Анализ работы ШМО учителей начальных классов за 2015-2016 уч.год
Матвеево – Курганский район, с. Алексеевка
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Алексеевская средняя общеобразовательная школа
Анализ работы
методического объединения
учителей начальных классов
за 2015-2016 учебный год
Методическое объединение учителей начальных классов в 2015-2016 учебном году работало над основной темой:«Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ФГОС – 2)».
Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая объективный уровень состояния учебного процесса, уровень воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующие цель и задачи.
Цель:
совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий (УУД ) в рамках ФГОС – 2 путём внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий.
Задачи:
Совершенствовать педагогическое мастерство учителей по овладению новыми образовательными технологиями в условиях реализации ФГОС – 2 через систему повышения квалификации и самообразование каждого учителя.
Активно внедрять в педагогическую деятельность современные образовательные технологии в рамках урока и внеурочной деятельности, направленных на формирование компетентностей обучающихся, УУД.
Применять информационные технологии для развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся;
Планировать работу над самообразованием, изучать, обобщать и распространять опыт работы учителей начальных классов по всем направлениям учебно-воспитательного процесса.
Совершенствовать формы работы с одарёнными детьми.
Осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся.
Ожидаемые результаты работы:
рост качества знаний обучающихся;
овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;
создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.
Направления работы МО учителей начальных классов
на 2015-2016 учебный год:
1.Аналитическая деятельность:
Анализ методической деятельности за 2014-2015 учебный год и планирование на 2015-2016 учебный год.
Анализ посещения открытых уроков.
Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).
Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.
2. Информационная деятельность:
Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.
Работа с ФГОС начального общего образования.
Пополнение тематической папки «Методическая копилка учителей начальных классов».
3. Организация методической деятельности:
Выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам при реализации ФГОС-2, подготовки к аттестации.
4. Консультативная деятельность:
Консультирование педагогов по вопросам тематического планирования.
Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.
Консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС – 2.
Организационные формы работы:
Заседания методического объединения.
Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов начальной школы, организации внеклассной деятельности.
Взаимопосещение уроков педагогами.
Выступления учителей начальных классов на МО школы, района, педагогических советах
Посещение семинаров, встреч в образовательных учреждениях района.
Повышение квалификации педагогов.
Прохождение аттестации педагогических кадров.
Межсекционная работа:
Открытые уроки.
Внеклассная работа (проведение праздников, экскурсий, школьных олимпиад и т.д.).
Работа с родителями (родительские собрания, консультации, привлечение к сотрудничеству).
Работа кабинетов (пополнение учебно-методической базы).
Взаимопосещение уроков (в течение года с последующим обсуждением, рекомендациями).
Самообразование педагога (работа над методической темой, курсовое обучение, аттестация, семинары).
Неформальное общение (поздравление именинников, обсуждение, групповая рефлексия деятельности МО).
ШМО учителей начальных классов состоит из 6 человек:
Кавалерист Н.А.-руководитель ШМО, высшая категория
Короткая С.В.- первая категория
Букша С.С.- первая категория
Маркина Е.А.- первая категория
Рассолова Н.Г.- первая категория
Сагайдачная Е.С. – без категории.
Во втором полугодии 2015-2016 учебного года успешно прошли аттестацию педагогических работников следующие учителя начальной школы:
Кавалерист Н.А.. – высшая квалификационная категория;
Букша С.С. - первая квалификационная категория.
Экспертами была дана положительная оценка педагогической и воспитательной деятельности учителей, а также подготовленным ими аттестационным материалам.
Учителя, в основном, с большим стажем работы, находятся в постоянном развитии, изучают передовой опыт коллег по организации различных форм уроков, знакомятся с новыми программами и концепциями обучения, занимаются самообразованием с целью расширения и углубления профессионально- методических знаний и умений, совершенствования уровня педагогической подготовки. Они заинтересованы в эффективности каждого урока – в достижении намеченной цели, выполнении программы. Целесообразно используют наглядность и ИКТ, реализовывают основные психологические и гигиенические требования, добиваются эффективной обратной связи с учащимися, рационально используют время на уроках, тактичны, соблюдают правила охраны труда. Определённая часть работы проводится по привитию нравственности учащихся, формированию общеучебных навыков, работают индивидуально по развитию интеллектуальных способностей учащихся, стремятся заинтересовать детей учебой, учат быть самостоятельными, развивают навыки коллективной работы, работают по привитию организованности и дисциплинированности.
В начале учебного года учителями были составлены рабочие программы с календарно-тематическим планированием в соответствии с Положением о рабочей программе учебных предметов и учебным планом общеобразовательной школы, в соответствии требованиями ФГОС. Все учителя вели преподавание по УМК «Планета знаний». Программы всех учебных курсов выполнены в полном объеме.
В 2015 – 2016 учебном году учителя работали над следующими темами самообразования:
№ п/п Ф. И. О. учителя Тема самообразования
1 Маркина Елена Александровна Использование на уроках вначальной школе творческих заданий, как средство развития индивидуальных особенностей учащихся
2 Рассолова Наталья Георгиевна Метод проектов как средство развития познавательной активности младших школьников
3 Сагайдачная Екатерина Сергеевна Выявление творческих способностей у детей, распознавание талантов, формирование у учащихся чувства ответственности и инициативы.
