Классный час Как сказать НЕТ. Формирование навыков отказа
Тема занятия: «Как сказать «НЕТ». Формирование навыков отказа.
Цели:
Формирование навыков уверенного поведения, аргументированного произвольного отказа в ситуации выбора.
Задачи: - выработать у учащихся навыки ответственного поведения;
- научить подростков говорить «нет»;
- обобщение знаний по проблеме профилактики ВИЧ.
Ход занятия
Актуализация знаний.
Упражнение «Паутинка». Учащиеся встают в круг. У одного из участников в руках клубок с нитками. Он наматывает нить на палец и отвечает на вопрос ведущего, затем ученик передает клубок другому участнику, оставляя конец нити у себя.
Вопросы:
1. Что такое ВИЧ?
2. Кто может заразиться ВИЧ-инфекцией?
3. Что такое СПИД?
4. Через какое время ВИЧ-инфицированный человек становится заразным?
5. Через какое время после предполагаемого заражения лучше сдавать тест на ВИЧ?
6. Почему?
7. Передается ли ВИЧ через укусы насекомых?
8. Может ли ВИЧ-инфицированный выглядеть как здоровый человек?
9. Как узнать инфицирован человек или нет?
10. Передается ли ВИЧ через рукопожатие?
11. Сколько лет (приблизительно) может жить человек с ВИЧ-инфекцией?
12. Может ли человек быть ВИЧ-инфицированным и не знать об этом?
13. Можно ли вылечить ВИЧ-инфекцию, если рано начать лечение?
14. Назови любой путь заражения ВИЧ?
Ведущий: Вот такую паутину плетет эта страшная болезнь. Это происходит потому, что иногда мы просто пренебрегаем простыми правилами. Давайте сейчас попробуем распутать эту паутину, назвав, что мы можем сделать, чтобы не заразиться ВИЧ.
Учащиеся «распутывают» паутину (передают клубок в обратном порядке), называя при этом, что они должны делать, чтобы не подвергнуться опасности заражения ВИЧ.
В.: Очень часто люди подвергают себя риску заражения, только потому, что не смогли отказаться от нежелательного поведения, твердо сказать «нет».
Скажите, а вам всегда легко сказать «нет»? Почему?
Ответы участников.
В.: Действительно, часто мы боимся обидеть человека, боимся, что он перестанет с нами общаться, «упасть» в его глазах, глазах окружающих. А если нас при этом берут на «слабо»
Как вам кажется, нужно ли учиться говорить нет?
Какие плюсы, бонусы мы получим, если научимся уверенно говорить нет, отказываться от того, что нам не нужно, что мы не хотим делать?
На доске оформляется таблица:
«+»
«-»
1. уверенность
2. отказ от манипуляций
3. не чувствовать себя марионеткой
4. делать то, что надо тебе
5. не нанесешь себе вреда
6. не обидишь человека
7. не поругаешься с человеком
(Необходимо помнить, что плюсов должно быть значительно больше).
Упражнение «Коробка».
«Тебе дали коробку (кошелек) на хранение, тебе очень хочется посмотреть, что же там лежит, но тебя просили не открывать ее. Сейчас кто-нибудь из ребят, попробует уговорить тебя, ее открыть».
Если у «уговорщика» не очень получается, можно дать возможность попробовать всем.
Обсуждение:
Трудно ли было удержаться и не открыть коробку?
Трудно ли было сказать «нет»?
Что ты чувствовал, когда тебя уговаривали? Когда ты говорил «нет»?
Кому сложнее было отказать?
А в жизни, ребята, кому сложнее отказать знакомым или незнакомым?
Взрослому или сверстнику?
Учителю или родителям?
Вспомните, пожалуйста, какими методами пользовался уговорщик?
На доске прикрепляются карточки с названием методов.
Лесть
Шантаж
Уговоры
Угрозы
Насмешки
Похвала
Подкуп
Обман
А какими методами пользовался «отказывающийся»?
- отказ – соглашение
- отказ – обещание
- отказ – альтернатива
- отказ – отрицание
- отказ – конфликт
Физпауза. А теперь поменяйтесь местами те, кто родился зимой? Кому трудно сказать нет? Кто считает, что данный навык ему пригодиться в жизни?
В.: Замечательно. Предлагаю вам потренироваться в умении сказать «нет». Разделитесь на пары. Один из вас будет продавцом, а другой покупателем. Достаточно часто в последнее время встречается ситуация, когда продавец настаивает на том, чтобы мы купили у него какой-то товар (который нам, зачастую, совсем не нужен). Покупатель должен попробовать отказать продавцу 4-5 разными способами. Затем поменяйтесь ролями.
В.: Много разных отказов мы сейчас услышали, а придумайте, пожалуйста, ситуацию, в которой ни один из этих способов не подходит. (Если подростки озвучивают такаю ситуацию, необходимо при помощи группы подобрать к ней метод-отказ).
Вывод группы: Всегда можно найти способ отказаться.
Подведение итогов.
Скажите, как вы чувствовали себя на занятии?
Что вам показалось сложным? Важным? Интересным?
Нужны ли такие занятия?
В.: Предлагаю каждому выбрать картинку, которая у вас ассоциируется с сегодняшним занятием и подобрать к ней ассоциацию (существительное, глагол, прилагательное – не важно). (В работе использовались ассоциативные карты Н. Жигамонт «Цвета и чувства»).
Литература:
1. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб, 2007.
2. Профилактика социально опасных заболеваний: методические рекомендации/В.Ю.Климович, И.А.Кошелева и др. – Петрозаводск, 2016.