Региональный семинар. Мастер-класс Оценка достижения планируемых результатов


Мастер – класс «Оценка достижения планируемых результатов»
Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга.
И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом.
Л.Боровиков статья «Что такое мастер – класс»
Уважаемые коллеги!
Приветствуем всех участников мастер-класса!
Мне хотелось бы, чтобы человеческие отношения
напоминали заём в банке — берёшь и отдаёшь с процентами.
Только в отличие от банка, получая от людей любовь,
дружбу, сочувствие, возвращаешь им свой долг
с радостью и благодарностью.
Удачи!
Пусть звенит мороз трескучий
Пусть стучится к нам в окно
Собирайтесь гости в группы
Ждём мы вас давным – давно!
Тот, кто к новому стремится –
Тот мороза не боится!
ПРЕДСТАВЛЯЕМ СЕБЯ: ………….
Цель: 
Сегодня на мастер-классе «Оценка достижения планируемых результатов мы постараемся выявим связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения Образовательной программы, сопоставив содержание, заложенное в УМК «Перспективная начальная школа», с требованиями Стандарта по каждой группе планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных).
Ещё хотелось бы показать практическую значимость применения компьютерных технологий (CD – дисков), позволяющих определять уровень достижения планируемых результатов и определять проблемное поле в системе формируемых действий и умений по предмету, сопоставить выполнение нескольких работ и оценить динамику формирования УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования.
Предмет исследования: инновационная оценочная деятельность в условиях введения ФГОС на примере УМК « Перспективная начальная школа»
1.Актуальность
Актуальность выбранной темы объясняется переходом от стандартов первого поколения к новым Федеральным государственным образовательным стандартам. Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования, которая предполагает не только освоение школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности для создания прочного фундамента последующего обучения.
Если основным направлением системы оценки стандартов первого поколения является оценка уровня освоения учащимися обязательного минимума, то новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой способов действий с изучаемым учебным материалом.
Пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов влечёт за собой возникновение новых подходов к оцениванию качества учебных достижений обучающихся.
Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт требует внесения значительных изменений во всю систему начального образования. Безусловно, такой её компонент, как контрольно-оценочная деятельность, также требует своего совершенствования. Основным объектом оценки в условиях ФГОС выступают планируемые результаты: личностные (самоопределение, моральная ориентация, смыслообразование), метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные (система опорных знаний и система предметных действий).
При оценке достижения данных результатов стандарт фиксирует важную особенность: в центре внимания должно быть применение знаний в стандартной и нестандартной ситуациях, овладение определёнными способами действия. Не у всех учителей начальной школы в арсенале есть для этого необходимый педагогический инструментарий. Перед учителями начальной школы встает ряд вопросов: как оценивать достижение новых целей − сформиорованность действий, а не просто наличия знания; как оценивать метапредметные и личностные результаты; как по-новому использовать отметки и уровни достижений, как фиксировать результаты.
Актуальность темы обусловлена потребностью учителей начальной школы в выявлении особенностей оценки планируемых результатов обучения в условиях ФГОС.
Проблема  заключается в противоречии между необходимостью оценки достижения планируемых результатов обучения младших школьников, как отражения требований ФГОС и недостаточной разработанностью методического подхода к оценке образовательных результатов учащихся в аспекте ФГОС.
Объект исследования: процесс оценивания образовательных результатов младших школьников
2. Практическое задание.
Прежде чем приступить к работе на мастер – классе , давайте с вами познакомимся. Последовательно ответьте на несколько вопросов
Закончите предложения «Давайте познакомимся»
‒По какой образовательной системе Вы работаете?
‒ Объектом оценки выступают…. (личностные, метапредметные и предметные результаты обучения;)‒ педагогический инструментарий оценки планируемых результатов в условиях ФГОС – это….
Анализируя ответы учителей, становится очевидным, что инструментарий оценки в условиях ФГОС находится на стадии разработки и требует дальнейшей конкретизации и уточнения.
3. Теоретические аспекты контрольно-оценочной деятельности образовательных результатов в аспекте ФГОС
1.1 Новые подходы к системе оценки результатов образования в условиях ФГОС
Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников.
Основной предмет обсуждения сегодня на мастер-классе – оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. (С.6-7 Стандарты второго поколения . «Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе»)
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров (соответственно с целями аккредитации и аттестации). Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования разного уровня. В соответствии с ФГОС основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования [8, c.44].
