Педсовет по теме Оценка достижения планируемых результатов



Уважаемые коллеги, сегодня мы приглашаем вас к диалогу по теме:
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО. (слайд 1).
На наш взгляд эта тема актуальна в свете введения ФГОС, так как стандарт ставит перед учителями задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария. 4-ый год мы работаем по новому стандарту на уровне начального образования и поэтому можем представить некоторый опыт по данной теме учителей начальных классов и учителей-предметников работающих в начальной школе. Я думаю, проанализировать данный опыт будет полезно всем, так как в следующем учебном году изменения в оценке достижений учащихся коснуться и учителей среднего звена. Итак, в ходе работы педсовета мы рассмотрим вопросы:
Система оценки предметных, метапредметных и личностных достижений обучающихся.
Портфолио ученика начальной школы как результат оценивания
в образовательной системе.
Особенности оценки результатов обучающихся по физической культуре.
Формы оценивания образовательных результатов по английскому языку в свете ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна: (слайд 2)
1. Фиксировать цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата
духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),
формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечивать возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами
· возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе.
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.

В примерной основной образовательной программе (дополнение к ФГОС) предложена система оценки результатов. Её главное достоинство в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь оцениваем разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
Таким образом, работая в условиях нового стандарта образования, мы понимаем, что традиционная система оценивания нуждается в изменениях.
Чего же касаются эти изменения? Прежде всего изменяется инструментарий – формы и методы оценки.
Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
Совершенно новым для школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Иными словами, работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.
Таким образом, к новыми формами контроля результатов можно отнести:
целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам),
самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),
результаты учебных проектов,
результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
В следующей таблице я представила систему оценивания образовательных результатов, которая сложилась на начальном уровне образования за 4 года.

(слайд 3)
Система оценивания образовательных результатов МБОУ СОШ №17
Особенности системы оценивания
Объект оценивания


Предметные и метапредметные результаты
Личностные результаты

Форма
Персонифицированная количественная оценка
Персонифицированная/неперсонифицированная качественная оценка

Средства фиксации результатов оценки
Листы достижений (таблицы образовательных результатов),
классные журналы (в бумажном и электронном виде),
аналитические справки,
оценочные листы в портфолио,
дневник учащихся, рабочий журнал учителя (папка)
Карты наблюдения учителя (классного руководителя, воспитателя, психолога) (в бумажном и электронном виде); характеристики обучающихся.

Способ оценивания
Тематические и итоговые контрольные работы, тестовый контроль, диагностические комплексные работы (стартовая, промежуточная
и итоговая), наблюдение, диагностические работы с использованием методик контроля УУД, образовательные события (проекты)

Проектная и исследовательская деятельность, участие в общественной жизни класса, портфолио, задания творческого характера

Условия эффективности системы оценивания
Комплексность, содержательность, позитивность, систематичность, определенность, критериальность, открытость, объективность, технологичность, диагностичность, психологическая безопасность  – основные принципы современной оценочной деятельности педагога



