Статья Внеаудиторная воспитательная работа в медицинском колледже
Макаренкова Ю. Е.,
преподаватель филиала ГАПОУ АО «Архангельский медицинский колледж» в г. Северодвинске.
Внеаудиторная воспитательная работа в медицинском колледже
В последние годы воспитание как педагогическое явление занимает все большее место в образовательном процессе. Это связано с тем, что сегодня социальная нестабильность и негативное влияние в обществе (криминальная среда, распад семьи), влияние средств массовой информации оказывают серьезное отрицательное воздействие на молодое поколение.
Воспитание – целенаправленный процесс формирования гармонично развитой личности, которое обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества, становление их активными субъектами.
Управлять воспитательным процессом - это значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил.
Миссия воспитательного процесса в подготовке будущего специалиста – медика - создание предпосылок для профессионального воспитания, формирование представлений о профессиональном эталоне, профессионального отношения к реалиям медицинской действительности.
Учитывая растущие потребности личности и специфику профессии, необходимо формировать в будущих специалистах понимание социальной значимости своего труда.
Решение стратегических задач воспитания проходит в единстве образования и самообразования, воспитания и самовоспитания будущего выпускника. Основным направлением решения воспитательных задач становится включение студентов в образовательную систему медицинского колледжа, подсистемой которого выступает воспитательная работа в единстве аудиторных и внеаудиторных форм.
Огромные социальные преобразования, происходящие в нашей стране, бурный научно-технический прогресс предъявляют всё более высокие требования к обучению и воспитанию каждого человека. В этих условиях становится особенно актуально формирование у всех людей творческого подхода, активной жизненной позиции в труде, в учёбе, в работе. Воспитательная среда это часть социальной среды, которая специально создаётся для формирования субъектов общественной деятельности на всех уровнях общественной жизни.
В среде несовершеннолетних практически беспрепятственно распространяются (часто путем морального и физического принуждения) стереотипы поведения, связанные с уклонением от учебы и работы, агрессией, насилием и жестокостью по отношению к другим людям.
Качественная подготовка квалифицированного специалиста сегодня предполагает связь процесса воспитания и обучения. Воспитательная работа представляет собой систему, позволяющую раскрыть творческий и умственный потенциал каждого студента, обеспечить развитие личностных компетенций будущего медицинского работника.
Внеаудиторная воспитательная работа – это организация педагогом различных видов деятельности учащихся во внеурочное время, обеспечивающая необходимые условия для социализации личности.
Внеаудиторная деятельность предоставляет большие возможности для самореализации. Это участие в работе творческих объединений, клубов, в художественной самодеятельности, конкурсах, благотворительных акциях и т.д. Именно эта деятельность обладает наибольшим числом степеней свободы, именно в ней происходит более тесное межличностное неформальное общение студентов, преподавателей, администрации учебного заведения, осуществляется культурное обогащение и духовное самоукрепление личности, развитие и углубление вкусов.
Поскольку внеаудиторная работа является неотъемлемой частью воспитательной работы, она направлена на достижение общей цели воспитания – усвоение студентом необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой системы ценностей.
Для того чтобы определить место внеаудиторной работы в педагогическом процессе учебного заведения, необходимо рассмотреть возможности ее воспитательного воздействия на студента.
Разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей студента, которые не всегда удается рассмотреть на занятии.
Если у человека сформируется устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающие ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовывать свою деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда молодежь не умеет занять себя в свободное время.
В различных формах внеаудиторной работы студент учится жить в коллективе, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле, служит важным средством сплочения коллектива.
Содержанием воспитательной внеаудиторной работы является деятельность преподавателей и студентов, которая осуществляется по следующим направлениям: патриотическое и поликультурное, идейно-политическое, профессиональное, нравственно-правовое, культурно-эстетическое, трудовое, физическое.
Важным направлением в воспитательной работе является патриотическое воспитание и пропаганда здорового образа жизни. Ежегодная Неделя науки «За здоровый образ жизни», конкурс санбюллетеней, студенческие научно-практические конференции, на которых рассматривается различные проблемы, тематические классные часы о вреде курения, алкоголя, профилактике СПИДа и наркомании, спортивные соревнования, Дни Здоровья – все это способствует формированию здорового образа жизни.
Патриотическое воспитание направлено на формирование важнейших социокультурных качеств будущего специалиста: толерантности, эмпатии, принятия, адаптации, патриотизма.
Поликультурное воспитание предусматривает формирование толерантного отношения к представителям различных национальностей, соблюдение нравственного такта, стремление развивать общечеловеческие ценности.
Идейно-политическое предусматривает формирование у студентов научного мировоззрения, идейной убежденности, конституционных позиций личности.
Профессиональное - обеспечивает процесс целенаправленного формирования профессионально значимых и социокультурных качеств будущего работника.
Нравственно-правовое предусматривает формирование ценностных отношений к труду, обществу, себе; формирование политической культуры.
Культурно-эстетическое направлено на развитие способностей студентов к полноценному восприятию и правильному пониманию «прекрасного» в искусстве, выработке эстетических вкусов и идеалов.
Трудовое - способствует формированию у студентов творчества, инициативы, стремлений к достижению более высоких результатов в трудовой деятельности, ответственного отношения к труду. Именно в форме утверждения в общественном труде происходит утверждение индивида как личности.
Физическое воспитание направлено на укрепление потребностей студентов заниматься физической культурой и спортом, выработку санитарно-гигиенических навыков, привычек здорового образа жизни.
Таким образом, для формирования таких характеристик личности, как мировоззрение и общественная направленность, необходимо чтобы человек участвовал в познавательной разнообразной общественной жизнедеятельности. Только в процессе познавательной и практической деятельности формируются воля, патриотизм, трудолюбие и другие качества, которые присущи человеку. Внеаудиторная воспитательная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы педагога, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на занятии.