Конспект урока истории в 6 классе на тему Восточные славяне

Конспект урока в 6 классе по теме: «Восточные славяне в древности».
Предмет
История

Учебник
Данилов А., Косулина Л.Г .История России с древнейших времён до конца XVIв.М., Просвещение 2012

Тема урока
«Восточные славяне в древности».

Место урока по программе в курсе истории России 6 класс
Тема «Русь древняя», урок № 2.


Цель урока

Формирование представления учащихся о восточных славянах, как общих предках украинцев, белорусов и русских.

Тип урока (педагогическая технология)
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Задачи урока
- изучить происхождение восточных славян, как общих предках украинцев, белорусов и русских.
- рассмотреть область их расселения и занятия через работу с картой.
- сформировать представление о быте и религиозных верованиях восточных славян.
- продолжить формирование навыков работы в группе
- способствовать формированию уважения к истории страны, её культурным и историческим событиям.

Ожидаемые результаты.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут /закрепят/др. ученики в ходе урока
После изучения данной темы учащиеся: имеют представление о происхождении восточных славян, области их расселения, их занятиях и религиозных верованиях, умеют формулировать и аргументировать свое мнение, работать с исторической картой, учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, извлекать необходимую информацию из текстов, формулировать выводы по изученному материалу, оценивать себя и своих одноклассников.

УУД
Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, самооценка, осознание ответственности за общее дело.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.
Познавательные: целеполагание, извлечение необходимой информации из текстов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, достижение договоренностей и согласование общего решения.

Основные понятия (словарь занятия)
Союз племен, язычество, вече.


Ресурсное обеспечение занятия
Компьютер, проектор, презентация, карта «Древнерусское государство»




Подробный конспект урока.

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат совместной деятельности

Орг.
момент
Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную атмосферу.
Доброе утро, ребята. Я рада вас всех сегодня видеть на уроке.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
Готовность учащихся к совместной дальнейшей деятельности.

Актуализация, целеполагание, мотивация

Актуализация знаний, введение в тему урока.
Для того чтобы узнать, чем мы займёмся на уроке, давайте разгадаем анаграмму НЕЛАВЯС (Славяне)
Вам знакомо это слово?
Кто такие славяне? Что вы о них уже знаете? А о какой ветви славян вы хотели бы узнать поподробнее и почему?

Исходя из этого, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Для того чтобы начать урок необходимо каждому для себя сформулировать цель и задачи урока.

1) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;


Формулируют тему , цель и задачи.

Осмысление;
воспроизведение ранее полученных знаний.


Информационный блок
Инф























Первичное закрепление



Изучение нового материала









Аналитический блок.


Закрепление знаний
Знакомство с восточными славянами мы начнём с истории происхождения народа.
Большую часть Европы и значительную часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говорящие на одном языке. Эти племена находились в постоянном движении. Примерно 4 тысячи лет назад произошло выделение балто-славянских индоевропейских племён. Они заселили Центральную и Восточную Европу приблизительно в V веке до н.э. Эти племена разделились на балтов и славян. Славянские племена освоили территорию около рек Днепр, Одер, Припять. В V веке славяне мощным потоком устремились на земли, простиравшиеся от Черного моря до Балтийского. На севере они дошли до верхнего течения Волги на южном до Греции. В ходе этого движения они разделились на три ветви: восточную, западную, южную. Восточные славяне в VI-VIII веках заселили обширную территорию Восточной Европы от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге, от Карпатских гор на западе, до Волге на востоке.
На этой территории проживало 12, а по некоторым данным 15, восточнославянских племенным союзов. Это поляне, древляне, дреговичи, вятичи, кривичи и так далее (показ по карте). У женщин каждого племенного союза были особые украшения – височные кольца.











Задание классу. Из текстов, которые у вас на столах, каждая группа подготавливает сообщение, выбирая самое главное. От группы по одному выступающему. При этом, каждая группа, помимо выступления готовит и вопрос для остальных, на который они должны будут ответить. Группа ответившая быстрее и на большее число ответов заработает дополнительно отметку.

1 группа. Занятия, быт и нравы.
2 группа. Религиозные верования.
3 группа. Управление.




Ораторы от каждой группы выступают, предоставляя отчет о работе в произвольной форме(Схема, кластер и пр.)



1. Выполнение задания: приведите в соответствие название славянского племени и географический ориентир поселения. (Учащиеся пользуются картой). (Приложение 1)


2. Заполнение кроссворда. «Восточные славяне»
Слово учителя.
Молодцы, ребята, мы хорошо проработали материал.


По ходу рассказа учителя учащиеся составляют схему «Происхождение восточных славян»























Взаимопроверка схемы по эталону

























Взаимопроверка по эталону







Взаимопроверка по эталону



Умение выделять главное.

































Умение отбирать самые важные фрагменты в тексте. Индивидуальный поиск ответа на вопрос задания


Групповой поиск ответа
проблемного вопроса





Умение формулировать выводы.



Домашнее задание
Учитель объясняет домашнее задание. П.2.учебника.Данилов, Косулина. История России с древнейших времён до конца XVIв. Задания в рабочей тетради к п.2 по выбору. По желанию сообщение о языческих богах или рисунок.
Выставление оценок.
Ученики делают записи домашнего задания в дневниках. Задают, если надо уточняющие вопросы учителю.
Готовность к домашней работе

Рефлексия.
Организация рефлексии
Молодцы, ребята, я думаю, что вы хорошо поработали на уроке. А как считаете вы? Давайте проанализируем свою деятельность и деятельность товарищей на уроке. Я предлагаю вам продолжить фразу: «Сегодня на уроке я научился.» (беседа по желанию 3-4 ответа), «Сегодня на уроке я узнал». На оценочных листах напишите фамилии учеников, которые наиболее активно и продуктивно на ваш взгляд поработали на уроке и укажите отметки.



Спасибо за урок.
Анализ своей деятельности и наиболее удачных ответов товарищей.


Удовлетворённость совместной деятельностью Умения анализировать свою деятельность и деятельность товарища

Приложение 1.


Названия славянских племен Географические ориентиры поляне соседи полян
северяне в болотистой местности
древляне у берегов озера Ильмень
радимичи у реки Сож
дреговичи в бассейне реки Оки
полочане у реки Полоты
ильменские славяне среди деревьев
вятичи предки киевлян














Приложение 2
По горизонтали: 1. Религиозные верования, отличающиеся тем, что у каждого племени, народа было множество собственных богов. 2. Низший дух, который находился в доме и охранял его от беды. 3. Орудие труда, с помощью которого славяне убирали хлеб. 4. Все мужское население общины, которое во время нападения сражалось с врагами. 5. Бог солнца. 6. Повелитель ветра. 7. Народное собрание. По вертикали:
1.Основное занятие восточных славян.









13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 515