Выступление на муниципальных Рождественских чтениях
СОРАБОТНИЧЕСТВО ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ЦЕРКВИ
ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ
Галюзина А.А. - учитель православной культуры,
руководитель духовно- просветительского центра;
Гладкова Н. А. –учитель истории, заместитель директора;
Карапузова М. М. –заместитель директора–
МАОУ «Средняя политехническая школа № 33»
Тема, представленная в нашем докладе, несомненно, актуальна во все времена. К сожалению, мы не имеем возможности отделить ребенка от тлетворного духа времени. Нам попущено Господом растить детей именно в тех условиях и в то время, когда живём.
К сожалению, снижается уровень нравственности, с каждым годом общество все более пренебрегает общечеловеческими ценностями. Поэтому, если ничего не предпринимать, то социальная деградация станет неизбежной.
Открыв Библию, можно найти ответы на многие вопросы воспитания детей. Красной строкой в Библии и церковных проповедях проходит идея о важности семьи. Семья – это ячейка большого общества, в котором люди учатся уважать и слышать желания других людей, учатся любить, быть терпеливыми. Поэтому именно с крепкой, дружной и любящей семьи начинается здоровое общество.
Церковь оказывает посильную помощь всем, кто хочет воспитать своего ребенка в лучших христианских традициях. Для этого, при каждой церкви организованы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], священнослужители нередко посещают школы для бесед, консультаций, наставлений.
С созданием в школе духовно - просветительского центра в течение трёх лет занятия воскресной школы проходили на базе тридцать третьей. Занимались три группы: дошкольная, младшие классы, старшая группа и родители, занятия с которыми проводил настоятель храма.
Время диктует свои условия преобразования в образовании. Школа стоит перед выбором оптимальных форм и методов работы. Уроки православной культуры во 2, 3, 6 классах вынесены за рамки школьного расписания; по этому направлению работают кружки внеурочной деятельности; осуществляется интеграция православной культуры в другие предметы; отдельные ученики посещают воскресную школу при храме.
За время работы духовно - просветительского центра у нас сложилась определённая система работы в этом направлении. Результаты работы были рассмотрены на региональном конкурсе духовно- просветительских центров (2013 год - II место) и межрегиональном конкурсе «Вифлеемская звезда» (2014 год - абсолютные победители).
Работу по духовно- нравственному воспитанию мы понимаем как составляющую всего воспитательного процесса школы, не отделяя от трудового, физического (спортивного), эстетического, патриотического воспитания. Нравственные корни воспитательной работы различных направлений мы ищем в православных традициях.
В настоящее время в школе создана и эффективно внедряется модель нравственного развития личности в интегрированной системе «Школа – ДПЦ», которая 1) - связывает духовное и светское образование общим духовно-нравственным содержанием; 2) - включает методологический и культурологический компоненты, обусловившие методы освоения содержания; 3) - обеспечивает освоение организационно-методических средств интеграции в программы гуманитарного и художественно-эстетического цикла предметов, отечественной духовной культуры, её традиций и ценностей, создаёт условия развития нравственных качеств личности обучающихся.
В социуме интегрированной системы «Школа-ДПЦ», происходит комплексное взаимодействие всех социальных институтов: управления образования администрации Старооскольского городского округа, Старооскольского городского института усовершенствования учителей, образовательных учреждений в рамках сетевого взаимодействия, ДОУ, Благочиния, родителей.
Реализация таковой модели направлена на повышение компетентностей педагогов, внедрения в педагогическую практику форм и методов нравственного развития личности обучающихся и способствует приобретению педагогического опыта по нравственному развитию личности, формированию духовно - развивающей среды для постижения школьниками духовно-нравственных ценностей.
Анализ наблюдения показывает положительную динамику таких качеств личности обучающихся, как любовь к Родине, интерес к культуре, готовность прийти на помощь, умение быть благодарным, уважение к старшим, дружелюбие, забота о младших, инициативность, терпимость, активность в учёбе, творческая направленность, наличие принципов и убеждений, нравственность поступков, культура речи, интерес к истории родного края.
О развитии нравственных качеств учащихся свидетельствуют результаты их участия в различных конкурсах и олимпиадах, требующих знаний духовного наследия и православных традиций.
Понимание важности воспитания школьников на основе православных семейных традиций было всегда. Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как Божия Заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье.
Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.
Детям необходимы любовь, забота, внимание родителей. Необходимо помнить, что воспитание невозможно без идеологии, мировоззрения. Идеология предполагает наличие идеалов (героев, примеров из жизни, достойных подражания), норм морали и иерархии ценностей. Важно, какими идеями мы воспитываем наших детей. Душа ребенка требует примера для подражания. Для России это обращение к христианским, православным корням своей нравственности.
У православного семьянина семья занимает вполне ясное и четкое место в иерархии ценностей. Система этих ценностей такова: Бог – семья – общественное служение – личные интересы. Дети должны знакомиться с такими понятиями, как «долг», и «ответственность», со своими будущими обязанностями отца или матери и с настоящими обязанностями сына или дочери. Подготовка к материнству и отцовству требует осознание ценности семьи.
Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции. Каким бы замечательным ни было воспитание общественное, формирование личности ребенка закладывается в семье, под воздействием родительской любви, семейных традиций. Ведь все, что он видит и слышит в семье, он повторяет, подражая взрослым.
Если семейный уклад народа нарушается, то общество начинает серьезно «болеть». Именно в семье происходит передача опыта от одного поколения другому. Любовь к чему-либо (к Родине, к человеку) начинается с любви в семье, именно здесь человек проходит школу любви. Семья должна иметь очень высокий статус, прежде всего, для самого человека. Если семья не занимает одно из важнейших мест в жизни человека, то ему никогда не удастся создать крепкую семью. В связи с этим актуальность приобретает проблема отцовства и материнства как составляющих феномена родительства, их состояния в современном мире, а также моделирования на этой основе будущего. Нам представляется интересным и полезным создание модели системы воспитания отцовства и материнства в общеобразовательной школе на основе соработничества духовно- просветительского центра и храма.
Так был создан проект школы родительства «Добродетели» по традиционному воспитанию отцовства и материнства. Новизна проекта заключается в том, что созданная модель воспитания родительства - отцовства и материнства - предусматривает воспитание нравственных качеств - добродетелей у родителей и школьников, на основе традиций православия и в соработничестве с православной Церковью.
Проект одобрен на региональном уровне и рекомендован центром «Преображение» для обобщения и распространения опыта работы. Он не имеет ограничений во времени. Меняя содержание форм работы, мы имеем ежегодный самообновляющийся проект. Это позволяет проводить работу по воспитанию отцовства и материнства у школьников и родителей в системе соработничества школы, семьи и церкви.
Надеемся, что при реализации проекта оценка планируемых результатов личностного развития школьников повысится. А именно: морально - этическая ориентация, направленная на знание и выполнение основных моральных норм и понимание их социальной необходимости; способность к моральной децентрации: учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств: стыда, вины, совести, милосердия как регуляторов морального поведения; сформированность основ гражданской идентичности: чувства любви к своему краю, осознание своей национальной культуры и уважение к её традициям; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей, чувства ответственности за свою Родину и свою семью. Итоговую оценку личностным качествам поставит жизнь и хорошо, если эта жизнь будет с Богом и жить человек будет по Заповедям Божиим.