Оценка достижения планируемых (метапредметных) результатов ООП НОО


Оценка достижения планируемых (метапредметных) результатов
ООП НОО
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть теперь содержание начального образования и его образовательный результат. В связи с этим меняются содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность складывается из единого комплекса показателей, описывающих знаниевые, метапредметные и даже личностные достижения ребенка.
Владение учебным понятием, знание того или иного способа решения задач, умение сотрудничать, ценностное отношение к собственному здоровью, этнической самоидентификации, все это становится предметом целенаправленного формирования со стороны педагогов и, как следствие, предметом измерения и оценки.
Знания ребенка по тому или иному учебному курсу по - прежнему можно проверить с помощью вопросов, заданий, в ходе устного или письменного опроса, посредством текущего и тематического контроля.
А как измерить метапредметный результат? Для изучения процесса развития (оценки) универсальных учебных действий нужен свой инструмент. Основные требования, которые к нему предъявляются, таковы: во - первых, он должен быть межпредметным; во - вторых, позволять отделять знание или незнание фактической информации от владения или
невладения «способом обращения» с этим знанием (УУД); в - третьих, изучать процесс развития УУД, а не только констатировать их наличие или отсутствие. Отслеживать процесс формирования метапредметных УУД необходимо в течение всех лет обучения в начальной школе. У нас в школе мы проводим комплекс работ, направленных на оценку достижений метапредметных результатов:
Первое, с чего всё начинается – это «Школьный старт» - педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе подготовлена специалистами института « Точка ПСИ» совместно с Федеральным научно – методическим центром Занкова , под руководством Битянова М.Р. «Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе. Он позволяет: - получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться;
-создать основу для развития универсальных учебных действий; - обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;- подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми.
В дальнейшем данная информация может быть использована учителем для того, чтобы:
Обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка за счет планирования темпа прохождения и уровня сложности программы
Создать психолого-педагогические предпосылки для развития универсальных учебных действий и, соответственно, выхода на качественные метапредметные и личностные образовательные результаты
Осуществить коррекцию форм и методов обучения класса в целом с учетом уровня готовности по отдельным блокам умений
Спланировать индивидуальную педагогическую работу с детьми
В случае необходимости получить консультацию по вопросам обучения детей у профильных специалистов (психологов, дефектологов)
Диагностика педагогической готовности проводится в 1 классе на 3-4 неделе обучения. Каждый ребенок работает в своей личной рабочей тетради.
Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса.При обработке результатов диагностики все данные заносятся в сводные таблицы, что в дальнейшем позволяет использовать их для качественного педагогического анализа.
Продолжением программы «Школьный старт» является учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» и представляет собой программу педагогического мониторинга развития универсальных учебных действий учащихся 1–4 классов. Авторы комплекта: Т.В. Беглова, М.Р. Битянова. Диагностические мероприятия позволяют учителю выявить уровень сформированности важнейших УУД на всех этапах обучения и определить педагогическую стратегию по достижению каждым ребенком метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО. Комплект для 1 класса включает тетрадь для учащихся с диагностическими заданиями «Учимся учиться и действовать» и методическое пособие для учителя. Что дает учителю работа с тетрадью «Учимся учиться и действовать»
В первом классе учитель получает возможность изучить уровень сформированности 8 важнейших универсальных учебных действий. Их оценка производится на базовом уровне, так как дети пока только в самом начале школьного пути. При разработке диагностических заданий учитывались особенности и навыков чтения первоклассников, скорость переработки ими учебной информации, способность работать с инструкцией самостоятельно, которые пока еще только формируются.
Во втором классе к этим 8 универсальным учебным действиям добавятся еще восемь.
А в третьем и четвертом их будет уже более 30-ти!
Возрастные особенности учащихся 1 класса учтены и в форме диагностических заданий: это история-сказка, участвуя в которой дети помогают учащимся лесной школы, зверятам, и их учителю, Еноту Енотовичу. Все задания (2 варианта) дети выполняют в индивидуальной рабочей тетради «Учимся учиться и действовать».
Каждый вариант представляет собой 16 диагностических модулей, которые имеют одинаковую структуру: - введение,- образец,- три диагностических задания (А, Б, В)
- и дополнительное задание, отмеченное значком
Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» позволяет системно, профессионально и всесторонне изучать и корректировать результативность и качество образования каждого ребенка, что отвечает не только требованиям системы Л.В. Занкова, но и ФГОС НОО.
Ещё одной формой мониторинга учащихся в нашей школе - это комплексная работа, позволяющая оценить уровень достижения метапредметных результатов у младших школьников по двум междисциплинарным программам: «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий». Нами используются комплексные работы «Центра Развития Молодёжи» , авторами которых являются Н.Н.Титаренко, В.Н. Ашмарина, С.В.Пинженина. Комплексная работа отличается от других видов проверочных работ по структуре, она включает текст и несколько заданий на межпредметной основе. Объектом оценки в заданиях выступают умения и универсальные учебные способы действий. Поэтому в задачных формулировках указаны разные виды деятельности первоклассников: прочитай, запиши, допиши, вставь, отметь, соедини и другие. Выполнение двенадцати заданий к тексту предполагает возможность проанализировать способность первоклассников действовать в разных предлагаемых ситуациях. Практически все задания можно разделить на три группы по форме требуемого ответа:
задания с выбором ответа (где требуется отметить верный ответ из нескольких предложенных);
задания с кратким ответом (где самостоятельно найденный ответ или вывод требуется записать в краткой форме в предложенном месте);
задания с развернутым ответом (где требуется записать решение или обоснование выбора одного из вариантов решения).
Для развития у ребёнка умения учиться важно, что при выполнении заданий он сам сможет определить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разную информацию, быть самостоятельным при планировании, проверке и оценивании процесса учения и полученных результатов. Для этого авторы поместили после каждого задания информацию о количестве баллов за его выполнение. В конце комплексной работы после всех заданий ученику предлагается в игровой форме провести самоанализ успехов в учении, ответив на вопросы: сколько баллов у тебя получилось, какое задание самое трудное?
Результаты выполнения комплексной работы представляются для каждого ученика как процент от максимального балла за выполнение всей работы. Минимальный критерий в 50 % от максимального балла означает, что у ученика не достаточно сформированы умения, обеспечивающие качество умения учиться. Можно прогнозировать возникновение у такого ученика трудностей в изучении отдельных предметов в начальной школе. Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что учащийся демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для успешного продолжения образования. Кроме того, ребята нашей школы с 1 по 4 класса участвуют в дистанционном конкурсе эрудитов проводимый в рамках проекта «Эрудит-марафон учащихся» («ЭМУ»). Данный конкурс включает в себя 4 раунда: БЫСТРЫЙ, УМНЫЙ, СМЕЛЫЙ, ЛОВКИЙ. Конкурс эрудитов – это также мониторинг метапредметных УУД. Результаты участия в конкурсе анализируются, и школа получает разнообразную мониторинговую информацию. Для учителя удобно то, что из предлагаемого анализа видно развитие каждого ученика, класс в целом, возможно сравнить результаты по конкурсу. На основе полученных аналитических сведений школа может оценить как индивидуальные достижения детей, так и сделать выводы об общих характеристиках классов. С недавнего времени наша школа является федеральной площадкой конкурса ЭМУ. (показать графики участия, побед)
Таким образом, завершая своё выступление хочется сказать, что мониторинг метапредметных УУД, как и предметных важен для учителя, так как опираясь на него учитель может выстроить программу развития каждого ребёнка.