Но мы поговорим сегодня об оценке достижения планируемых результатов, к которым ФГОС предъявляет чёткие требования.
В соответствии с ними система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты); формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты); освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе, в региональной и федеральной системах образования.2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки 
В основной образовательной программе НОО ( )предложена новая система оценки результатов. Её главное достоинство в том, что она переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний теперь будут оцениваться разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
Новые стандарты предлагают такое понимание результатов , которое прямо связывает их с направлением личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности школьников. Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные) Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
Ещё одной особенностью, определяющей изменения в контрольно оценочной деятельности, является указание ФГОС на то, что предметом итоговой оценки должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной программы общего образования. В этой оценке должны быть выделены две составляющие: результаты промежуточной аттестации, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений, и результаты итоговых работ, характеризующие степень освоения основных способов действий, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования
Отличительными особенностями системы оценки в рамках ФГОС НОО являются следующие:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных; использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижения.
Особенностью системы оценки достижения планируемых результатов является уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижеиия.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты обучения отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к окружающему миру, личностные качества. Они не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются критерием перевода учащегося в основную школу.
Объект оценки метапредметных результатов – это сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью
Уровень сформированности метапредметных результатов может быть качественно оценен и измерен в результате следующих действий:
выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;
выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов;
выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.
Все три варианта оценки представлены в УМК «Перспективная начальная школа» в каждом учебном предмете.
Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур:
№ Процедура оценивания
1. Итоговые контрольные работы по предметам
2. Комплексная работа на межпредметной основе
Предметные достижения. Оценка предметных результатов включает в себя:
а) оценку предметных знаний (опорных и пропедевтических) и их применение при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач;
б) оценку предметных действий (универсальных и присущих определенному учебному предмету).
Оценка индивидуальных предметных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом «зоны ближайшего развития» («ученик научится», «ученик получит возможность научиться»).
4.Рассмотрим возможности УМК «Перспективная начальная школа» для создания системы оценки планируемых результатов.
--------------
При разработке системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП учитываются особенности УМК «Перспективная начальная школа».
Система учебников «Перспективная начальная школа» реализует требования ФГОС НОО. По результатам научной, педагогической и общественной экспертизы она входит в новый федеральный перечень учебников (приказ Минобрнауки России № 253 от 31.03.2014г.).
Содержание всех учебников УМК «Перспективная начальная школа» сконструировано с учетом возможности оценки учебных достижений и включает в себя: задания на контроль и оценку процесса и результата деятельности, задания повышенной сложности (в учебниках и тетрадях для самостоятельной работы).
Система оценки достижений планируемых результатов в системе «ПНШ» соответствует требованиям ФГОС и Госпрограммы «Развитие образования» на 2013-2020 годы, обеспечивая:
надёжность и технологичность процедур оценки качества образовательных результатов;
формирование культуры оценки качества образования субъектов образовательного процесса;
возможность анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях школьников;
Сущность системы оценивания в «ПНШ» связана с основной идеей системы учебников и предусматривает изучение уровня, характера развития каждого ребёнка в ходе педагогической поддержки его индивидуальных, возрастных, психологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности.
Основные принципы развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа» используются при оценке достижения обучающимися планируемых результатов.
Принципы «Перспективной начальной школы»:
непрерывного общего развития каждого обучаемого;
целостности картины мира;
учёта индивидуальных особенностей;
прочности и наглядности;
практической направленности;
охраны и укрепления психического и физического здоровья;
Система оценки достижений планируемых результатов в «Перспективной начальной школе» обеспечивает:
создание условий для контроля результатов освоения программы на уровне начального общего образования;
оценку не только предметных, но и личностных, а также метапредметных результатов (регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД);
изучение динамики достижений младших школьников в ходе освоения образовательной программы ;применение методов и форм оценки, адекватных требованиям ФГОС;
В «Перспективной начальной школе» используются все основные виды контроля результатов обучения, в том числе:
текущий контроль успеваемости;
промежуточная аттестация обучающихся:
индивидуальный учёт результатов освоения обучающимися образовательной программы;
итоговая оценка качества освоения обучающимися образовательной программы;
5. К материалам и разработкам, раскрывающим общие требования к оценке достижений планируемых результатов относятся Программы по учебным предметам.
