«Система оценки достижения планируемых результатов освоения общеобразовательных программ в начальной школе».
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
«Система оценки достижения планируемых результатов освоения общеобразовательных программ в начальной школе».
(Докладчик – директор школы Зимина А.В.)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации требований федерального государственного образовательного Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и непрофессиональных участников образовательного процесса – обучающихся и их родителей.Оценка достижения планируемых результатов для обеспечения качества образования включает в себя как внутреннюю, так и внешнюю оценку.
Внешняя оценка – оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность.
В начальной школе в соответствии с законом «Об образовании в РФ» государственная итоговая аттестация выпускников не предусматривается, поэтому прямое включение внешней оценки в итоговую оценку младших школьников исключается.
Это означает, что влияние внешней оценки на внутреннюю осуществляется опосредованно, через аттестацию кадров, аккредитацию образовательных учреждений, мониторинговые исследования, в которых основным элементом выступают результаты итоговой оценки выпускников.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Оценка личностных результатов. (Они не подлежат итоговой оценке, отметке).
Личностные результаты – это достижения учащихся в их личностном развитии.
Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов инвариантной части базисного учебного плана, вариативной части формируемой школой, внеурочной деятельности, программой дополнительного образования.
В своей работе педагоги школы руководствуются портретом выпускника начальной школы, который гласит:
«Любящий свой народ, свой край, свою Родину, уважающий и принимающий ценности семьи и общественности, доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свое мнение, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни, любознательный, активно и заинтересованно познающий мир, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом (ФГОС начального общего образования)».
Предметом оценки личностных результатов является эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения.
В школе проводится систематическая целенаправленная работа через внеклассную и внеурочную деятельность по всем 5 направлениям (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное).
Все учащиеся младших классов принимают активное участие в общешкольных мероприятиях.
Торжественная линейка, посвящённая Дню знаний;
Урок ГТО;
Парад цветов;
День народного единства;
День самоуправления;
Урок «Я-талантлив»;
Урок по борьбе с терроризмом «Эхо Бесланской печали»;
Акция «Белый цветок»;
Выставка «Дары осени»;
День отца;
Осенний кросс;
День учителя;
Осенний бал;
Операция «Кормушка»;
День Матери;
Новогодние представления;
В гостях у сказки;
Выставка декоративно-прикладного искусства;
Фестиваль патриотической песни;
8 марта;
Всероссийская акция «Мы готовы к ГТО»;
Поездка в краеведческий музей города Фатежа.
Достижению личностных результатов способствует эффективная организация внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении. Небольшая наполняемость объединений, разнообразные приемы, методы и формы работы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Ученики начальной школы – это самые благодарные слушатели и участники учебного процесса. Они с энтузиазмом включаются в активную внеурочную деятельность. Получение ребенком такой возможности означает не только и не столько включение в занятия по интересам, сколько иной способ существования – безоценочный, но обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным предметам. По сути дела, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Во внеурочной деятельности ребенок сам выбирает содержание и форму занятий.
Спортивно-оздоровительное направление в 1-4-х классах реализуется в количестве 10 часов, с целью удовлетворения двигательной потребности учащихся младших классов, укрепления здоровья, развития двигательных способностей. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность развивающегося организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей. Данное направление реализуется программами «Подвижные игры» 2-4 классы (учителя:…) и «Школа докторов Здоровья», 1 класс (учитель …). Это непростой урок физкультуры. Здесь ребята получают возможность знакомиться с разнообразными играми. Данные занятия очень важны еще и потому, что не для кого ни секрет, что координация движений многих детей к этому возрасту еще не сформирована, и данный вид деятельности способствует устранению этой проблемы.
Для развития мотивации и готовности учащихся повышать экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, экологического просвещения, восприятия природы как источника духовного развития реализуется программа духовно-нравственного направления «Разведчики природы» (2-4 классы, учителя…) в количестве 6 часов и программа «Азбука добра» (1 класс, учитель …) в количестве 2 часов. Данные программы имеют большое воспитательное значение, играют большую роль в формировании личностных УУД.Программы общеинтеллектуального направления «В мире книг» (2, 3-а классы) 6 часов, «Мир деятельности» (4 класс) 1 час, «Занимательная математика» (1,4 классы) 3 часа, необходимы для выявления и развития одаренности детей, развития у детей мыслительных умений и навыков, воображения, творческого мышления, умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы.Программы общекультурного направления «Умелые ручки» (1,4 классы) 4 часа, «Путешествие в страну этикета» 3-а класс, в количестве 2 часов, имеют цель раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Призваны помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития
Программы социального направления «Наш край – село Большое Анненково» (1 класс) в количестве 2 часов и «Школа общения» (2,4 классы) в количестве 4 часов, формируют навыки общения и культуры поведения учащихся в начальных классах, развивают и совершенствуют их нравственные качества, ориентируют на общечеловеческие ценности, развитие самосознания, личностное развитие каждого, сплочение и совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы. Следует отметить, что каждый из организаторов внеурочной занятости детей строит работу, отличную от урочной системы: детям предоставляется возможность перемещаться в свободном пространстве, общаться друг с другом, проявлять смекалку и творчество, приобретать навыки через игру, экскурсии, наблюдения, соревнования и конкурсы. Благодаря таким формам деятельности дети имеют возможность выхода на новый образовательный результат: в части личностных результатов – интересы, мотивации, толерантность.
Через реализацию данных программ формируются личностные УУД:
Личностное профессиональное самоопределение, жизненное самоопределение;
Смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Нравственно-этическая ориентация.
Большинство занятий проходят в виде сказок с игровым действием. Дети большие фантазеры. Они отождествляют себя с объектами живого мира, легко переходят грань реальности. Педагогическая ценность игровых приемов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению восприятия учебного материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность. Разнообразные формы организации внеурочной деятельности значительно повышают активность и работоспособность детей, способствуют психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения и достижению личностных результатов.
Эффективным методом работы по формированию личностных результатов является метод проектов, который гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.
Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например проекты «Бессмертный полк», «Наследники Победы» связанные с историей и культурой своей страны, позволяют формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется по итогам участия ребенка в районных и областных конкурсных мероприятиях, фестивалях, соревнованиях, выполнением исследовательских и творческих работ.
№ п/пФорма и название Итог Ф.И.Обучающегося
1 Областной конкурс исследовательских работ обучающихся по направлениям «Земляки», «Экология» туристско- краеведческого движения «Отечество», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Участие 2 Всероссийской акции «Я выбираю спорт!» Сертификат участника 3 Районный конкурс-выставка «Богатство страны Светофории» 4 Районный конкурс художественного творчества «Я вхожу в мир искусств»
Диплом
3степени 5 Районный фестиваль «Детство без границ» в литературном конкурсе «Русское слово в пространстве российской культуры: история и современность», тема «Сказки народов мира» 3 место 6 Районный фестиваль «Детство без границ» в конкурсе изобразительного искусства и художественно-прикладного творчества в номинации «Открытая страна детства», тема «Умелые руки: от творчества к мастерству» 1 место 7 Районная выставка декоративно-прикладного искусства 3 место
3 место 8 Районный фестиваль «Детство без границ» в конкурсе изобразительного искусства и художественно-прикладного творчества в номинации «Открытая страна детства» 2 место В ходе внеурочной деятельности школьники учатся анализировать, обобщать, подводить итоги, проектировать, моделировать, сотрудничать, самостоятельно принимать решения, действовать. Ребенок гармонично развивается, раскрывается его творческий потенциал, возрастает познавательная активность, успешно достигаются личностные результаты.
Посещение уроков показало, что учителя … в технологических картах урока планируют личностные результаты: положительное отношение к учению, умение слушать, достигать положительных результатов труда, осуществлять самоконтроль и т.д.
