РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДп.03 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (БИОЛОГИЯ) ПРОФЕССИЯ: 19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение московской области
«профессиональный КОЛЛЕДЖ «московия»
рабочая программа учебной дисциплины
ОДп.03 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (БИОЛОГИЯ)
профессия: 19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР
2014-2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007г. №03-1180) и на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 19.01.17 Повар, кондитер, входящий в укрупненную группу специальностей 19.00.00 ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ.
Одобрена
на заседании предметной цикловой
комиссии №2,
протокол №___, от _________________ 201__г.
Председатель ______________ /____________/
протокол №___, от _________________ 201__г.
Председатель ______________ /______________/
протокол №___, от _________________ 201__г.
Председатель ______________ /______________/
Утверждена
Методическим Советом колледжа
протокол №___, от _________________ 201__г.
Председатель ______________ /____________/
протокол №___, от _________________ 201__г.
Председатель _____________ /______________/
протокол №___, от _________________ 201__г.
Председатель _____________ /______________/
Составитель: Королева Марина Павловна преподаватель государственного автономного профессионального образовательного учреждения Московской области «Профессиональный колледж «Московия».
Рецензент
- ФИО, преподаватель Наименование ОСП государственного автономного профессионального образовательного учреждения Московской области «Профессиональный колледж «Московия»
- ФИО,
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
4
Структура и содержание учебной дисциплины
9
Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
15
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
17
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
______________________Биология______________________
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии 19.01.17 Повар, кондитер.
Данная программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007г. № 03-1180), примерной программой учебной дисциплины одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008г и изучается с учетом естественно-научного профиля получаемого профессионального образования.
Рабочая программа учебной дисциплины содействует сохранению единого образовательного пространства и преемственности основных образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса и может быть использована при составлении календарно-тематического плана.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Биология, как учебная дисциплина относится к предметной области "Естественные науки", является базовой дисциплиной общеобразовательного цикла и её изучение должно обеспечить:
- сформированность основ целостной научной картины мира;
- формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;
- сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
- создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;
- сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать научную информацию;
- сформированность навыков безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.
Содержание учебной дисциплины направлено на:
достижение предметных результатов:
1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование:
общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, популяция, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
Основу содержания рабочей программы составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).
В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед биологической наукой, решение которых направлено на рациональное природопользование, охрану окружающей среды и здоровья людей. При отборе содержания использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.
Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественнонаучной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.
Освоение базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологических предметов, химии, физики, географии в основной школе.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать/понимать:
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И. Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки - 64 час, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки - 52 часа; из них лабораторных занятий – 2 часа;
- самостоятельной работы - 12 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 64
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 52
в том числе: лабораторные работы 6
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 12
в том числе: домашнее задание (подготовка к аудиторным занятиям) 4
подготовка реферата 4
составление таблиц 2
составление тематического кроссворда 1
составление схем 1
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета: 4, 5 семестр
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов
и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы,
самостоятельные работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
2 курс, 4 семестр (19 ч)
Введение Многообразие живых организмов.
Методы познания живой природы. 1
1 1
1
Тема 1. Учение о клетке Содержание учебного материала 17 Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. 1 1
Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. 1 2
Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. 1 2
Строение и функции клетки. 1 2
Прокариотические и эукариотические клетки. 1 1
Вирусы – неклеточная форма жизни и их значение. 1 2
Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.). 1 2
Цитоплазма и клеточная мембрана. 1 2
Органоиды клетки. 1 2
Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. 1 2
Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. 1 1
Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме.