1. В сборниках программ по учебным предметам УМК «Перспективная начальная школа» представлены планируемые личностные , метапредметные и предметные результаты освоения программы в блоках: «Обучающийся научится» и «Обучающийся получит возможность научиться» в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы. Структура программ соответствует требованиям ФГОС.
Указаны «Ожидаемые результаты формирования УУД» к концу каждого года обучения.
Указаны задания, ориентированные на формирование УУД, которые могут использоваться для оценки уровня метапредметных результатов освоения образовательной программы.
Сформулированные планируемые результаты выступают основой контрольно-оценочной деятельности субъектов образовательного процесса.
Система «Перспективная начальная школа» предусматривает использование комплексного подхода к оценке результатов освоения образовательной программы. Комплексный подход позволяет вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Согласно ФГОС, личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования не подлежат итоговой оценке.
Особое место в УМК ПНШ уделяется оценке предметных результатов. Оценка предметных результатов связана с контролем достижений планируемых результатов по отдельным предметам учебного плана «Перспективной начальной школы».
Оценивается :Уровень сформированности основополагающих элементов научного знания при освоении учебного материала различных предметов (знания).
Система формируемых действий с учебным материалом, которые направлены на применение знаний (предметных умений).
2.В «Перспективной начальной школе» для оценки предметных результатов разработаны сборники самостоятельных и контрольных работ.
Захарова О.А. Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся: методическое пособие
Чуракова Р.Г. Математика 1 класс :тетрадь для проверочных работ.
Чуракова Р.Г. Математика 2 класс: тетрадь для проверочных и контрольных работ №1 и №2.
Чуракова Р.Г. Янычева Л.Г.Математика 3 класс: тетрадь для проверочных и контрольных работ №1 и №2.
Чуракова Р.Г. Кудрова Математика 4 класс: тетрадь для проверочных и контрольных работ №1 и №2.
Лаврова Н.М. Азбука. Пишу и проверяю себя. 1 класс: методическое пособие.
Лаврова Н.М.Азбука. Пишу и проверяю себя. 1 класс: тетради №1.2
Тетради создают условия для формирования у первоклассников умений планировать деятельность и последовательность действий, осуществлять самоконтроль. Происходит развитие регулятивных УУД. В тетрадях предлагается система работы по овладению младшими школьниками важными видами письма.
Разработаны методические пособия для учителя. Лаврова Н.М. Русский язык. Оценка достижений планируемых результатов. 1-4 классы.
АНАЛИЗ ЭЛЕКТРОННОГО ПРИЛОЖЕНИЯ
Методические пособия содержат тексты итоговых диктантов. изложений, проверочных работ и критерии их оценивания, сопровождаются электронным приложением. Происходит взаимосвязь оценивания метапредметных и предметных результатов.
Электронное программное средство «Диктант» позволяет автоматизировать процесс проверки и анализ результатов выполнения проверочных работ и итоговых диктантов по русскому языку во 2-4 классах. Оно обеспечивает:
Оценивание и учёт результатов контрольно-оценочной деятельности;
Пересчёт допущенных ошибок;
Получение разнообразных отчётов с использованием электронных таблиц для формирования индивидуального маршрута корректировки предметных знаний и умений.
Лаврова Н.М. Русский язык. Тетради для проверочных работ.1- 4 классы.
Задания в тетрадях для проверочных работ носят интегрированный характер и призваны помочь в формировании не только опорной системы знаний по предмету «Русский язык», но и первичных информационных навыков по метапредметной программе «Чтение: работа с текстом». Каждая работа направлена на оценку сформированности УУД.
В методическом пособии для учителя представлена методика проведения анализа выполненных заданий, способов оценивания и организации коррекционной работы.
Электронные приложения к методическим пособиям «Перспективной начальной школы» содержат программы:
Для анализа результатов освоения образовательной программы с возможностью составления детальных отчётов и оценочных листов для каждого ученика.
Для обработки результатов контрольных, проверочных работ и диктантов по русскому языку, проведения диагностики и анализа предметных результатов с возможностью составления отчётов в табличном и графическом представлении. Электронные приложения содержатся на CD-дисках, являющихся частью методических пособий по русскому языку (а в перспективе – и по другим предметам), и используются при проведении итоговых комплексных работ.
