Сборник методических рекомендаций «Использование ИКТ в образовательном процессе в начальной школе» (УМК « Школа России»)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Муниципального образования городской округ Красноперекопск
Республики Крым
Сборник методических рекомендаций
«Использование ИКТ в образовательном процессе в начальной школе»
(УМК « Школа России»)
Автор :
Душка А.Н.
РуководительМО
учитель начальных классов
I квалификационной категории,
МБОУ «СОШ № 3»
г.Красноперекопск
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..3
Организация учебного процесса с использованием ИКТ
1. Цифровые образовательные ресурсы4 Создание презентаций к урокам
Использование электронных образовательных ресурсов.5
2.Интерактивное оборудование
Интерактивная доска.6
Документ-камера..19
Заключение21
Приложения
Введение
Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Исходя из того, что «информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ-компетентности. Успех реформы российского образования во многом зависит от человеческого фактора: педагога и его профессионализма. Именно уровень квалификации преподавательских кадров, их готовность использовать современные технологии в профессиональной деятельности являются главными в сложном процессе вывода образования на уровень потребностей современного общества.
Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые неизведанные ранее просторы. Подчеркнем, что простое использование компьютерной техники на уроках не влечет за собой автоматически повышение уровня профессионального мастерства учителя и рост качества образования. Определяющую роль играет, прежде всего, личность педагога и его мотивация. Поэтому в школах необходимо создать такие условия работы, при которых учитель хотел бы постоянно применять имеющиеся у него знания в области использования ИКТ и пополнять их.
Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:
создание презентаций к урокам;
работа с ресурсами Интернет;
использование готовых обучающих программ.
Цифровые образовательные ресурсы
Создание презентаций к урокам.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать всем нам известное создание мультимедийных презентаций. Мультимедийная презентация Power Point - классический вариант мультимедийной презентации, основанной на демонстрации слайд-шоу.
В зависимости от выступления преподаватель или учащийся включают в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение, что делает урок более насыщенным, иллюстративным.
Применение компьютерных презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
осуществление полисенсорного восприятия материала;
возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка. Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы).
Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Презентации позволяют учителю:
наглядно представлять материал;
интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
Использование электронных образовательных ресурсов:
С введением контрольно-измерительных материалов в форме тестирования возникает необходимость готовить школьников к данному виду испытания. Учащиеся могут столкнуться с некоторыми затруднениями, вызванными отсутствием опыта работы с данной формой контроля. Тестирование требует от школьников не только знания определенного учебного материала, но также умения работать с ним, т.е. понимать специфику выполнения тестовых заданий. В связи с этим начинать работу над этой формой контроля нужно еще в начальной школе. Это будет в значительной степени результативной подготовкой к ГИА и ЕГЭ.
В своей работе используем следующие готовые программные продукты (тренажеры):
«Математика. Устный счет. Интерактивные тренажеры» (компакт-диск) – Волгоград, «Учитель», 2014г.
«Русский язык 2 класс. Универсальный мультимедийный тренажер» - Екатеринбург, «Экзамен», 2014г.
«Окружающий мир 3-4 классы. База дифференцированных заданий» - Волгоград, «Учитель», 2014г.
Помимо тренажеров можно использовать для подготовки к урокам следующие компакт-диски:
Электронные приложения к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир 1-4 класс» - Москва, «Просвещение» 2014г.
Электронные приложения к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир 3 класс» - Москва, «Просвещение» 2014г.
Электронные приложения к учебнику М.И. Моро «Математика 1-4 класс» - Москва, «Просвещение» 2014г.
«Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»
«Уроки рисования»
«Большая энциклопедия живописи»
«Шедевры архитектуры» (рассказы, иллюстрации и видеофрагменты о шедеврах мировой культуры)
«Природоведение для самых маленьких» (подборка из 7 фильмов о растениях, животных и внешней среде).
Использование интернет-ресурсов
Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.
Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, русские народные костюмы, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и художественного труда. Интернет:
Расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);
Предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;
Дает возможности для профессионального роста;
Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;
Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.
