Проект Поэтический вечер-презентация сборника стихов поэтов 19-20 веков Страна высоких вдохновений, посвященного пейзажной лирике


МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области
Разработка урока на тему: «Проект «Поэтический вечер» - презентация сборника стихов поэтов 19-20 веков «Страна высоких вдохновений», посвященного пейзажной лирике»
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
первой категории Курбатова Г.Н.
2016 год
Задача деятельности учителя: способствовать формированию представлений о жизни и творчестве поэтов 19-20 веков, мастеров пейзажной поэзии, о значении творчества в русской литературе.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Предметные:
Познавательная сфера: иметь представление о жизни и творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасова как мастеров пейзажной лирики 19 века; А.А.Блока, С.А.Есенина, А.А.Ахматовой, Н.М.Рубцова как поэтов 20 века, о своеобразии их поэтического мастерства;
Ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к поэтическому слову поэта; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;
Коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения, написания отзывов о прочитанном стихотворении; уметь создавать собственные иллюстрации к стихотворениям поэтов, электронную презентацию на определенную тему.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные:
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке:
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Методы и формы обучения:
фронтальная, индивидуальная (выразительное чтение), групповая.
Интернет-ресурсы:
Список песен на стихи Сергея Есенина. – Режим доступа:http//ru.wikipedia.org/wiki/ Список песен на стихи Сергея Есенина.
Стихи поэтов 19-20 веков. – Режим доступа:http://www.stihi-xix-xx-vekov.ruОборудование: электронная презентация «Страна высоких вдохновений»; эпиграф к 1-й части: «И мир, цветущий мир природы, избытком жизни упоен…» (Ф.Тютчев), эпиграф ко 2-йчасти: «…Да и такой, моя Россия, ты всех краев дороже мне!» (А.Блок); музыкальное оформление вечера: песни и романсы на стихи поэтов 19-20 веков.
Основные понятия и термины: основная тема стихотворения, жанр стихотворения, сюжет стихотворения, основные мотивы творчества.
Сценарий урока.
Слайд 1.
Название поэтического вечера, рисунок обложки сборника стихов, имена авторов презентации. На рисунке – сад царскосельского Лицея.
Ведущий 1.
Добрый день, дорогие друзья: участники и гости поэтического вечера-презентации сборника стихов поэтов 19-20 веков «Страна высоких вдохновений», посвященного пейзажной лирике. Над сборником работали учащиеся, участники и организаторы этого вечера, на котором прозвучат лучшие стихотворения самых именитых мастеров русской поэзии.
Слайд 2.
Слова эпиграфа к 1 части: «И мир, цветущий мир природы, избытком жизни упоен» (Ф.Тютчев).
Ведущий 2.
Первая часть поэтического сборника посвящается пейзажной лирике 19 века.
Учитель.
«Аннотация». В поэтический сборник «Страна высоких вдохновений включены шедевры пейзажной лирики поэтов 19 и 20 веков. Это настоящие откровения классиков национальной поэзии: А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Некрасова, Ф.Тютчева, А.Блока, А.Ахматовой, С.Есенина. стихотворения дают представление о развитии темы природы в поэзии 19-20 веков, о восприятии мира, о взаимоотношениях человека и природы. В сборнике представлены детские рисунки, иллюстрирующие стихотворения известных поэтов, показывающие живой отклик чувствительной души на прекрасные стихи, и критические отзывы, авторитетное мнение об авторах и их произведениях пейзажной лирики.
Слайд 3.
Портрет А.С.Пушкина. надпись: «Солнце русской поэзии».
Чтец 1.
«Слово о Пушкине». Имя великого русского поэта А.С.Пушкина мы знаем и любим с детства. Это «солнце русской поэзии». Стихи Пушкина о природе – это песнь любви, восторга, очарования. Картины природы в лирике Пушкина, изображенные с глубокой любовью ко всему родному, национальному, близкому и дорогому сердцу русского человека, являются откликом души многих людей. Картины природы у Пушкина просты и совершенны, они оказали влияние на пейзажное мастерство всех наших поэтов.
Слайд 4.
Портрет Н.В.Гоголя и выдержка из цитаты.
Чтец 2.
«Авторитетное мнение». Н.В.Гоголь предупреждает, что для восприятия художественного богатства лирики Пушкина нужен тонкий вкус: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия: никакого наружного блеска, все просто, все прилично, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт».
Слайд 5.
Осенний и зимний пейзажи средней полосы России.
Выразительное чтение стихотворений «Унылая пора! Очей очарованье!..», «Зимнее утро», «Зимняя дорога» (чтецы 3,4,5).
Слайд 6.