Следуя данной системе, рассмотрим каждую группу результатов отдельно.
(слайд 4)
Оценка предметных результатов
На слайде представлена цитата из Стандарта, в которой говорится о том, что понимается под предметными результатами.
Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
Задача оценки данных результатов:
определение достижения учащимися опорной системы знаний по учебным предметам;
определение готовности для обучения на следующем уровне образования;
определение возможностей индивидуального развития обучающихся.
(Слайд 5)
Предмет оценки:
сформированности действий обучающихся с предметным содержанием (предметных действий);
наличие системы опорных предметных знаний;
наличие системы знаний, дополняющих и расширяющих опорную систему знаний.
(слайд 6)
Субъекты оценочной деятельности: администрация, учитель, обучающиеся.
Формы проведения процедуры:
Неперсонифицированные мониторинговые исследования проводит администрация школы: заместитель директора по УР в рамках внутришкольного контроля:
по изучению состояния преподавания предметов учебного плана в рамках промежуточной и итоговой аттестации (три работы: русский язык, математика, комплексные работы на межпредметной основе).
Персонифицированные мониторинговые исследования проводят:
1. Учитель в рамках: внутришкольного контроля административные контрольные работы; тематического контроля по предметам и текущей оценочной деятельности; по итогам триместров и итоговой аттестации.
2. Ученик через самооценку результатов текущей успеваемости, по итогам триместров, года, промежуточной и итоговой аттестации (оценочные листы; выполнение заданий базового или повышенного уровня).
Инструментарий:
в рамках промежуточной и итоговой аттестации и текущего контроля:
Письменные контрольные работы по русскому языку, математике, включающие проверку сформированности базового уровня (оценка планируемых результатов под условным названием «Выпускник научится») и повышенного уровня ( оценка планируемых результатов под условным названием «Выпускник получит возможность научиться»);
комплексные работы на межпредметной основе и работе с информацией.
Методы оценки: письменные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Осуществление обратной связи через:
1. Информированность:
педагогов, об эффективности педагогической деятельности (педсоветах, заседаниях ШМО, совещаниях посвященных анализу образовательного процесса);
обучающихся об их личных достижениях (индивидуальные беседы, демонстрацию материалов портфолио).
2. Обеспечение мотивации на обучение, ориентировать на успех, отмечать даже незначительное продвижение обучающихся, отмечать сильные стороны, позволять продвигаться в собственном темпе.

Несмотря на то, что в 1 классе безотметочное оценивание, следует особо выделить оценку динамики образовательных достижений обучающихся (это является отличительной особенностью ФГОС второго поколения). С этой целью педагогами используются технологические карты (листы индивидуальных достижений) по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру. Технологическая карта предметных результатов, как правило, представлена в виде таблицы, где в вертикальных колонках внесены все учебные умения, которые ученик приобретает в результате изучения учебного предмета в школе. Все отслеживаемые результаты представлены на базовом уровне. Подобные листы достижений ведутся не только в 1, но и во 2, и в 3-ем классах. (Приложение 1)
Листы достижений хранятся в портфолио обучающегося и заполняются на основе диагностических работ в конце каждого триместра.
Чтобы зафиксировать результаты и определить, на каком уровне усвоен материал обучающимся, в технологических картах используется цветовая гамма: ученик самостоятельно, правильно выполняет задания. Зеленый цвет

·- ученик допускает при выполнении заданий единичные негрубые ошибки, которые может исправить сам. Желтый цвет

·- ученик не усвоил большей или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает грубые ошибки. Красный цвет.
зелёный - «превосходно»; жёлтый -«отлично», «хорошо» (право изменить); красный - над этим «нужно поработать» (возможность исправить).
Так появился «светофорчик», который стал основой для создания модели самооценки, так как именно самооценка играет особую роль в оценивании учебной деятельности школьников. При самооценке ребёнок даёт характеристику своих результатов, анализирует свои успехи и неудачи, ищет пути устранения недостатков.
Еще одна из новых форм оценивания достижений обучающихся – это портфолио.
Портфолио, благодаря своим особенностям, стал важным элементом системы внутренней накопительной оценки достижения планируемых результатов начального образования, который демонстрирует усилия ученика, его прогресс и достижения в различных областях. Портфолио дополняет разнообразные виды оценивания, позволяет нейтрализовать психотравмирующее воздействие отметки, способствует более успешной и быстрой адаптации ребенка к школе.
(слайд 7)
Цели создания портфолио обучающегося начальной школы:
фиксация достижений ребенка;
формирование позитивного самоотношения;
помощь ребенку в анализе своего характера;
развитие способностей ученика;
помощь ребенку в самопознании;
повышение самооценки обучающегося.
Говоря об оценке предметных результатов, нужно отметить, что свою специфику имеет обучение физической культуре. И количественная оценка не отражает объективных результатов теоретической, физической и двигательной подготовки обучающихся. Поэтому у учителей физической культуры возникла необходимость создания системы оценки достижений по этим трем параметрам. Учителя физической культуры с 2013г. вступили в эксперимент, проводимый кафедрой физ.воспитания НИРО. Ими были разработаны тестовые материалы и критерии оценивания теоретических знаний обучающихся по различным разделам программы. В течении этого учебного года разрабатываются эталонные тексты по всем разделам программы, т.к. в учебнике, рассчитаном на 4 года, теоретический материал представлен очень сжато. Физическая подготовка оценивается по региональным нормативам. В начале и в конце года проводится тестирование, результаты заносятся в таблицы и делается вывод о динамике физического развития каждого обучающегося. А вот критерии оценки двигательных навыков не разработаны. Учителя составляли таблицы, в которых прописывал основные двигательные навыки: например, кувырок вперед, давал описание образцовому исполнению, соответствующему отметке «5», далее перечисляли возможные ошибки, в результате которых отметка снижается до 4 и 3 баллов, а также перечислялись пути их устранения. В этом году необходимо завершить данную работу, систематизировать накопленные материалы и предоставить отчет в НИРО.