Интерактивная доска
В 2014 году школой было получено новое компьютерное оборудование, которое дает новые возможности. Так, например:
Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Чтобы начать работу на компьютере, достаточно только прикоснуться к поверхности доски. Возможности доски настолько большие, насколько велики возможности компьютера в учебном процессе.
Доска – удобное, приспособленное для работы с аудиторией средство отображения. Интерактивная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся лёгкими и увлекательными. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию.
Для нас с вами не секрет, что есть такие предметы, требующие дополнительных средств обучения. Одного рассказа учителя и учебника будет недостаточно. Здесь на помощь приходят компьютер и интерактивная доска с их неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует учительский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательное путешествие в далекое прошлое. Мы пришли к выводу, что нужно заранее готовить тематические презентации к урокам, которые будут представлять собой электронное сопровождение к темам урока. Слайды, выведенные на большой экран – прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Творческий учитель, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший материал к уроку. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать обучающимся более яркое представление об услышанном на уроке.
«Технология использования интерактивной доски»
При использовании интерактивной доски необходимо учесть готовность как учителя, так и ученика.
Готовность учителя к использованию интерактивной доски:
– Курс пользователя ПК;
– Мотивация педагогов;
– Освоение возможностей инструментов мультимедийных технологий (самообразование);
– Апробация электронных изданий и инструментов интерактивной доски;
– Определение места и количества уроков в рабочих программах;
– Навыки разработки уроков с использованием интерактивной доски;
– Обмен опытом использования интерактивной доски на уроках между педагогами ОУ и города;
– Умение использовать интеграцию различных предметных областей;
– Планирование ожидаемого результата.
Алгоритм подготовки урока с использованием интерактивной доски
– Заранее определить тему использования доски в тематическом планировании;
– Определить цели и задачи урока и его тип;
–Продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски;
– Согласовать режим работы мультимедийного кабинета с педагогами, которые планируют мультимедийные уроки (с учетом нагрузки по классам);
– Заранее подготовить обучающихся к восприятию урока с использованием инструментов интерактивной доски;
–Подбор электронных изданий;
–Конструирование своего урока на основании электронных изданий или создание урока с помощью инструментов интерактивной доски;
– Рефлексия урока.
Подготовка обучающихся к работе на уроке с использованием интерактивной доски
–Знать: учебный материал, возможности интерактивной доски;
–Уметь: работать с инструментами интерактивной доски и компьютерными тестами;
–Владеть: технологией использования светового пера.
Особые мнения значимости интерактивной доски в учебном процессе
Положительные аргументы:
Мотивация, наглядность, иллюстрирование, интерактивность, доступность сложного материала, оперативность, моделирование эксперимента, индивидуальная работа, классификация, окупаемость времени затраченного на подготовку к уроку, пополнение методической копилки учителя, систематизация ЗУН при малом количестве времени, учет времени на каждом этапе, строгое соблюдение САНПИНА.
Отрицательные аргументы:
–Большая затрата времени учителя при подготовке к проведению мультимедийного урока;
–Здоровьесбережение, т.е. строгое соблюдение САНПИНА учителем предметником.
Преимущество использования интерактивной доски в образовательном процессе
– Визуальный ресурс урока с минимальными затратами времени;
–Представление информации с помощью различных мультимедийных ресурсов;
–Классификация и систематизация учебного материала, изучение его на повышенном уровне;
– Упрощение объяснения схем, графиков и их наглядность;
– Наглядное иллюстрирование при объяснении абстрактных идей и теорий;
– Высокая плотность, динамичность и мобильность урока;
–Возможность выхода за рамки школьной программы;
–Повышение мотивации обучающихся к обучению;
– Оперативный контроль ЗУН и наличие обратной связи.
Методы и приёмы использования компьютерных технологий различны и в настоящее время являются предметом многочисленных исследований. Применение информационных технологий на уроках направлено на совершенствование существующих технологий обучения. Они приносят в известные методы обучения специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией.
Использование средств информационных технологий расширяет стандартные методы обучения.
