Урок литературы Основные мотивы лирики А.С. Пушкина
Класс: 9
Урок: литература
Тема урока: Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. Пейзажная лирика: «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Осень», «Зимний вечер» Тип урока: комбинированный урок.Цели урока:-раскрыть богатство и глубину поэтического мастерства А.С.Пушкина, показать актуальность его поэзии в современном мире;
-на основе различных заданий формировать у учащихся аналитическое мышление, способность обобщать материал, делать выводы и умозаключения, выражать собственное мнение, развивать творческое воображение; продолжить формирование навыков анализа лирического произведения; формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия;
- стимулировать и мотивировать положительное отношение школьников к учению через:
стимулирование мотивации учения путем удовлетворения потребностей учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками через деловое сотрудничество (работа в группе);
стимулировать любознательность, познавательные прививать интерес к поэзии А.С.Пушкина, воспитывать и развивать эстетические чувства учащихся, любовь к прекрасному и литературе.
Методические приёмы: работа в группе, работа в паре, беседа, выступления учащихся, работа с таблицей Инсерт,Оборудование:
ноутбуки, модемы, презентация на тему: «Пушкин. Основные мотивы лирики»;
музыкальное сопровождение - аудио-запись романс «Зимний вечер»,
план анализа лирического произведения (для каждой группы свой),
листы контроля (один на группу),карточки для групп, листы для групп с надписями литературоведческих понятий, правила работы в группе, три альбомных листа,
цветные фломастеры,
Подготовительный этап (на перемене)
Тренинг «ТЫ НАСТОЯЩИЙ ТВОРЕЦ!»
Целями этой игры являются следующие: выявление и анализ эффективности основных стратегий управления; развитие лидерских и креативных способностей участников.
I этап. Подготовка
Ведущий. Каждый человек изначально является по своей природе творцом хотя бы потому, что каждому приходится каким-то образом строить свою собственную жизнь. Никто за него этого не сделает жить-то ему надо самому. Но эту способность творить люди реализуют по-разному: кто-то постоянно следует советам других или полностью копирует свою жизнь с кого-то, кто-то способен к самостоятельным действиям, а кто-то живет по принципу «что хочу то и ворочу».Сегодня нам предстоит попробовать себя в роли творцов и оценить, насколько мы сами обладаем творческими способностями, действуя в неожиданных ситуациях. Посмотрите на других участников и выберите для себя партнеров, с которыми вы пока еще меньше всего взаимодействовали и которые, как вам кажется, чем-то сильно отличаются от вас. Исходя из этих двух критериев найдите тех, с кем будете работать в дальнейшем, и образуйте четверки.
Разделение учеников на группы:
1 группа: Амина, Бауржан, Сабина, Айжан , Руслан
2 группа: Таня, Стас, Айдана, Ренат, Орлахан
Ход урока
Вступительное слово учителя
( целеполагание):
Сгодня нам предстоит проанализировать творчество замечательного русского писателя А.С. Пушкина.
- Ребята, а что значит анализировать?
Группы рассаживаются за свои столы. В группе назначаются таймер, спикер, оценщик, исследователь
Ребятам предлагается показать свое настроение на начало урока
Слово учителя
Александр Сергеевич Пушкин! Когда впервые каждый из вас услышал это имя? Может быть, в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Или лежа в кроватке, слушая дивные песни и сказки мамы. Пушкин приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения этого великого русского поэта. Еще при жизни его называли “незаходящим солнцем русской поэзии”.
Казалось бы, имя Пушкина настолько вошло в нашу жизнь, что воспринимается нами как нечто возвышенное, гениальное, и в то же время настолько простое и близкое, что и стар, и млад, говоря о литературе, зачастую первым называет имя Пушкина. Действительно, его творчество, с одной стороны, высокое, величественное, а с другой – такое простое, милое, трогательное, что никого не оставляет равнодушным. Ведь не зря говорят, что от простоты до гениальности всего один шаг, и этот шаг великий поэт совершил виртуозно! И мы вправе утверждать, что Пушкин – это наше всё!
Беседа
- Когда и как вы встретились впервые со стихами Пушкина ?
- Когда пришло осознанное восприятие его поэзии ?
Все поэтическое творчество Пушкина можно разделить на темы или мотивы.
