Краеведческая исследовательская работа по теме Музыкальный фольклор села
Отечество - 2014
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»
номинация «Культурное наследие»
тема «Песенный фольклор села»
Программа движения «Отечество»
Подготовила: Головко Виктория Петровна
учащаяся 10 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Камышевская средняя общеобразовательная школа
Адрес школы: 347525 Ростовская область Орловский район
х.Камышевка Ул Школьная 30
домашний адрес: 347 525 Ростовская область Орловский район х.Камышевкаул.Мира 53
руководитель: Светличная М.А.
учитель истории и обществознания
МБОУ Камышевская СОШ
тел.: 43-6-47
х. Камышевка
2013г
Введение. Актуальность темы исследования.
Песенный фольклор села
1.1.Песенный фольклор села с момента возникновения села и до 70-х гг.
1.2.История песенного фольклора с 80-х гг и до наших дней.
Частушечный фольклор
Частушки с момента возникновения села и до 70-х гг.
Частушечные напевы с 80-х гг и до наших дней.
Заключение
Посвящать свою жизнь собиранию народных песен – прекрасный подвиг...
Н.Г. Чернышевский
Введение
Фольклор - в переводе с английского - «народная мудрость», «народное знание». Народная музыка жила в действии: игре, обряде, шествии, труде и песне... Фольклор является неотъемлемой частью каждого народа, и он проявляется как в устно-поэтической форме, так и в духовной. В наше время становится все труднее найти тех людей, которые бы рассказали нам о том, как жили их предки; какие песни пели, какие слагали частушки, и это список можно продлевать до бесконечности.
Не может не радовать тот факт, что интерес к традиционной культуре, к его языку, фольклору, обычаям и обрядам за последнее время необычно возрос не только у нас в России, но и за рубежом! Мысль о том, что без всестороннего знания прошлого не может быть понятно настоящее и тем более будущее, становится аксиомой. И кому, как не нам предстоит в этом разобраться?
Но «объять необъятное» невозможно. Поэтому, опираясь на труды великих собирателей и пропагандистов фольклора - И. Петрусенко, А. Бигдая, Г. Концевича, И. Бойко, Ф. Щербины, и др., в своей работе мы попытались проследить становление и дальнейшее развитие песенного фольклора на селе.
Целью данной работы являлось:
Ознакомиться с песенным фольклором села с момента возникновения х.Камышевка и до наших дней.
2. Проанализировать музыкальный фольклор села
3. Рассмотреть вопросы исторической трансформации бытования народного фольклора в последние десятилетия.
Актуальностью этой работы является привлечение к сохранению и передача музыкального фольклора молодому поколению.
Для решения поставленных задач использовались общепринятые методы исторического исследования: анализ; сравнение; фотофиксация; интервьюирование; запись устных источников; обобщение.
Практическая значимость: материалы работы могут быть использованы как иллюстративный, дополнительный материал в курсе изучения краеведения, собранные материалы переданы в школьный музей.
Песенный фольклор села
1.1.Песенный фольклор с момента возникновения села и до 70-х гг.
Время – беспощадная штука, которая не щадит никого. Песни, передаваемые из поколения в поколение и связывающие нас с нашим прошлым, начинают забываться и умирают с их носителями. Если все наши национальные песни исчезнут, то, что тогда мы сможем передать нашим потомкам? Уйдёт наша история, наша культура и, в конце концов - наш народ!
Народная инструментальная музыка – это неотъемлемая часть духовной культуры каждого народа. Сейчас в деревнях становится всё труднее и труднее находить тех людей, которые знают, помнят и пытаются передать своё музыкальное творчество молодому поколению. К огромному сожалению, инструментальная музыка в виде наигрышей и подыгрываний – сохранилась гораздо хуже, чем песни. Сейчас уже не найдёшь в деревнях мастеров – исполнителей народной музыки на национальных инструментах. А какие ведь раньше были инструменты! Неужели такой древний народ как русский при таком огромном количестве инструментов останется без национальной музыки?!