Объяснительно-иллюстративный метод. Предусматривает применение экранных средств в учебном процессе: видеофрагменты, компьютерные приложения, готовые чертежи, иллюстрирование сложных фрагментов и т.п. Так в Power Point составляются презентации учителем и учениками, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков, при первом знакомстве с предметом, для анонсирования новой темы или для обобщения знаний по пройденному материалу.
Применение учителями-предметниками компьютерных технологий даёт простор для отработки образовательных приёмов по своему предмету и, одновременно, способствует выработке навыков освоения учащимися компьютерных технологий и применения их при решении конкретных прикладных задач. Чем шире сфера применения компьютерных технологий, тем больше навыков получают обучающиеся по их освоению, что очень важно в связи с непрерывной сменой технологий, особенно в области программных средств. На каждом этапе урока можно использовать компьютерные технологии, как инструмент исследования, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования. Чтобы включить детей в активную деятельность на уроке, используются различные методы и приёмы применения информационных технологий.
Данный вид работы носит творческий и индивидуальный характер. У обучающихся развивается логическое мышление, а в процессе демонстрации приобретается опыт публичных выступлений.
В презентации могут быть показаны опыты и превращения, эксперименты. Эта программа позволяет фиксировать внимание на изучаемом материале, не перегружать зрительное пространство.
Применение мультимедийных учебников на уроке позволяет достигать более глубокого запоминания учебного материала, через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия.
На уроках по физике, математике, информатике, химии, географии и биологии, можно использовать электронные учебники, которые помогают усваивать и систематизировать знания по предмету, сформировать навыки работы с учебным материалом и других массу полезных и учебных навыков.Таким образом, объяснительно-иллюстративный метод повышает познавательную активность обучающихся за счёт наглядности и мультимедийных эффектов.
Исследовательско-поисковый метод.
Ориентирован на активное применение средств вычислительной техники и Интернет ресурсов.
Особенностью его является интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи. При проведении исследовательских работ ученик выступает в роли исследователя, анализирует результаты своего эксперимента и делает выводы. Учитель на таких уроках выступает в роли консультанта.
Ресурсы Интернет позволили не только найти информацию по данным заданиям, но и взглянуть на это с позиции другой науки, другого периода времени.
Таким образом, исследовательско-поисковый метод повышает самостоятельность обучающихся в добывании знаний и самооценке, а также практическую направленность в обучении.
Метод контроля и коррекции знаний, умений и навыков обучающихся. Позволяет организовать различные формы проверки знаний, умений и навыков обучающихся. Для проверки усвоения учебного материала используется несколько типов заданий. Так, например, в электронной версии тесты могут представлять собой варианты от карточек с вопросами и вариантами ответов, до сложных многоуровневых структур, где ученику предлагаются небольшие подсказки. Мультимедийные курсы подготовки к ГИА и ЕГЭ содержат:
а) справочные сведения;
б) интерактивные тренажеры для развития навыков сдачи экзаменов;
в) набор тематических и итоговых тестов.Таким образом, данный метод дает возможность выявить пробелы в знаниях у обучающихся и скорректировать работу учителя по их ликвидации.
Реализация каждого метода в практической деятельности состоит в совокупности отдельных методических приёмов, нацеленных на формирование умений работы с различными источниками информации.
По типу используемого источника информации и содержанию учебной деятельности это словесные, наглядные и практические приёмы.
Словесные. При использовании словесного приёма предлагается текстовое сообщение из СМИ или в распечатанном виде для каждого учащегося. А обучающиеся выполняют устную или письменную работу.
Наглядные. Используются компьютерные приложения, экранные средства, Интернет-ресурсы. Данные ресурсы содержат доступный, интересный и иллюстративный материал.
Практические. К ним относится выполнение заданий на основе словесного или визуального представления информации. Данный приём позволяет обучающимся познакомиться с учебным материалом, изложенном на диске и выполнение по этому материалу учебных заданий, анализ предложенного материала. А также самостоятельная подготовка к решению задач, автоматическая проверка правильности выполнения.