Итоговые комплексные работы на основе единого текста – важный инструмент оценки метапредметных результатов.
Итоговая комплексная работа на основе единого текста Чуракова Р.Г., Чуракова Н.А., Ямшинина С.Н. 1 класс
Итоговая комплексная работа на основе единого текста Чуракова Р.Г., Лаврова Н.М., Ямшинина С.Н. 2 класс
Итоговая комплексная работа на основе единого текста Чуракова Р.Г., Лаврова Н.М., Ямшинина С.Н. 3 класс
Итоговая аттестация выпускников начальной школы. Комплексная работа. Чуракова Р.Г., Лаврова Н.М. ,4 класс.
АНАЛИЗ РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
Итоговые комплексные работы на основе единого текста являются составной частью системы «Перспективная начальная школа». Они позволяют выявить и оценить успешность формирования УУД и усвоения важнейших предметных аспектов обучения русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру.
В пособиях для учителя представлены методические указания по организации и проведению итоговой комплексной работы и время её выполнения, этапы подготовки и правила проведения, последовательность оценивания и подведение итогов. Использование пакета комплексных работ позволяет выявить уровень сформированности УУД, проследить динамику формирования основных предметных умений.
Комплексные работы (предварительные и итоговые) имеют несколько вариантов, которые состоят из основной и дополнительной части.
Предварительная итоговая комплексная работа предусматривает ознакомление детей с требованиями и правилами их выполнения и оформления; психологическую подготовку обучающихся при предъявлении контрольной работы сравнительно нового типа.
Задания итоговой комплексной работы используются в конце учебного года в целях проверки уровня сформированности планируемых результатов освоения образовательной программы, разработанной на основе «Перспективной начальной школы»
Выполнение заданий основной части доступно, как правило, всем обучающимся, полученные результаты связаны с базовым уровнем требований к освоению образовательной программы.
В дополнительной части содержатся задания повышенной трудности с соблюдением меры трудности, предназначенные для детей, которые успешно выполнили задания основной части. Эти задания соотносятся с разделом планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться».
В итоговые комплексные работы и методические пособия дополнительно включены:
Таблицы для самопроверки задания;
Измерительные материалы для итоговой оценки работы;
В системе итоговых комплексных работ «Перспективной начальной школы» обучающимся предоставляется право выбора:
Способа выполнения комплексной работы;
Состава группы для учебного сотрудничества;
Заданий дополнительной части для выполнения в рамках комплексной работы;
Для обработки результатов итоговых комплексных работ предназначены специальные материалы на CD –дисках.
Анализ выполнения итоговых комплексных работ с применением компьютерных технологий (CD-диск) позволяет сопоставить результаты выполнения нескольких работ и оценить динамику формирования УУД.
РАБОТА В ГРУППЕ
ЗАДАНИЕ:
Для иллюстрации и пояснения особенностей оценки к каждому элементу планируемых результатов приведите примеры заданий из «Итоговой комплексной работы на основе единого текста» 3 класс УМК «ПНШ», с помощью которых можно оценить, достиг ли обучающийся заданного планируемого результата или нет?
Вывод: Представленная система заданий ориентирована в основном не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности школьников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий. Впервые предлагаются комплексные итоговые работы, в основе которых лежат различные ситуации из реальной жизни.
РЕФЛЕКСИЯ
Рефлексия, в упрощённом определении, - это "разговор с самим собой". Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. 
ПИСЬМО-РЕФЛЕКСИЯ
Мы предлагаем вам написать письмо – рефлексию
«Уборка в доме» Цель: Выяснить получить обратную связь от участников от мастер-класса, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным. . Численность: Все ученики Материал: три листа большого формата с рисунками, фломастеры. Проведение: К стене прикрепляются три больших листа на первом нарисован чемодан, на втором- мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка. На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока или семинара, заберет с собой и будет активно применять. На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину. На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать.
.
рецепт счастья.
возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви,
добавьте 2 горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и
добавьте как можно больше веры, все это хорошенько перемешайте. Щедро
намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте своим воспитанникам, каждому, кто встретится вам на Пути.
Я еще
раз вас благодарю вас за терпение, активность и желаю здоровья,
успехов и профессионального оптимизма!