Рабочая программа по литературе 11 класс
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе составлена на основе:
1. Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
2. Обязательного минимума содержания образования.
3. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы (базовый уровень) Авторы: В. Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: П, 2009
4. Учебника «Русская литература XX века. 11 кл.в 2 ч. (Л.А.Смирнова, О.Н.Михайлов, А.М.Турков, В.П.Журавлев, А.М.Марченко, Ал.А.Михайлов, В.А.Чалмаев, Г.А.Белая, В.Г.Воздвиженский, И.О.Шайтанов) – под ред. В.П.Журавлёва. – М.: П, 2006
Программа рассчитана на 102 часа ( 3 часа в неделю).
Общая характеристика учебного предмета.
Литература базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Результаты изучения предмета «Литература» ( из Новых образовательных стандартов)
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в: умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:1) в познавательной сфере: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIXXX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;2) в ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и свое отношение к ней;3) в коммуникативной сфере: восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;4) в эстетической сфере: понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
-осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение.
Различные виды пересказа.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение, сопоставление, классификация;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезисов, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Методы и формы обучения
Современный урок литературы – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, историзма в подходе к литературным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения, эстетического сознания, вкусов и потребностей.
В этом плане особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, т.к. от типа и формы зависит структура и методика урока. Но ни в дидактике, ни в частных методиках нет в настоящее время единой общепринятой классификации типов урока, и существует ряд принципиально различных подходов при обосновании типов уроков литературы.
Уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки.
Уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей
Уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям
Уроки внеклассного чтения.
Программа предусматривает
Формы организации урока: коллективная, парная, групповая.
Виды занятий: заочная экскурсия, игровой урок, урок-путешествие, защита проектов и исследовательских работ, инсценированный урок, круглый стол, семинар, урок-исследование, урок-зачет.
Технологии:
технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования;
технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения.
В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей.
Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Технология индивидуализации обучения.
Информационно-коммуникационные технологии.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
анализировать и характеризовать произведение как художественное целое; выявлять авторское отношение к изображенному, давать обоснованную интерпретацию и личностную оценку произведению;
определять нравственно-философскую и социально-историческую проблематику литературных произведений; выявлять сходство тематики и героев разных произведений; привлекать литературно-критические материалы при анализе художественного текста;
соотносить изученное произведение со временем его написания; с различными литературными направлениями; с основными фактами жизненного и творческого пути писателей;
-выразительно читать произведения или фрагменты из них, в том числе наизусть; пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
-писать классные и домашние сочинения по изученным произведениям, а также на жизненно важные темы, связанные с курсом литературы;
рецензировать прочитанные произведения;
самостоятельно и творчески выполнять различные виды устных и письменных работ.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
Знать \ понимать:
1. Образную природу словесного искусства.
2. Содержание изученных литературных произведений.
3. Основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX века.
4. Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.
5. Основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
1. Воспроизводить содержание литературного произведения.
2. Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
3. Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.
4. Определять род и жанр произведения.
5. Сопоставлять литературные произведения.
6. Выявлять авторскую позицию.
7. Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.
8. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
9. Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Содержание программы
№ п/п
Раздел программы
Содержание дисциплины,
основные понятия
1
Введение.
Русская литература в контексте мировой художественной культуры ХХ столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в ХХ веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.
2
Литература начала ХХ века.
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала ХХ века. Человек и эпоха основная проблема искусства; Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
3
Литература 20-х годов ХХ века.
Общая характеристика литературного процесса 20-х годов ХХ века. Литературные объединения. Россия и революция: трагическое осмысление темы.
4
Литература 30-х годов ХХ века.
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов, понимание миссии поэта и значение поэзии. Тема Руссой истории в литературе 30-х годов.
5
Литература периода Великой отечественной войны.
Литература предгрозья: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными переживаниями лирического героя. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Значение литературы периода Великой отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины ХХ века.
6
Литературный процесс 50-х – 90-х годов.
Новое осмысление военной темы. Новые темы, идеи, образы периода «оттепели». «Городская» проза. «Деревенская» проза. Темы и проблемы современной драматургии.
7
Литература конца ХХ – начала ХIХ века.
Общий обзор произведений последнего десятилетия.
Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Разнообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.
И.А.Бунин: судьба и творчество. Лирика Бунина. «Антоновские яблоки». Размышления о России в повести Бунина «Деревня». Обращение писателя к социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». «Чистый понедельник». Тема любви в прозе И.А.Бунина. Поэтичность женских образов.
А.И.Куприн: судьба и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся». Трагизм любовной темы в повестях «Поединок» и «Олеся». Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет».
Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна.
Серебряный век русской поэзии. Русский символизм и его истоки. В.Я.Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы в поэзии Брюсова. Лирика поэтов Серебряного века. «Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д.Бальмонта. Смысл поэзии И.Ф.Анненского. Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Н.С.Гумилёв и акмеизм. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилёва на русскую поэзию ХХ века. Проблематика и поэтика лирики Гумилёва. Футуризм как литературное направление. Манифесты футуризма. Русские футуристы. «Эгофутуризм» Игоря Северянина. Серебряный век: темы, проблемы, поэтика.
М. Горький: жизнь, творчество, личность. Раннее творчество писателя. Композиция романтических рассказов М. Горького. «На дне» – социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. «Три правды» в пьесе. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. «Во что веришь – то и есть». Роль Луки в драме «На дне».
Р/Р Классное сочинение по творчеству М.Горького.
А.А. Блок: судьба и творчество. Блок и символизм. «Стихи о Прекрасной Даме». Тема страшного мира в лирике А.А.Блока. Развитие понятия «образ-символ». Тема России в лирике А.А.Блока. Обучение анализу лирического текста. «Двенадцать»: проблематика и поэтика поэмы. Полемика вокруг поэмы «Двенадцать» в современном литературоведении.
С.А. Есенин: личность и судьба. Всепроникающий лиризм – специфика поэзии Есенина. Лирика С.А.Есенина после революции. Обучение анализу лирического текста. «Анна Снегина»: биографическая основа произведения. Лирическое и эпическое в поэме.
