Анализ работы ШМО учителей начальных классов 2015-2016 уч.год
АНАЛИЗ
работы школьного методического объединения учителей начальных классов
за 2015 – 2016 учебный год.
Повышение эффективности образовательного процесса в школе является одной из ведущих задач модернизации структуры и содержания общего образования. Основная тема работы школьного методического объединения учителей начальных классов в 2015 -2016 учебном году была Развитие профессиональной компетентности и творческого потенциала педагога в процессе личностно-ориентированного обучения и воспитания младшего школьника в рамках реализации ФГОС НОО»
Перед учителями начальных классов была поставлена цель: создание условий для профессионально-личностного роста педагога как одного из основных условий обеспечения качества образования.
Задачи: 1. Способствовать обеспечению внедрения современных образовательных технологий как значимого компонента содержания образования.
2. Создать условия для повышения уровня квалификации педагога.
3. Акцентировать внимание на повышении уровня самообразования каждого учителя.
4. Способствовать выявлению, изучению ценного передового педагогического опыта и его распространения.
5. Обеспечить методическое сопровождение функционирующих программ и проектов.
6. Продолжить изучение нормативной базы ФГОС НОО.
7. Совершенствовать систему внеурочной работы через обогащение содержания, форм и методов внеурочной деятельности, направленных на активизацию жизнедеятельности всех участников образовательного процесса, культурных центров, организаций дополнительного образования.
В составе школьного методического объединения учителей начальных классов работает
4 педагоа. Качественный состав следующий:
№
ФИО Квалификационная категория Должность Образованиекласс стаж Тема самообразования
1. Стрелкова В.С. специалист Учитель начальных классов высшее 1 Игра как средство развития УУД
2. Лукова А.С. специалист Учитель начальных классов высшее 2 1 Развитие исследовательской деятельности на уроках русского языка
3.
Лебедева З.В.
1 Учитель начальных классов высшее 3
29 Формирование УУД учащихся начальных классов через развитие творческих способностей.
4.
Ведерникова И.К. 1 Учитель начальных классов высшее 42 25 Формирование у младших школьников УУд.
Для успешной реализации методической темы и задач, в начале 2015 – 2016 учебного года среди учителей начальных классов было проведено анкетирование, которое позволило организовать работу в рамках школьного методического объединения более эффективно. Выяснив наиболее важные значимые вопросы, педагоги составили план работы на 2015 – 2016 учебный год. По результатам анкетирования, в текущем учебном году было проведено шесть тематических заседаний методического объединения:
Тема заседания Сроки проведения
Обсуждение календарно-тематических планирований, рабочих программ, плана работы МО учителей начальных классов на 2015-2016 учебный год. Организация образовательного процесса в начальной школе Август
Инновационный подход к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО. ноябрь
Современный урок в соответствии с ФГОС НОО – индивидуальная стратегия профессионального роста. Январь
Формирование познавательных УУД. февраль
Личностно-ориентированный урок как средство развития основных видов УУД. Март
Анализ результатов деятельности МО учителей начальных клоассовмай
Тематика заседаний методического объединения определялась задачами методической работы школы. При выборе тем учитывались профессиональные запросы педагогических работников, актуальность рассматриваемых вопросов, их значение для совершенствования качества педагогической деятельности и, как следствие этого, повышения качества учебно – воспитательного процесса в школе. Основные функции МО:
- оказание педагогической помощи учиетлям;
- поддержка педагогической инициативы инновационных процессов;
- изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
- ознакомление с анализом состояния преподавания предметов по итогам внутришкольного контроля;
- взаимопосещение открытых уроков по определенной тематике с последующим анализом и самоанализом достигнутых результатов;
Среди форм и методов, используемых в методической работе МО можно выделить:
-открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- круглые столы, проблемные семинары, педагогические мастерские, мастер – классы, презентация опыта;
- заседания методического объединения;
- проведение педагогических экспериментов по проблеме методики обучения и воспитания учащихся и внедрение их результатов в образовательный процесс;
- индивидуальные консультации с учителями – предметниками, руководителями ШМО;
- лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии. Целевые и взаимные посещения уроков с последующим обсуждением их результатов.
Основные направления методической работы:
- совершенствование и обогащение знаний педагогов;
- развитие мировоззрения, профессионально- ценностных ориентаций, убеждений учителей, адекватных задачам развития школы;
- развитие современного стиля педагогического мышления учителя и его готовность профессиональному самосовершенствованию, работе над собой.
Были проведены: Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий
на уроках в начальной школе», практикум «Технологическая карта урока в условиях ФГОС».
