Технологическая карта исследовательского проекта От чего зависит количество молока у коров, 3 класса
ПРОЕКТ (ученический) Приложение 1
1.Тема: От чего зависит количество молока у коровы?
2. Актуальность темы
Я живу в красивом селе. Вокруг располагаются леса, луга и возделанные поля.
Моя семья занимается сельским хозяйством. Папа выращивает хлеб и кормовые культуры для корма домашним животным. Мама доит коров. Жизнь в деревне очень тяжелая, но и интересная.
Я считаю, что жить в деревне без животных скучно. Потому что они нас радуют своей красотой, учат нас быть трудолюбивыми, добрыми, ответственными. И горжусь, тем, что умею ухаживать за животными. Спасибо нашим домашним питомцам за то, что они нас кормят!
На ум пришли слова из русской сказки о том, как мужик продавал корову: -А много ль корова дает молока?
-Не выдоишь за день - устанет рука.
И задумался я: что влияет на количество молока у коровы?
3. Цели: исследовать, что влияет на количество молока у коровы
Изучить теоретический материал по теме.
Узнать, что влияет на количество молока
Сравнить питательную ценность кормов
Провести опыт «Влияние различного грубого корма» на количество молока
Сделать выводы по результатам исследования
Подготовить презентацию продукта в электронном виде; написать благодарственные письма от семьи «кормилицам»-коровкам
4. Гипотеза: количество молока у коровы зависит от корма
5. Виды проекта:
-По целям и задачам: исследовательский проект
-.По предметно-содержательной области: монопроект
-. По характеру контактов между участников: внутриклассный-По продолжительности: краткосрочный (1 неделя)
- По количеству участников: групповой6. Возраст участников проекта: 3 класс
7. Продукт проекта: анализ сравнительных данных, электронная презентация проекта ; благодарственое письмо корове от семьи, коллаж «Наши кормилици»
9. Практическая значимость проекта: для подсобного домашнего хозяйства важно знать, какой корм является более ценным, питательным; для планирования заготовки кормов .Руководитель проекта: Илевахина Т.П., учитель МКОУ Тыргетуйская сош.
Технологическая карта исследовательского проекта 3 класс
Тема проекта От чего зависит количество молока у коров?
Планируемый результат работы группы Дети получат возможность, узнать какие, растения входят в состав луговых трав, о зерновых культурах, их питательной ценности и практическом применении в сельском хозяйстве; закрепить вычислительные навыки; умение решать задачи с понятием «объём», «количество»; сравнивать величины.
Научатся принимать поставленную задачу и стремиться к ее выполнению, осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей деятельности; добывать и извлекать нужную информацию;
Получат возможность слушать других и принимать иную точку зрения, высказывать и аргументировать свой ответ;
Научатся устанавливать причинно-следственные связи;
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ.
Планируемые результаты для учащихся
Предметные
Узнают о луговых травах, о зерновых культурах, их питательной ценности и практическом применении с сельском хозяйстве;
Закрепят вычислительные навыки; умение решать задачи с понятием «масса», «количество»; сравнение величин.
МетапредметныеПознавательные УУД:
Общеучебные УД(поиск и выделение необходимойинформации,самостоя-
тельное формулирование познавательной цели, проблемы, смысловое чтение, моделирование (создание таблицы сравнительных данных о составе трав);
Логические УД (выделение существенных и несущественных признаков,установле-
ние причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуж-дений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.)Постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера).
Коммуникативные УУД:
Коммуникация как взаимодействие (умение слушать других и принимать иную точку зрения, )Коммуникация как кооперация (умение договариваться, находить общее решение,высказывать и аргументировать своё предположение, умение убеждать и уступать,сохранять доброжелательные отношения в ситуации конфликта интересов, умение брать на себя инициативу, осуществлять совместный контроль, выяснять недостающую информацию)
Коммуникация как условие интериоризации –комм-речевые действия(умение строить понятные для партнера речевые высказывания , умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности).