Литература 20-х годов ХХ века. Общая характеристика литературного процесса. Тема революции и гражданской войны в прозе 20-х годов ХХ века.
В.В. Маяковский: судьба и творчество. Дооктябрьская лирика поэта. «Облако в штанах»: проблематика и поэтика поэмы. Пафос революции в стихах Маяковского. Сатирические стихи. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского.
Р/Р Любовная лирика Маяковского. Обучение анализу лирического текста.
Р/Р Классное сочинение по творчеству А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского.
Роман А.А. Фадеева «Разгром». Особенности жанра и композиции. Народ и интеллигенция в романе. Проблема гуманизма в романе А. Фадеева «Разгром».
Литература 30-х – начала 40-х годов ХХ века. Общая характеристика общественно-политического развития страны в 30-е годы ХХ века.
М.А. Булгаков: судьба и творчество. Новаторство в темах, идеях, стилистике. Булгаков и театр. Судьбы людей и революции в романе «Белая гвардия». «Дни Турбиных» - пьеса по мотивам романа «Белая гвардия». Проблемы и герои романа «Мастер и Маргарита». Трагическая любовь героев романа. Необычность романа Булгакова. Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Своеобразие булгаковской «дьяволиады».
Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.А.Булгакова.
А.П. Платонов: страницы жизни и творчества. Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован». Метафоричность художественного мышления А. Платонова «Котлован».
А.Н. Толстой. «Петр Первый»: проблематика и художественное своеобразие романа. Панорама русской жизни в романе. Новаторство А.Н.Толстого – исторического романиста.
А.А. Ахматова: личность и судьба. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство лирики А.А.Ахматовой. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии А.А.Ахматовой. Поэма А. А. Ахматовой «Реквием» – поэма о трагедии народа. Тема народного страдания и скорби в поэме.
М.И. Цветаева: личность и судьба. Темы и проблемы творчества. Тема творчества, назначения поэта в лирике М.И.Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля М.И.Цветаевой.
Н.А Заболоцкий: судьба и творчество. Мысль – образ – музыка в поэзии Н.А.Заболоцкого.
М.А. Шолохов: судьба и творчество. «Тихий Дон» – роман-эпопея о всенародной трагедии. Глубина постижения исторических процессов. Картины гражданской войны в романе «Тихий Дон». «В мире, расколотом надвое» Трагедия Григория Мелехова. Яркость характера и жизненных коллизий. Женские образы и женские судьбы в романе.
Р/Р Классное сочинение по творчеству М.А.Шолохова.
Литература предгрозья: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну.
Великая Отечественная война в литературе 40 – 50-х годов: обзор. Правда о войне в повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда». «Лейтенантская проза»: обзор. Реалии и романтика в описании Великой Отечественной войны.
А.Т. Твардовский: судьба и творчество. Лирика А.Т.Твардовского. Поэмы А. Т. Твардовского о войне и о родине: «Страна Муравия», «Василий Теркин», «Теркин на том свете». Поэмы «За далью – даль» и «По праву памяти» как художественное осмысление сложного пути родины. «По праву памяти» – поэма о трагических событиях прошлого, связанных с периодом сталинщины.
Б.Л. Пастернак: судьба и творчество. Философский характер лирики Б.Пастернака. Обучение анализу лирического текста. История создания и идейно-художественное своеобразие романа Б.Пастернака «Доктор Живаго».
А.И. Солженицын: судьба и творчество. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве в произведениях А.И.Солженицына. Идейно-художественное своеобразие рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Анализ рассказа «Матрёнин двор». Обзор произведения «Архипелаг ГУЛАГ».
«Деревенская» проза в современной литературе. Изображение жизни крестьянства в «деревенской» прозе. Герои Шукшина.
«Городская» проза в современной литературе. Нравственная проблематика и художественные особенности «городской» прозы.
Новые темы, проблемы, образы в поэзии периода «оттепели».
Темы и проблемы современной драматургии.
Авторская песня. Её место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны.
В. Астафьев: судьба и творчество. Нравственные проблемы произведения В.Астафьева «Царь-рыба» (или «Печальный детектив»). Утрата нравственных ориентиров как основная проблема творчества В.Астафьева.
Нравственно-философские проблемы романа Ч.Айтматова «И дольше века длится день».
В. Распутин: судьба и творчество. Темы и проблемы произведений В.Распутина. Народ, его история, его земля в повести В.Распутина «Прощание с Матёрой».
Художественные поиски и традиции в современной прозе.
Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и неореализма, поэзия.
Ф.А. Абрамов. Обзор творчества.
Ю. В. Бондарев «Батальоны просят огня».
К. Воробьев. «Убиты под Москвой»
В. Кондратьев «Сашка».
Евгений Носов «Усвятские шлемоносцы»
Юрий Трифонов «Обмен»
Проза второй половины XX века
Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, А.Г.Битов, В.В.Быков, В.С.Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л.Кондратьев, В.П.Не-красов, Е.И.Носов, В.Г.Распутин, В.Ф.Тендряков, Ю.В.Трифонов, В.М.Шукшин.
Произведения не менее трех авторов по выбору.
Поэзия второй половины XX века
Б.А.Ахмадулина, И.А.Бродский, А.А.Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А.Евтушенко, Ю.П.Кузнецов, Л.Н.Мартынов, Б.Ш.Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С.Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А.Тарковский.
Стихотворения не менее трех авторов по выбору.
Драматургия второй половины ХХ века
А.Н.Арбузов, А.В.Вампилов, А.М.Володин, В.С.Розов, М.М. Рощин.
Произведение одного автора по выбору.
Литература последнего десятилетия
Проза (одно произведение по выбору). Поэзия (одно произведение по выбору).
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ
Г. Айги, Р. Гамзатов, М. Джалиль, М. Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов. Произведение одного автора по выбору.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Проза
О.Бальзак, Г.Бёлль, О.Генри, У. Голдинг, Э.Т.А.Гофман, В.Гюго, Ч.Диккенс, Г. Ибсен, А. Камю, Ф. Кафка, Г.Г. Маркес, П.Мериме, М.Метерлинк, Г.Мопассан, У.С.Моэм, Д.Оруэлл, Э.А.По, Э.М.Ремарк, Ф. Стендаль, Дж.Сэлинджер, О.Уайльд, Г.Флобер, Э.Хемингуэй, Б. Шоу, У. Эко.