4 Кавалерист
Нина Алексеевна Дидактическая игра как средство формирования УУД
5 Букша
Светлана Сергеевна Рабочее портфолио как накопительная система личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся
6. Короткая Светлана Владимировна Формирование УУД как результат обучения младших школьников
Активное участие начальная школа принимала в общешкольной воспитательной работе. Учителя и учащиеся с большим интересом и ответственностью вовлекались в общешкольные мероприятия: день Здоровья, тематические классные часы по правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности, классный час, посвящённый Дню Космонавтики. Традиционно были проведены культурно-развлекательные мероприятия: Новый год, Масленица (проводы зимы), праздник Осени, осенняя ярмарка, «Уроки мужества».
В 4-ых классах прошёл выпускной вечер, на котором дети показали полученные знания и умение организованно и качественно действовать в разнообразных творческих, спортивных и интеллектуальных конкурсах.
Неотъемлемой частью воспитательной работы в начальной школе является взаимодействие учителя и семьи ребенка. Родители получают необходимую психолого-педагогическую помощь, рекомендации по организации развивающей среды для ребенка, необходимости соблюдать режим дня школьника на родительских собраниях и индивидуальных консультациях. Также родители активно привлекались к проведению внеклассных мероприятий, имели возможность вместе с детьми оказаться на сцене, у доски, принимали участие в спортивном состязании, что положительно сказывается на укреплении связей семьи и школы благотворно влияет на воспитание и образование ребенка.
В текущем учебном году учащиеся начальных классов приняли активное участие в различных предметных и метапредметных олимпиадах и конкурсах: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Кириллица», «ФГОСТЕСТ», «Ребус», серии предметных олимпиад «Молодёжное движение», «Золотой тигрёнок», «Львёнок джуниор», «Орфотека», «Решай-ка», «Олимпиада плюс» «Матушка Земля» и др. Приятно отметить тот факт, что многие учащиеся 1-4-ых классов заняли призовые места и были награждены дипломами и грамотами.
В 2015-2016 учебном году было проведено 5 заседаний методического объединения. В их работе приняло участие 6 человек. Все учителя принимали активное участие в теоретической и практической части каждого заседания. Анализ проведенных мероприятий позволяет отметить, что наиболее важными из обсуждаемых тем были:
- Современные инновационные технологии в учебном процессе.
- Влияние ИКТ - технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся.
- Формы использования информационных технологий в образовательном процессе. Электронные образовательные ресурсы. Обмен опытом.
- Всероссийские итоговые проверочные работы обучающихся 4 классов как метод контроля в условиях реализации ФГОС НОО.
- Роль школьного учебника в подготовке к уроку. Эффективные приёмы и формы работы с учебником. Формирование общеучебных умений и навыков во время работы с учебником.
- Использование электронных учебников к УМК «Планета знаний».
- Комплексная работа как способ оценивания достижения метапредметных результатов.
По теме «Это нам удалось»» проходил «круглый стол». Учителя делились дидактическими и методическими наработками, используемыми в своей педагогической практике, обсуждались различные формы и методы ведения урока с соблюдением современных требований, рассматривалась структура урока, соответствующая требованиям нового образовательного стандарта, занимательные приемы, дополнительный материал, используемые учителем.
Вывод по работе МО учителей начальных классов: Считаем, что для развития всесторонне развитой, здоровой личности в начальном звене были созданы все условия. Каждый ребёнок мог проявить себя в той области, которая была интересна ему и доступна. За последнее время работа методического объединения стала более результативной, продуманной. Педагоги старались оказывать методическую помощь друг другу. Овладевали навыками самоанализа учебной деятельности, изучению новых технологий. Предлагаем в 2015 - 2016 учебном году продолжить работу по развитию интересных и перспективных направлений: проведение предметных недель, совершенствование индивидуальной работы с мотивированными и отстающими детьми, освоение и внедрение в обучение информационно-коммуникативных технологий.
Задачи, поставленные перед МО, реализованы. Методическая работа позволила выявить затруднения учителей, положительные и отрицательные моменты. Анализируя работу МО, необходимо отметить, что все учителя вели работу на профессиональном уровне.Анализируя работу за прошедший год, следует отметить, что поставленные перед методическим объединением задачи выполнены.
Методическая работа представляет собой относительно непрерывный, постоянный процесс, носящий повседневный характер, сочетается с работой по самообразованию.
Повышение квалификации и мастерства педагогов позволяет связать содержание и характер методической работы с ходом и результатом реального учебно-воспитательного процесса.
Планомерная методическая работа позволяет глубоко изучить личностные качества учителя, классного руководителя, выявить элементы передового опыта, проблемные места, вовремя осуществить поддержку и оказать помощь.
Были выделены как положительные моменты:
Общение и оказание методической помощи в работе со стороны опытных педагогов, своевременная критика и помощь.
Рассмотрение теоретического материала на уроках.
Систематичность заседаний МО.
Обсуждение новых технологий обучения и контроля, поиск нового.
Работа по накоплению методической копилки в МО, способствующая повышению профессионализма.
Теоретическое выступление имело практическую направленность.
Слаженная работа учителей, атмосфера сопереживания.
Так и отрицательные:
- Недостаточное использование информационных технологий.
- Низкое взаимопосещение уроков коллег.
В целом работа признана удовлетворительной.
Основными задачами на следующий год считать:
Знакомить педагогов с достижениями педагогической науки и практики, с новыми педагогическими технологиями и методиками.
Проводить на уроках апробацию новых педагогических технологий и методик, обобщать передовой опыт учителей.
Организовать систему методической работы с педагогами с целью развития педагогического творчества и самореализации инициативы педагогических кадров.
Совершенствовать систему знаний с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению.
Продолжить работу с одаренными детьми
Выявление, обобщение и распространение положительного опыта творчески работающих учителей.
Отследить уровень формирования УУД учащихся у каждого учителя.
Активно вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс.