно-кpитические статьи, и заметки в постоянном pазделе "Литеpатуpа и печать". Жил он литеpатуpным тpудом и сильно нуждался. Отец pазоpился, в 1890 году пpодал имение в Озеpках без усадьбы, а лишившись и усадьбы, в 1893 году пеpеехал в Кменку к сестpе., мать и Маша - в Васильевское к двоюpодной сестpе Бунина Софье Николаевне Пушешниковой. Ждать молодому поэту помощи было неоткуда.
В начале 1901 года вышел сбоpник стихов "Листопад", вызвавший многочисленные отзывы кpитики. Купpин писал о "pедкой художественной тонкости" в пеpедаче настpоения. Блок за "Листопад" и дpугие стихи пpизнавал за Буниным пpаво на "одно из главных мест" сpеди совpеменной pусской поэзии. "Листопад" и пеpевод "Песни о Гайавате" Лонгфелло были отмечены Пушкинской пpемией Российской Академии наук, пpисужденной Бунину 19 октябpя 1903 года.
Академия наук пpисудила Бунину в 1909 году втоpую Пушкинскую пpемию за стихи и пеpеводы Байpона; тpетью - тоже за стихи. В этом же году Бунин был избpан почетным академиком.
Чувство pодины, языка, истоpии у него было огpомно. Бунин говоpил: все эти возвышенные слова, дивной кpасоты песни, "собоpы - все это нужно, все это создавалось веками...".
21 мая 1918 года Бунин и Веpа Николаевна (его жена) уехали из Москвы - чеpез Оpшу и Минск в Киев, потом - в Одессу; 26 янваpя ст.ст. 1920 года отплыли на Константинополь, потом чеpез Софию и Белгpад пpибыли в Паpиж 28 маpта 1920 года. Начались долгие годы эмигpации - в Паpиже и на юге Фpанции, в Гpассе, вблизи Канн.
В 1933 году Бунину была пpисуждена Нобелевская пpемия.
Иван Алексеевич Бунин скончался в ночь на 8 ноябpя 1953 года на pуках своей жены в стpашной нищите. В своих воспоминаниях Бунин писал: " Слишком поздно pодился я. Родись я pаньше, не таковы были бы мои писательские воспоминания. Не пpишлось бы мне пеpежить... 1905 год, потом пpевую миpовую войну, вслед за ней 17-й год и его пpодолжение, Ленина, Сталина, Гитлеpа... Как не Позавидовать нашему пpаотцу Ною ! Всего один потоп выпал на долю ему..."
Похоpонен Бунин на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Паpижем.
Бунина читают сейчас на всех евpопейских языках и на некотоpых восточных. У нас он издается миллионными тиpажами.
2.Чтение статьи учебника К.Г. Паустовского об И.А. Бунине.
- Назовите известные вам произведения И.А. Бунина.
- О каких особенностях творческой манеры И.А. Бунина рассказал К.Г. Паустовский? Найдите ответ на вопрос в тексте статьи.
- На что советует обратить внимание К.Г. Паустовский при чтении бунинских произведений?
3. Выразительное чтение учащимися стихотворения И.А. Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет...»
4.Выявление первоначальных впечатлений.
- Какое время года изображено в стихотворении?
- Какое настроение преобладает в стихотворении? Найдите слова, дающие ответ на вопрос.
- Какими размышлениями может быть вызвано такое настроение?
(Глубокая осень... Лирический герой «скитается в степи свободной, вдали от сел и деревень». Он слушает музыку осени, с грустью отмечает, как «покорно чахнет» лес, думает о неизбежности приближающейся зимы. В то же время он понимает, что порядок вещей нарушить никто не в силах. Это постоянство и повторяемость – закон мудрого бытия природы.)5. Прослушивание «Осенней песни» П.И. Чайковского из цикла «Времена года».
- Сообщение учащегося об истории создания цикла «Времена года».
- Каким настроением проникнута эта музыка?
Октябрь – это уже настоящая осень, с короткими серыми днями, тихим плачем осеннего дождя, печалью опустевших полей. Бесконечные дали открылись – ничто не мешает свободному взору. Природа засыпает. В такие дни грусть – частая гостья.
Красотой осени восхищались поэты, музыканты, художники.
