Статья Оценка достижения планируемых результатов

Итоговая оценка достижений планируемых результатов
начального общего образования

По результатам итоговой оценки принимается решение о готовности ученика начальной школы к продолжению образования в средней школе.
Стандарты устанавливают 3 группы образовательных результатов:
личностные;
метапредметные;
предметные.
Основные результаты начального общего образования:
а) формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, которые обеспечивают возможность обучения в старших классах;
б) воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации;
в) индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности – познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляционной.
Перенос акцента с изучения основных наук на развитие универсальных учебных действий на материале основ наук.
Критерием оценки выступает уже не усвоение обязательного минимума, а овладение системой учебных действий с изученным учебным материалом.
Внешняя оценка – осуществляют внешние к школе службы.
Внутренняя – оценка самой школой, учителем и стимулирует обучение учеников первых классов.
Одной из особенностей оценки является уровневый подход к представлению планируемых результатов.
За точку отсчета принимается не идеальный образец, от которого методом вычитания допущенных ошибок и недочетов формируется оценка, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижения опорного уровня – учебный успех ребенка, выполнение им стандарта.
Оценку индивидуальных образовательных достижений вести «методом сложения» (опорный уровень + его превышение), поощрять продвижение учащихся.
комплексный подход к оценке результатов образования;
использование планируемых результатов в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
оценка динамики образовательных достижений учащихся;
использование персонифицированных процедур в целях итогов оценки и аттестаций учащихся;
(неперсонифицирование – состояние и тенденции системы образования)
уровневый подход к разработке планируемых результатов;
использование накопительной системы оценивания (портфолио);
использовать не только письменные и устные работы, но и проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдение и т. д.;
В планировании результата описывать предмет и критерии оценки, измерители, шкала оценивания – способы представления результатов.
Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные – становление самоопределения личности (морально-этические, гражданские).
В разделе оценка планируемых результатов по формированию УУД за счет всех образовательных компонентов: учебных предметов, программ дополнительного образования, реализуемые семьей – личностные результаты не подлежат итоговой оценке.
Метапредметные результаты.
Объект оценки метапредметных результатов – как сформированность ряда регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД (анализ и управление своей умственной деятельностью):
принимать и сохранять учебную цель;
умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;
умение контролировать и оценивать свои действия;
умение осуществить информационный поиск, сбор информации;
логические операционные сравнения, анализ, обобщение.
Оценка предметных результатов.
Система предметных знаний
опорные знания (базовый уровень)
особое значение – усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике.
Метапредметные речевые – навыки осознанного чтения и навыки работы с информацией.
Коммуникативные - для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Внутренняя оценка – оценка самой школой должна обеспечивать обратную связь:
информировать учеников об их продвижении и усвоении программы;
учителей об эффективности деятельности;
обеспечить положительную мотивацию учения, стимулировать обучение учащихся – ориентировать на успех, отмечать даже незначительные продвижения, отмечать сильные стороны, позволять продвижению в собственном темпе.
Итоговая оценка выпускника начальной школы формируется на основе накопления оценки по всем учебным предметам как минимум 3 итоговых работ (русский язык, математика и комплексной работы)
Выпускник овладел опорной системой знаний, если в накопительной системе оценки зафиксированы достижения планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы с оценкой «зачтено» или «удовлетворительно» и правильное выполнение итоговых работ не менее 50% базового уровня.
Выпускник овладел опорной системой, если в накопительной системе оценок не менее чем 50% - оценка «хорошо» и «отлично», правильно выполнено не менее 65% базового уровня и 50% заданий повышенного уровня.
Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, если в накопительной системе оценок не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ менее 50% базового уровня.
Решение об успешном освоении программы начального образования и переводе выпускника на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом одновременно с характеристикой выпускника начальной школы.
Банк заданий полно оценивает различные стороны планируемых результатов.
Валидность оценки – соответствие оценки планируемым результатам, полнота охвата всех планируемых результатов.
Разработка инструментария:
планирование итоговой работы;
разработка заданий;
конструирование проверочных работ;
разработка рекомендаций по оценке заданий (что оценивает задание, на каком уровне, сколько баллов получит ученик за выполненные задания).
Оценка итоговых работ направлена по новым стандартам не на оценку овладения предметными умениями, а на способность применять знания в различных ситуациях при выполнении заданий повышенной сложности. Ученик должен продемонстрировать не дополнительный объем знаний, а уровень самостоятельности в использовании изученного материала. Эти задания должны составлять не более 1/3 от итоговой работы.
Выполнение всех заданий базового уровня оценивается 1 баллом не зависимо от сложности задания (по принципу «достиг – не достиг»).
Минимальный критерий освоения учебного материала 50 – 65%. Если проверочная работа с заданием выбора ответа, то уровень освоения 65%.
Выполнение заданий повышенного уровня может оцениваться разным числом баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.
План проверочной работы
Раздел,
содержание
Объект оценивания (умения)
Уровень сложности
Тип заданий
Время выполнения
Максимальный балл за выполнение



Б – базовый
П – повышенный
ВО (выбор ответа)
КО (краткий ответ)
РО (развернутый ответ)
1 мин
3 мин