Произведения не менее трех авторов по выбору.
Поэзия
Г.Аполлинер, Д.Г. Байрон, У. Блейк, Ш. Бодлер, П.Верлен, Э. Верхарн, Г. Гейне, А. Рембо, Р.М. Рильке, Т.С. Элиот.
В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения все крупные по объему произведения зарубежной литературы изучаются во фрагментах.
Произведения для самостоятельного чтения:
И.А.Бунин. «Тёмные аллеи», «Окаянные дни», «Жизнь Арсеньева»
А.М.Горький. «Дело Артамоновых»
А.Блок. «Скифы», «Возмездие»
Поэты есенинского круга: П.Карпов, П.Васильев, П.Радимов
В.Маяковский. Лирика, поэмы, пьесы (по выбору)
М.А.Булгаков. «Бег», «Театральный роман»
А.П.Платонов. Рассказы, повести, очерки (по выбору)
М.Шолохов. «Поднятая целина»
В.Белов. «Кануны»
Б.Можаев. «Мужики и бабы»
Ч.Айтматов. «И дольше века длится день»
В.Д.Дудинцев. «Белые одежды»
Джордж Бернард Шоу. «Пигмалион»
Эрих Мария Ремарк. «Три товарища»
Произведения для заучивания наизусть
Н.С.Гумилёв «Перстень», «Много есть людей»
М.И.Цветаева «Моим стихам», «Уж сколько их упало в эту бездну», на выбор
М.Горький. Монолог Сатина из пьесы «На дне», «Песня о Буревестнике»
А.Блок «О, Весна без конца и без краю», «Россия», «О доблестях, о подвигах, о славе», отрывок из поэмы «Двенадцать»
С.Есенин «Письмо матери», «Спит ковыль», «Песнь о собаке», «Персидские мотивы» (одно на выбор), отрывок из поэмы «Анна Снегина»
В.Маяковский «Нате», «Послушайте», отрывок из поэмы «Во весь голос»
Н.Заболоцкий. На выбор
А.Ахматова. Отрывок из поэмы «Реквием», стихотворения на выбор
А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом» (отрывок)
Б. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать», «О, знал бы я, что так бывает», стихи из романа «Доктор Живаго»
Н.Рубцов. На выбор
Стихи Б.Окуджавы или В.Высоцкого (на выбор как автор, так и стихи)
И.Бродский. На выбор
Оценочный материал
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Название
Эссе на тему «Сила любви»
Эссе на тему «Любовь и ненависть»
Классное сочинение
по творчеству А.М. Горького.
Домашнее сочинение по творчеству А.А. Блока.
Сочинение по творчеству Есенина
Сочинение
по творчеству В.В. Маяковского.
Сочинение по творчеству Булгакова.
Классное сочинение
по роману М.А. Шолохова
«Тихий Дон».
Письменная работа по творчеству А.И. Солженицына.
Письменная работа по творчеству В.М. Шукшина
Сочинение-эссе «Книги о войне»
Источник
Учебник стр.184, Ч.1
Учебникстр. 210, Ч.1
Учебник стр. 277, Ч.1
Учебник стр.308, Ч.1
Учебникстр. 71,
Ч.2
Учебник стр. 229, Ч. 2
Учебник стр. 322, Ч.2
Учебникстр. 427, Ч. 2
Учебникстр. 326, Ч. 2
Контрольные и тестовые работы
№п/п
1
2
3
Название
Тест за 1 четверть
Тест за 1 полугодие
Контрольная работа за год
Источник
Н.Миронова Тесты по литературе, 11 класс Издательство «Экзамен», 2007
Критерии оценивания учащихся
Система оценивания устного ответа:
При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.
Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой (и другими видами искусства) родной страны и мира, постоянном внимании к эмоциональному восприятию учениками текста, их раздумью над поставленными автором проблемами.
Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Критерии оценки письменных работ
Основными формами проверки речевого развития учащихся являются сочинения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:
коммуникативные умения, т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму;
языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка;
навыки правописания - орфографические и пунктуационные.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.
Критерии оценивания сочинений
Содержание
Речевое оформление
Грамотность
соответствие содержания работы заявленной теме;
полнота раскрытия темы; наличие фактических ошибок;
последовательность изложения
разнообразие лексики и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов
Число допущенных ошибок: орфографических;
пунктуационных; грамматических
Ошибки и недочеты в сочинениях
Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.
Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:
- повторение одного и того же слова;
- однообразие словарных конструкций;
- неудачный порядок слов;
- различного рода стилевые смешения.
Ошибки в содержании сочинений
Ошибки в содержании сочинения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.
Фактические ошибки
искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.
Логические ошибки
-нарушение последовательности в высказывании;
-отсутствие связи между частями сочинения и между предложениями;
-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
-раздробление одной микротемы другой микротемой;
-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;
-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
смешение лексики разных исторических эпох;
употребление штампов.
Речевые ошибки в построении текста:
бедность и однообразие синтаксических конструкций;
нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев
·выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
стилистически неоправданное повторение слов;
неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;
неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок
Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство,публицизм и т.п.). Такиеошибки нельзя воспринимать как орфографические.
Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)
Синтаксические
а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б) ошибки в структуре простого предложения:
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;
- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;
- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;
- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;
- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;
- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.
в) ошибки в структуре сложного предложения:
- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;
- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
Нормы оценивания сочинений
Содержание и речь
Грамотность
55«5»
Ставится за сочинение:
Глубоко и аргументировано, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для раскрытия, умения целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета.
Допускается:
1 орфографическая или 1 пунктуационная ошибка,
или 1 грамматическая ошибка.
«4»
Ставится за сочинение:
Достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и др. источников по теме сочинения и умения пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логическое и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточных в содержании, незначительных отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов.
