Конспект урока литературы в 11 кл. по теме « А.А.Блок. Жизнь и творчество. Темы и образы лирики Блока».


Урок разработан учителем русского языка и литературы МОУ
СОШ №42 г. Тверь Шестериной Натальей Анатольевной.
Конспект
урока литературы в 11 классе (программа под ред. В.Я.Коровиной).
Тема: « А.А.Блок. Жизнь и творчество. Темы и образы лирики Блока».
Цель: познакомить учеников с фактами биографии А.А.Блока
выявить особенности лирики поэта разных лет
воспитывать культуру работы с поэтическим текстом
развивать умение анализировать, мыслить логически
развивать речевые навыки, умение работать в команде

Ход урока.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя. а)особенное место Блока среди русских поэтов б)отношение к современникам и современности в)факторы, определившие позицию Блока
г) объявление темы урока
Представление группой учащихся презентации (8-10 слайдов) о биографии Блока.
Рассказ учителя о трёх томах лирики Блока («трилогия вочеловечения»).
I том (« белый» ) – том Прекрасной Дамы, своеобразный дневник интимных любовных переживаний. Центральный цикл «Стихи о Прекрасной Даме». В стихах этого цикла чувствуется влияние философии Вл. Соловьёва. Здесь символ – это знак иного мира. Блок использует множество сквозных романтических образов: весна, заря, ветер, туман, сумрак, тени, сны. Любимая является поэту в неземном таинственном озарении. Он называет её Прекрасной Дамой, Царевной-Невестой, Владычицей Вселенной, Величавой Вечной Женой, Девой Радужных Ворот, Таинственной подругой, Лучезарной, Ясной, Светлой, Милой и т.п. (зачитывается одно из стихотворений:«В ночи, когда уснёт тревога…» «Предчувствую Тебя»
«Встану я в утро туманное…» «Мы встречались с тобой на закате…»)II том (« синий») – том Незнакомки, где основной становится тема города, тема социальной несправедливости, тема ожидания будущих тревог, потрясений, трагедий. Основные циклы «Пузыри земли», «Город». Светлая атмосфера влюблённого ожидания сменяется настроением страха, беспокойства. Лирический герой видит непридуманную жизнь города, погружается в круговорот стихий. Образ Прекрасной Дамы сменяется образом Незнакомки с чертами земной женщины. В стихах уже ярко выделяется антитеза (любимый блоковский приём), символизирующая трагическое противоборство мира земного, реального и мира мечты (зачитывается одно из стихотворений: «Незнакомка», «О, весна, без конца и без краю…»). III том (« красный» ) – том Страшного мира, где собирательным образом всех утраченных ценностей становится образ Родины,
окрашенный в цвета пламени и крови. Основные циклы «Страшный мир», «Родина». Здесь царит атмосфера неверия, греха, усталости от жизни, такая же, как в окровавленной, терзаемой революциями и
войнами России. Лирический герой подвергается тлетворному
воздействию губительных страстей. В этом мире отсутствуют
естественные здоровые чувства, в том числе и чистая любовь.
( зачитывается одно из стихотворений: «На железной дороге»,
«Ночь, улица, фонарь, аптека…»). 5. Самостоятельная работа учащихся в группах.
-класс делится на 6 групп ( по 3-4 человека )
-каждой группе предлагается одно из трёх стихотворений, выбранных для работы (без указания названия и даты написания).
« Ветер принёс издалека…»
« О доблестях, о подвигах, о славе…»
« В ресторане»
- текст необходимо прочитать, определить тему, рассмотреть систему образов, проанализировать эмоциональный фон и сделать вывод о том, к какому тому лирики Блока можно его отнести.
-подготовить аргументы для предстоящей полемики.

Представление результатов самостоятельной работы.
-выясняются пары групп, которые анализировали один и тот же текст.
-участники групп отчитываются по результатам своей работы.
-в случае возникновения расхождений во мнениях стараются убедить соперников в правильности своей точки зрения с помощью аргументов, подобранных в ходе работы.
-члены других групп оценивают труд своих товарищей.
Подводятся итоги урока.
Задание на дом: подготовить чтение наизусть одного из стихотворений Блока (по выбору); проанализировать систему изобразительно-выразительных средств в выбранном тексте.