Как вы думаете, как могла бы эта музыка отразить настроения, которыми проникнуто стихотворение Бунина?
6. Обращение к картинам русских художников. Экскурсия по выставке репродукций: И.И. Левитан «Октябрь», М.В. Нестеров «Осенний пейзаж», К.К. Первухин «Осень на исходе» (презентация).
• Выразительное чтение учащимся отрывка из очерка К.Г. Паустовского «Исаак Левитан».
7. Анализ стихотворения «Не видно птиц. Покорно чахнет...». Беседа.
• Прочитайте стихотворение так, как это советовал делать К. Паустовский, обращая внимание на ритм, краски. Можно ли отметить общие черты в звучании стихотворения, музыки, в красках полотен художников?
Исследовательская работа с текстом.
1 группа. Запишите в левую часть таблицы слова, характеризующие
звуки, запахи, цвета осеннего леса.
2 группа. Назовите образно-выразительные средства, используемые в стихотворении. Определите их роль в тексте. Какие слова передают «отрадные» и «грустные» чувства?
Лес покорно чахнет (метафора).
Лес больной (эпитет).
Глушь стала ниже и светлее (эпитет).
День угрюм и свеж (эпитет).
В степи свободной (эпитет).
С отрадной грустью (оксюморон)
8. Вывод: В работах трех этих мастеров, не только можно услышать трепетную тишину осеннего леса, увидеть щедрую осеннюю позолоту на всём, чего коснулось лёгкое и прозрачное дыхание “вдовы”, но и почувствовать светлую грусть и умиротворение.III.1. Учитель: Вслед за неповторимой русской осенью наступает непредсказуемая, вьюжная зима, которую представил в музыкальной пьесе “У камелька” П.И. Чайковский. Сменяющие друг друга музыкальные образы этой мелодии отражают переменчивость русской зимы: от ясного морозного дня до буйствующей метели. Нежные, мягкие звуки, противопоставленные тревожным, резким и энергичным, помогают представить ощущения человека, сидящего в кругу близких и дорогих людей у камелька и слушающего, как за окном воет и беснуется пурга. Подобным настроением проникнуто и стихотворение И.А. Бунина
«Помню - долгий зимний вечер».
2. Установка на прослушивание стихотворения.
- Слушая стихотворение, постарайтесь уловить в нем что-то таинственное. Попробуйте разобраться в состоянии души лирического героя, его чувствах, ощущениях.
- Вслушайтесь в стихотворение, попытайтесь проникнуть не только в глубину мысли, но и в способ его построения.
3.Выразительное чтение учителем стихотворения И.А. Бунина(Фоном звучит фрагмент музыкальной пьесы “У камелька” П.И. Чайковского). Помню - долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна.
«Дорогой мой, - шепчет мама, -
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и веселым
Завтра утром быть опять, -
Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шепот леса
И полдневный летний зной;
Вспомни, как шумят березы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»
И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.
Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грез –
Шепот зреющих колосьев
И невнятный шум берез…
1887
4. Выявление эмоционального впечатления.
- Какая картина возникает в вашем воображении?
- Что вы “видите” в ней?
- Какое настроение поэта она передает вам?
5. Повторное чтение стихотворения учеником.
- Как нужно читать стихотворение?
6. Построчный анализ стихотворения.
- Перечитайте 1 строфу:
а) Какая картина представляется? (зима, ночь, мрак, тучи)
б) Какое слово, по-вашему, главное (ключевое)? (вечер)
Эпитеты, создающие образ вечера: долгий, зимний.
в) Укажите существительные, с помощью которых создается образ вечера? (свет лампады - полумрак-тишина-буря)
Возникает чувство страха, беспокойства, уныния, настороженности.
Глаголы – помню, льется, плачет – стоят в форме настоящего времени, что указывает на то, что воспоминания прошлого (детства) свежи и продолжительны. С помощью метафоры – буря плачет – слышим заунывные порывы ветра, наводящие тоску.
Словарная работа: лампада – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой.
- Прочитайте 2 строфу:
Она начинается с прямой речи, сопровождающейся обращением - дорогой мой.
а) Кто произносит эти слова? (Мама. И от одного только слова становится на душе спокойнее, ощущаем защиту, заботу, покровительство)- Что желает мама? (Чтобы дитя задремало. Появляется мотив сна, ассоциирующийся с отдыхом, покоем, забвением от страха, беспокойства).б) Для чего необходим сон? (“Чтобы бодрым и веселым завтра утром быть опять”. Сон необходим, чтобы забыться, избавиться от неприятных ощущений, овладевших лирическим героем). - Прочитайте 3-4 строфы:
Строчки начинаются с глагола – позабудь. Это анафора. Глагол стоит в форме повелительного наклонения и указывает на приказ, просьбу.
а) что должен позабыть лирический герой?(“Вой вьюги”- метафора, маму. То есть должен забыть то, что его окружает, реальность
б) что нужно вспомнить? (“шепот ветра”- метафора- он убаюкивает; “полдневный летний зной”, “шум берез”, “золотые колосья ржи”- метафоры
Словарная работа: межа
Здесь развивается мотив сна, отстраняющий от реальности. Глагол вспомни в форме повелительного наклонения переносит нас в мир воспоминаний о лете. Заканчивается прямая речь. Наречия “медленно, плавно” употреблены не случайно. Они помогают замедлить ход вещей. Герой переносится в другое пространство, спокойно засыпая.
- Прочитайте 5-6 строфы:
Появляется местоимение “я”. Лирический герой выдает себя, доверчиво поддаваясь знакомым советам матери. Героем овладевают другие ощущения: исчезает чувство беспокойства, страха.
а) Обратите внимание на форму глагола - внимал.(Явно выражена смена времени. Из настоящего уход в прошлое, пережитое, более спокойное, безмятежное время.
б) В каком состоянии находится лирический герой? (В состоянии покоя, сновидения, призрачного видения.Словарная работа: обвеянный – окруженный, взятый в чьи – либо сети; грезы – сновидения, светлая мечта, призрачное видение.Пунктуация стихотворения:
Первое тире (пауза) – указывает на расстояние и время, кажется, что происходящее было с героем давно т. е. в детстве.
Второе тире – разделяет реальность и грезы.
Третье тире – переход в другое состояние – сон.
7. Обобщение.
а) Как надо читать стихотворение? (спокойно, напевно, плавно)
б) Прочитайте стихотворение выразительно.
в) Сколько частей можно выделить в стихотворении? (3 части).
- обоснуйте ответ.
г) Какие времена года изображаются поэтом?
д) О чем это стихотворение?
Это стихотворение о детстве, о природе, о сладостных воспоминаниях о матери. Воспоминания приносят успокоение, навевают приятные мысли, чувства. А воспоминания о лете согревают, оберегают в зимнюю пургу.
8. Обращение к картинам русского художника:
1.Удивительно перекликаются интонации стихотворения, музыкальной пьесы и картин Левитана “Зимой в лесу»” «Лес зимой».
9. Вывод: Вместе с поэтом, композитором и художником невольно ощущаешь таинственность и прелесть долгих зимних вечеров, слышишь мелодии зимней метели и потрескивание дров в печи, почувствуешь холод и зимний сон природы в скромном пейзаже.IV. 1. Учитель: После продолжительной, почти полугодовой, русской зимы незаметно подкрадывается весна. Музыкальная пьеса Чайковского “Подснежник” наполнена светлым лирическим чувством. Композитор передаёт волнующе радостное, трепетное настроение, устремлённое навстречу солнцу, надеждам, счастью, упоение расцветающей природой. Приход весны всегда вызывал в композиторе необычайное воодушевление и подъём духа, о чём свидетельствуют его воспоминания: “...Какое волшебство наша весна своею внезапностью, своей роскошной силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какою любовью приветствуешь зелёную травку! Как радуешься прилёту грачей и за ними жаворонков и других заморских лётных гостей!”Созвучно такому восприятию весны стихотворение И.А. Бунина “Бушует полая вода...”. 2. Выразительное чтение стихотворений учащимися.
