Тезисы доклада Педагогическое мастерство преподавателя

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПОДГОТОВКУ СТУДЕНТОВ
Т.П.Филиппова, преподаватель ММК ГВУЗ «ПГТУ»

Среди специалистов - преподавателей высшей школы - довольно распространено мнение, что качество работы педагога в основном определяется уровнем профессиональных знаний. Но в учебном занятии реализуются не только профессиональные знания и умения преподавателя, но и уровень его психолого-педагогической подготовки. Поэтому опрос студентов также свидетельствуют о том, что качество обучения в высшей школе тесно связано с личными качествами преподавателя, уровнем его общей культуры и психолого-педагогической подготовки.
Лекция преподавателя похоже на действие, и лектор должен пользоваться всеми средствами, пока он не почувствует, что в мысли слушателей проникла и идея, которую он хотел до них донести. Преподавателю необходимо уметь говорить логично и последовательно, с правильными остановками. 55% впечатления определяется тем, что человек видит, 40% тем, что слышит (темп, высота, тембр). Большое значение во время общения преподавателя с аудиторией имеют пантомимика и мимика. Визуальный контакт выполняет в отношениях со студентами важную функцию, как эмоциональное питания.
Открытый, естественный доброжелательный взгляд прямо в глаза слушателя важен не только для установления взаимодействия, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей. Взгляд передает воспитанникам чувство преподавателя. Следует помнить, что визуальный контакт со студентами должно быть постоянным.
Главное назначение педагога состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием и другими качествами стать образцом для подражания со стороны студентов и личным примером воспитывать в них человечность. Поэтому преподаватель должен постоянно осуществлять совершенствование своих навыков и способностей.
Необходимо отрабатывать все элементы внешности в комплексе. Педагог, заботится о своем внешнем виде, получает прекрасные результаты (элегантный костюм, прическа к лицу, искусный макияж и т.д.). В то же время, если он не обладает своим голосом (говорит громко или очень тихо), то достаточно быстро очарование ним рассеивается.
Общение - это процесс контактов, обмена и взаимодействия между людьми. В процессе обучения и воспитания происходит передача знаний, способов деятельности, общественных ценностей, норм культуры, то есть общение является сущностью работы учителя - преподавателя - педагога.
15