Таким образом, информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу обучающихся и учителей.
Для чего нужна интерактивная доска?
Интерактивные доски могут изменить преподавание и обучение в различных направлениях. Вот три из них:
1. Презентации, демонстрации и создание моделей. Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей.
2. Активное вовлечение обучающихся. Мотивация и вовлеченность обучающихся на занятии может быть увеличена за счет использования интерактивной доски.
3. Улучшение темпа и течения занятия. Использование интерактивной доски может улучшить планирование, темп и течение урока.
Презентации, демонстрации и создание моделей
Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и обучающиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме.
Преподаватели могут использовать доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют обучающимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для преподавателей при объяснении абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать обучающихся и побуждать их записывать идеи на доске.
Общие подходы к созданию и оформлению слайда
Так как слайд демонстрируется аудитории с большого расстояния, то шрифты и графические объекты на нём должны быть крупнее, чем для распечатки обычных документов или просмотра с экрана монитора. Во всей презентации используется один и тот же шрифт, С экрана легче читается шрифт Arial, для глаз более привычен Times New Roman. Если в заголовке слайда всего не более трех-четырех слов, можно использовать шрифт вплоть до 54 пунктов; Длинные слова в строке (например, презентации) можно набрать шрифтом 20-24 пункта. Слайд не должен “рябить”. Число декоративных элементов на нём должно быть сведено к минимуму. Одновременно на слайде желательно иметь лишь один элемент выделения текста - или полужирный (Bold) или подчеркнутый (Underline) или курсив (Italic). Выделение курсивом воспринимается хуже, чем полужирным или подчеркиванием. Лучше всего выглядит слайд, на котором текст белого или светлых тонов представлен на тёмном спокойном фоне, например, темно-синем, чёрном, темно-коричневом (терракота и темнее). В презентации следует использовать ограниченное число элементов анимации и достаточную скорость их применения: “Быстро”. Мелькание анимационных эффектов или, наоборот, слишком медленный показ фрагментов слайда, резко снизит эффективность использования презентации. Так, например, построчное появление текста или части строки следует применять редко. Человек успевает считывать информацию быстрее, чем текст появляется на экране. Такая подача материала оправдана лишь в специальных случаях, например, на этапе введения нового материала проблемным методом. С методической точки зрения весь урок нецелесообразно проектировать как последовательную демонстрацию слайда за слайдом. Несмотря на то, что использование презентации значительно экономит время подачи информации, число слайдов в одной презентации должно быть ограниченным (не более 9-20 в презентации или 1-3слайда в минуту). В противном случае, внимание обучающихся быстро начинает падать, и презентация начинает восприниматься ими даже негативно.
В своей работе используем: библиотеку электронных наглядных пособий Кирилла и Мефодия .
Очень удобно работать с редактором презентаций, где предлагаются не готовые уроки, а многочисленные медиаиллюстрации, рисунки, фотографии, трехмерные модели, анимации, различные интерактивные тренажеры. Все эти объекты можно скомпоновать в различные презентации к урокам (в зависимости от типа урока, уровня подготовки класса, задач, поставленных учителем). Учитель также может скомпоновать отобранные информационные объекты в нужной последовательности, подготовить материал для контрольных и самостоятельных работ. Редактор презентаций позволяет учителю создавать презентации, а учащемуся - восполнять пропущенные по болезни занятия в школе, помогать готовить доклады по заданной теме.
Активное вовлечение обучающихся
Интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для учителя, и для учеников. Правильная работа с интерактивной доской может помочь проверить знания обучающихся. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет ученикам лучше понять материал.
Эффективность проверяется сразу. Как только даем материал, то сразу его контролируем, закрепляем и сразу проводим контроль усвоения знаний. Можно отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать к интерактивной доске. Этот стимул важен и для ученика, и для учителя. Низкая успеваемость часто объясняется невнимательностью, причина которой в незаинтересованности ученика традиционным уроком. Используя интерактивную доску, я имею возможность привлечь внимание ученика и работать на этом внимании.
Управляя обсуждением, учитель может подтолкнуть обучающихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и легко доступны, она обеспечивает хороший темп урока.
Улучшение темпа и течения занятия
Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно подготовить заранее. Подготовка к уроку на основе одного главного файла помогает планировать и благоприятствует течению занятия.
На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Учитель и обучающиеся делают все это у доски перед всем классом, что, несомненно, привлекает всеобщее внимание. Например, составляя с учащимися опорный конспект можно использовать инструмент шторки. Заранее составленная таблица закрыта, а после объяснения и обсуждения нового материала постепенно открывается.
Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, зададут уроку бодрый темп: вы не будете тратить много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих уроков можно всегда открыть и повторить пройденный материал.
При использовании электронной интерактивной доски доступны следующие виды образовательной деятельности:
Этапы проведения урока
Возможные варианты использования интерактивной доски
Объяснение нового материала
Подбор текстового и графического материала по теме урока. Создание учебно-дидактической презентации. Подбор анимаций по теме урока. Создание заметок с помощью электронных чернил. Подбор мультимедийного материала по теме урока. Создание мультимедийной презентации для создания опорного конспекта обучающихся
Контроль усвоения пройденного материала
Разработка контрольных и самостоятельных работ. Разработка тестовых заданий. Разработка опорных конспектов. Организация интегрированных занятий с использованием интерактивных опытов на уроке объяснения нового материала. Организация самостоятельных работ, тестов и контрольных заданий на основе мультимедийного материала. Разработка тестовых интерактивных заданий.
Закрепление материала
Составление мультимедийных материалов с использованием результатов измерений датчиками различных процессов. Организация индивидуальных выступлений обучающихся по заранее подготовленным учителем материалам. Проведение виртуальных лабораторных работ.
Дополнительное образование
Организация проектной деятельности обучающихся. Подготовка материалов для проведения общешкольных конкурсов и олимпиад. Проведение защиты проектов обучающихся по теме исследования уроков и олимпиад. Проведение общешкольных конкурсов и олимпиад.
Доска не может заменить учителя. И если речь идет о литературе или живописи, то трудно себе представить полностью интерактивный урок без учителя. Восприятие записанного на доске текста отличается от восприятия произнесенного человеком текста, в который вложены эмоции и чувства. В то же время ученики во время работы с интерактивной доской могут сами создавать презентации. Когда ученик читает материал, а на доске в это время появляется текст, то у ребенка сразу развивается несколько видов памяти. При работе с интерактивной доской можно использовать различные информационные объекты: фото, видео, модель, интерактив, рисунок, анимация, текст, звук.
На подготовку интерактивного урока уходит много времени. Но ведь это лишь начало. На сегодняшний день существуют разработки специальных программ, которые облегчают жизнь преподавателям, предлагая большие коллекции картинок, а также подвижных рисунков по всевозможным темам и предметам, которые придают занятиям больше интерактивности и наглядности. Если будет создана общедоступная база интерактивных уроков и их «строительных элементов», то подготовить такой урок можно будет легко, что также снизит количество приложенных учителем усилий.
Я хочу поделиться своим опытом по созданию и проведению уроков, с использованием интерактивной доски.
Первый этап – подготовка к уроку
На этом этапе учитель может осуществить:
быстрый поиск ИО (информационных объектов) и их предварительный просмотр;
подобрать готовые модели уроков при объяснении нового материала;
подобрать ИО как иллюстративный материал для разъяснения тем или проблемных ситуаций изучаемого материала;
разработать вводные лекции для постановки заданий по выполнению самостоятельных работ.
Второй этап – изучение нового материала
На этом этапе учитель может:
демонстрировать уже сформированные наборы информационных объектов в заданной последовательности (презентации),
организовывать частично-поисковые и исследовательские виды работ с использованием информационных объектов,
стимулировать познавательный интерес учеников
использовать готовые модели уроков или его части при объяснении нового материала, закреплении ранее пройденного и т.д.;
использовать отдельные информационные объекты как иллюстративный материал; использовать вводные лекции для постановки заданий по выполнению самостоятельных работ.
