Конспект урока по русскому языку на тему Все работы хороши, все профессии важны» ( Профессионализмы и термины)
Конспект урока по русскому языку .
Учитель русского языка, гимназии №9 ,г.Кировограда, Сайко А.А.
Тема: " Все работы хороши, все профессии важны» ( Профессионализмы и термины)
Цели :
Специфические: актуализировать знания об устаревших словах и неологизмах ; дать понятие об профессионализмах и терминах;
Теоретико-коммуникативные: развивать навыки находить профессионализмы и термины в тексте, понимать употребление терминов; совершенствовать умения работать со словарями , развивать навыки работы с текстом, говорения, чтения, письма;
Воспитательные: учить детей внимательному отношению к слову, воспитывать культуру речи.
Оборудование : раздаточный материал по теме, мультимедийная доска, компьютер, ИКТ – презентация к уроку, словари, иллюстрации к словам, схемы.
Лежит дорога к счастью через труд.
Пути иные к счастью не ведут. (Абу Шукур.)
Ход урока:
1.Мотивация учебной деятельности.
1. Просмотр отрывка из видеоролика. ( Мультфильм «Калейдоскоп профессий», 1 серия, продюсер Антон Смирнов )
Беседа на первичное восприятие отрывка.
- Что же такое профессия?
- Нужно ли иметь профессию человеку?
- Почему выбор профессий такой нелёгкий? От чего он зависит?
3. Работа с эпиграфом.
2. Актуализация опорных знаний.
-А какие профессии ушли в глубь веков, а какие появились недавно ? Выберите устаревшие и профессии-неологизмы.Трубочист, кузнец, мерчандайзер , печник , трубач , логист, художник , скотник , конюх , токарь, строитель , врач , учитель , кожевник ,джоббер, каретник , извозчик , риэлтер, гончар, столяр, гробовщик, фонарщик , маркетолог.
(Логистик -менеджер по таможне и транспорту, управляющий поставкам., Джоббер – специалист-посредник на фондовой бирже. Риэлтер (англ. – real – недвижимый (об имуществе)) – специалист по продаже недвижимости. Мерчандайзер – специалист по продвижению продукции в розничной торговле.
- Какие слова называются устаревшими и неологизмами?
3. Сообщение темы и целей урока. Мы сегодня попадём в невероятно интересный мир – мир профессий, науки, знаний и попытаемся определить какие же слова используют профессионалы в своей деятельности. Тема нашего урока называется " Все работы хороши, все профессии важны» Профессионализмы и термины. (запись в тетрадях)
Формирование новых знаний, умений, навыков.
Работа с теоретическим материалом.
А) Чтение текста Андрея Некрасова «Приключения капитана Врунгеля» (тексты распечатаны )
«Мною и другими наблюдателями неоднократно было замечено, что человек, вдоволь испивший соленой влаги из бездонной чаши океана, поражается странной болезнью, в результате которой со временем наполовину теряет бесценный дар человеческой речи. Такой человек вместо слов родного языка, вполне точно обозначающих тот или иной предмет, применяет вокабулы столь затейливые, что порой с личностью, не зараженной этой болезнью, уже и объясниться не может. Когда же такая личность в непонимании разводит руками, больной глядит на нее с презрением и жалостью. В ранней молодости недуг этот поразил меня. И сколь настойчиво ни пытался я излечиться, меры, принятые мною, не принесли желанного исцеления.По сей день выстрел для меня не громкий звук огнестрельного оружия, а рангоутное дерево, поставленное перпендикулярно в борту; беседка – не уютная садовая постройка, а весьма неудобное, шаткое висячее сиденье; кошка в моем представлении хоть и имеет от трех до четырех лап, отнюдь не домашнее животное, но маленький шлюпочный якорь.С другой стороны, если, выходя из дому, я спускаюсь по лестнице, на бульваре отдыхаю на скамейке, а придя домой, разогреваю чай на плите, то, стоит мне попасть на судно (хотя бы мысленно), эти предметы сразу превращаются в трап, банку и камбуз соответственно»
Вокабула – отдельное слово иностранного языка с переводом на родной язык.
Недуг – болезнь.
Выстрел – рангоутное (круглое) дерево (мачты, реи и т.п.), поставленное перпендикулярно к борту.Беседка – весьма неудобное, шаткое висячее сиденье.Кошка – маленький шлюпочный якорь.Трап – лестница.Банка – скамейка на шлюпке.Камбуз – судовая кухня и судовая кухонная плита.
Б) Беседа.
1. О каком недуге, поражающем старых мореходов, говорит капитан Врунгель? (Старые мореходы часто употребляют слова, непонятные другим людям.)
2. С чем это связано?(Капитан Врунгель объясняет такой «недуг» тем, что в морском языке есть немало слов, вовсе не имеющих замены.)
В) Слово учителя . Слов, вовсе не имеющих замены, или таких, которые трудно заменить, много и в языке людей других профессий. Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии , называются профессиональными (специальными). А слова ,которые называют специальные понятия науки, техники, называются терминами.
Рассмотрим схему.