В школе 2 раза в год проводится мониторинг уровня воспитанности (входной, годовой, куда входит самооценка, оценка родителя и оценка классного руководителя).
В школе наблюдается стабильность и рост воспитанности младших школьников, нет детей, стоящих на внутришкольном учете.
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные, и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. УУД осваиваются обучающимися на базе всех учебных предметов и принимаются как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем реальных жизненных ситуациях.
Достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на метапредметной основе. Широкие возможности для оценки сформированности метапредметных результатов открывает использование проверочных заданий, успешное выполнение которых требует освоение навыков работы с информацией. Это те самые комплексные итоговые работы для учащихся 4го класса, с которыми мы уже знакомы на протяжении последних 2-х лет (в этом году 3-ий раз).
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного освоения нового социального опыта.
На заседания школьных методических объединений учителями начальных классов утвержден инструментарий диагностики всех результатов. В помощь учителям разработано пособие «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». В нем представлены основные типы задач для оценки сформированности УУД.
При посещении уроков прослеживались также следующие познавательные учебные действия: слушание и говорение, чтение и письмо, анализ речевых ситуаций, сравнение, формулирование темы, цели, выводов, выбор наиболее рациональных способов решения задач и выполнения заданий.
К регулятивным УУД можно отнести: планирование, составление алгоритмов, контроль, коррекция.
Формирование коммуникативных учебных действий прослеживались на всех уроках, учителя начальных классов требует от учащихся полных ответов, умения задавать уточняющие вопросы, сотрудничать со сверстниками (работа в парах), вести диалог.
У каждого учителя выработана своя система оценки знаний на уроке (отметка с обоснованием, листы самооценки, взаимооценка, условные обозначения в цвете, лесенки успеха и т.д.)
Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.Оценка достижения предметных результатов ведется, как правило, в ходе выполнения проверочных, контрольных работ. Их достижения могут проверяться также в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты – фиксироваться в накопительной системе оценки и учитываться при определении итоговой оценки.
В итоговой оценке выпускников выделяют две составляющие: накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов, и оценки за стандартизированные итоговые работы (ККР – комплексная контрольная работа) на межпредметной основе.
В системе итоговых работ особое место занимают работы, проверяющие достижения предметных планируемых результатов по русскому языку и математике, а также работы, проверяющие достижения метапредметных результатов, в том числе по программе «Чтение: работа с информацией». (ККР – текст и работа с ним).
ККР разработаны группой ученых, имеются в свободной продаже, идут под грифом ФГОС «Издательство Просвещение».
При планировании итоговых контрольных работ по математике и русскому языку администрация учитывает, что содержание должно соответствовать изучаемому опорному учебному материалу, представленному в разделе «Выпускник научится». (Задания раздела «Выпускник получит возможность научиться» предлагаются под звездочкой и не влияют на выставление общей отметки).
Что такое накопленная оценка?
Это одна из составляющих итоговой оценки, оптимальным способом организации которой является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ, результатов учащегося, которые демонстрируют его усиления, достижения и продвижения в различных областях.
У всех учащихся 1- 4 классов школы имеются портфолио, которые состоят из:
выборки детских работ – в основном творческих, выполненных во время учебных занятий и внеурочной деятельности. Обязательной частью портфолио являются материалы стартовой диагностики.
Итоги промежуточных и итоговых стандартизированных работ хранятся в отдельной папке у заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе в общих сведениях по классам. (Рекомендации).
В них имеются также систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений).
материалы, характеризующие достижению обучающихся во внеурочной (школьной и внешкольной) деятельности.
Проверка классных журналов показала, что они ведутся в соответствии с Инструкцией, накопляемость текущих отметок хорошая. В связи с малой наполняемостью практически каждый ребенок оценивается в течение всех уроков.
В школе имеется График мониторингов, где четко обозначено количество контрольных работ по русскому языку, математике, а также и по другим предметам, указан срок их выполнения. Все работы были проведены в строгом соответствии рабочих программ учителей и графиков администрации.