Песня окружала человека с детства до могилы. С песнями рождались, с песней шли воевать, песнями мерили расстояние, застольные песни и песни свадебных обрядов. С большим трудом нам удалось найти информацию о земляках, играющих на народных инструментах. Вспоминает Куделина А.Н.: «В округе никто так не играл на балалайке, как Игнатенко Семен Максимович. А какими гармонистами были на селе Сокиркин В.И., Крамаренко И. П., Литвишко В.П. и Шкребцов А.И.».
Из воспоминаний Близняковой В.П.: «Как только наступал выходной день на улицу выходили гармонисты и зазывали народ. Ни один праздник не обходился без задорной музыки гармони».
Среди гармонистов нашлась и женщина Грициенко Надежда Наумовна. Она играет с 12 лет. Вспоминает Надежда Наумовна:
- Работали тяжело, да песня помогала хорошо. Вот мы, девки да женки, по всхожему солнышку, по росе ко жнивью идем и песню поем. Домой со жнивья идем, опять заливаемся, песню воспеваем:
Скакал казак через долину, через Монгольские края.
Скакал он в садик одинокий, кольцо блистало на руке...
- А уж на сватовстве, на свадьбах да на праздниках – вот где будет песен, что травы некошеной…».
В 60-е годы на селе уже стали появляться и фольклорные коллективы. Руководителем первого фольклорного коллектива в хуторе Камышевка являлся Звягинцев Алексей Федорович. В 1969 г Алексей Федорович организовал большой женский хор в х.Камышевка. Старожилы, вспоминают о нем как о большом любителе русской песни. Первоначально в хор входило 30 человек. Затем менялся состав и численность коллектива. В него входили люди разных профессий и взглядов, разных возрастов, но их объединяло общее - любовь к музыке. Это истинные носители фольклора. Красивыми голосами обладали участники хора Бережная В.А., Василенко О.П., Крамаренко В.С., Шрамко Н.Н., Зыкова В.И., Семенягана В.И. и др. В начале 70-х годов на средства совхоза «Новоселовский» были пошиты русско-народные костюмы.
Не остались в стороне от возрождения традиций на селе и учителя Камышевской школы. Они составляли основу художественной самодеятельности, устраивали выездные концерты в соседние хутора с песнями русско-народного фольклора. Мелодичные голоса солистов фольклорной группы учителей Серковой Марии Николаевны, Ильченко Натальи Федоровны, Воробинской Марии Петровны, Стасюк Федора Дмитриевича под аккомпанемент баяниста Серкова Владимира Михайловича односельчане помнят и сейчас.
В 70-е на должности директора ДК находится Селезнев Геннадий, который продолжает фольклорные традиции Дворца культуры, организовывая праздники для односельчан. Исполнители не только пели песни, но первоначально их собирали.
«За период творческой деятельности фольклорной группы было собрано более 30-ти русско-народных песен». Многие песни были восстановлены по крупицам. В репертуаре ансамбля свадебные, календарные, духовные, украинские песни» - вспоминает Мария Петровна Воробинская, участница фольклорной группы.
1.2.История песенного фольклора с 80-х гг и до наших дней.
Песенный фольклор села набирает силу в 70-80-е годы.
Из воспоминаний члена вокальной группы «Березка» Василенко Ольги Васильевны:
«Каждую зиму проводился праздник Проводы зимы, обязательно с катанием на ряженых лошадях, с блинами и игрищами для детей и взрослых. А какие песни пели! Такие концерты устраивали!»
При директоре Селезневе Г. были создана вокальная группа не только учителей, но и медработников, которые исполняли как современные, так и русско-народные песни. Руководителем вокальной группы медработников «Росинка» являлась Силкина Валентина Викторовна. Группу учителей возглавляла Ильченко Наталья Федоровна. Она же являлась и дирижером хора.
Большую работу по развитию культуры села проводил Пухкало Н.Н., будучи последующим директором ДК.
История развития русской песни связана песенными традициями и многих семейных династий. Супруги Серковы Мария Николаевна и Владимир Михайлович были участниками всех праздников и концертов при ДК. Мария Николаевна обладала высоким голосом и являлась запевалой многих песен, а Владимир Михайлович не только пел, но и искусно аккомпанировал на баяне. Супруги Стасюк Валентина Кузьминична и Федор Дмитриевич являлись не только участниками вокальной группы, но и членами драматического кружка под руководством Ильченко Натальи Федоровны.
В эти же 70-е годы был создан Вокально-инструментальный ансамбль «Заря», который радовал зрителей своим разнообразным репертуаром до 90-х годов, а бессменным руководителем ВИА долгое время являлся Лучко Владимир Мифодьевич.
Из воспоминаний Лучко В.М.: «В районе не было ни одной центральной усадьбы, где бы ни выступал наш ансамбль «Заря».
Какой же праздник в х.Камышевка без танцев группы «Криница». Без веселой и задорной музыки Сергея Борисовича.
Сколько лет существовала эта танцевальная группа столько и грамот она имеет. В 2008 г в конкурсе среди районных ДК в номинации «Одаренные дети» танцевальная группа «Криница» получила Диплом лауреата и муниципальную премию в размере 3000 рублей.
Ну, кто в селе не знает баяниста Собкалова А.М. Анатолий Михайлович с 70-х г участник всех концертов при ДК. Не заменим он был и в Камышевкой школе. Живая музыка его баяна радует свадьбы, праздники в нашем хуторе и по сегодняшний день.
В 2010г и 2011г ДК являлся участником конкурса «Донской курень», где селяне выставили не только свои угощения, но и показали, чем богат край.
На сегодняшний день при ДК действует организованный Натальей Федоровной Ильченко клуб «Хуторяне», куда входит 400 человек. Наталья Федоровна с группой активистов организовывает юбилейные концерты пенсионерам-юбилярам.
Хуторяне с огромной благодарностью относятся к неиссякаемой энергии Натальи Федоровны.
Таким образом, мы пришли к выводам: у культурного центра села есть будущее и оно продолжается талантливыми руководителями нашего ДК при поддержке односельчан. А значит, песенному фольклору на селе жить и развиваться.
Частушечный фольклор
2.1.Частушки с момента возникновения села и до 60-х гг.
В наше время, пожалуй, каждый взрослый человек на вопрос знает ли он, что такое частушки,- ответит утвердительно. Если сам он не помнит ни одной частушки, то, по крайней мере, слышал их в исполнении профессиональных или самодеятельных хоров, известных артистов.
Частушки возникли во второй половине XIX в. Это новый по содержанию и форме жанр устного народного творчества.
Слово «частушка» - первоначально одно из названий коротких, «частных» песен. Теперь оно повсеместно вошло в народный обиход и употребляется наряду с местными названиями рассматриваемых песен, а в ряду случаев и вытесняет местные названия.
Создание агитационных и «просветительских» частушек постепенно стало обязательной потребностью для организаторов переустройства жизни в деревне. Для того чтобы получить полную картину бытования различных жанровых разновидностей частушек в нашей деревне, мы провели анализ распространенности разных видов частушек. Анализ результатов опроса сверстников и жителей деревни (в опросе участвовало 38 человек) показал, что о частушках знают 100% опрашиваемых, 95% знают несколько частушек наизусть, 38 % знают разновидности частушек.
При исследовании и записи частушек учитывалось своеобразие жанра, выяснялись условия бытования жанра: в каких ситуациях обычно исполнялась или исполняется частушка; кем исполнялась; был ли обязателен аккомпанемент при исполнении частушек, какой музыкальный инструмент использовался (гармонь, баян, балалайка), есть ли в селе люди, известные как хорошие исполнители и сочинители частушек? При опросе мы интересовались, как относятся к исполнению и созданию частушки близкие, друзья, односельчане? Криворотова Н.А. вспоминает:
- Ране, бывало, услышишь частушку под окном, значит, на вечерку пора. Осенью да зимой просились на вечерки в самые просторные избы. Начинали с россказней, загадок, сказок, прибауток. Только потом песни запевались. Если была гармошка или балалайка, то пели разные частушки: о любви, о природе, о войне.