Допускается:
2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
«3»
Ставится за сочинение:
В котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владения основами письменной речи; в работе имеется не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускается:
4 орфограф. и 4 пункт. ошибки, или 3 орфограф. и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пункт. при отсутствии орфограф. ошибок (в 5кл. – 5 орфогр. и 4 пунктуационных), а также 4 грамматические ошибки
«2»
Ставится за сочинение:
Которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о
поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений,
не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением
материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Допускается:
7 орфограф. и 7 пункт. ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфограф. и 9 пунктуационных ошибок,8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамм. ошибок
Примечание
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
Выведение итоговой оценки
Итоговая оценка выставляется в конце каждого полугодия и в конце учебного года. Она выводится с учетом результатов устной и письменной проверок знания текста, умения выразительно читать лирические произведения наизусть, степени усвоения литературных терминов и овладения умениями связно излагать мысли в устной и письменной форме. При выведении итоговых оценок имеет значимость оценка письменных работ. Итоговая оценка должна отражать фактическую подготовку ученика, а не выводиться как средняя оценка из всех. Поэтому итоговая отметка не может быть положительной, если большинство творческих работ на протяжении полугодия, года оценены на «2».
Учебно-методический комплект.
Агеносов В.В. Методическое пособие. Русская литература XX века. 11 класс – М., «Дрофа»
Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века – М., «Книжная палата»
Безносов Э.Л. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. Литература –М., «Дрофа»
Бельская Л.Л. Литературные викторины –М«Просвещение»
Богданова О.Ю. Бунин в школе – М., «Дрофа»
Болдырева Е.М., Леденёв А.В. Поэзия серебряного века в школе – М., «Дрофа»
Булгакова И.В. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки
по литературе I – II половины XX века – М., «ВАКО»
Нестандартные уроки русской литературы. 10-11 классы – Ростов-на-Дону, «Феникс» Иванченко Н.И. Подготовка к выпускному экзамену по литературе – М., «Просвещение»
Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики - Брянск, «Курсив»
Косивцова Л.И. Литература. 11 класс. Поурочные планы – Волгоград, «Учитель»
Костылёва Н.Е. Литература. Планируемые результаты обучения по литературе, их оценка в основной и средней (полной) общеобразовательной школе – Наб. Челны
Лазаренко Г.П. Краткий курс. Русская литература XXвека. 11 класс. – М., «Дрофа»
Малюшкин А.Б. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла.
10-11 класс – М., «Творческий центр»
Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь – М., «АЙРИС-ПРЕСС»
Михайлова И.М. Тесты. Литература 9-11 классы – М., «Дрофа»
Нянковский М.А. Шолохов в школе – М., «Дрофа»
Обернихина Г.А. Преподавание литературы в 11 классе (в 2-х частях) – М., «Аркти»
Произведения писателей и поэтов, изучаемых в 11 классе
Савельева Л.И. Словарь-справочник по литературе – издательство Казанского университета
Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н. Русская литература XIXвека. Материалы для подготовки к экзаменам – М., «Русское слово»
Угроватов П.И. Конспекты уроков для учителя литературы. 11 класс (в 2-х ч.) – М., «Владос»
Учебник: Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века. 11 класс (в 2 ч.) – М., «Русское слово»
Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XXвека. 11 класс – М., «Просвещение»
Шапошникова В.В. «И все души моей излучины»Методическое пособие по литературному анализу в 11 классе – М., «Московский Лицей»
Я иду на урок литературы. Современная русская литература. 1970-1990-е годы – М., «Первое сентября»
1. Экспресс-подготовка к экзамену. Литература. 9-11 класс
2. «5 баллов. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. Гуманитарные науки»
3. DVD-диски с экранизациями художественных произведений, изучаемых в 11 классе.
4. Видеофильмы по произведениям литературы 20 века.
№
п/п
Дата
Тема урока
Элемент содержания
Требования к уровню подготовки
Дом. задание
План
Факт
1
2.09
Россия рубежа XIX-XX веков. Историко-культурная ситуация.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения
Основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений
1. Прочитать статью «Начало XX века», с.8-19.
2. Подготовить сообщения о театре, музыке, живописи, архитектуре рубежа веков.
2
3.09
И.А. Бунин. Очерк жизни и творчества. Основные мотивы лирики.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении. Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звез-
ды!..», «Последний шмель»
Основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции
1.Выучить наизусть одно стихотворение И.А. Бунина (по выбору).
2. Прочитать рассказы И.А. Бунина «Иоанн Рыдалец», «Господин из Сан-Франциско».
3
4.09
Острое чувство кризиса цивилизации в рассказах «Господин из Сан-Франциско» и «Иоанн Рыдалец»
И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Иоанн Рыдалец».
Анализировать и интерпретировать литературное произведение; анализировать эпизод (сцену)
1. Прочитать рассказы И.А. Бунина «Лёгкое дыхание», «Чистый понедельник».
2. Изучить материалы учебника, с.45-46, ч.1.
4
8.09
Рассказы И.А. Бунина о любви («Лёгкое дыхание», «Чистый понедельник»).
И.А. Бунин. Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи» «Чистый понедельник», «Кавказ» и др.
Анализировать и интерпретировать литературное произведение; анализировать эпизод (сцену)
1. Изучить материал учебника стр. 48-50.
2. Подготовиться к письменной работе по творчеству И.А. Бунина.
5
10.09
Р/р. Письменная работа (Эссе)
по творчеству И.А. Бунина.
Эссе на тему «Сила любви» по рассказам из сборника «Темные аллеи»
Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению
1. Инд. задание: подготовить сообщение о А.И.Куприне.
2.Прочитать повесть «Олеся»
6
11.09
А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».
Содержание и форма. Поэтика. Повесть «Олеся»
Основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции
1.Изучить материалы учебника, с.88-92, ч.1.
2. Прочитать повесть «Поединок».
7
15.09
Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни в повести А. И. Куприна «Поединок».
Военная тема в творчестве писателя. Повесть «Поединок»
Анализировать и интерпретировать литературное произведение; анализировать эпизод (сцену)
1.Изучить материалы учебника стр. 62-64.
2. Прочитать рассказ А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
8
17.09
Талант любви в рассказе А.И Куприна «Гранатовый браслет».
Деталь. Символ. Подтекст.
Рассказ «Гранатовый браслет».