Ведущие мотивы пушкинской поэзии:1) Патриотическая лирика:а) любовь к родной природе;б) гордость за героическое прошлое своего народа;в) чувство национальной гордости.2) вольнолюбивые лирика:а) протест против самодержавия и крепостничества;б) стремление к «святой вольности”;в) воспевание свободолюбия, независимости человека.3) Тема поэта и поэзии:а) отношения поэта и власти;б) назначение художника в обществе;в) поэт и народ; поэт и толпа;г) оценка собственного творчества.4) Тема дружбы:а) дружба как братский союз лицеистов;б) дружба как единство единомышленников.5) Любовная лирика:а) любовь как идеальное, высокое чувство человека;б) любовь безответная.
С огромной поэтической силой и любовью рисует Пушкин в стихах и поэмах картины родной природы.
Звучит романс на стихи Пушкина «Зимний вечер».
- Прокомментируйте данное стихотворение. Как поэт относится к зиме? В чем он видит прелести вечера этого времени года?
Задание группам
Найти в Интернете стихотворения «Зимняя дорога», «Зимнее утро»
Выразительное чтение одного из понравившихся стихотворений (выступление спикера).
Работа в группах, 6 минут - подготовка.
Делаю акцент на распределении обязанностей в коллективах, ненавязчиво помогаю выбрать руководителей.
Группы работают по маршрутным листам с четко сформулированными заданиями. Записи оформляют в листах.
Задания для групп:
ГРУППА №1
(тема, идея)
Обсудите в группе, какие из понятий вам знакомы.
Определите тему и идею стихотворения.
Оформите на ватмане ваш ответ так, чтобы он был виден и понятен другой группе.
Подготовьте выступающего.
ГРУППА №2
(средства изобразительности: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение)
Обсудите в группе, какие из понятий вам знакомы.
Найдите в тексте стихотворения примеры эпитетов, олицетворений, сравнений.
Для чего они нужны в тексте?
Оформите на ватмане ваш ответ так, чтобы он был виден и понятен остальным группам.
Подготовьте выступающего.
Взаимообучение. Выступления групп, фиксирование основных моментов, 8 минут (4 минуты для каждой группы). По ходу выступлений ответы групп в виде надписей на ватманах вывешиваются на доску в последовательности (тема, средства изобразительности, идея)
Выразительное чтение «Осень»
Жизнь природы и поэтическое творчество оказываются для Пушкина явлениями одного порядка. Каждое стихотворение поэта – картина, написанная яркими, выразительными красками русского языка.
Работа в парах
Работа с таблицей Инсерт
+
что знаю;
–
что явилось новым для меня;
!
особенно понравилось
31 августа 1830 года Пушкин выезжает из Москвы в деревню Болдино Нижегородской губернии. Пушкинская “болдинская осень” – явление исключительное во всей мировой литературе. За болдинские месяцы был создан поэтом ряд исключительно сильных лирических стихотворений.
Стихотворение «Осень» (1833 г.) (выразительное чтение).
С переходом поэта к реалистическому творчеству изменился и характер изображенной природы.
«Осень подходит. Это любимое мое время – здоровье мое обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов настает» (Из письма А. С. Пушкина П. А. Плетневу от 31 августа 1830 г.).
Беседа по вопросам:
1. За что Пушкин из всех времен года больше всего любит осень?
2. Какими красками поэт рисует осенний пейзаж?
3. Назовите «приятные взору» и душе поэта приметы осени. Почему он одновременно называет осень «очей очарованье» и «унылой порой»?
4. Этот осенний пейзаж романтический или реалистический?
5. «Осень» – это не только изображение природы. Какие разнообразные картины жизни рисует поэт? Какие чувства он испытывает и как относится к изображаемому?
6. Перечитайте строфы 10 и 11. Как проходит творческий процесс «рождения» и «создания» стихов?
7. Назовите картины, слова, образы, которые кажутся вам самыми неожиданными, заметными?
8. Что говорит Пушкин о судьбе поэта в царско-крепостнической России XIX в.?
9. Как вы понимаете последние строки строфы 12: «Плывет. Куда же нам плыть?»