В частушках Великой Отечественной войны, пожалуй, ярче, чем когда-либо, проявилось единство личного и общего. Пусть покажется наивным, когда девушка просит дать ей винтовку, чтобы убить «злодея Гитлера», или наказывает милому покончить с ним для достижения победы, но это личное, искреннее, выстраданное.
В беседе с Близняковой В.П. мы услышали, о чем пелось в частушках в годы Великой Отечественной войны.
Скорбь народа за свою страну в полной мере нашла отражение в частушках, небольшая часть которых помещена в нашем сборнике (Приложение 1)
Самая многочисленная по тематике любовно-лирическая частушка. Любовь, брак, семья, положение женщины – это только внешняя сторона темы, главный смысл частушек – это переживания, психологическая реакция героя или героини.
Проанализировав частушки, которые пели в нашей деревне до 70 х годов мы пришли к выводу, что в х.Камышевка исполняли частушки двух видов: лирические и плясовые. Частушки для себя и про себя, о своем отношении к другому человеку, другим людям являются наиболее распространенными среди жителей хутора. Из воспоминаний собеседников мы узнали, что частушки пелись в основном на праздниках.
2.2.Частушечные напевы с 70-х гг и до наших дней.
Особенно много частушек создано за время перестройки, возникли новые произведения и о «партократах-демократах», и о новых русских. Это доказывает, что частушка жанр живой, развивающийся, откликающийся на самые злободневные темы. Хочется отметить, что частушки - единственный жанр русского фольклора, собирание и изучение которого ведется почти с его зарождения. Известны имена собирателей частушек: Д.К.Зеленин, П.А.Флоринский, В.И.Симаков, Е.Н.Елеонская, братья Геннадий и Александр Заволокины. И в настоящее время многочисленные учреждения культуры, самодеятельные и профессиональные хоровые коллективы собирают частушки для их сценического воспроизведения. На сцене - от клуба до первоклассного концертного зала - частушки получают вторую жизнь. В ходе изучения литературы по данной теме мы решили узнать: есть ли в селе люди, известные как хорошие исполнители и сочинители частушек? И мы их нашли. Мирошниченко Л.А. не только пела, но еще сама и сочиняла частушки.
Лидия Александровна вспоминает: «Записывать частушки было некогда, сочинялись они на ходу. Все раньше помнила, теперь уже не помню, какие я сочинила, а какие - народ».
Частушки используются и школьниками: на концертах художественной самодеятельности ребята с удовольствием исполняют частушки на школьную тему, на различных песенных конкурсах, на праздниках сегодня.
Изучение и исследование нами распространения частушек показали, что они, как и другие жанры устного народного творчества, отражают быт, жизненный уклад, обычаи, природу родного края и живут по сегодняшний день, как жанр русского фольклора.
Заключение
Народная поговорка говорит: «Не я пою - душа поет». Песня – это пища души. А душа вечна!
Назрела необходимость возрождения народных песен, игр, праздников. Возрождение – это не просто собирание и запись сведений о песнях, а своего рода «реставрация» с целью показа широкой публике в этнографическом музее, на фольклорном празднике, сцене. Возрождение народных песен и праздников -составная часть серьезной задачи. Народ наш на любое событие во все времена слагал частушки. Данный материал может, во-первых, служить новым творческим источником для композиторов, во-вторых, обогатить репертуар как сельской художественной самодеятельности, в-третьих, содействовать творческому изучению народно-песенного творчества жителей района.
Постигая подлинное народное искусство, становится понятно, что человек достигает с песней высоты нравственности, душевного света, доброты, сострадания. Он учится чтить старинные обычаи и обряды. И народная песня уже никогда не уйдет из его памяти.
Давайте бережно хранить наше достояние и заботиться о его выживании. Сохранять сокровища народной музыкальной культуры, делать их доступными для широких масс народа, профессиональных и самодеятельных исполнительских коллективов, предоставлять дополнительный материал для творчества композиторов, а также для учащихся и студентов специальных учебных заведений.
Мы надеемся, что данная работа заставит задуматься и проанализировать всю сложившуюся ситуацию, возникшую на рубеже 20-х веков, длящуюся и по сей день в народном искусстве.