Регулятивные УУД:
целеполагание,
планирование деятельности,
прогнозирование (предвосхищение результата),
контроль (сличение результата с поставленной целью),
коррекция (внесение необходимых дополнений и др);
оценка,
саморегуляция. Личностные
Самоопределение, смыслообразование(способствовать повышению самооценки, воспитывать культуру поведения, чувства взаимопомощи, сотрудничества ;получать первые навыки работы над проектом).
Организация пространства
(возможно выделение для каждого этапа проекта)
Ресурсы
Литература, интернет, ноутбук, проектор, презентация, листы для оценивания работы над проектом.
Для организации исследования: сено, солома, «зеленка», одна или несколько коров, мерная тара для измерения количества молока.
Формы работы
Коллективная, Групповая, индивидуальная
Ход проекта
№
п/п Этапы работы над проектом Содержание работы на данном этапе
Время Деятельность учащихся Деятельность учителя
Подготовка (погружение в проект)
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.
Задачи:
– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.
Организация подводящей к теме беседы.
Во время изучения темы «Кто что ест» по окружающему миру дети моделировали цепь питания, в частности с коровами. Они подняли актуальную тему для села.
- Какую роль играют коровы в жизни сельских жителей? Для чего родители содержат по нескольку коров?(чтобы кормить семью молочными продуктами, а излишки молока продавать).
- От чего зависит количество молока у коровы?
(По-разному. Почему? Дети предполагают (гипотеза), что количество молока у коровы зависит от нескольких факторов, в том числе и от корма)- А так ли это на самом деле? Интересно было бы проверить, чем лучше кормить корову, чтобы она давала больше молока, а семья получала больше прибыли.
Дети заинтересованы и готовы выяснять.
Дети обозначают проблему, цель исследования- отвечают на вопрос о том, зачем ты проводишь исследование.
Выдвижение гипотезы. Предположим… допустим…
1 урок Осуществляют вживание в ситуацию.
Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.
Получают дополнительную информацию.
Определяют свои потребности.
Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.
Осуществляют:
• анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;
• личностное присвоение проблемы.
Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.
Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.
Помогает сформулировать:
• проблему проекта;
• сюжетную ситуацию;
• цель и задачи.
Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.
Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.
Помогает в анализе
и синтезе, наблюдает,
контролирует.
Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.
Формирует необходимые
специфические умения
и навыки.
Планирование
Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.
Задачи:
– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;
– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
– распределение задач (обязанностей) между членами группы.
Организация «Мозгового штурма» с целью выбора формы выступления и презентации продуктов деятельности (выбрали мультимедиа презентацию);
Распределили обязанности и роли: 1.исследователей проблемы (осуществляют поиск информации о луговых травах, зерновых культурах и их питательной ценности, составляют список источников, (литература, интернет),2.редакторов (выписывают из подобранного исследователями материала самое необходимое ); 3.Экспериментаторы (проводят эксперимент, собирают и записывают все данные наблюдений.
4. Математики (Делают математические подсчеты, выводы)
5.информатики (собирают и обрабатывают цифровую информацию для презентации),
6.создатели презентации (выполняют слайды, оформляют, подписываютекст в слайды);
7. Критики (проверяют, перепроверяют, помогают)
Определение критериев оценки проекта : учитель знакомит детей с критериями оценивания .(см приложение 1).
_За что мы можем себя похвалить? (Мы быстро, активно и дружно спланировали ход проекта.Получилось интересно). 1урок
1урок
Осуществляют:
• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;
• разбивку на группы;
• распределение ролей в группе;
• планирование работы;
• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;
• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.
Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.
Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.
Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).
Предлагает учащимся:
• различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;
• распределить роли в группах;
• спланировать деятельность по решению задач проекта;
• продумать возможные формы презентации результатов проекта;
• продумать критерии оценки результатов и процесса.
Формирует необходимые
специфические умения
и навыки.
Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.
3
Выполнение проекта/организация
исследования
Цель – разработка проекта.
Задачи:
– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.
– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).
Обсуждение в группе: как проверить от чего зависит количество молока у коровы? Что мы уже знаем о луговых травах и зерновых культурах, какие суждения можем высказать по этому поводу, какие выводы сделать из того, что уже известно о предмете исследования?