С целью обеспечения дальнейшего роста профессионального мастерства, учителя начальных классов провели открытые уроки и внеклассные мероприятия:
Ф.И.О. учителя Тема предмет класс
Лебедева З.В. «День Матери»
Занятие кружка «Марийская вышивка» внеклассное 3
Ведерникова И.К. Занятие кружка « Я – исследователь» внеклассное 4
В 2015 – 2016 учебном году начальная школа работала по программе «Школа России».
Учебно – воспитательный процесс в начальной школе организуется в соответствии с годовым планом работы школы и программой её развития, системой внутришкольного контроля по разным направлениям. В первую очередь обеспечивался контроль выполнения государственных образовательных программ, соответствия поурочного планирования по всем предметам содержания образования, определённому в образовательных стандартах. Анализ состояния преподавания предметов в начальной школе в 2015 – 2016 учебном году осуществлялся согласно плану внутришкольного контроля. В течение года проводился мониторинг уровня сформированности обязательных результатов успеваемости по русскому языку, чтению, математике в виде контрольных работ в конце каждой учебной четверти. На заседании МО проводился подробный детальный анализ контрольных работ, что позволяло выявить темы, которые недостаточно усвоены учащимися, определить формы и методы работы, необходимые для более прочного усвоения знаний, обратить внимание учителей на коррекционную направленность работы
Учащиеся 4 классов успешно выполнили Всероссийские проверочные работы по русскому языку , математике и окружающему миру. Повышение уровня подготовки выпускников начальной школы обусловлено тем, что они мотивированы на продуктивную подготовку к итоговой аттестации: учителями систематически проводились дополнительные занятия по ликвидации выявленных пробелов у слабоуспевающих, часто болеющих детей. Система тренировочных упражнений была направлена на формирование тестовой культуры.
Результаты ВПР по математике ,русскому языку и окружающему миру.
математика Русский язык Окружающий мир
Получили оценки «5» 13 8 2
«4» 2 6 11
«3» - 1 2
Качество 87% 93% 87%
Степень обученности100 100 100
Средняя оценка 4,8 4,4 4,0
Анализ работ позволил наиболее полно и достаточно быстро получить объективные результаты обучения
Выводы:
Большинство учащихся имеют достаточный для продолжения обучения уровень знаний, умений, навыков.
Рекомендации:
1.Учителям начальных классов разработать систему мер по развитию речеведческих навыков.
2. Учителям начальных классов в работе с детьми практиковать аналогичные задания,
работать над устранением пробелов в знаниях и умениях учащихся.
В конце учебного года в 1-3 классах проведены контрольные работы с подробным анализом по русскому языку, математике.
Цель контроля: определение уровня обученности учащихся 1-3 классов по русскому языку и математике по итогам учебного года
По итогам контрольных работ учителям начальных классов даны следующие рекомендации:
1. В целях повышения грамотности учащихся 1 ступени обучения необходимо:
- повысить результативность работы по совершенствованию у учащихся навыков чтения и письма;
- добиваться прочного усвоения учащимися теоретического материала и умения связывать теорию с практикой;
- систематически осуществлять работу над ошибками, довести до сведения учащихся и родителей алгоритм работы над каждой орфограммой;
- всем учителям начальных классов рекомендуется обратить внимание на типичные ошибки, их причины и возможные пути устранения пробелов.
2. В целях повышения уровня математической подготовленности учащихся младших классов необходимо:
- повысить персональную ответственность каждого учителя за результат работы;
- добиваться прочного усвоения учащимися теоретического материала и умения связывать теорию с практикой;
- совершенствовать навыки решения всех типов задач..Техника чтения оценивалась по таким параметрам, как способ, темп, правильность, осознанность чтения.
Анализируя причины ошибок, допущенные обучающимися в ходе проверки техники чтения, необходимо выделить наиболее существенные:
- неэффективное использование приёмов работы по развитию фонематического слуха;
- недостаточное внимание со стороны педагогов к требованиям по контролю за техникой чтения в классе и дома;
- недостаточный уровень сформированности у обучающихся потребности в ежедневном чтении.
Таким образом, можно сделать вывод, что в основном учащиеся 1-4 классов имеют неплохие показатели по технике чтения.
По итогам проверки даны рекомендации:
Учителям начальных классов спланировать индивидуальную работу с учащимися, имеющими низкий темп чтения, допускающими большое количество ошибок при чтении текста.
Учителям начальных классов включать в уроки чтения упражнения с установкой на безошибочное чтение, на развитие скорочтения; привлекать детей к участию в творческих конкурсах и мероприятиях, направленных на развитие читательской компетентности, на время летних каникул составить список художественной литературы для внеклассного чтения.
На уроках литературы больше внимания уделять применению различных методик, способствующих повышению техники чтения («жужжащее» чтение, чтение с карандашом, чтение по линейке и т.д.) и развитию фонематического слуха.
Систематически проводить индивидуальный контроль за ходом формирования у учащихся технической стороны чтения: осознанностью, правильностью и выразительностью.
