Конспект урока в 6 классе по теме Восточные славяне
Тема урока: «Восточные славяне»
Тип: Урок открытия нового знания
Форма урока: традиционная
Формы организации работы: урок использования информационно – коммуникационных технологий
Цели урока: формирование представления обучающихся о происхождении восточных славян – предков нашего народа, развитие аналитического мышления, воспитание национального достоинства и любви к родине.
Задачи:
1.познакомить обучающихся с территориальным составом, устройством, религией, бытом и нравами восточнославянских племен.
2. Развивать умения работать с различными источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать собственные суждения об исторических событиях, устанавливать их взаимосвязь.
3.способствовать воспитанию у обучающихся уважительного отношения к истории и культуры наших предков и любви к родине.
Оснащение урока: учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца XVI века», атлас «История Росси с древнейших времен до конца XVI века», карта «Киевская Русь в IX – начале XII вв.», мультимедийный проектор, презентация, бланки с кроссвордами, документы с источниками: Прокопий Кесарийский о славянах и антах, Маврикий Стратег о славянах и антах
Основные даты: 5-8в.-заселение Восточно-Европейской равнины племенами восточных славян
Основные понятия и термины: язычество, род, вервь, идол, капище, вече, народное ополчение.
Формируемые УУД:Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные: саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логических рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Ожидаемые результаты:
Умение определять и формулировать проблему или тему, давать характеристику, выделять главное, отличать, сравнивать, выделять общее и различное, делать анализ источника, аргументировать, переводить информацию из одного формата в другой, понимать смысл, уважать мнение других, занимать позицию по обсуждаемым вопросам.
Этапы урока Действия учителя Действия учащихся Личностные, предметные и метапредметные результаты
1.Организационный
Мотивация Мотивирует детей. Звучит стихотворение, идет демонстрация слайдов презентации Эмоционально-образный настрой к уроку Личностные:
проявление эмоционально-нравственной отзывчивости
2.Актуализация внимания. Постановка проблемы Почему мы начали урок с этих стихов и картин? Какие образы возникают у вас? Прослеживается ли взаимосвязь между нами и нашими предками?
Учитель фиксирует индивидуальные затруднения обучающихся На основе имеющихся знаний размышляют, анализируют, выявляют взаимосвязи Предметные: выделение исторической информации из собственных наблюдений
Метапредметные: способность размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.
умение слушать и слышать мнение других людей, способность связывать и излагать свои мысли
3.Построение проекта Организует работу учащихся в форме диалога, подводит учащихся под понятие наши предки-восточные славяне и к формулированию темы урока.
Обратитесь к стихам и подумайте:
1.О ком идет речь?
2. Какими показаны славяне в стихотворении?
3.Какие человеческие качества на ваш взгляд присущи нашим предкам –славянам ?
Чтобы вам хотелось узнать о восточных славянах?
Читают стихи, размышляют, анализируют,
осуществляют открытие темы урока, самостоятельно определяя цели Предметные:
умение распознавать в историческом содержании сущность и определять ее.
Метапредметные: целеполагание, умение принимать и сохранять учебную цель и задачу
Личностные: выделение нравственных ценностей
4. Реализация построенного проекта:
а)первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
б)самостоятельная работа и самопроверка по эталонам
Предлагает прочитать текст и определить кто были предками русского народа? Всегда ли славяне жили в Восточной Европе или пришли из других земель? Как связаны названия славянских племен и географические ориентиры их расселения?
Организация работы в парах. Учитель предлагает охарактеризовать занятия славян, обращает внимание учащихся на иллюстрацию в учебнике «Орудия труда и оружие славян». Наблюдает за работой учащихся Поиск информации в основных и дополнительных средствах. Работа с картой на доске и индивидуальная работа с контурной картой. Работа в парах, размышляют, выявляют общее и различное, устанавливают взаимосвязь между территорией расселения и характерными занятиями, анализируют иллюстрацию, делают выводы, производят синтез материала в виде таблицы Предметные:
умение размышлять и анализировать содержание исторического текста, карты, атласа и извлекать из них необходимую информацию определяя параллели взаимосвязей, выявляя общее и различное, представляя развернутую информацию в сжатом виде, умение определять хронологические рамки заданного периода.
Метапредметные: умение осмыслить полученную информацию
умение грамотно строить речевые высказывания; умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли, сотрудничество со сверстниками и учителем; участие в коллективной, совместной деятельности с учителем и сверстниками.
Личностные: проявление уважительного отношения к традициям и обычаям предков.
Используя материал учебника, предлагает дать определение терминам: подсечно-огневая и переложная система земледелия и выявить различия
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку.
Обосновывают правильность определения, размышляют и выявляют различия Организация работы учащихся с документами, текст которых раздается учащимся на парты для самостоятельного ознакомления с бытом и нравами восточных славян, демонстрация слайдов презентации Размышляя и анализируя делают выводы об устройстве жилища, характерных внешних чертах, находят черты сходства с крестьянскими избами.
Приходят к общему выводу: Славяне были храбрыми воинами, а трусость считалась позором.
Опережающее задание для учеников. Подготовить небольшие выступления о богах( демонстрация изображений богов и видеофрагмент)
Физминутка: предлагает изобразить ритуал поклонения солнцу славян Поиск информации с использованием всех источников, анализ и синтез.
Используют видеофрагмент, создают ритуальный образ Чтение учащихся 5 пункта учебника «Управление».
Беседа по прочитанному материалу:
Что такое род?
Что такое вервь?
Что означает слово вече?
Что такое народное ополчение?
Чем оно было вооружено?
Ведут диалог с учителем, формулируя собственные вопросы:
Кто стоял во главе рода?
Какие вопросы решало вече?
Отвечают на вопросы учителя, делают выводы, синтезируют знания в словаре терминов
5.Включение в систему знаний. Повторение
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, предлагая заполнить кроссворд Систематизируют полученные знания, заполняют кроссворд, производят самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки.
Предметные: умение обобщать, анализировать и синтезировать историческую информацию о восточных славянах-предках нашего народа
Демонстрация видеофрагмента песни «Русь моя-матушка» Предлагает подвести итоги в форме коллективной дискуссии об особенностях восточнославянских племен.
Коллективная дискуссия: рассуждения детей, выводы:
Таким образом, в 5-8 в. огромные просторы Восточно-Европейской равнины заселили восточнославянские племена. Их главным занятием было земледелие. Славяне были хорошими воинами, отличались любовью к свободе и своей земле, все вопросы решали сообща.
Личностные: творческая самореализация на уроке, эмоциональное осознание себя и окружающего мира.
Метапредметные: участие в коллективной, совместной деятельности с учителем и сверстниками
6.Рефлексия учебной деятельности В заключении урока оцените выполненную вами работу, продолжая фразы:
Сегодня я узнал…
Я уже знал…
Для меня стало новым…
Меня удивило…
Я с удовольствием…
Мне понравилось…Сегодня на уроке мне захотелось… Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Метапредметные: умение правильно оценивать себя в целом, осуществлять пошаговый контроль по результату, исполнительность.
Личностные: открытость в осмыслении своих действий и самооценке.
7.Итоги, домашнее задание Подведение итогов.
Пр. 1, знать ответы на вопросы. Работа с документом (с.13), ответить на вопрос; выучить понятия и термины.
Творческое задание*: мини-сочинение на тему «Один день из жизни восточнославянского воина (земледельца, охотника ит.д.) и проиллюстрировать его рисунками.
Анализируют, делают выбор. Метапредметные: способность определять уровень и делать правильный выбор, исполнительность.
Личностные: чувство ответственности