Итоги ККР 2014-2015 учебного года
Из «4» обучающихся школы 3 человека подтвердили годовую оценку, 1 человек, имеющий «4», написал на «3», но выполнял и базовый, и повышенный уровень.
Решение об успешном освоении программы начального образования и переводе выпускника на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом образовательного учреждения на основе сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.
В школе решение педагогического совета о переводе выпускника было принято одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики выпускника начальной школы, в которой:
• отмечаются образовательные достижения и положительные качества выпускника;
• определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем развития ребенка;
• даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.
На основании накопленных оценок по каждому предмету и оценок за контрольные работы по русскому языку, математике, ККР с учетом формирования универсальных учебных действий были сделаны следующие выводы:
Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.
Такой вывод сделан, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, в основном, с оценкой «удовлетворительно», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50 % заданий базового уровня. Таких учеников два.
Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.
Такой вывод сделан, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причем не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65 % заданий базового уровня и получении не менее 50 % от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня. Таких учеников тоже два. Все выводы и оценки подтверждаются материалами портфолио и другими объективными показателями (классные журналы), тетради для творческих работ.
В 2014-2015 учебном году все обучающиеся 4-го класса переведены в 5-й класс (приказ о переводе № __от__).
В декабре 2015-2016 учебного года учащиеся школы (4класс – учитель ...) писали Всероссийскую проверочную работу.
В этом году она считается апробационной и отметки за нее нигде не учитываются. Однако на заседании методического совета РИМК в январе было рекомендовано все результаты тщательно проанализировать, выявить западающие темы и наметить пути коррекции.
Из 5 писавших работу по русскому языку в 4 классе 4 человека получили отметку выше, чем в I четверти 2015-2016 г., 1 – подтвердил.
Математику писали 7 человек. Результаты следующие: 1 человек – ниже (с «5» на «4»), 4 – выше, 2 – подтвердили.
В школе результаты Всероссийской проверочной работы подробно проанализированы на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов.
Проверка документации, беседы с учителями свидетельствуют о том, что учителя начальных классов … находятся в постоянном творческом поиске. Посещенные уроки показали, что все они проводятся в соответствии с требованиями ФГОС, учетом рекомендаций, полученных в ходе курсов повышения квалификации. Учителя … в разные годы принимали участие в районном мероприятии «Урок года». Учитель … приняла участие в районной конкурсе «Учитель года – 2016» и вышла в финал. Учитель … вышла в финал областном конкурсе «Мой лучший урок» в 2015 году. Учитель … активно участвует в вебинарах, перечислю некоторые из них:
«Достижение образовательных результатов НОО. Формирование умений работать с текстом»;
«Учимся работать с пособием «Готовимся к Всероссийской проверочной работе»;
«Организация контрольно-оценочной деятельности».
Хочу также отметить последовательную работу заместителя директора по УВР ... по накоплению и систематизации материалов, касающихся образовательной деятельности школы (культура делопроизводства), в том числе и по вопросу «Система оценки достижения планируемых результатов освоения общеобразовательных программ в начальной школе».
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, следует подчеркнуть, что в настоящее время совершенствование системы начального образования направлено на освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности, а также успешное решение учебных и практических задач на основе предметных знаний и умений и универсальных учебных действий.Решение:
Отметить положительную работу учителей начальных классов Новиковой Г.А., Новиковой Т.В., Мельниковой Т.В., Анненковой Л.Н. по умелому использованию системы оценки достижения планируемых результатов освоения общеобразовательных программ в начальной школе.
Учителям начальных классов Новиковой Г.А., Новиковой Т.В., Мельниковой Т.В., Анненковой Л.Н. оформить в «Классных уголках» начальных классов «Портрет выпускника начальной школы».
Заместителю директора по УВР рассмотреть в 2016-2017 учебном году семинар по теме «Система оценки достижения планируемых результатов освоения общеобразовательных программ в основной школе».