Добиваться осуществления регулярного контроля за чтением дома, обсуждением прочитанного, а также оценкой прочитанного самим учащимся.
.
Учебная программа начального звена выполнена полностью по всем предметам. Количество контрольных работ соответствует норме.
Работа с одарёнными детьми.
В целях реализации задачи развития у учащихся интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, повышения уровня самооценки у учащихся начальной школы приняли участие в муниципальных, Всероссийских и Международных конкурсах и олимпиадах:
1. Международная игра-конкурс «Русский медвежонок»
2. Международная дистанционная олимпиада по математике, русскому языку, окружающему миру, общему развитию проекта «Инфоурок»( 4 класс)
3. Чемпионат по природоведению «Человек и природа»
4. Молодежный чемпионат «Старт»
5. Конкурс проектов «Я – познаю мир»
Как показывает анализ, разнообразие проводимых мероприятий позволяет привлечь к различным видам деятельности большое количество детей, что в конечном счёте способствует развитию способностей практически каждого ребёнка.
В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа НОО реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность в нашей школе была организована по следующим направлениям: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. По этим направлениям работали следующие кружки: « Я -исследователь», « Занимательный английский»,
« Ритмика», « Веселые нотки», « Шонанпыл», « Семицветик», «Марийская вышивка»,
« Подвижные игры».
Внеурочная деятельность оказалась востребованной и родителями, и детьми. Внеурочной деятельностью были охвачены все учащиеся 1-4 классов. Урочная и внеурочная деятельность получает отражение в Портфолио учащихся, где накапливаются все достижения учащихся. Родители положительно относятся к дополнительным занятиям, оценивают их как возможность развития творческих способностей детей. В течение полугодия проведён ряд родительских собраний. На собраниях обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты внеурочной деятельности - творческие работы учеников. Родительские собрания показали хорошую работу классных руководителей с родителями учащихся. Во всех начальных классах на собраниях высокая посещаемость родителей (от 70 до 95%).
Общие выводы, рекомендации и задачи на следующий учебный год.
Общие выводы
1. Работу учителей начальных классов за 2015-2016 учебный год можно считать удовлетворительной. Учебные программы по всем предметам пройдены.
2. Поставленные задачи в основном выполнены. Консультации, беседы с учителями, разработка и внедрение в практику методических рекомендаций для учителей оказывают корректирующую помощь.
3. Учителя начальных классов продолжали работу над повышением своего педагогического мастерства и уровнем преподавания, продолжают работать по внедрению инновационных технологий в образовательном процессе;
4. Учителя изучают нормативные документы и образовательные программы ФГОС второго поколения, изучают методику системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников.
5. Учителя школы владеют методикой дифференцированного контроля, методикой уровневых самостоятельных и контрольных работ.
6. Учащиеся начальных классов были постоянными участниками школьных концертов, посвященных различным праздничным датам, внеклассных мероприятий творческого и спортивного характера.
Задачи на следующий учебный год.
Продолжить изучение нормативных документов и примерных образовательных программ ФГОС второго поколения.
Продолжить работу по формированию общеучебных и исследовательских умений у младших школьников.
Совершенствовать систему раннего выявления и поддержки способных и одарённых детей как на уроках через индивидуализацию и дифференциацию обучения, так и во внеурочное время через организацию работы предметных кружков и индивидуальную работу.
Активизировать работу с одаренными детьми по участию в олимпиадах и конкурсах;
Совершенствовать формы и методы работы с со слабоуспевающими детьми. Создать систему коррекционной работы со слабоуспевающими детьми
Активно использовать здоровьесберегающие, информационные компьютерные технологии в образовательном процессе. Продолжить изучение и применение современных инновационных психолого-педагогических систем образования.
Составить план работы методического объединения на 2016-2017 учебный год.
Продолжить просветительскую работу с родителями по вопросам обучения и воспитания, систематически знакомить их с результатами обучения и достижениями учащихся, разработать тематику классных собраний на основе родительского запроса.
Создать условия для реализации творческого потенциала педагогов, поддерживать и стимулировать инициативу учителей, развивать и совершенствовать различные формы методической деятельности.
Продолжить работу по реализации принципа индивидуального личностно-ориентированного подхода, опираясь на результаты психолого-педагогических исследований.
Применять мониторинговую систему отслеживания успешности обучения каждого ребенка, его роста. Сохранить у детей желание учиться дальше и сформировать у них основы умения учиться (через ситуацию успеха, папки достижений).
Систематически осуществлять внутришкольный контроль.
Планировать работу над самообразованием, изучением, обобщением и распространением опыта учителей начальных классов по всем направлениям учебно – воспитательного процесса.
Руководитель
школьного методического объединения
учителей начальных классовВедерникова И.К.