Портреты композиторов А.Е.Варламова, С.Рахманинова, Н.А.Римского-Корсакова.
Учитель.
С развитием русской поэзии, с появлением в начале века новых литературных имен и талантливых произведений возникала ответная волна романсовой лирики, которая создавалась одаренными композиторами. Музыканты звуковыми красками пишут яркие пейзажи, отражая взаимоотношения человека и природы, выражая радость, грусть, нежность, очарование. Язык музыки особый. Он очищает человека, возвышает его душу, окрыляет. Сегодня мы услышим 3 романса, написанные на известные стихи любимых вами поэтов звучит романс А.Е.Варламова «Белеет парус одинокий» на стихи М.Ю.Лермонтова.
Слайд 7.
Портрет М.Ю.Лермонтова. Надпись: «Лермонтов – это явление в поэзии…» (С.Наровчатов).
Чтец 1.
«Слово о Лермонтове». Михаил Юрьевич Лермонтов был человеком чрезвычайно одаренным. Он играл на скрипке, был хорошим шахматистом, имел математические способности, писал картины, знал несколько иностранных языков. Но главное – был поэтом. По признанию К.Г.Паустовского, каждое зрелое стихотворение его можно назвать шедевром. Лермонтов подарил нам стихи о Кавказе. Образ Кавказа появлялся в произведениях поэта в разные годы. И всегда это было открытием. Свою влюбленность в Кавказ как символ вольной, самобытной природы он передал читателям. Среди шедевров пейзажной поэзии Лермонтова такие стихи, как «Три пальмы», «Тучи», «Когда волнуется желтеющая нива…».
Слайд 8.
Портреты Н.Добролюбова и И.Андроникова, выдержки из цитат.
Чтец 2.
«Авторитетное мнение». Н.А.Добролюбов писал: «Поэзия Лермонтова особенно по душе мне. Мне не только нравятся его стихотворения, но я сочувствую ему, я разделяю его убеждения. Мне иногда кажется, что я сам мог бы сказать то же самое, хоть и не так же сильно, верно и изящно. Немного есть стихотворений у Лермонтова, которых бы я не захотел прочитать десятку раз сряду, не теряя притом силы первоначального впечатления». И.Андроников писал: «Все пленяет нас в Лермонтове: и сила пламенных страстей, и ум холодный и глубокий, его необычайная прямота и честность, высокая требовательность к самому себе и к другим. Он не умел и не хотел мириться с пороком, где и под какой маской ни встречал его».
Слайд 9.
Иллюстрация к стихотворению «Когда волнуется желтеющая нива…».
Выразительное чтение стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…» (чтец 3).
Слайд 10.
Портрет Ф.И.Тютчева. надпись: «Тютчев – талант сильный и самобытный». (Н.А.Некрасов).
Чтец1.
«Слово о Тютчеве». Поэзия Тютчева Ф.И. – одно из драгоценнейших достояний русской классической литературы. Поэзия Тютчева – это музыка, волнующая душу, наполняющая ее безграничной любовью к человеку, к природе, к Родине. Язык поэзии настраивает на глубокое понимание и внутреннее осмысление происходящего вокруг. Язык Тютчева поражает своей красочностью, живостью. Тютчева недаром называют певцом природы. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта именно с полей и лесов, окружавших его милый Овстуг. Иногда поэт даже обожествляет природу, пытаясь разгадать ее тайны.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Слайд 11.
Виды летнего пейзажа.
Выразительное чтение стихотворений «Неохотно и несмело…», «Полдень», «Летний вечер» (чтецы 2, 3, 4).
Слайд 12.
Портреты Вл. Соловьева, Н.А.Некрасова, А.А.Фета и выдержки из цитат.
Чтецы 5.
«Отзывы современников». Владимир Соловьев в статье «Поэзия Ф.И.Тютчева» пишет: «…В небольшой области русской литературы тоже существуют такие сокровища, которых мы почти не знаем. Самым драгоценным из этих кладов я считаю лирическую поэзию Тютчева». Н.А.Некрасов о поэзии Ф.И.Тютчева: «Каждый стих его – перл, достойный любого из наших великих поэтов». Афанасий Фет выражает уверенность, что «яркому поэтическому огню г.Тютчева суждена завидная будущность не только освещать , но и согревать грядущие поколения».
Звучит романс С.Рахманинова «Весенние воды» на стихи Ф.И.Тютчева.
Слайд 13.
Портрет Н.А.Некрасова. Надпись: «Лирик необычайной силы». (Н.Браун).
Чтец 1.
