Беседа на родительском собрании
КГУ «Убинская общеобразовательная средняя школа». Шемонаихинский район, Восточно-Казахстанская область
Подгорнова Ольга Викторовна,
педагог-психолог, учитель самопознания
Беседа на родительском собрании
«Нравственное воспитание детей – отражение нравственного мира взрослых.»«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому»
Именно этими словами я бы хотела начать свою беседу.
Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным ценностям. Воспитывая детей, мы учим их добиваться целей за свой счёт, пользуясь лишь нравственными средствами.
Мыслители прошлого ставили под сомнение значение семьи, её устоев, нравственного микроклимата, считая, что для того, что бы стать добропорядочным человеком вовсе необязательно расти в такой семье. Но современная педагогика и психология доказывает, что именно только семья закладывает основы нравственности, а задачей школы является обучение детей.
Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Человек может приобрести любые профессии, но одной из главных профессий мужчины и женщины – это быть матерью и отцом. Стать родителем легко - а вот состоятся как родитель гораздо тяжелее. Если отец и мать стремятся постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют своё разумное поведение и разумные поступки в качестве родителей, у них есть шанс добиться успеха и победы в деле воспитания своих детей.
В глазах ребёнка отец и мать выступают в нескольких ипостасях: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребёнок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распределитель благ, наказаний, поощрений; как образец для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг, советчик, которому можно доверить всё. Первые уроки «Можно» и «Нельзя», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия формируются у ребёнка в первые годы его жизни. Даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, ребёнок уже понимает моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него.
В каждой семье свои нормы, устои, нравственные ценности – это набор ценностных установок, которые в будущем становятся нравственными правилами поведения ребёнка в самых непредвиденных ситуациях. Ценностные установки – это то, что в отцовском и материнском доме признаётся как возможное и невозможное, это те запреты и разрешения, которые ребёнок запоминает в раннем детстве и хранит в себе всю жизнь.
Родители должны своим примером показывать детям, что такое доброта, уважение, любовь, сопереживание, ответственность и т.п. Родители должны «сдавать экзамены» не только на умение накормить, одеть и обуть собственного ребёнка, но и на умение сказать ласковое слово, смотреть добрыми глазами на своё дитя, проявить сердечность, ласку, сочувствие, искренность.
Первейшая задача родителей – воспитать в своих детях глубокое, надёжное понимание совести как чувства, являющегося неотъемлемой частицей духовного мира. Знание нравственных норм поможет родителям воспитать детей добрыми и счастливыми людьми, приносящими благо обществу.
Нравственные ценности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…
Воспитать развитые нравственные ценности - главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для успешного её решения?
Во-первых, родители должны осознавать важность нравственного воспитания детей в семье.
Во-вторых, должны развивать сами в себе нравственные нормы и ценности.
В-третьих, родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а осознанно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа собственной личности.
В-четвёртых, они должны осознавать важность этой задачи для самих себя, а также чётко представлять себе, как и какими методами формировать в детях нравственные качества.