А. С. Пушкин из всех времен года отдает предпочтение осени. Он находит удивительную красоту в осеннем пейзаже. Само увядание природы изображается поэтом как «могучее проявление жизни».
Осень дорога поэту как время года, пробуждающее к творчеству. Вот как описывает Пушкин процесс «создания» стихов: « душа стесняется лирическим волнением, трепещет и звучит, и ищет, как во сне излиться наконец свободным проявленьем».
Стихотворение заканчивается вопросом («Куда же нам плыть?»). В нем отражено раздумье поэта о трудностях своего положения в условиях самодержавно-крепостнического строя в России.
Подведение итогов урока.
Проанализируйте, почему мы возвращаемся к творчеству А.С.Пушкина ?
(один ответ от группы впечатывается в презентацию)
Оценивание (оценщики групп выставляют оценки на листах)
Домашнее задание
Творческое задание.
Написать сочинение-эссе
«Роль творчества А.С. Пушкина в жизни каждого человека»
Карта урока
1. - Когда и как вы встретились впервые со стихами Пушкина ?
- Когда пришло осознанное восприятие его поэзии ?
Ведущие мотивы пушкинской поэзии:
1) Патриотическая лирика:а) любовь к родной природе;б) гордость за героическое прошлое своего народа;в) чувство национальной гордости.2) вольнолюбивые лирика:а) протест против самодержавия и крепостничества;б) стремление к «святой вольности”;в) воспевание свободолюбия, независимости человека.3) Тема поэта и поэзии:а) отношения поэта и власти;б) назначение художника в обществе;в) поэт и народ; поэт и толпа;г) оценка собственного творчества.4) Тема дружбы:а) дружба как братский союз лицеистов;б) дружба как единство единомышленников.5) Любовная лирика:а) любовь как идеальное, высокое чувство человека;б) любовь безответная.
3. Прокомментируйте стихотворение Пушкина «Зимний вечер». Как поэт относится к зиме? В чем он видит прелести вечера этого времени года?
4. Задание группам
Найти в интернете стихотворения «Зимняя дорога», «Зимнее утро»
Выразительное чтение одного из понравившихся стихотворений (выступление спикера).
Работа в группах, 6 минут - подготовка.
Задания для групп:
ГРУППА №1
(тема, идея)
Обсудите в группе, какие из понятий вам знакомы.
Определите тему и идею стихотворения.
Оформите на ватмане ваш ответ так, чтобы он был виден и понятен другой группе.
Подготовьте выступающего.
ГРУППА №2
(средства изобразительности: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение)
Обсудите в группе, какие из понятий вам знакомы.
Найдите в тексте стихотворения примеры эпитетов, олицетворений, сравнений.
Для чего они нужны в тексте?
Оформите на ватмане ваш ответ так, чтобы он был виден и понятен остальным группам.
Подготовьте выступающего.
Выступления групп, фиксирование основных моментов, 8 минут (4 минуты для каждой группы).
Работа в парах
Работа с таблицей Инсерт
+
что знаю;
–
что явилось новым для меня;
!
особенно понравилось
Стихотворение «Осень» (1833 г.) (выразительное чтение). Беседа по вопросам:
1. За что Пушкин из всех времен года больше всего любит осень?
2. Какими красками поэт рисует осенний пейзаж?
3. Назовите «приятные взору» и душе поэта приметы осени. Почему он одновременно называет осень «очей очарованье» и «унылой порой»?
4. Этот осенний пейзаж романтический или реалистический?
5. «Осень» – это не только изображение природы. Какие разнообразные картины жизни рисует поэт? Какие чувства он испытывает и как относится к изображаемому?
6. Перечитайте строфы 10 и 11. Как проходит творческий процесс «рождения» и «создания» стихов?
7. Назовите картины, слова, образы, которые кажутся вам самыми неожиданными, заметными?
8. Что говорит Пушкин о судьбе поэта в царско-крепостнической России XIX в.?
9. Как вы понимаете последние строки строфы 12: «Плывет. Куда же нам плыть?»
Проанализируйте, почему мы возвращаемся к творчеству А.С.Пушкина ?
(один ответ от группы впечатывается в презентацию)
Домашнее задание
Творческое задание. Написать сочинение-эссе «Роль творчества А.С. Пушкина в жизни каждого человека»