Презентация по литературе Тема родины в лирике Есенина
Министерство образования Республики БашкортостанГБОУ СПО “Уфимский автотранспортный колледж”Презентацияпо литературе Тема родины в лирике С.А ЕсенинаСоставилапреподавательвысшей категорииО.Н Севастиди
“Тебе, о родина, сложил я песню ту”
Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родинеС.Есенин
Россия, Русь, родина, родимый край, родная сторона и страна, отчий дом - самые дорогие для Сергея Есенина слова, которые встречаются чуть ли не в каждом его произведении, начиная с ранних стихотворений “Гой ты, Русь моя родная”и “Край ты мой заброшенный” и кончая поэмой “Анна Снегина”.
“Чувство родины – основное в моем творчестве”,-признавался Сергей Александрович.
Есенинcкая Русь-“голубая” и “златая”,“деревянная” и “полевая”, “задремавшая” и “буйственная”, это “край дождей и непогоды” и “край разливов грозных и тихих вешних сил”.
Всю свою жизнь Есенин думал и писал о родине, и вся его поэзия стала признанием любви к Руси, щемящей и нежной песней о ней: О Русь, о степь и ветры, И ты, мой отчий дом…
А в сердце светит Русь…
Русь моя, деревянная Русь!Я один твой певец и глашатай
Но более всегоЛюбовь к родному краюМеня томила,Мучила и жгла.
Облик Руси в есенинском творчестве не оставался неизменным. Образ России складывается постепенно из мелких черточек: пейзажи, обычаи, отдельные эпизоды истории и современной жизни.
Например, в историческом прошлом поэт находит примеры героической борьбы за свободу и независимость родины (“Песнь о Евпатии Коловрате” , “Ус” , “Марфа Посадница”).
Край родной! Поля как святцы, Рощи в венчиках иконных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.
Не избежал Есенин в ранних стихах идеализации родины и русского народа: Русь видится ему “покойным уголком”, где “всё благостно и свято” , где “хаты- в ризах образа”, а “ивы- кроткие монашки”.
Правда, в этих описаниях смиренной, благочестивой Руси столько искренности и непосредственности, что они порой превращаются в страстные гимны во славу отчизны.
Если крикнет рать святая:“Кинь ты Русь, живи в раю!”Я скажу: “Не надо рая,Дайте родину мою!”
В есенинские песни о родине часто проскальзывают задумчивые и печальные ноты: “Сердце гложет плакучая дума… Ой, не весел ты, край мой родной; “Край ты мой, пустырь”
Первым опытом раздумий раннего Есенина о судьбе России стала маленькая поэма “Русь” Автор пытается ответить на вопросы:“Какая она, Россия? За что поэт её любит?”
Россия у Есенина – деревенская и патриархальная, “кроткая”, “запуганная”. Запугана она дремучими лесами, в которых потонули её деревеньки, и волчьим воем, и нечистой силой, в которую она упорно верит, запугана и “грозной бедой”- войной.
Понакаркали черные вороны: грозным бедам широкий простор. Крутит вихорь леса во все стороны, Машет саваном пена с озер…
Затомилась деревня невесточкой Как там милые в дальнем краю? Отчего не уведомят весточкой, Не погибли ли в жарком бою?
Труднее понять и объяснить, почему и за что любишь родину: “Но люблю тебя, родина кроткая! А за что – разгадать не могу”
В поэме “Русь” есенинские пейзажи, не теряя своей живописности, впитывают в себя драматизм событий и переживаний. Началась война – “грянул гром, чашка неба расколота, тучи рваные кутают леса”; “в роще чудились запахи ладана, в ветре бластились стуки костей”.
Это был шаг вперед и в овладении поэтическим мастерством, и в раскрытии темы родины, которая в отличие от предыдущих стихотворений не отягощена религиозной символикой и далека от безмятежной идиллии.
В предреволюционные годы(1915-1916) Есенин все пристальнее вглядывается в лицо родной земли, все острее осознает её заброшенность и забытость, все больше задумывается о её судьбе.
На помощь приходят не только собственные впечатления и представления, но и раздумья А. Блока о загадочной, необъятной, нищей России.
Перед Блоком молодой Есенин, только что приехавший из Москвы в Петроград, благоговел (“Был он для меня словно икона”) и учился у него исповедальности, самоанализу, лиризму.
Блоковские “уроки” сказались и в разработке темы родины. Все чаще Русь является Есенину тоскующей, с сиротливыми избами деревень, с бесконечными часовнями и крестами, сырыми шахтами и острогами, тюрьмами.
Родина кажется поэту живым существом, способным плакать и веселиться: “А Русь все так же будет жить, плясать и плакать у забора”
В её облике проявляются своеобразие образного видения Есенина, его восторженная любовь к “краю задумчивому и нежному”
О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку…И дремлет Русь в тоске своей весёлой,Вцепивши руки в желтый крутосклон
В творчестве С. Есенина на первый план выдвигаются не исторические экскурсы, не бытовые сцены и не пейзажные зарисовки, а взволнованная дума о России:Люблю до радости и болиТвою озёрную тоску…Но не любить тебя, не веритьЯ научиться не могу…О сторона ковыльной пущи,Ты сердцу ревностью близка…
Образ России у Сергея Есенинаостанется овеянным дымкой печали:Россия! Сердцу милый край,Душа сжимается от боли…
В 1917 году в есенинскую поэзию врывается вихрь революционной бури, открывая в ней новую страницу.
Поэт приветствует новую, “воспрянувшую” Русь, мечтает о “стальной” мощи родной страны, разлюбив “бедность полей” и нищету деревни
Но не всегда С.Есенин понимает, “что случилось, что сталось в стране”, и мучится этим непониманием. “Русь моя, кто ты?” – вопрошал он в начале 20-х годов, разочаровавшись в результатах революции, которую принимал с “крестьянским уклоном” и которая принесла деревенской России, как казалось ему, не благоденствие, а разорение; наступление же города на деревню воспринималось поэтом как гибель всего природного и живого (“Сорокоуст”, “Кобыльи корабли”,”Исповедь хулигана”).
Полно драматизма произведение Есенина “Русь советская” , рассказывающее о возвращении поэта после долгого, восьмилетнего отсутствия в родную деревню, где комсомольцы под гармошку распевают “агитки” Бедного Демьяна
И звучит, как взрыв, возглас отчаявшегося Есенина: “Вот так страна, какого ж я рожна орал в стихах, что я с народом дружен?”
Вместе с тем поэт пытается объяснить, почему его “сегодня не поют”, и оправдать себя: “я пел тогда, когда был край мой болен…”
По аналогии с В. Маяковским, писавшим “о времени, о себе” можно сказать, что С. Есенин писал “о родине и о себе”.
Трудно представить себе Россию Есенина и без такой картины:
синее небо, цветная дуга, тихо степные бегут берега. Тянется дым у малиновых сел Свадьба ворон облегла частокол. Россия Есенина – это удивительная “страна березового ситца”, в которой так дороги нам и“синий плат небес”, и “костер рябины красной”, и “низкий дом с голубыми ставнями”.
Вывод: Так, рождаясь и вырастая из пейзажных миниатюр и песенных стилизаций, тема родины вбирает в себя русские пейзажи и песни. В поэтическом мире Сергея Есенина эти три понятия: Россия, природа и “песенное слово” сливаются воедино.