Анализировать и интерпретировать литературное произведение; анализировать эпизод (сцену)
1.Прочитать повесть Л.Н. Андреева «Иуда Искариот».
2.Инд.задание: подготовить сообщение о Л.Н. Андрееве.
9
18.09
Р/р. Подготовка к сочинению по рассказу «Гранатовый браслет»
Эссе на тему «Любовь и ненависть»
Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению
1. Представить презентации (по выбору)
2. Прочитать стр. 72-116
10
22.09
Урок-лекция. Обзор творчества писателей. Л.Андреев, И.Шмелёв, Б.Зайцев, А.Аверченко, Тэффи, В.Набоков.
Эмигрантская литература. Тема России в творчестве писателей-эмигрантов. Исповедальный характер творчества писателей-эмигрантов
Основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции
1. Прочитать стр. 72-80, 82-90, 91-96, 97-102, 103-107, 108-116
2. Представить презентации (по выбору)
11
24.09
Урок-лекция. Обзор творчества поэтов Серебряного века. В.Брюсов. К.Бальмонт. А.Белый. Ф.Сологуб. И.Анненский, Г.Иванов. Н.Гумилёв.
И.Северянин.В.Ходасевич, В.В. Хлебников
Литература серебряного века. Стихотворения Брюсов: «Сонет к форме», «Юному поэту»,
«Грядущие гунны»; Сологуб: «Я мечтою ловил уходящие тени», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце» Белый: «Раздумье», «Русь», «Родине»; Гумилев: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»; Северянин: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин»), «Двусмысленная слава»; Хлебников: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы», «Еще раз, еще раз»
Основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития
1. Изучить материалы учебника, с.117-161, ч.1.
2. Представить презентации
3. Выучить основные положения лекции.
12
25.09
А.М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького. Раннее творчество.
Взаимосвязь романтической и реалистической прозы.
Основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции
1. Прочитать рассказ А.М. Горького «Старуха Изергиль».
2. Изучить материалы учебника, с.164-183, ч.1.
13
29.09
Композиция романтических рассказов А.М. Горького. Рассказ «Старуха Изергиль».
М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль».
Анализировать и интерпретировать литературное произведение; анализировать эпизод (сцену)
1. Прочитать пьесу А.М. Горького «На дне».
14
1.10
Особенности жанра и конфликта в пьесе А.М. Горького «На дне». Роль Луки в драме А.М. Горького «На дне».
М. Горький. Пьеса «На дне»
Анализировать и интерпретировать литературное произведение; анализировать эпизод (сцену)
1. Выявить роль Луки в пьесе, выписать его высказывания о людях, о жизни, о правде, о вере.
2. Выучить наизусть отрывок.
15
2.10
А.М.Горький Роман «Мать».
Павел Власов и Пелагея Ниловна - главные герои романа.
М. Горький. Роман «Мать». Нравственный конфликт.
Анализировать и интерпретировать литературное произведение; анализировать эпизод (сцену)
1. Изучить материалы учебника стр. 176-178.
2. Подготовить материал к сочинению, стр 184
16
6.10
Р/р. Классное сочинение
по творчеству А.М. Горького.
Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы
1. Инд.задание: подготовить сообщение о Блоке
17
8.10
А.Блок. Начало пути. «Стихи о Прекрасной Даме». Блок и символизм.
А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»
Основные факты жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции
1.Изучить материалы учебника, с.185-209, ч.1.
2. Читать поэму «Двенадцать»
18
9.10
«Это всё – о России». Тема Родины в
творчестве А.А. Блока.
«Вхожу я в темные храмы», «О, я хочу безумно жить», «Скифы» Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора.
Соотносить изучаемое произведение с литературным
направлением эпохи
1. Выучить наизусть стихотворение «Россия».
2. Прочитать поэму А.А. Блока «Двенадцать».
19
13.10
Поэма А.А. Блока «Двенадцать». Сюжет, герои, символика. Трактовка финала.
А.А. Блок. Поэма «Двенадцать». Истоки символизма в творчестве.
Анализировать и интерпретировать литературное произведение; анализировать эпизод (сцену)
Изучить материалы учебника, с.204-209, ч.1.
20
15.10
Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.А. Блока.
Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы
1.Написать сочинение.
2.Инд.задание: подготовить презентации и сообщение
«Новокрестьянские поэты»
21
16.10
Урок-лекция. Новокрестьянские поэты. Н.Клюев. С.А.Клычков. П.В.Орешин.
Русская крестьянская поэзия 19 в. новокрестьянская поэзия 20 в. праведническая функция поэзии.
Клюев: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...»
Соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи
1. Изучить материал учебника стр. 212-236
2. Наизусть стихотворения
(по выбору)
22
20.10
Сергей Есенин как национальный поэт
Имажинизм. Необрядовая лирическая песня. Кольцо. Мелодика. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных», «Мы теперь уходим понемногу», «Письмо матери», «Спит ковыль.
Равнина дорогая», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Не жалею, не зову, не плачу», «Русь Советская»
Основные факты жизни и творчества поэта, этапы творческой эволюции
1. Изучить материалы учебника стр. 239-276
2. Читать поэму «Анна Снегина»
23
22.10
Поэма С. А. Есенина «Анна Снегина»
Поэма «Анна Снегина»
Анализировать литературное произведение; анализировать эпизод (сцену)
1. Изучить материалы учебника стр. 261-266
24
23.10
Тема Родины в творчестве С.Есенина.
Стихотворения: «Русь», «Я покинул родимый дом», «Я последний поэт деревни...», «Не жалею, не зову, не плачу»
Анализировать литературное произведение; анализировать эпизод (сцену)
1. Инд/з. Доклад: «Прототипы есенинской лирики».
2. Стихотворение наизусть (по выбору)
25
27.10
Любовная лирика Есенина.
Цикл «Москва кабацкая», цикл «Любовь хулигана». «Персидские мотивы», «Письмо к женщине»
Анализировать литературное произведение; анализировать эпизод (сцену)
1. Подготовить материалы к сочинению, стр. 277
2. Выучить наизусть стихотворение о любви
26
29.10
Р/р. Сочинение по творчеству Есенина
Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению
1. Подготовиться к проверочной работе
27
30.10
Итоговый урок за I четверть
Тесты
№
п/п
Дата
Тема урока
Элемент содержания
Требования
к уровню подготовки
Дом. задание
План
Факт
1
10.11
В.В. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство В.В. Маяковского.