3.Закрепление изученного материала. Тренировочные упражнения.
Послушайте диалог. Подумайте, прав ли оказался герой.
Тетя Поля - хирург, а моя мама - заведующая заводской амбулаторией. Стоит им встретиться - и между ними начинается разговор, в котором обычные слова заменяются медицинскими. Не успел войти, как тетя Поля меня спрашивает:-Ну, Алик, как твой кариес?Я только плечами пожал:-Никакого кариеса у меня нет.-Как, а твой зуб? Тебе уже наложили пломбу?Тут только я понял, в чем дело: неделю назад у меня заболел зуб и мне его лечили в поликлинике.Но, по - моему, гораздо проще вместо слов кариес и наложите пломбу спросить: "Ты вылечил зуб?" Но я не стал спорить! Их не переубедишь.
2. Беседа:
- Прав ли герой, что вообще не надо употреблять профессиональные слова?- Насколько оправдано употребление профессиональных слов в повседневной речи?
3.Задание к тексту.
-Выпишите профессиональные слова. Можно ли определить их значение?
- Дополните ряд медицинских профессионализмов.
4.Прочитайте текст. Найдите термин в этом тексте. (Эмпуза.)Запишите это слово и объяснение в тетрадях.
«– Новая эмпуза созрела! – сказал Иван Гермогенович.– Какое смешное слово – эмпуза, – фыркнула Валя.– Разве смешное? А вот мне оно никогда не казалось смешным... С эмпузой я давно вожусь. Это мой старый знакомый. Грибок-паразит... Один из полезнейших для человека грибков... Он убивает мух... Вот эта новая эмпуза, которая упала сейчас на землю, разорвется, как только к ней подойдет поближе муха, и осыплет ее осколками-семенами; семена прорастут, убьют муху и выбросят на погибель другим мухам новую бомбу-грибок
5.«Узнай профессию»
6.Распределить термины, которыми пользуются люди той или иной профессии.
музыканты
опера ,артиллерия, микстура, квадрат, император, аккумулятор, адвокат, кларнет, снаряд, бронхит, уравнение. крестьяне , карбюратор, прокурор ,романс, десант ,ингаляция., воевода, шиномонтаж, судья, скрипка ,.патрон ,прививка ,равенство, феодализм, бампер .свидетель, нота, батальон, фурункул, окружность, реформа, тормоз обжалование.
военные
врачи
математики
историки
юристы
шофёры
7.О какой профессии идёт речь? Как вы это определили?
- Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов - это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.
- Лешему Римский - Корсаков придумал два лейтмотива. Один поручил он струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передаёт ощущение зимней скованной природы.
- Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич.
- Что с ним?
- Инфильтрат в левом легком под ключицей.
- А сколько граммов стрептомицина вы уже. вкололи этому юноше?
- Пятьдесят два. Роман Борисович.
- Назначьте его на консультацию к Зацепиной. (По В. Владимирову).
- В уме сначала сочинил
Десятка два проектов.
Потом один он отобрал
И на листе бумажном
В разрезе дом нарисовал –
Здесь все детали важны.
Вот здесь – карниз, а здесь – фасад,
Здесь – арка и балконы,
Окон высоких строгий ряд,
Внизу деревьев кроны.
Подведение итогов урока.
Назовите, каких предметов не хватает.
2. Викторина.
Что подписывает и бухгалтер, и прокурор?(Ордер. Бухгалтер подписывает ордер на совершение операций с денежными средствами или материальными ценностями, а прокурор – ордер на арест.)
Кто ищет положительное в преступлении и отрицательное в наказании? (Адвокат.)
Специалисты по удалениям – это кто?(Спортивные судьи, удаляющие с поля штрафников. Стоматологи-хирурги, удаляющие зубы. Учителя, удаляющие шалунов с уроков.)
Перед кем все люди снимают шапки?(Перед парикмахером.)
Кто погружается в работу с головой?(Водолаз, а ещё и дрессировщик, засовывающий свою голову в пасть тигра.)
Кто горит на работе?(Пожарные.)
Кто работает со вкусом?(Дегустаторы. Название этой профессии дословно переводится с латинского как «отведыватель».)
Назовите единственного специалиста, который умеет разбирать каракули врачей.(Аптекарь.)
О каком профессионале гласит народная мудрость, что «он приходит во время еды»?(Об официанте.)
3.Беседа.
- Чем отличаются профессионализмы от терминов?
- Какую роль играют профессиональные слова и термины в повседневной жизни?
4. Заключительное слово учителя.
В мире тысячи профессий, все они хороши, и кем бы вы не хотели стать, прежде всего нужно иметь желание стать профессионалом, и тогда вы узнаете свой язык профессиональных слов и терминов.
5.Домашнее задание.
-Составьте список профессиональных слов, которыми пользуются родители. (Следующий урок начинается с игры: «Догадайся: кем работают мои родители?». )
-Нарисуйте термины профессий.
6.Оценивание учеников.
Рисунок 31Рисунок 29Рисунок 27Рисунок 23Рисунок 22Рисунок 2115