Выступление на Рождественских чтениях 2016
Добрый день, уважаемые слушатели, коллеги, представители Солнечногорского благочиния!
Главная тема сегодняшней встречи «Уроки столетия» Какие уроки преподнес нам XX век, и какие выводы необходимо сделать, чтобы не повторять своих ошибок?
Нам всем хорошо известно, что это столетие было очень не простым для Православной Церкви и всего народа - советская власть проводила политику полного искоренения религии. Гонения на Церковь и репрессии явили миру новомучеников, стойко держащихся за свою веру и традиции. Россия выжила, укрепилась и вернулась к своим корням, от которых когда-то была оторвана. Уходящее столетие является ярким примером действия Божия в истории. Православная Церковь всегда была душой русского народа, ведь это именно та основа, из которой выросла богатая и неповторимо красивая по своему своеобразию культура, язык и менталитет.
Поэтому мы должны учиться на тех уроках, которые произошли, мы должны сделать выводы, чтобы не допустить этого впредь.
В образовании выстроена эффективная система духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Созданы условия для реализации духовно-нравственного обучения и воспитания подрастающего поколения.
Именно поэтому в рамках духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в нашей школе реализуется культурно-просветительский проект «Вера и время». Главной целью является формирование нравственного начала в детях любого возраста, основанного на тесном взаимодействии семьи, школы и общественности.
Система по духовно нравственному и патриотическому воспитанию обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач и проходит через весь учебно-образовательный процесс.
На уроках истории, литературы, физики, музыки, а также многих других школьники знакомятся с выдающимися людьми, которые прославили Россию и были носителями духовно-нравственных ценностей. Это и ученые, и художники, и композиторы. Никто из них не отказался от религии, даже несмотря на сложные времена.
Члены нашего научно-творческого объединения «Радуга талантов», готовя проект «Энергетический комплекс для космических аппаратов на околоземной орбите», познакомились с работами академика Бориса Викторовича Раушенбаха, являвшимся одним из основателей космонавтики. Удивительно, но в зрелые годы жизни ученый обратился к богословию и изучению пространства иконы. Что же привлекло его внимание и стало основой изучения?
Каждый из нас ощущал на себе, как лик Святого с иконы заглядывает в душу. Раушенбах пытался объяснить этот феномен с помощью обратной перспективы, когда предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя.
Также для Бориса Викторовича долгие годы предметом исследования была икона преподобного Андрея Рублева «Святая Троица».
Все его научные работы стали достоянием общественности в XX веке. Раушенбах не скрывал своих религиозных убеждений и негативно высказывался против политики уничтожения церкви. Сейчас, благодаря его научным трудам, знакомя детей с иконописью на уроках Духовного краеведения, у меня есть возможность объяснить отличие икон от обычных картин.
А художник Нестеров связал свое искусство в написании картин с росписью церквей и реставрацией икон. Особо он любил и почитал Сергея Радонежского, и посвятил ему цикл картин. Самой известной из которых является «Видение отроку Варфоломею».
Михаил Васильевич был убежден в том, что это самое лучшее его произведение.
«Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям значит, он живой, значит, жив и я.»
Вдохновившись работами Михаила Васильевича, на уроках Духовного краеведения, учащиеся 8х классов подготовили рисунки храмов в разных жанрах живописи.
На уроках музыки, на занятиях музыкального объединения «Поющие голоса», под руководством Бабий Николая Ильича, дети знакомятся с духовными произведениями, творчеством композиторов и музыкантов. Среди них – композитор Георгий Васильевич Свиридов.
В его музыке нашла отражение духовная жизнь русского народа со всеми его особенностями. Композитор не спеша разворачивал перед слушателями историю жизни, показывая ее различные грани.
Он словно синтезировал гармонию бытия и тонкость чувств, создавал невесомую одухотворенность и возвышенность, это помогает детям понимать всю важность и необходимость духовности и гармоничного развития.
Мир духовности и нравственности. Именно они определяют поступки человека и должны быть позитивными и созидательными. Духовный человек в своих поступках руководствуется чувством долга, ответственности, несет людям заботу и милосердие.
Но как сказал Митрополит Калужский и Боровский Климент « не надо ждать особого случая, какой-то чрезвычайной возможности, чтобы проявить свой талант во всей силе. Следует использовать каждый удобный повод для помощи другому человеку и облегчения его тягот, от всего сердца, искренне проявляя христианскую любовь» и коллектив Пятой школы четко видит, что наша общая работа в нравственном воспитании находит живой отзыв сердцах людей.
Реализуя проект «Вера и время» мы сопоставляем настоящее и прошлое, ведь «всё, что было в нашей истории, имеет прямое отношение к нам, современникам. Все, что было в нашей истории, и сформировало Русский мир. Мы должны знать историю, чтобы не повторять ошибки и, отталкиваясь от опыта прошлого, по милости Божией идти в будущее».
13PAGE \* MERGEFORMAT14415
15