«А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся»
Основные факты жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции
1.Изучить материалы учебника, с.279-287, ч.1.
2.Выучить наизусть стихотвор.
2
12.11
Тема «художник и революция» в лирике В. Маяковского. Специфика традиционной темы поэта и поэзии.
Язык художественного произведения. «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Товарищу подростку», «Перекопский энтузиазм», «Владимир Ильич!»
Соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи
1.Изучить материалы учебника, с.290-292, ч.1.
2.Читать и анализировать стихотворения Маяковского.
3
13.11
Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях В.В. Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа»
Анализировать литературное произведение. Соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи
1.Изучить материалы учебника, с.292-293, ч.1.
2.Читать и анализировать стихотворения о любви.
4
17.11
Р/р. Любовная лирика В.В. Маяковского.
«Письмо Татьяне Яковлевой», «Лиличка!»
Анализировать литературное произведение.
1.Изучить материалы учебника, с.287-289, 304
2.Прочитать«Облако в штанах».
5
19.11
Поэма В.В. Маяковского «Облако в штанах».
Поэма «Облако в штанах».
Определять жанрово-родовую специфику литературного
произведения
1.Изучить материалы учебника, с. 289-292
2.Подготовиться к письм. раб.
6
20.11
Р/р. Сочинение
по творчеству В.В. Маяковского.
Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению
1.Темы сочинений, с.308
7
24.11
Урок-лекция. Литературный процесс 20-х годов XX века.
Гуманистическая направленность произведений зарубежной
литературы XX в. Основные направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм
Основные закономерности историко-литературного процесса
1.Изучить материал уч. стр. 310-318
8
26.11
Урок-лекция. Обзор творчества: А.М.Ремизов,Д.А.Фурманов, А.Серафимович.
Литературные группировки
Определять жанрово-родовую специфику литературного
произведения
1.Изучить материал уч. стр.318-326, стр. 326-328
9
27.11
А.А.Фадеев «Разгром», И.Э.Бабель «Конармия»
Дневниковая проза. Новелла. Сказ. «Разгром», «Конармия»
Анализировать литературное произведение.
1.Изучить материал уч.стр.329-335, 340-350
10
1.12
Е.Замятин «Мы». Б.Пильняк «Повесть непогашенной луны»
Антиутопия. Черты нового романа. Историческая метафора. «Мы», «Повесть непогашенной луны»
Соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи
1.Изучить материал уч.стр.352-362, 364-372
2.Презентация Зощенко
11
3.12
М.М.Зощенко. Рассказы. Зощенко-сатирик.
Цикл рассказов «Рассказы Назара Ильича, ...»
Анализировать литературное произведение.
1.Изучить материал уч. стр.373-381
2.Пересказ рассказов
12
4.12
Литературный процесс 30-х годов XX века. А.П.Платонов. «Сокровенный человек», "Фро», «Возвращение»
Лирический автопортрет.
Конфликт. Неологизмы. Канцеляриты. Художественный мир.«Сокровенный человек», "Фро», «Возвращение». Повесть «Котлован»
Определять жанрово-родовую специфику литературного
произведения
1.Изучить материал уч.стр.3-22, ч.2 стр.22-43
2.Презентация по творчеству Булгакова
13
8.12
М.А.Булгаков. Жизнь и судьба. «Роковые яйца», «Собачье сердце»
«Роковые яйца», «Собачье сердце»
Основные факты жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции
1.Читать «Мастер и Маргарита».
2. Истории создания романа «Мастер и Маргарита».
14
10.12
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» Свита Воланда.
М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»
Анализировать и интерпретировать литературное произведение, эпизод (сцену)
1.Изучить материал учебника
2.Определить особенности стиля этих глав.
15
11.12
Легендарно-историческая линия в романе «Мастер и Маргарита»
Композиция. Новаторство романа. Философская концепция. Образ Иешуа. Бессмертие.
Анализировать и интерпретировать литературное произведение; анализировать эпизод (сцену)
1.Изучить материалы учебника, с.65-70, ч.2.
2.Сравнительная характеристика героев.
16
15.12
Проблема художника и времени в романе М.Булгакова
Библейские мотивы в романе. Роман «Белая гвардия»(Обзорно)
Соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи
Подготовиться к тесту по содержанию романа «Мастер и Маргарита».
17
17.12
Р/р. Сочинение по творчеству Булгакова.
Подготовиться к сочинению, с.71, ч.2.
18
18.12
Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи, дискретность (прерывистость) стиха.
«Моим стихам, написанным так рано», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке»), «Бабушке», «Кто создан из камня, кто создан из глины», «Тоска по родине! 28 Давно»
Соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи
1.Изучить материалы уч., с.72-89,
2.Читать стихотворения М. Цветаевой о Родине и о поэзии.
19
22.12
М.И. Цветаева. Тема Родины, «собирание» России. Поэт и мир.
Язык художественного произведения.«Семь холмов – как семь колоколов!..», «Идешь, на меня похожий», «Куст»
Основные факты жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции
1.Выучить наизусть стихотворение (по выбору).
2.Доклад по Мандельштаму
20
24.12
Художественное мастерство поэзии О.Э. Мандельштама.
«Notre Dame», «Бессонница. Гомер.
Тугие паруса», «За гремучую доблесть грядущих веков», «Я
вернулся в мой город, знакомый до слез», «Невыразимая печаль», «Tristia»
Соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи
1. Изучить материал уч.стр.91-105
21
25.12
Историческая проза А.Н. Толстого.
Психологизм. Народность. Историзм. "Детство Никиты», «Петр Первый»(Обзорно)
Определять жанрово-родовую специфику литературного
произведения
1.Читать роман «Петр Первый»
2.Подготовить сообщение о Пришвине.
22
29.12
М.М.Пришвин. Особенности художественного мироощущения
Записи натуралиста. Сказки о Правде.