Следующие виды результатов: личностные и метапредметные.
(Слайд 8) Цитата из стандарта: что понимается под личностными результатами.
Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.
Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. Формироваться они начинают с первых дней пребывания ребенка в школе. Учитель уделяет большое внимание «подбору ключиков» к каждому своему ученику, к изучению его ЛИЧНОСТИ.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности - познавательные, коммуникативные - и способы регуляции своей деятельности, включающие планирование, контроль и коррекцию. Применяются они как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на уровне начального общего образования строится вокруг умения учиться.
(слайд 9)
Предмет оценки: уровень сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.
Субъекты оценочной деятельности: администрация, учитель, психолог, обучающиеся.

(слайд 10)
Механизм оценки личностных и метапредметных достижений обучающихся
МБОУ СОШ №17

Процедура оценивания
Кто оценивает
Сроки
Фиксация результатов

1
Тестирование
Психолог
1 класс - входное
2-3 класс – текущее
4 класс - итоговое
Справка психолога, индивидуальных картах обучающихся


2
Наблюдения
Кл. руководитель, психолог
В течение всего периода обучения
Электронная таблица, карта наблюдений

3
Анализ содержания портфолио
Кл. руководитель, обучающиеся
В конце уч.года
Аналитическая справка кл. руководителя

4
Диагностические задания

Классный руководитель
3-я четверть
Электронная таблица, карты оценки

5
Образовательное событие (проект)
Эксперты, ДО
4 класс, конец года
Электронная таблица результатов, справка

6
Комплексные работы
Администрация, ДО
Начало года, конец 1 полугодия, конец учебного года
Справки, таблицы результатов


В 1-ой и 2-ой четвертях учителем проводится наблюдение, которое предполагает сравнение поведенческих проявлений учащегося с описанием характеристик основных видов УУД, типичных для каждого уровня сформированности. Данные характеристики отражены в специальной карте наблюдения для оценки сформированности метапредметных и личностных УУД (Приложение 2). Результаты наблюдения в виде конкретных баллов заносятся сводную таблицу. (Приложение 3).
В 3-ей четверти учителем реализуются диагностические задания для оценки познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД, представленные в банке диагностических заданий. Для изучения личностных УУД в 3-ей четверти используется карта оценки сформированности личностных УУД (Приложение 4). Результаты выполнения диагностических заданий и карты оценки личностных УУД в виде конкретных баллов также заносятся в сводную таблицу.
Нужно сказать, что такую процедуру оценки метапредметных и личностных УУД в этом учебном году представил ДО. Усилиями учителей и психологов города был систематизирован банк заданий по каждому УУД, разработаны критерии оценивания и электронная сводная таблица.
До этого мы использовали разнообразные диагностические задания, но фиксировали их в отдельные таблицы. (Приложение 5).
Диагностические данные на каждого обучающегося хранятся в папке учителя. Результаты диагностик используются учителями в ходе уроков по разным учебным предметам, во время внеурочной деятельности, на воспитательных мероприятиях, а также используются для коррекционной работы с обучающимися.
Оценка метапредметных и личностных результатов осуществляется также на основе выполнения комплексной работы.
Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и целостной оценки, так и в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем.
Все комплексные проверочные работы имеют схожую структуру, позволяющую отслеживать динамику в подготовке каждого ученика.
Проводим такие работы 3 раза в год: в начале года (сентябрь), в конце первого полугодия (декабрь) и в конце учебного года (май).
Комплексная диагностическая работа состоит из четырех интегрированных частей: по русскому языку и литературному чтению, по математике и окружающему миру и включает задания на выявление предметных, личностных и метапредметных (познавательных, регулятивных и коммуникативных) результатов.
Сложность заключается в том, что сертифицированные комплексные работы по программе «Начальная школа 21 века», представленные в пособиях «Мои достижения», разработаны только для итогового контроля, а вот для стартовой диагностики и промежуточного контроля приходится разрабатывать работы самим. При этом необходимо прописать критерии оценивания каждого задания и создать таблицы результатов. В Приложении 6 вы можете увидеть вариант комплексной работы, которая проводилась в начале года во 2-х классах, там же представлены критерии оценивания и таблицы результатов. По итогам работы пишется справка, учителями разрабатываются ИОМ и ведется коррекционная работа.