«Слово о Некрасове». По выражению поэта Н.Брауна, Некрасов был «лириком необычайной силы». Утверждают, что «чистой» пейзажной лирики у Некрасова почти нет: природа воспринимается им не сама по себе, а непременно в единстве с человеческой жизнью. У Некрасова природа тесно связана с человеческим трудом, с тем, что она дает человеку. Все, о чем пишет поэт, переживающий близость с миром природы, легко представить, увидеть, услышать. Пейзаж его конкретен, детален, образ России целен и величав.
Слайд 14.
Портрет Ю.В.Лебедева, доктора филологических наук, профессора, и его слова о Некрасове.
Чтец 2.
«Авторитетное мнение». Ю.В.Лебедев писал о Некрасове: «Но главный вопрос, который мучил Некрасова на протяжении всей жизни и особенно остро в последние дни, заключался не в формальных проблемах «мастерства». Как русский писатель он был верен русскому пониманию искусства слова, подмеченному французским писателем Проспером Мериме в разговоре с Тургеневым: «Ваша поэзия ищет прежде всего правды, а красота потом является сама собою; наши поэты, напротив, идут совершенно противоположной дорогой: они хлопочут прежде всего об эффекте, остроумии, блеске…». Русская дорога ставила перед Некрасовым один, главный вопрос: насколько его поэзия способна изменить окружающую жизнь и получить приветный отклик в народе».
Слайд 15.
Русские пейзажи.
Выразительное чтение стихотворений «Зеленый шум», «Несжатая полоса» (чтецы 3,4).
Слайды 16-20.
Иллюстрации шестиклассников.
Выходит группа художников 6 класса (6 человек). Презентация иллюстраций к стихотворениям поэтов 19 века.
Звучит романс Н.А.Римского-Корсакова «Редеет облаков летучая гряда» на стихи А.С.Пушкина.
Слайд 21.
Имена и портреты поэтов 20 века.
Ведущий 1. Открываем 2-ю часть поэтического сборника «Страна высоких вдохновений». В ней представлены новые имена, нового 20 века: А.Блок, В.Маяковский, С.Есенин, Н.Клюев, М.Цветаева, М.Волошин, А.Ахматова, Н.Гумилев и многие-многие другие. В их стихах – отражение эпохи, поступь нового времени. Но находится место и для пейзажной лирики.
Учитель.
Песни, романсы, баллады – эти и другие жанры музыкально-поэтического творчества были и остаются ничем не заменимой частью русской художественной культуры. Они доступны самым широким кругам общества. Каждый найдет в безграничном песенном мире то, чему отзовется душа. У каждого большого русского поэта немало таких стихов, что, будучи положенными на музыку, звучали и звучат в концертных залах и домах простых людей. Немногие поэты писали стихи, предназначенные для пения. Гораздо больше таких поэтов, чьи стихи стали популярными песнями, романсами, хотя сами авторы не прочили им песенную судьбу. В лучших своих образцах песни русских поэтов представляют большую художественную ценность. Свой вклад в песенную культуру русского народа внесли композиторы, актеры, дирижеры хоров, руководители ансамблей, вокальных групп. В песне – душа народа.
Песня «Клен ты мой опавший» на стихи С.Есенина в исполнении Н.Бабкиной и ансамбля «Русская песня».
Слайд 22.
Слова эпиграфа ко 2 части: «Да и такой, моя Россия, ты всех краев дороже мне» (А.Блок).
Ведущий 2.
Эти слова, принадлежащие великому поэту 20 века А.Блоку, не случайно мы взяли эпиграфом ко 2-й части нашего поэтического сборника. Их мог сказать и Есенин. И Клюев, и Маяковский, и Ахматова… Чувство любви к Родине – вот общее для них.
Слайд 23.
Портрет А.Блока.
Чтец 1.
«Слово о Блоке». Вся лирика Блока – поэтический дневник жизни русского человека на рубеже веков. Поэт живет с чувством тревоги, предчувствуя большие перемены. Душевные переживания находят отражение и в стихотворениях пейзажной лирики. Например, стихотворение «Летний вечер» напоминает простую пейзажную зарисовку, в которой лирически передается смена дня вечером и приближение ночи. Но эпитет «розовый» означает умиротворенность, спокойствие, мечтательность, возвышенный строй чувств. Сочетание «красный диск луны» не столько обозначение цвета луны, сколько ощущение тревоги, отраженной в этом цвете. Значит, Блок пишет стихотворение о том, что день с его тревогами, беспокойством, суетой отошел и уступил место высоким чувствам и мыслям, высокому спокойствию души, когда можно думать о вечном, нетленном.
Слайд 24.
Портреты М.Горького, В.Маяковского и выдержки из цитат.
Чтец 2.