1. Изучить материал уч.стр.131-144
2.Подготовиться к тесту
23
30.12
Итоговый урок за I полугодие
Тестовая работа
№
п/п
Дата
Тема урока
Элемент содержания
Требования
к уровню подготовки
Дом. задание
План
Факт
1
12.01
Б.Л. Пастернак. Начало творческого пути. Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л. Пастернака.
«Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти», «Гамлет», «Зимняя ночь»,«Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво»
Основные факты жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции
1.Изучить материалы учебника, с.146-155, ч.2.
2.Читать и анализировать стихотворения о любви и поэзии.
2
14.01
Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л. Пастернака.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении
Анализировать и интерпретировать литературное произведение, эпизод (сцену)
1.Выучить наизусть стихотворение (по выбору).
2.Изучить материалы учебника, с.154-163, ч.2.
3-4
15.01
19.01
Интеллигенция и революция в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Нравственные искания героя.
«Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль». Роман «Доктор Живаго»
Определять жанрово-родовую специфику литературного
произведения
1.Подготовить сообщение об А.А.Ахматовой
5-6
21.01
22.01
А.А.Ахматова Поэзия женской души.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью», «Мне ни к чему одические рати»,
«Мне голос был. Он звал утешно», «Родная земля»
Основные факты жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции
Анализировать и интерпретировать литературное произведение, эпизод (сцену)
1.Изучить материалы учебника, с.166-182, ч.2.
2.Читать и анализировать стихотворения
7
26.01
Родина в лирике Ахматовой. Поэма «Реквием».
Поэма «Реквием», "Поэма без героя»
Определять жанрово-родовую специфику литературного
произведения
1.Изучить материалы учебника, с.166-182, ч.2.
2.Читать и анализировать стихотворения
8
28.01
Н.А. Заболоцкий и поэзия обэриутов. Вечные вопросы о единстве человека и природы в лирике поэта.
Поэзия второй половины XX века
Соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи
1.Изучить материалы учебника, с.186-194, ч.2.
2.Читать и анализировать стихотворения
9
29.01
М.А. Шолохов. Очерк жизни и творчества.
М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».
Основные факты жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции
1.Найти сцены, описывающие жизнь семей донских казаков;природу; хутор
2.Подготовить сообщение по истории казачества.
10
2.02
Картины жизни донских казаков в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Роман «Тихий Дон»
Определять жанрово-родовую специфику литературного
произведения
1.Анализ батальных сцен III ч.
2.Определить роль эпиграфа к III части первой книги романа.
11
4.02
«Чудовищная нелепица войны» в изображении М.А. Шолохова.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произвед.
Анализировать и интерпретировать литературное произведение; анализировать эпизод (сцену)
1.Изучить стр. уч. 196-212
2.Составить план «Судьба Григория Мелехова».
12
5.02
«В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении М.А. Шолохова
Роман-эпопея
Соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи;
Закончить работу по составлению сюжетного плана «Судьба Григория Мелехова».
13-14
9.02
11.02
Судьба Григория Мелехова.
Женские образы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Психолгизм романа
Стихия народного языка
Выделять черты литературных направлений и течений при
анализе произведения
Инд.задания: подготовить сообщения о женских образах в романе «Тихий Дон».
15
12.02
Р/р. Классное сочинение
по роману М.А. Шолохова
«Тихий Дон».
Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров
16
16.02
Литература периода Великой Отечественной войны. Военная лирика и публицистика.
Проза второй половины XX века
Психологизм. Народность. Историзм
Раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произвед.
1.Изучить материалы учебника, с.231-270, ч.2.
2.Прочитать «Русский лес»
17
18.02
Л.Леонов «Русский лес», «Соть»
«Русский лес», «Соть»
1.Изучить материалы учебника, с.272-280, ч.2.
18
19.02
А.Т. Твардовский. Доверительность и теплота лирической интонации поэта.
Поэма «Василий Теркин»
«Вся суть в одном-единственном
завете», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины».
Основные факты жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции
1.Выучить наизусть стихотворение
2.Прочитать поэму «По праву памяти».
19-20
25.02
26.02
А.Т. Твардовский. Поэма «По праву памяти»., "Страна Муравия»
Содержание и форма. Поэтика. Поэма «По праву памяти». «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем»
Определять жанрово-родовую специфику литературного
произведения
1.Читать и анализировать стихотворения
2.Изучить материалы уч., с.281-303
21
2.03
А.И. Солженицын. Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича».
А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»
Анализировать и интерпретировать литературное произведение; анализировать эпизод (сцену)
Изучить материалы учебника, с.305-321, ч.2.
22-23
4.03
5.03
А.И. Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор содержания).
Проза второй половины XX века.
«Архипелаг ГУЛАГ»
Анализировать и интерпретировать литературное произведение; анализировать эпизод (сцену)
Подготовиться к письменной работе. Темы в учебнике, с.322, ч.2.
24
11.03
Р/р. Письменная работа по творчеству А.И. Солженицына.
Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному
произведению
1.Темы сочинений стр. 322
25
12.03
Полвека русской поэзии Н.Асеев, Л.Мартынов,С.Гудзенко,А.Межиров, Ю.Друнина, Е.Винокуров.
Книжная поэзия. Культурная память
Анализировать и интерпретировать литературное произведение; анализировать эпизод (сцену)
1.Выучить стихотворение наизусть по выбору
2.Материал учебника стр. 324-332
26
16.03
Время «поэтического бума» Белла Ахмадулина, Е.Евтушенко, Р. Рождественский, Б. Окуджава
Метафоризм. Стихотворения Б.Окуджава: «Полночный троллейбус», «Живописцы»
Раскрывать содержание изученных произведений
1.Выучить стихотворение наизусть по выбору
2.Материал учебника стр. 333-338
27
18.03
После «поэтического бума»
Д.Самойлов,Н.Рубцов, А.Прасолов, О.Чухонцев,В.Соколов,Ю.Кузнецов
Постмодернизм.
Анализировать и интерпретировать литературное произведение
1.Выучить стихотворение наизусть по выбору
2.Материал учебника стр. 339-353
28
19.03
Ситуация конца 80-х.