Использование одного и того же объекта на разных уроках может быть неодинаково.
Третий этап – закрепление или проверка полученных знаний
На этапе закрепления или проверки полученных знаний преимущества использования интерактивной доски становятся очевидны. Когда, необходимо выйдя к доске в игровой, тестовой форме получить «независимую» оценку компьютера, то в классе поднимается лес рук, и, что особенно радует, в таком опросе хотят участвовать и слабые и сильные ученики. Такое современное поколение!
На уроках закрепления знаний, как и на уроках "получения информации" использование ИКТ также возможно и очень перспективно.
Закрепление знаний или "тренинг", который традиционно велся с помощью плакатов, тетради, мела и доски, может проводиться теперь с использованием информационных объектов. Например, можно, демонстрируя один за другим серию рисунков (например, портреты ученых), попросить учеников называть открытия, прославившие этих людей.
Используя работу с интерактивной доской можно проводить как традиционные виды аттестации знаний школьников, так и создать новые виды заданий и систем оценивания. Традиционными видами аттестации на уроках можно считать устный опрос, самостоятельную письменную работу, контрольную работу, выполнение теста на бланках.
Можно сделать задания устного опроса более разнообразными. Например, поставить перед учащимися задачу сформулировать задание к набору слайдов, приготовленному к уроку учителем выбрать нужные материалы для ответа, вывести их на экран.
Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски – комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять «обратную связь».
Конечно, есть темы, при изучении которых эффективность интерактивной доски не так очевидна, но использование доски целесообразно даже в этом случае, т.к. позволяет задействовать ее фрагментарно.
Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при использовании интерактивной доски на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, создаваемая совместно учителями и учениками, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем.
Также следует отметить, что использование интерактивной доски позволяет повысить внимание (заинтересованность) учеников за счет новизны способа изложения материала.
Повышается и интерес к математике в целом. Обучающиеся активно включаются в подготовку презентаций к уроку, что в свою очередь развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности и позволяет добиться лучших результатов не только в изучении математики, но и информатики и мультимедиатехнологий.
Документ-камера
Документ-камеры - это особый класс устройств, предназначенных для передачи реальных изображений страниц учебников или школьных тетрадей, иллюстраций или нарисованных схем, трехмерных предметов или даже препаратов с микроскопа на телевизор, монитор или через видеопроектор на большой экран.
Ведь довольно типичная ситуация: обычно учитель показывает что-то на рисунке в своем учебнике, а дети ищут это «что-то», которое они толком не разглядели, у себя в книге. Нередко ребята не могут понять, на какой именно фрагмент нужно смотреть, и учитель вынужден подходить к каждому. При такой схеме работы немало времени тратится впустую. Используя документ-камеру, педагог может быть уверен, что, во-первых, все действительно смотрят на рисунок, во-вторых, видят именно тот фрагмент, о котором идет речь.
Какие же её свойства и качества так привлекают учителя и учащихся?
Первое и, наверное, основное – её технические возможности.
Самая простая функция документ-камеры – демонстрация стационарных изображений и объектов. Причём, если под изображениями понимать двумерные, то есть плоские, отображения реальных предметов (фотографии) или рисунки, то объекты – это трёхмерные отображения реальных предметов, которые из стационарных превращаются в движущиеся, когда мы вращаем их, пытаясь рассмотреть со всех сторон. А документ-камера помогает транслировать изображения этих плоских или объёмных предметов на экран для всеобщего обозрения.
К одной из эффективных технических характеристик документ-камеры можно отнести способность увеличивать демонстрируемый объект, давая тем самым возможность рассмотреть мелкие детали плоского или объёмного изображения, которые даже при реальном просмотре плохо различимы. Так она может превратиться в «электронную лупу», которая всегда находится у вас под рукой.