Литература
Кравцов Н.И., Лазуткин С.Г. Русское народное творчество. Учебник для филол. фак. ун-тов. М.: «Высшая школа», 1977.-375 с.
Ради жизни на земле: Репертуар. сб. для руководителей шк. худож. самодеятельности/ Сост. А.В.Фоменко.-М.: Просвещение, 1990.- 288 с.
Русская литература XX века. 11 кл.: Учебник для общеобр. учеб.заведений.- В 2 ч. Ч.2 / В.В.Агеносов и др.; Под ред. В.В.Агеносова.- М.: Дрофа, 1999.- 352 с.
Частушки / Сост. Ф.М.Селиванова.- М.: Сов. Россия, 1990.- 656 с.
Ветлугина Н.А.»Музыкальное развитие ребенка», М.Просвещение,1988.
Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа 1993.
Кузьмина Н.В. «Способность, одаренность, талант учителя», Л.1985.
Мельников М.Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики», Новосибирск, Просвещение,1987.
Назаров Л.Н. «Введение в песенный фольклор», ж-л «Народное творчество» №6,1999, №1, 2000.
Старикова К.Л. «Народные обряды и обрядовая поэзия», Екатеринбург,1994.
Шамина Л.В. «Работа с самодеятельным коллективом», М. Музыка ,1983.
Аникина В.П.Русские народные, песни М., «Детская литература»,1972.
Интернетресурсы:
1.www.websib.ru/.../039/group3/klass5/narod.htm2.ru.wikipedia.org/wiki/Частушка
Приложение № 1.
Частушки собранные в х.Камышевка.
Частушки заигрыши:
Семь красавиц, семь сестер На лугу зажгли костер. Песни распевают, В гости зазывают. ***Серый дождик за окном, Я же думаю о том, Как же мне решиться Все-таки жениться.
***
Хороша наша деревня-
Только улочка грязна,
Хороши наши ребята –
Только славушка худа.
***
Гармонист у нас хороший,
Рассудителен и тих.
Купим брюки и калоши —
И готовенький жених.
***
Ой, юбка моя
С незабудками!
Разрешите спеть частушки
С прибаутками!
Частушки про любовь:
Трудно, трудно жить одной
Без подружки коренной,
Без словечка тайного,
Без дружочка крайнего.
***
Меня милый проводил,
Сел на изгородочку.
Долго, долго любовался
На мою походочку.
Заиграл полубаянУ зеленых елочек.
Долго слушала, стояла,
Думала-миленочек.
***
Плясовые частушки:
Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть.
Неужели в этом доме
Половицы лопнут?
Я плясала, топала,
Выбирала сокола.
Выбирала сокола,
Стройного, высокого.
***
Современные частушки:
Вон Танюша побежала,В руках "Эйвон" каталог.Некогда учить уроки,Тени с тушью продает.
***
Во всемирной паутинеМожно сгинуть, словно в тине.Кликни "Солнышко" - поможет,Руку помощи предложит!..
***
Вот и лето пролетело,Школа ждёт своих ребят,Приглашает вновь учитьсяИ мальчишек, и девчат!..
***
На компьютере в игруДоиграл Денис к утру.В школе у доски Денис,Как компьютер, сам «завис».
***
Школьные частушки Мы, веселые подружки,
Вам частушки пропоем.И про лето, и про лагерь, И про то, как мы живем!..
***
Вспомни, Шурка дорогая,
Как я ездил за тобой;
Приморозил нос к оглобле-
Отколачивал дугой.
***
Мы веселые частушки Пропоем для вас сейчас,
О себе, о дружбе нашей
И про наш веселый класс.
***
Ой, спасибо тебе, школа,Собрала ты снова нас,Дзынь! В звоночек позвонила,Позвала учиться в класс!..
***
Военные частушки:
Мой миленочек уехал
На границу воевать,
Вместо милочки винтовку
Будет к сердцу прижимать.
***
Стели, мать, постелюшку
Последнюю неделюшку.
А на той неделюшке
Я буду спать в шинелюшке.
***
Полюбил я строевую,
«Становись! Равняйсь!» — кричу.
И невесту свою Дуню
Всем приемам обучу.