Выполнение каждого задания
базового уровня (с 1 – 6 – оценивается по дихотомической шкале)
1 б – верный ответ
0 б – неверный или несколько ответов
повышенной сложности (6 – 10)
2 б – полный верный ответ
1 б – частично верный ответ
0 б – неверный ответ
Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка, периодичности промежуточной аттестации в соответствии со своим уставом и законом РФ «Об образовании» (Типовое положение об ОУ (С.3 РФ 2001 г. № 13 с.1252).
Обучающийся, не усвоивший программу по двум и более предметам остается на второй год, по одному предмету – переводится условно, ответственность за ликвидацию задолженности остается на родителях.
Одной из адаптационных мер – снижение требований к детям с дисграфией. Контрольные измерения проводятся специфически (замена письменных работ на устные).
Ученик – логопат (имеет логопедические отклонения) не в состоянии выполнить задания в соответствии с нормами, принятыми в школе.
Младший школьник должен учиться на успехе.
Текущий контроль – средство своевременной корректировки своей деятельности, внесение изменения в планирование последующего обучения и предупреждение неуспеваемости.
В данный период школьник имеет право на ошибку и подробный анализ последующих УД. Более уместна оценка в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления. При текущем и тематическом контроле ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и возможность пересдать, досдать материал.
Не ориентироваться на средний балл – а учитывать итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным
дает возможность получить более высокую оценку своих знаний.
Итоговые оценки проводятся 4 раза в год I, II, III четверть и в конце года.
Для развития самоконтроля и самооценки учащегося целесообразно подбирать самостоятельные контрольные работы по разноуровневым вариантам.
Каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности в – А – отметка не выше «3», Б – не выше «4», за в – В – «5».
К стандартным методикам проверки относятся текстовые задания.
Оценка результатов УУД
качество усвоений предметных знаний умений, навыков и соответствие ФГОС;
степень сформированности учебной деятельности (коммуникативной, трудовой);
степень развития основных качеств умственной деятельности (наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать задачи);
уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности, степень прилежания и старания.
Одна – оценивается отметкой за результат, остальные – словесными суждениями.
Одним из основных требований к оценочной деятельности является: формирование у школьников умения оценивать свои результаты, сравнивать с эталонами.
Учитель создает общественное мнение в классе: каким требованиям отвечает работа на «отлично», каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить ошибки – это помогает развитию оценочной деятельности школьников.
Система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды.
Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения.
(Если ученик нашел и сам исправил ошибку, что означает наличие навыков самоконтроля – оценка не снижается).
Письмо Министерства образования России от 25.09 – 2000 № 2021/II – 18.
отказаться от выставления отметок ученикам 1 класса в течение всего 1 класса.
Не рекомендуется применять другие знаки оценивания (звездочки и т.д.) т.к. отметка больше оценивает процесс учения, фиксирует неустоявшиеся умения и неосознанные знания.
Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Не подлежит оцениванию темп работы, личностные качества (особенности памяти, восприятия, внимания).
4-х бальная система «1» - не используется
«5» – не более 1 недочета
«4» - 2-3 ошибки или 4-6 недочетов – текущая оценка, 2 ошибки или 4 недочета – итоговая оценка
«3» - не более 4 ошибок и 10 недочетов – текущий, 3-5 ошибок, 8 недочетов – итоговый
«2» - более 6 ошибок и 10 недочетов – текущий контроль, более 5 ошибок и 8 недочетов – итоговый контроль.
Вводится оценка за общее впечатление от работы (внешний вид: аккуратность, чистота, оформленность) дополнительно в журнал не вносится.
Учитель выставляет 2 отметки 5/3 – числитель за правильность, знаменатель – за общее впечатление.
Словесная оценка раскрывает динамику результатов его учебной деятельности, анализирует его возможности и прилежание (четкая фиксация успешных результатов, раскрытие причин неудач).
В первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения, осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (конец года), понимание значения отдельных слов и предложений.
Второй класс целых слов и словосочетаний – 45-50 слов в минуту, третий класс – 65-70 слов – (вслух) и 85-90 слов (про себя), четвертый класс – 80-90 слов (вслух), 115-120 слов (про себя).
Итоговые контрольные работы не позднее 20-25 апреля.
1 класс на второй год не оставляются.
В течение I полугодия в 1 классе контрольные работы не проводятся.
В конце учебного года, но не позднее 25 апреля проводится итоговая комплексная работа из II частей – основной и дополнительной.
В основной части – 6 заданий: по русскому языку, чтению, математике.
Выполнение основной части обязательно для всех учащихся.
Задания дополнительной части имеют более высокую сложность – только на добровольной основе.
В дополнительной части 5 заданий – для поощрения надо выполнить минимум 3 (по выбору).
Детям, ослабленным, с исходно низкой мотивацией учения, кто не умел читать, плохо подготовлен к школе целесообразно предложить III вариант, где задания упрощены.
Среднее время выполнение итоговой работы 20-25 минут, но ограничивать не рекомендуется.
Максимальная оценка за все в задании – 7 баллов.
Первое задание в баллах не оценивается, а 5-6 задание – по 2 балла каждый.