Б. Слуцкий, Б.Чичибабин,
И. Бродский.
Бродский Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня»)
Анализировать и интерпретировать литературное произведение
1.Материал учебника стр. 357-377
№
п/п
Дата
Тема урока
Элемент содержания
Требования
к уровню подготовки
Дом. задание
План
Факт
1
30.03
Русская проза в 50-90-е годы
Повесть В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда» и «окопный реализм» писателей-фронтовиков 60-70-х годов.
Проза второй половины XX века
Психологизм. Народность. Историзм.
Повесть «В окопах Сталинграда»
В.В.Быков «Сотников»
Анализировать и интерпретировать литературное произведение; анализировать эпизод (сцену)
1.Читать и анализировать повесть
2.Инд.задание: подготовить сообщение «Оттепель»
2
1.04
К.Г.Паустовский Обзор творчества. «Оттепель» 1953-1964 годов – рождение нового типа литературного движения.
Проза второй половины XX века. "Оттепель»
Сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации
1.Прочитать новеллы
2.Подготовить сообщения: «Деревенская проза 50-80-х годов»; «Историческая романистика 60-80-х годов».
3
2.04
«Деревенская проза» 50-80-х годов. Историческая романистика 60-80-х годов. В. Шаламов
Проза второй половины XX века.
«Лагерная» тема «Последний замер», «Шоковая терапия»
Основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития
1.Изучить материалы учебника, с.385-390, ч.2.
2.Подготовить сообщения о Распутине В.Г.
4
6.04
Нравственное величие русской женщины в повести В.Г. Распутина «Последний срок».
Проза второй половины XX века. «Последний срок»
Анализировать и интерпретировать литературное произведение; анализировать эпизод (сцену)
1.Прочитать повесть «Прощание с Матёрой».
2.Подготовить сообщение «Экранизация повести «Прощание с Матёрой».
5-6
8.04
9.04
В.Г. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой».
Проза второй половины ХХ века
«Прощание с Матёрой».
Анализировать и интерпретировать литературное произведение
1.Прочитать стр.учебн. 390-394
2.Инд.задание: подготовить сообщение о писателе
7
13.04
В.М. Шукшин. Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков».
Проза второй половины XX века.
Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный»
Анализировать и интерпретировать литературное произведение; анализировать эпизод (сцену)
1.Изучить материалы учебника, с.395-406, ч.2.
2.Инд.зазание: подготовить сообщение «Кинодраматургия В.М. Шукшина».
8
15.04
Кинодраматургия В. Шукшина.
А.Н.Арбузова, А.В.Вампилова, А.М.Володина и др.
Проза второй половины XX века
Пьесы Арбузова: «Таня», Вампилова «Старший сын»
Раскрывать содержание изученных литературных произведений
Подготовиться к письменной работе.
Темы в учебнике, с.427, ч.2.
9
16.04
Р/р. Письменная работа по творчеству В.М. Шукшина
Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению
1. Доклад о В.П.Астафьеве
2. Читать рассказ «Людочка»
10
20.04
В.П. Астафьев. Жизнь и творчество. Рассказ «Людочка».
Проза второй половины XX века.
Рассказ «Людочка»
Основные факты жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции
Прочитать повесть В.П. Астафьева «Царь-рыба».
11
22.04
Взаимоотношения человека и природы в повести В.П. Астафьева «Царь-рыба».
Проза второй половины XX века. Повесть «Царь-рыба»
Анализировать литературное произведение; анализировать эпизод (сцену)
1.Прочитать повесть «Последний срок».
2.Подготовить сообщение
12
23.04
Фёдор Александрович Абрамов. Обзор творчества.
«Две зимы и три лета», «Дом», «Пути-перепутья»
Определять жанрово-родовую специфику литературного
произведения
1.Изучить материал уч.стр.410-412
2.Читать произведение
13
27.04
Юрий Васильевич Бондарев «Батальоны просят огня»
«Батальоны просят огня»
Анализировать и интерпретировать литературное произведение; анализировать эпизод (сцену)
1.Изучить материал уч.стр.413-416
2.Читать произведение
14
29.04
Константин Воробьев. «Убиты под Москвой»
«Убиты под Москвой»
Анализировать и интерпретировать литературное произведение; анализировать эпизод (сцену)
1.Изучить материал уч.стр.413-416
2.Читать произведение
15
30.04
Вячеслав Кондратьев «Сашка»
«Сашка»
Определять жанрово-родовую специфику литературного
произведения
1.Изучить материал уч.стр.413-416
2.Читать произведение
16
4.05
Евгений Носов «Усвятские шлемоносцы»
«Усвятские шлемоносцы»
Анализировать и интерпретировать литературное произведение; анализировать эпизод (сцену)
1.Изучить материал уч.стр.416-418
2.Читать произведение
17
6.05
Р/р Сочинение-эссе «Книги о войне»
Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному
произведению
Темы сочинений стр.426
18-19
7.05
11.05
Городская проза. Юрий Трифонов «Обмен»
Городские повести. «Обмен»
Определять жанрово-родовую специфику литературного
произведения
1.Изучить материал уч.стр.418-422
2.Читать произведение
20
13.05
Литература народов России: Г.Айги, Р.Гамзатов, М.Джалиль и др.
«Тепер юра»
«Надпись на собственной книге»
Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению
1. Читать рассказы
21
14.05
Зарубежная проза: О.Бальзак, О.Генри, Г.Г.Кафка
«Родственные души», «Превращение»
Основные факты жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции
1. Читать и пересказывать
22
18.05
Зарубежная поэзия: Г.Аполлинер, Д.Байрон, Г.Гейне
Стихотворения по выбору
Анализировать литературное произведение; анализировать эпизод (сцену)
1. Учить наизусть стихотворение.
23
20.05
Историческая романистика 60 – 80-х годов. Обзор.
В.С.Пикуль «Пером и шпагой», «Битва железных канцлеров»
Анализировать и интерпретировать литературное произведение; анализировать эпизод (сцену)
1.Изучить материал уч.стр.422-425
2.Подготовиться к итоговому уроку.
24
21.05
Контрольная работа за год
·