Редакторы записывают все накопленные знания.(начинают собирать портфолио проекта).
Дети выполняют самостоятельно работу в своей области.
Подобрать книги по данной тематике.
Выбрать нужную информацию.
Записать интересную информацию, полученную от других людей
Использование интернета. Записывают новое, что узнали с помощью интернета.
Сообщают группе о своей работе. Группа оценивает, корректирует , если необходимо.
Проведение эксперимента.
Ответственные: Экспериментаторы, математики.Записывают план и результаты эксперимента.
План:
- привлечь одноклассников и родителей к участию в эксперименте
-1 день – родители кормят корову только сеном, на следующее утро производим замеры количества молока, записываем в таблицу;
2 день – кормим корову «зеленкой», на следующее утро производим замеры количества молока, записываем в таблицу;
3 день – кормим корову соломой на следующее утро производим замеры количества молока, записываем в таблицу ;3 урока
4 дня Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
При необходимости консультируются с учителем (экспертом).
Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.
Контролирует соблюдение правил техники безопасности.
Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Формулирование результатов или выводов; оформление результатов
Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
Задачи:
– анализ и синтез данных;
– формулирование выводов. Представление результатов исследования группе в форме научного отчета о проведенном эксперименте.
Формулируют выводы, подтверждают или опровергают гипотезу.
Оформляют исследовательскую работу в форме презентации.
Оформляют проект,
изготавливают продукт.
Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.
Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. Наблюдает, советует,
направляет процесс анализа.
Помогает в обеспечении проекта.
Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.
Защита проекта
Цель – демонстрация материалов, представление результатов.
Задачи:
– подготовка презентационных материалов;
– подготовка публичного выступления;
– презентация проекта. Готовят презентацию (информатики)
Выделяют:
титульный лист
оглавление
введение /актуальность
основную часть (описание работы с краткими выводами в конце каждого этапа), помещение фотографий, диаграмм или таблицы сравнительных результатов в слайды.
Заключение (список литературы).
Репетиция защиты проекта перед аудиторией: формулирование возможных вопросов от слушателей и ответов на них.
- Готова ли группа к защите?
Нужна ли коррекция?
-
3 дня
Готовят презентацию.
Продолжают оформлять портфолио.
При необходимости консультируются с учителем (экспертом).
Осуществляют защиту проекта.
Отвечают на вопросы слушателей.
Демонстрируют:
• понимание проблемы, цели и задач;
• умение планировать и осуществлять работу;
• найденный способ решения проблемы;
• рефлексию деятельности и результата.
Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. Организует презентацию.
Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.
При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.
Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.
Выступает в качестве эксперта.
Принимает отчет:
• обобщает и резюмирует полученные результаты;
• подводит итоги обучения;
• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.
Оценка результатов и процесса проектной деятельности
Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Задачи:
– коллективное обсуждение результатов проекта;
– самоанализ проектной деятельности «Круглый стол».
Выслушиваются отчеты каждого участника проекта:
-Что получилось лучше?
-Какие возникали трудности?
-Как преодолевали препятствия?
-Что помогло добиться полученного результата?
-За что надо объявить каждому участнику проекта благодарность, за что похвалить. (Дети по очереди высказываются о каждом…)
- Оцените результат работы над проектом.
-Достигли цели?
-Подтвердили гипотезу?
Вместе с учителем оценивают продукт проекта.
В приложении 1 помещены критерии оценивания ученического проекта: презентации, печатного текста, защита проекта.
2 этап
Представление и защита проекта перед зрителями (учителя, родители, ученики) .Подведение итогов. Награждение.
1 день
1 день Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе:
• коллективного обсуждения;
• самоанализа. Оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся.
Наблюдает, направляет процесс.
Приложение 2
Рейтинговая оценка ученического проекта
"«А много ль корова дает молока!?» Список группы:1) ____________________________2) ____________________________3) ____________________________4) ____________________________5) ____________________________
6)_____________________________
7)______________________________
8)____________________________
9)_____________________________-
10)________________________________
КРИТЕРИИ Баллы (1 – 3)
Презентация
1. Фон - выбран удачный фон, не отвлекающий от содержания.