Одно из свойств документ-камеры приближает её к видеокамере, работающей в режиме реального времени. При этом документ-камера служит средством динамической визуализации естественных процессов. Примером реализации этой функции документ-камеры может служить обзор объёмного текстового материала (например, учебника или альбома с иллюстрациями, энциклопедиям или словарям), требующий обращаться по ходу демонстрации к различным частям документа. Перелистывание страниц под объективом документ-камеры – несопоставимо более быстрое и удобное действие, чем сканирование страниц и их демонстрация через компьютер.
Кроме того, это свойство документ-камеры позволяет учителю демонстрировать сложные учебные действия, состоящие из нескольких этапов или операций. Особенно это необходимо, когда работа происходит не «на пустом месте», а с опорой на сложную форму учебного материала, представленного в «бумажной» форме (иллюстрацию, текст, упражнение) или в виде реальных объектов не очень большого размера, например, обучение работать на клавиатуре компьютера, вышивать гладью или «крестиком», накладывать штриховку, рисовать сложные узоры и пр.
При обучении сложным учебным действиям может быть пример выполнения письменного задания (письмо, подчёркивание, исправление ошибок, заполнение пропусков, в том числе и при разгадывании кроссворда), визуальная работа с текстом, когда требуется найти определённую информацию, слова или словосочетания, выделить фрагменты текста по определённым признакам, соотнести иллюстративный и текстовый материал. Причём различного рода выделения, подчёркивания и нанесение отметок можно делать не только с помощью реального карандаша, но и с помощью электронных карандашей и маркеров разного цвета, входящих в «электронную комплектацию» документ-камеры.
Следующее важное свойство документ-камеры – это её помощь учителю и учащимся в динамической презентации результатов их работы. Очень часто требуется продемонстрировать результаты работы, которыми могут являться изготовленные учащимися предметы или мелкие движущиеся объекты, когда нужно показать последовательность действий, освоенных учащимися при изучении предмета (особенно это касается информационных и материальных технологий). В этих случаях трансляция реальных действий выступающего на экран создаёт эффект вовлечённости аудитории в процесс презентации, которая принимает активный, «живой» характер.
Функция записи стационарных и динамических объектов, которой обладает документ-камера, позволяет сохранять увеличенные изображения и видеозаписи динамических процессов и учебных действий в виде файлов изображений и видеофайлов с целью их последующей демонстрации изучения.
Каковы же основные достоинства документ-камеры?
Во-первых, она позволяет «оживить» процесс преподавания, сделать его более наглядным и убедительным и, как следствие, более эффективным.
Во-вторых, документ-камера выступает как инструмент установления обратной связи между учителем и классом, как средство повышения мотивации учеников. Это происходит, например, во время анализа только что выполненной контрольной работы или разбора домашнего задания на экране в реальном времени с комментариями учителя. Причем в этом процессе принимает участие весь класс.
В-третьих, устройство реально и существенно экономит время учителя как во время подготовки к уроку, так и во время проведения самого урока. Любое письменное задание с листа, без подготовки раздаточного материала, одним нажатием кнопки через документ-камеру и проектор может быть спроецировано на доску или заменяющий ее экран.
Конечно, все бы это было невозможно без интерактивной доски.
Заключение
Итак, при использовании информационных компьютерных технологий появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.
Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
1. активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
2. достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
3. развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;
4. снижению дидактических затруднений у учащихся;
5. повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно- коммуникационной компетенции;
6. приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
усилить образовательные эффекты;
повысить качество усвоения материала;
построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
К результативности работы можно отнести:
Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;
Повышение уровня использования наглядности на уроке;
Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;
Рост качества знаний.
Литература
Анатольева Э.В «Применение информационных и коммуникативных технологий на уроках в начальной школе» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Бирюкова Ю. В. « Использование ИКТ на уроках в начальной школе по ФГОС»
« [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] информационных технологий на уроках в начальной школе»
Нестеров А. «Документ-камеры в школьной практике», № 16, с. 18-19
Нестеров А. «Документ-камеры для школ», № 18, с. 16-17
Нестеров А. «Новые возможности документ-камеры для педагогов», № 22, с. 22-23
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315
Рисунок 2414EPSON SX420W Series