М. Горький говорил: «Блоку верьте, это настоящий – волею божией – поэт и человек бесстрашной искренности». В. Маяковский: «Творчество Александра Блока –это целая поэтическая эпоха».
Слайд 25.
Лето. Шахматово.
Выразительное чтение стихотворений «Летний вечер», «О,как безумно за окном…» (чтецы 3,4).
Слайд 26.
Портрет А.Ахматовой.
Чтец 1.
«Слово об Ахматовой». Поэзия Анны Ахматовой – неотъемлемая часть русской и мировой культуры. В русской поэзии 20 века лирика Анны Ахматовой – неповторимое, своеобразное явление. Голос ее стал голосом женщины. Почти впервые о любви заговорила та, которой было принято поклоняться, но которую не принято выслушивать. Поэтесса является читателю как тонкий лирик. Но самой главной любовью в жизни Ахматовой была любовь к родной земле, о которой она пишет после , что «ложимся в нее, и становимся ею, оттого и зовем так свободно своею». Об обновлении человека А.Ахматова по-иному сказала в стихотворении «Перед весной бывают дни такие…». Наступает весна – и все на свете меняется. То, что, казалось бы, каждый день перед глазами – дом, песня, -- обновлено дыханием весны, мысли чувства овеяны весенней свежестью, все вокруг становится легким и неузнаваемым.
Слайд 27.
Сборник стихов А.Ахматовой.
Чтец 2.
«Авторитетное мнение». В.И.Влащенко писал: «Многие стихи Ахматовой для нас звучат как молитвы или как звуки благовеста, которыми наполняется наша душа, как мелодия, одухотворяющая нашу бытовую жизнь, наши монотонные будни, как добрая, радостная весть».
Слайд 28.
Наступление весны.
Выразительное чтение стихотворения «Перед весной бывают дни такие…» (чтец 3).
Слайд 29.
Рязанские просторы.
Звучит песня «Над окошком месяц. Под окошком ветер» на стихи С.Есенина в исполнении Государственного Рязанского русского народного хора имени Е.Попова.
Слайд 30.
Портрет С.Есенина.
Чтец 1.
«Слово о Есенине». Сергей Есенин – певец Руси. В его искренних и откровенных стихах мы слышим что-то родное и близкое. Стихотворения поэта полны сердечной теплоты, нежности, искренности. «Чувство родины – основное в моем творчестве», -- писал Есенин. С детства перед его взглядом открывались чудесные картины родной природы. Он любовался ими, впитывал в себя народное поэтическое ощущение мира. Русь Есенина – это постоянное ощущение красоты, гармонии, раздолья. Сергей Есенин до боли любил все родное: «Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь».
Слайд 31.
Портрет Н.И.Шубниковой-Гусевой, Н.Тихонова и выдержки из цитат.
Чтец 2.
«Авторитетное мнение». Н.И.Шубникова-Гусева: «Есенин – великий русский национальный поэт 20 века. Его неповторимое дарование уходит корнями в глубины народного мироощущения, русской культуры и истории. Уникальность есенинского дара в безграничной любви ко всему живому, в нежности и милосердии». Н.Тихонов: «Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня. Сила и яркость его стиха говорят сами за себя. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь, вечно живой поэзии».
Слайд 32.
Русская природа.
Выразительное чтение стихотворений «Вот уж вечер. Роса…», «Край ты мой заброшенный…», «Низкий дом с голубыми ставнями…», «Спит ковыль, равнина дорогая…» (чтецы 1, 2, 3, 4, 5).
Слайды 33-39.
Слова стихотворения Н.Заболоцкого:
Так вот она, гармония природы,
Так вот они, ночные голоса!
Так вот о чем шумят во мраке воды,
О чем, вздыхая, шепчутся леса!
Учитель.
Итак, мы побывали в «стране высоких вдохновений». Презентация сборника стихов, посвященного пейзажной лирике поэтов 19-20 веков, состоялась. Пусть сегодняшняя встреча побудит вас открыть сборники стихов с новыми именами. Пусть поэтическое творчество и литературное наследие будут важной частью вашей духовной жизни. В добрый путь, дорогие читатели, за новыми эмоциями и ощущениями, которые вы обязательно испытаете, перечитывая всемирно признанные произведения!
Звучит песня на стихи С.Есенина «Отговорила роща золотая» в исполнении ВИА «Орэра».
Учитель.
Всем участникам поэтического вечера – слова благодарности за творчество, поиск, выразительное чтение, артистизм, за незабываемые эмоции, за прекрасный поэтический вечер!
Домашнее задание.
Читать выразительно стихотворения Г.Тукая (по выбору).