2. Использование цвета - на одном слайде использовано не более трех цветов (за исключением цветов на фотографиях);- текст хорошо читается за счет контраста с фоном.
3. Анимационные эффекты - использована анимация для представления информации на слайдах - анимационные эффекты не отвлекают внимание от основного содержания.
4. Способы выделения информации Использованы- рамки, границы, заливка, - разные цвета шрифтов.- не смешаны разные типы шрифтов;-рисунки,фотографии для иллюстрации наиболее важных фактов;- графические изображения отредактированы (качество и объём).
Материал на печатной основе
5. Содержание информации - текст написан понятным и доступным языком;- насколько творчески и увлекательно подобран материал;- самостоятельность выбора и обработки информации;- есть ли цитирование источников.- Отражены цели исследований и выводы
6. Расположение информации - информация разбита на отдельные смысловые блоки;- заголовки отражают основную суть материала;- высокое качество оформления материала.
7. Объем информации - предложения лаконичные, отражающие основную суть;- стиль изложения соответствует теме представленного материала;- насколько эффективно обобщается информация.
8. Содержание подбора информации по исследуемой теме - высокое качество содержания материала;- самостоятельность выбора и обработки информации.- соответствие материала теме проекта
9. Библиография - список использованных литературных источников оформлен в соответствии с ГОСТом; - использование современных литературных источников.
Защита проекта
10. Представление презентации - презентация хорошо отработана и идет без задержек. Члены команды имеют четкие функции в представлении, и все являются «экспертами» по всей теме. Презентация поддерживается эффективными визуальными средствами.
11. Индивидуаль-ный вклад - доказательства участия в работе команды очевидны, вклад значительно повысил ценность проекта. Обучающийся является экспертом в данном вопросе.
Общее количество баллов 84 балла
Набранное количество баллов ______________ Количество баллов: 65 – 84 балла – оценка «5»; высокий уровень40 – 64 балла – оценка «4»; очень хорошая работа20 – 39 баллов – оценка «3»; средний уровень<20 баллов – оценка «2»; Все получится в следующий раз!Оценка ______ Подпись учителя __________
Рейтинговая оценка проекта №2
Индивидуальная карта рейтинговой оценки проекта учащегося.
Ф.И.участника проекта «____________________»
Критерии оценки Самооценка
своей деятельности в группе Оценка педагога Оценка одноклассников Достигнутый результат – достиг ли ты цели?
Да – 15
нет – 0
частично – 7 -12 б
(из 15 баллов) 2. Оформление проекта:
- что предложил
-что сделал
(из 15 баллов) Защита проекта 3. Представление:
-уверенно
без запинок
-кратко
(из 15 баллов) 4. Ответы на вопросы
(из 15 баллов) Процесс проектирования Интеллектуальная активность:
- поиск информации -5 б
-выбор нужной информации – 5 б
(из 10 баллов) Творчество
(из 10 баллов) Практическая деятельность:
(что ты сделал сам )Аккуратность-2- Оригинальность– 2
Самостоятельность – 4б
Активность – 2 б
(из 10 баллов) 8. Умение работать в команде:
-умение слушать и слышать собеседника-2б
Умение договариваться – 2 б
-высказывать свое мнение – 2б
- быть терпеливым и настойчивым – 2 б
- дружелюбным-2 б
(из 10 баллов) ИТОГО Среднеарифметическая величина от 85 до 100 баллов – «5»
от 70 до 85 баллов – «4»
от 50 до 70 баллов – «3» менее 50 баллов – «2» Оценка
Оценочная таблица
Как была организована работа в группе? Что вам особенно удалось Белые пятна
(что упустили) Корзина
Литература Список литературы.
1.Н.В. Засоркина, М.Ю. Шатилова. Метод проектов в начальной школе. Система реализации.//Волгоград.-2013.
2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
7.Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001.
8.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар.образование. – 2000. - №7.
9.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
10. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.
11. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод.работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
12. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
13.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
14.Информационные ресурсы Интернет: http//doob-054.narod/project.html