Клеточная теория строения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз. 1
1 2
2
Лабораторная работа № 1. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий. 2 Самостоятельная работа обучающихся:
- домашнее задание (подготовка к аудиторным занятиям)
- подготовка реферата
- составление таблиц
- составление тематического кроссворда 1
1
1
1 Дифференцированный зачет 2 ИТОГО за 4 семестр:
- аудиторных часов
- внеаудиторной самостоятельной работы
19
4 3 курс, 5 семестр (33 ч)
Тема 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов Содержание учебного материала 6 Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение - важнейшее свойство живых организмов. 1 1
Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток. Оплодотворение. 1 2
Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. 1 1
Органогенез. Постэмбриональное развитие 1 1
Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. 1 2
Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся:
- подготовка реферата 1 Тема 3. Основы генетики и селекции
Содержание учебного материала 14 Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Грегор Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. 2 1
Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. 2 2
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. 2 1
Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. 1 2
Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая, модификационная изменчивость. 1 1
Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. 1 1
Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. 1 1
Лабораторная работа №2. Составление простейших схем моногибридного скрещивания. Решения генетических задач. 2 Лабораторная работа №3. Составление простейших схем дигибридного скрещивания. Решения генетических задач. 2 Самостоятельная работа обучающихся:
- составление схем
- домашнее задание (подготовка к аудиторным занятиям) 1
2 Тема 4. Эволюционное учение Содержание учебного материала. 6 История развития эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. 1 1
Заслуги К. Линнея и Ж.Б. Ламарка в развитии биологии. Эволюционное учение Ч.Дарвина. Естественный отбор. 1 2
Искусственный отбор. Борьба за существование.Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. 1 1
Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Значение популяций. 1 1
Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Макроэволюция, ее доказательства. Микроэволюция, ее доказательства. Современные представления о видообразовании. Вид и его роль. 1 1
Биологическое многообразие видов. Сохранение биологического многообразия и прогрессивного развития. Причины вымирания видов. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся:
- подготовка реферата
- составление таблиц 1
1 Тема 5. История развития жизни на Земле Содержание учебного материала. 2 Гипотезы происхождения жизни. История развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. 1 1
Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас. 1 2
Самостоятельная работа обучающихся:
- подготовка реферата 1 Тема 6. Основы экологии Содержание учебного материала. 3 Экологические факторы и их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем.Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. 1 1
Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения к экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. 1 2
Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Биосфера – глобальная экосистема. Учения В.И. Вернадского о биосфере. 1 1
Самостоятельные работы обучающихся:
- домашнее задание (подготовка к аудиторным занятиям) 1 Дифференцированный зачет 2 ИТОГО за 5семестр:
- аудиторных часов
- внеаудиторной самостоятельной работы
33
8 ВСЕГО по дисциплине:
- аудиторных часов
- внеаудиторной самостоятельной работы 64
42
12 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия:
- учебного кабинета «Биология»;
3.1.1. Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству учащихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Биология»;
готовые микропрепараты животных и растительных клеток
модель ДНК;
гербарии.
3.1.2. Технические средства обучения:
ноутбук с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
микроскопы;
3.2. Учебно-методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам
3.2.1. Нормативный компонент:
ФКГСОО/ФКГС (по дисциплине);
извлечение из ФГОС СПО по профессии;
примерная программа учебной дисциплины;
рабочая программа учебной дисциплины;
календарно-тематический план;
3.2.2. Общеметодический компонент:
Методические рекомендации:
по управлению самостоятельной внеаудиторной работой студентов;
по написанию и защите рефератов;
3.2.3. Методический компонент по темам учебной дисциплины:
конспекты лекций;
вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;
задания для самостоятельной работы студентов на занятиях;
домашние задания;
перечень тем рефератов, устных сообщений.
3.2.4. Методический компонент контроля знаний и умений:
тесты по темам дисциплины;
перечень вопросов для подготовки к дифференцированному зачету.
3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
3.3.1. Основная литература:
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10кл. Учебник. – М., ВЕНТАНА_ГРАФ, 2013.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11кл. Учебник. – М., ВЕНТАНА_ГРАФ, 2013.
Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. – М., 2014.
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2013.
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 2014.
3.3.2. Дополнительная литература:
Андреева Н.Д., Биология (базовый уровень) – М., Мнемозина, 2012.
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., Дрофа, 2013.
Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеев Е.О. Биология. / Под ред. д-ра биол. наук проф. В.М. Константинова. Начальное и среднее профессиональное образование. М.: Издательский центр «Академия», 2014.
3.3.3. Интернет-ресурсы:
http://dic.academic.ru – словари и энциклопедии
http://studentam.net/ - электронная библиотека учебников
http://window.edu.ru/ - единое окно образовательных ресурсов
http://www.nature.ru – достоверная научная информация по основным разделам биологии
http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий, самостоятельных практических и контрольных работ.
Оценка качества освоения учебной программы включает стартовый, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины:
а) стартовый контроль 2 неделя 1 семестра.
б) текущий контроль – после изучения тем проверочные тематические тесты; формами текущего контроля являются так же участие студентов в проектной деятельности, тестировании, подготовка мультимедийных презентаций по отдельным проблемам изученных тем.
в) итоговый контроль – дифференцированный зачет.
Методическое обеспечение в виде перечня вопросов для рубежного контроля, примерной тематики и содержания контрольных работ, тестовых заданий, рефератов отражено в учебно-методическом комплексе дисциплины.
Методы оценки результатов обучения: традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Коды формируемых компетенций Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2 3
Умения: объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; ОК 1-7 Текущий контроль:
- оценка результатов выполнения лабораторных работ;
- самостоятельная работа студента;
- подготовка рефератов.
Рубежный контроль:
- дифференцированный зачет, 2 семестр
Итоговый контроль: 5 семестр – дифференцированный зачет.
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию; ОК 1-7 выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; ОК 1-7 1 2 3
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы ОК 1-7 темы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа; ОК 1-7 анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; ОК 1-7 изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; ОК 1-7 находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать; ОК 1-7 Знания: основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И. Вернадского о биосфере, законы Г. Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности; ОК 1-7 Текущий контроль:
- устный опрос (индивидуальный, групповой, фронтальный); - письменный опрос;
- тестирование
Рубежный контроль:
- дифференцированный зачет 2 семестр
Итоговый контроль: 5 семестр – дифференцированный зачет.