Также для оценки сформированности различных УУД используется образовательное событие, которое проводится в 4 классе. Здесь для оценки учебных достижений учащихся используется карта экспертной оценки метапредметных и личностных УУД в ходе образовательного события. Ее результаты также вносятся в сводную таблицу. (Приложение 7.)
Для достоверности выявления уровня сформированности УУД все виды диагностики приведены к единому способу оценки, где выделяются 5 уровней: 4 балла (высокий уровень), 3 балла (уровень выше среднего), 2 балла (средний уровень), 1 балл (уровень ниже среднего) и 0 баллов (низкий уровень). Наличие 5-балльной системы оценки позволяет более объективно определять актуальный уровень учащегося и отслеживать его динамику.

В работе по оценке метапредметных результатов педагогам помогает психолог.
На каждого ученика заводится индивидуальная карта развития, где отслеживается динамика развития обучающегося. Результаты обследований доводятся до сведения учителей и родителей обучающихся. Также результаты обследований используются для проведения коррекционно-развивающих занятий.
(слайд 11)
Итоговая оценка выпускника начальной школы.
В начальной школе в соответствии с законом «Об образовании в РФ» государственная итоговая аттестация учеников не предусматривается.
На персонифицированную итоговую оценку выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится».
Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трех итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).
При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений учащихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.
(слайды 12-14)
На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.

Вывод-оценка
(о возможности продолжения образования на следующем уровне)
Показатели


Комплексная оценка
(данные «Портфеля достижений»)
Итоговые работы
(русский язык, математика и межпредметная работа)

1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями
Не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам образовательной программы (предметные, метапредметные, личностные результаты)
Правильно выполнено менее 50% заданий необходимого (базового) уровня

2.Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач
Достижение планируемых результатов по всем основным разделам образовательной программы как минимум с оценкой «зачтено»/«нормально»
Правильно НЕ менее 50% заданий необходимого (базового) уровня

3. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач
Достижение планируемых результатов НЕ менее чем по половине разделов образовательной программы с оценкой «хорошо» или «отлично»
Правильно не менее 65% заданий необходимого (базового) уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня


Решение об успешном освоении программы начального образования и переводе выпускника на следующий уровень общего образования принимается педагогическим советом образовательного учреждения на основе сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В случае, если полученные ребенком итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе выпускника на следующий уровень общего образования принимается педагогическим советом с учетом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях обучения данного выпускника в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.
Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфолио и другими объективными показателями.
Фиксация накопленных в ходе обучения оценок и проведение итоговых работ область компетенции педагогов и школы. Таким образом, итоговая оценка в начальной школе в полном соответствии с Законом «Об образовании в РФ» является внутренней оценкой школы.

Итак, основные особенности системы оценки достижений младшего школьника на современном этапе по ФГОС:
Оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;
Содержательная и критериальная основа – планируемые результаты;
Уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов;
Оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
Накопительная система оценки индивидуальных достижений;
Использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.)
Использование персонифицированной и неперсонифицированной информации.

Литература и Интернет-ресурсы

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под редакцией Г.С. Коноваловой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.
Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
Федеральный Государственный образовательный стандарт - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Детский портал «Солнышко» - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

15