Бушует полая вода,Шумит и глухо и протяжно.Грачей пролетные стадаКричат и весело и важно.Дымятся черные бугры,И утром в воздухе нагретомГустые белые пары Напоены теплом и светом.А в полдень лужи под окномТак разливаются и блещут,Что ярким солнечным пятномПо залу «зайчики» трепещут.Меж круглых рыхлых облаковНевинно небо голубеет,И солнце ласковое греет В затишье гумен и дворов.Весна, весна! И все ей радо.Как в забытьи каком стоишьИ слышишь свежий запах садаИ теплый запах талых крыш.Кругом вода журчит, сверкает,Крик петухов звучит порой,А ветер, мягкий и сырой,Глаза тихонько закрывает. 1892 год
Словарная работа
Объяснение слов и выражений
Бушует (бушевать) Проявляется с необычной, разрушительной силой;
Полая вода (полый) Разлившаяся по вскрытии реки вода
Шумит и глухо, и протяжно Шумит незвонко и медленно
Пролетный Перелетный (о птицах, проявляющихся весной или осенью при перелете)
Черные бугры (бугор) Небольшое возвышение, холм
«Зайчики» трепещут (трепетать) Колеблются, дрожат
Рыхлые облака (рыхлый) Неплотные
Солнце греет гумен (гумно) Помещение, сарай для хлеба, площадка для молотьбы
В забытьи стоишь (забытье) Как во сне
Запах талых крыш (талый) Запах от крыш, на которых растаял снег
Вода журчит (журчать) Вода производит легкий, монотонный, булькающий шум
Беседа по вопросам:
- О чем это стихотворение? (Да, перед нами бесчисленное множество раз воспетая весна, которую мы пытались описать. Но чтоб понять и оценить стихотворение, надо быть предельно внимательным)- Бушует полая вода… Как вы понимаете слова бушует и полая? Здесь поэт дает звуковую характеристику. Но мы не можем передать шум воды. Вода… давайте послушаем полую воду: Шумит и глухо и протяжно. А грачи кричат весело и важно.
- В стихотворении описывается ранняя весна, когда кое-где уже обнажились пласты земли, но еще нет зелени. Какие цвета использует поэт при описании ранней весны?
- Светлый и теплый колорит весеннего дня создают отраженные в лучах солнечные лучи и веселые прыгающие зайчики. А какие синонимы можно подобрать к слову трепещут? (Трясутся, колеблются, дрожат).
- Какими изобразительными средствами пользуется поэт, чтобы «нарисовать весну»?
- А в каких случаях вы чувствуете присутствие человека? Что испытывает весной человек?
6. Словесное описание.
7. Рассматривание картин известных художников о весне (И. Левитан «Весна – большая вода», «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели», А. Пластов «Весна»)- Что вы видите на картине?
- Какое из этих произведений ярче передает настроение весны: стихотворение или картина? Почему?
- Скажите, когда вы видите картину, слышите, как шумит вода или как солнце ласково греет? Чувствуете все это?
8. Вывод. Художник для создания своей картины пользуется красками, ее оттенками и передает то, что видит; а писатель, чтобы написать стихотворение о весне, пользуется не только «красками», но и может передать запахи, чувства, шум воды. Стихотворение полно новых красок, запахов и звуков. Весна Бунина – «деревенская», с криком петухов, с тихими гумнами и дворами. Поэт смотрит на природу из усадьбы, вдыхает «свежий запах», доносящийся не с «потопленных лугов», а из сада. И солнечные «зайчики» прыгают в «зале». Все это он создает с помощью метафор и эпитетов.
Мы видим, насколько перекликаются настроения стихотворения, музыкальной пьесы и картины Левитана “Весна. Большая вода”
V. 1. Подведение итогов. Рефлексия.
Радость пробуждения природы, пронизывающая произведения великих мастеров, вызывает непередаваемый душевный отклик, ощущение сопричастности этой вечной красоте земли.
Познакомившись с прекрасными стихами Бунина, послушав чарующую музыку Чайковского, задумавшись над пейзажами Левитана осознаёшь, как необъяснимо гармонично сочетается в мире обыденное и прекрасное, как в предельной простоте звука, цвета и слова можно отразить непостижимое величие природы. Но не каждый умеет воспринимать красоту мира. Вслед за Буниным надо услышать напряжённый зов земли, наполнить свою жизнь счастьем и радостью бытия. Поспешим “любить, творить, пьянить себя мечтой”!
Домашнее задание.
Выучите наизусть любое понравившееся стихотворение И.А. Бунина и представьте его классу, как профессиональные актеры.
Подумайте над вопросом, какова роль изобразительно-выразительных средств в выбранном вами стихотворении.