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем; ОК 1-7 сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере; ОК 1-7 вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки; ОК 1-7 биологическую терминологию и символику. ОК 1-7 Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии универсальной шкалой (критериальная шкала)
Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
Балл (отметка) Вербальный аналог
86 -100 5 отлично
76 -85 4 хорошо
61 -75 3 удовлетворительно
Менее 60 2 неудовлетворительно
ОдобренО
на заседании предметной цикловой
комиссии №__,
протокол №___, от _________________ 201__г.
Председатель ______________ /______________/
Задания для внеаудиторной самостоятельной работы
№ п/п Темы самостоятельных работ Вид работы Количество часов
1 Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке Реферат 1
2 Прокариотические организмы и их роль в биоценозах Реферат 1
3 Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка Реферат 1
4 Сукцессии и их формы Реферат 1
5 Экология Кроссворд 1
6 Экологическая пирамида Схема 1
7 Охрана окружающей среды Таблица 2
8 Домашнее задание 4
Итого 12
ОдобренО
на заседании предметной цикловой
комиссии №__,
протокол №___, от _________________ 201__г.
Председатель ______________ /______________/
Тематический план лабораторных занятий по дисциплине «Биология»
№ п/п Тема лабораторных занятий Количество часов
1 Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий 2
2 Составление простейших схем моногибридного скрещивания. Решения генетических задач. 2
3 Составление простейших схем дигибридного скрещивания. Решения генетических задач. 2
Итого: 6
УТВЕРЖДЕНО
на заседании ПЦК, протокол № ____
«_____» ________________ 201__г.
_______________________
/Председатель ПЦК/
Комплект заданий для дифференцированного зачета
по дисциплине Естествознание (Биология) (ПК) 2 курс 4 сем-р
Тема «Учение о клетке»
Вариант 1.
Задание 1. Строение и функции животной клетки.
Задание 2. Прокариоты и их размножение.
Задание 3. Вирусы – неклеточная форма жизни.
Задание 4. Строение и функции ядра.
Задание 5. Строение и функции мембраны.
Вариант 2.
Задание 1. Строение и функции растительной клетки.
Задание 2. Эукариоты и их размножение.
Задание 3. Борьба с вирусными болезнями.
Задание 4. Строение и функции митохондрии.
Задание 5. Строение и функции аппарата Гольджи.
Критерии оценки:
оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, правильно обосновывает принятое решение;
оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос;
оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала;
оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки.
Составил: _____________________________/М.П. Королева/
(подпись)
УТВЕРЖДЕНО
на заседании ПЦК, протокол № ____
«_____» ________________ 201__г.
_______________________
/Председатель ПЦК/
Комплект заданий для дифференцированного зачета
по дисциплине Естествознание (Биология) (ПК) 3 курс 5 сем-р
Тема «Учение о клетке»
Вариант 1
Задание 1. Зарисовать животную клетку и обозначить ее.
Задание 2. Что такое липиды?
Задание 3. Зарисовать и обозначить мембрану клетки.
Задание 4. Перечислить основные положения учения Ч. Дарвина.
Задание 5. Перечислить виды определения пола.
Задание 6. Изменчивость – это …
Задание 7. Генетика – это …
Задание 8. Что такое модификация? Приведите примеры.
Задание 9. Перечислите отличия делеции от инверсии.
Задание 10. Что такое цитоплазматические мутации. Приведите примеры.
Задание 11. Задача: Скрестили два сорта флоксов: один имеет красные блюдцевидные цветки, второй — красные воронковидные цветки. В потомстве было получено красных блюдцевидных, красных воронковидных, белых блюдцевидных и белых воронковидных. Определите доминантные гены и генотипы родительских форм, а также их потомков.
Задание 12. Приведите примеры вегетативного размножения организмов.
Вариант 2
Задание 1. Зарисовать схему геномных мутаций.
Задание 2. Перечислить отличия митоза от мейоза.
Задание 3. Перечислить глобальные изменения в биосфере.
Задание 4. Зарисовать и обозначить ядро клетки.
Задание 5. Перечислить заслуги Г. Менделя.
Задание 6.Наследование – это …
Задание 7. Наследственность – это …
Задание 8.Что такое комбинации. Привести примеры.
Задание 9.Перечислить отличия дупликаций от транслокаций.
Задание 10. Современная схема изменчивости.
Задание 11. Задача: Скрестили томаты нормального роста с красными плодами с томатами-карликами с красными плодами. В F1 все растения были нормального роста; 75 % — с красными плодами и 25 % — с желтыми. Определите генотипы родителей и потомков, если известно, что у томатов красный цвет плодов доминирует над желтым, а нормальный рост — над карликовостью.
Задание 12. Перечислить и объяснить критерии видов.
Критерии оценки:
оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, правильно обосновывает принятое решение;
оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос;
оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала;
оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки.
Составила: _____________________________/М.П. Королева/
(подпись)